Дело № 2-371/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
07 сентября 2018 года г. Шимановск
мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,
с участием представителя истца Шилец Н.В. – Самолюк Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ГКУ АО Центр занятости населения города Шимановска Управления занятости населения Амурской области Половица Н.В., действующей по должности,
представителя третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, Общества СЃ ограниченной ответственностью «Дорожное Рксплуатационное Предприятие в„–190В» Шемелина Р•.Р•., действующего РЅР° основании доверенности в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ,
при секретаре Харитоновой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шилец Николая Васильевича к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения города Шимановска Управления занятости населения Амурской области о признании решения несоответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы Шилец Н.В., возложении обязанности по устранению препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов Шилец Н.В.,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Рстец Шилец Рќ.Р’. обратился РІ Шимановский районный СЃСѓРґ СЃ исковым заявлением Рє Государственному казенному учреждению РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области Центр занятости населения РіРѕСЂРѕРґР° Шимановска Управления занятости населения РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области (далее РїРѕ тексту – ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска) Рѕ признании решения несоответствующим нормативным правовым актам Рё нарушающим права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы Шилец Рќ.Р’., возложении обязанности РїРѕ устранению препятствия Рє осуществлению прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё реализации законных интересов Шилец Рќ.Р’.
РСЃРє мотивирован тем, что 10.01.2018 РіРѕРґР° Шилец Рќ.Р’. обратился РІ ГКУ РђРћ ЦЗН Рі.Шимановска СЃ заявлением Рѕ сохранении среднего месячного заработка РїРѕ последнему месту работы РІ течение четвертого месяца СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения, обосновывая СЃРІРѕС‘ заявление статьёй 318 РўРљ Р Р¤, которая предусматривает, что РІ исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется РІ течение четвертого, пятого Рё шестого месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения РїРѕ решению органа службы занятости населения РїСЂРё условии, если РІ месячный СЃСЂРѕРє после увольнения работник обратился РІ этот орган Рё РЅРµ был РёРј трудоустроен. Решением РљРѕРјРёСЃСЃРёРё ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска «По рассмотрению исключительных случаев увольнения работников РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организаций, расположенных РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностям» в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Шилец Рќ.Р’. сообщено, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» находится РЅР° территории Рі. Шимановска, который РЅРµ приравнен Рє районам Крайнего Севера Рё местностям приравненным Рє районам Крайнего Севера, то ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска РЅРµ вправе выдать ему решение Рѕ сохранении среднего месячного заработка РІ течении четвертого месяца после увольнения. РЎ выводами РљРѕРјРёСЃСЃРёРё ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска Шилец Рќ.Р’. РЅРµ согласен РїРѕ следующим причинам:
Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» №4520-1 от 19.02.1993 года установлены гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Статьёй 10 указанного выше закона установлен районный коэффициент к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям. Пунктом 3 Постановления №4521-1 от 19.02.1993 года установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом №4520-1 от 19.02.1993 года, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 1996 г. №78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» предусматривалось, что гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим на Севере, устанавливаются дифференцировано, с учетом его районирования по дискомфортности условий жизнедеятельности населения. Федеральным законом гарантии и компенсации могут быть распространены на лиц, проживающих в иных районах с дискомфортными условиями проживания, а в соответствии с ч. 2 ст. 13 указанного Закона гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством Российской Федерации, должны предоставляться впредь до принятия федерального закона, определяющего гарантии и компенсации лицам, работающим и проживающим в районах с дискомфортными условиями проживания.
Федеральный закон, определяющий гарантии Рё компенсации лицам, работающим Рё проживающим РІ районах СЃ дискомфортными условиями проживания РґРѕ настоящего времени РЅРµ РїСЂРёРЅСЏС‚. Согласно штатного расписания работников аппарата управления РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ работникам начислялся Рє должностному окладу районный коэффициент РІ размере 30%. Таким образом, предоставление социальных гарантий Рё компенсаций лицам, работающим РІ местностях, РЅРµ отнесенных Рє районам Крайнего Севера Рё приравненным Рє РЅРёРј местностям, РЅРѕ РіРґРµ выплачиваются районные коэффициенты Рё процентные надбавки Рє «работной плате, объясняется положениями С‡. 2 СЃС‚. 423 РўСЂСѓРґРѕРІРѕРіРѕ кодекса Р Р¤, согласно которой изданные РґРѕ введения РІ действие РўРљ Р Р¤ нормативные правовые акты Правительства Р Р¤ РїРѕ вопросам, которые РјРѕРіСѓС‚ регулироваться только федеральными законами, действуют впредь РґРѕ введения РІ действие соответствующих федеральных законов.
Перечисленные правовые акты, позволяют Шилец Рќ.Р’. претендовать РЅР° сохранение среднего месячного заработка РІ течении четвертого месяца после увольнения. Шилец Рќ.Р’. уволен СЃ РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» РїРѕ сокращению штата работников организации ДД.РњРњ.ГГГГ приказом в„– РїРѕ пункту 2 статьи 81 РўРљ Р Р¤. Шилец Рќ.Р’. РІ ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска занятости состоит РЅР° учете РІ категории ищущего работу СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ: признать решение РљРѕРјРёСЃСЃРёРё ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска «По рассмотрению исключительных случаев увольнения работников РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций, расположенных РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностям» в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅРµ соответствующим нормативным правовым актам Рё нарушающим права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы Шилец Рќ.Р’. Обязать ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска устранить препятствия Рє осуществлению прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё реализации законных интересов Шилец Рќ.Р’. путем принятия решения Рѕ сохранении среднего месячного заработка РїРѕ последнему месту работы РІ РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» РІ течение четвертого месяца после увольнения.
Рстец Шилец Рќ.Р’. РІ судебное заседание РЅРµ прибыл, Рѕ времени месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом. Руководствуясь положением СЃС‚. 167 ГПК Р Р¤, СЃСѓРґ считает возможным провести судебное заседание РІ отсутствие истца Шилец Рќ.Р’..
Р’ судебном заседании представитель истца Шилец Рќ.Р’. – Самолюк Р•.Р’. исковые требования своего доверителя поддержала РїРѕ тем Р¶Рµ основаниям, РїСЂРё этом уточнила заявленные требования Рё СЃСѓРґСѓ пояснила, что поскольку абзацем вторым статьи 318 РўРљ Р Р¤ предусмотрено, что среднемесячный заработок сохраняется Р·Р° работником РІ течение четвертого, пятого Рё шестого месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения РїРѕ решению органа службы занятости населения РІ исключительных случаях, Р° Центр занятости РІ оспариваемом решении РЅРµ отразил своего решения РІ данной части, то считаем необходимым уточнить заявленные исковые требования РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ наличием такого случая Сѓ Шилец Рќ.Р’., РІ частности: истец длительное время РЅРµ может трудоустроиться как СЃ помощью Центра занятости, так Рё самостоятельно РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ отсутствием вакансий РїРѕ его специальности. РљСЂРѕРјРµ того, РІ семье Шилец Рќ.Р’. есть ребенок-инвалид 2011 РіРѕРґР° рождения, которому, РІ период замещения должности главного инженера РІ РћРћРћ «ДРРџ в„–190В», РѕРЅ обеспечивал существенную материальную помощь РЅР° систематическое платное реабилитационное лечение, РїСЂРѕРІРѕРґРёРјРѕРµ РІ нескольких клиниках центральной части Р РѕСЃСЃРёРё Рё платное коррекционное развитие РІ своем регионе. Поскольку реабилитационное лечение ребенка, которое проводиться курсами, дорогостоящее, то посредством волонтеров был организован СЃР±РѕСЂ денежных средств РЅР° лечение ребенка, РЅРѕ СЃСѓРјРјР° СЃР±РѕСЂР° составила 10% РѕС‚ требуемой для прохождения лечения, перелета мамы СЃ ребенком Рё СЃ сопровождающим специалистом, Р° также расходов РЅР° проживание РІ месте реабилитации. Профессорским составом программа реабилитации рассчитана РґРѕ 9 летнего возраста ребенка, РїРѕ истечение возраста которого эффективность реабилитационных мероприятий существенно снижается. Р’ настоящий момент истребованы РІСЃРµ необходимые документы, подтверждающие изложенное, которые РїСЂРё получении Р±СѓРґСѓС‚ предоставлены СЃСѓРґСѓ. РџСЂРё всех попытках трудоустроиться РїРѕ своей специальности Рё приобретенным навыкам самостоятельно либо СЃ помощью ответчика ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска истцу РЅРµ удалось РґРѕ сегодняшнего РґРЅСЏ. Р’ Рі. Шимановске отсутствуют вакантные профессии аналогичные последнему месту работы истца, РЅР° которые РѕРЅ РјРѕРі Р±С‹ трудоустроиться. Положительных ответов РЅР° СЃРІРѕРµ резюме истец РЅРµ получил РЅРё разу Р·Р° весь период безработицы. Платное переобучение истца РЅРµ РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ РїРѕ причине отсутствия Сѓ семьи свободных средств. Р’ настоящий момент истец имеет кредитные обязательства, РЅР° погашение которых СѓС…РѕРґРёС‚ РІСЃСЏ его пенсия. Обратившись РІ ответчика ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска СЃ заявлением Рѕ выплате среднего заработка, РІ соответствии СЃ гарантиями, предусмотренными статьей 318 РўРљ Р Р¤, Шилец Рќ.Р’. описал данную ситуацию РІ заявлении Рё РїРѕСЏСЃРЅСЏР» устно, РЅРѕ РІ решении ответчик РЅРµ указал мотивы отказа РїРѕ данному основанию, перечень каких-либо необходимых документов предоставить РЅРµ предложил.
РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ: признать решение РљРѕРјРёСЃСЃРёРё ответчика ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска «По рассмотрению исключительных случаев увольнения работников РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций, расположенных РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностям» в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅРµ соответствующим нормативным правовым актам Рё нарушающим права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы Шилец Рќ.Р’. Обязать ответчика ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска устранить препятствия Рє осуществлению прав, СЃРІРѕР±РѕРґ Рё реализации законных интересов Шилец Рќ.Р’. путем принятия решения Рѕ сохранении среднего месячного заработка РїРѕ последнему месту работы РІ РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» РІ течение четвертого месяца после увольнения. Признать исключительным случаем для сохранения среднего заработка Шилец Рќ.Р’. РІ течение четвертого месяца СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения РїРѕ сокращению - отсутствие вакансий РІ месте жительства РїРѕ специальности; невозможность трудоустроиться длительное время; необходимость платного реабилитационного лечения Рё коррекционного развития ребенка-инвалида РІ семье истца.
Р’ судебном заседании представитель ответчика ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска Половица Рќ.Р’. РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление РЅРµ признала Рё СЃСѓРґСѓ пояснила, что ДД.РњРњ.ГГГГ РІ ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска поступило заявление «О сохранении среднего месячного заработка РїРѕ последнему месту работы РІ течении четвертого месяца СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения» РѕС‚ незанятого гражданина Шилец Рќ.Р’. Решением РєРѕРјРёСЃСЃРёРё «По рассмотрению исключительных случаев увольнения работников РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ликвидацией организаций либо сокращением численности штата работников организаций, расположенных РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностям» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Шилец Рќ.Р’. было отказано РІ выдаче решения Рѕ сохранении среднего месячного заработка РІ течении четвертого месяца после увольнения. Шилец Рќ.Р’. был зарегистрирован РІ целях РїРѕРёСЃРєР° работы РІ ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска ДД.РњРњ.ГГГГ. ДД.РњРњ.ГГГГ Шилец Рќ.Р’. был признан безработным Рё ему была назначена выплата РїРѕСЃРѕР±РёСЏ РїРѕ безработице СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ. Согласно С‡.1 СЃС‚.318 РўРљ Р Р¤ Шилец Рќ.Р’. были выданы решения Рѕ сохранении среднего месячного заработка третий месяцы. ДД.РњРњ.ГГГГ Сѓ Шилец Рќ.Р’. наступил пенсионный возраст, РїРѕ его заявлению Шилец Рќ.Р’. был СЃРЅСЏС‚ СЃ учета РїРѕ безработице СЃ 21 12.2017 РіРѕРґР°. ДД.РњРњ.ГГГГ Шилец Рќ.Р’. РІРЅРѕРІСЊ был постановлен РЅР° учет РїРѕ безработице РІ качестве. Р’ своем отказе Шилец Рќ.Р’. Рѕ сохранении среднего месячного заработка РїРѕ последнему месту работы РІ течение четвертого месяца СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения ГКУ РђРћ ЦЗН Рі.Шимановска основывался, РЅР° том, что государственные гарантии работнику, увольняемому РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены СЃС‚.318 РўРљ Р Р¤, РЅРѕ РІ исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется РІ течение четвертого месяца лицам, которые выполняли СЃРІРѕРё трудовые обязанности РІ районах Крайнего Севера Рё местностей, приравненных Рє районам Крайнего Севера (Указы Президиума Верховного Совета РЎРЎРЎР РѕС‚ 10 февраля 1960 РіРѕРґР° Рё РѕС‚ 26 сентября 1967 РіРѕРґР° Рѕ льготах для лиц, работающих РІ этих районах Рё местностях, утвержденному постановлением Совета Министров РЎРЎРЎР РѕС‚ 10 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1967 РіРѕРґР° в„– 1029. Статьёй 2 Закона РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области РѕС‚ 11 апреля 2005 РіРѕРґР° в„–471-03 «О гарантиях Рё компенсациях для лиц, работающих Рё проживающих РЅР° территории РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области» определено, что РЅР° территории области Рє местностям, приравненным Рє районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, РіРѕСЂРѕРґР° Зея Рё Тында Рё подчиненные его администрации населенные пункты. РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» находится РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґР° Шимановска, который РЅРµ приравнен Рє районам Крайнего Севера Рё местностям приравненных Рє районам Крайнего Севера. Законом Р Р¤ 19.02.1993 РіРѕРґР° в„–4520-1 «О государственных гарантиях Рё компенсациях для лиц, работающих Рё проживающих РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностях» РјРѕРіСѓС‚ предоставляться гарантии Рё компенсации лицам, работающим Рё проживающих РІ районах СЃ дискомфортными условиями проживания. Шилец Рќ.Р’. РЅРµ предоставил РІ ГКУ РђРћ ЦЗН Рі.Шимановска РєРѕРїРёСЋ штатного расписания работников аппарата управления РћРћРћ «ДРРџ в„–190В». РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ отказать Шилец Рќ.Р’. РІ удовлетворении РёСЃРєР°.
Р’ судебном заседании представитель третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» Шемелин Р•.Р•. СЃСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» считает требования истца Шилец Рќ.Р’. необоснованными. Как установлено С‡. 1 Рё С‡. 2 СЃС‚. 318 РўРљ Р Р¤, работнику, увольняемому РёР· организации, расположенной РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностях, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ сокращением численности или штата работников организации, РІ исключительных случаях сохраняется средний месячный заработок РІ течение четвертого, пятого Рё шестого месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения РїРѕ решению органа службы занятости населения РїСЂРё условии, если РІ месячный СЃСЂРѕРє после увольнения работник обратился РІ этот орган Рё РЅРµ был РёРј трудоустроен.
РР· приведенного законоположения следует, что законодателем установлены следующие условия для предоставления работнику названной гарантии, которые должны быть соблюдены одновременно: 1) расположение работодателя районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностях; 2) увольнение работника РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ сокращением численности или штата работников организации; 3) обращение уволенного работника РІ орган службы занятости населения РІ месячный СЃСЂРѕРє после увольнения Рё факт его нетрудоустройства РІ течение 3 (трех) месяцев после увольнения; 4) наличие исключительных обстоятельств, касающихся увольнения работника, «силу которых работнику необходима такая гарантия. Согласно СЃС‚. 2 Закона в„–4520-1, перечень районов Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностей для целей предоставления гарантий Рё компенсаций, предусмотренных указанным законом, устанавливается Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Однако РЅР° сегодняшний день Правительством Р Р¤ такой перечень РЅРµ установлен, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем применяется перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров РЎРЎРЎР РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, согласно которого РЅР° территории РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области отсутствуют районы Крайнего Севера, Р° РІ качестве районов, приравненных Рє таковым, названы Зейский, Селемджинский Рё Тындинский районы, РіРѕСЂРѕРґР° Зея Рё Тында СЃ территорией, находящейся РІ административном подчинении РёС… органов власти. Как следует РёР· данных Единого государственного реестра юридических лиц (БГРЮЛ), местом нахождения РћРћРћ «ДРРџ в„– 190В» является РіРѕСЂРѕРґ Шимановск РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области. Указанный населенный РїСѓРЅРєС‚ РЅРµ относится Рє вышеперечисленным территориям, приравненным Рє районам Крайнего Севера. Следовательно, РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» РЅРµ расположено РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностях. Позиция истца, основанная РЅР° положениях Закона в„– 4520-1, Постановления Верховного Совета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 19.02.1993 в„–4521-1, Федерального закона РѕС‚ 19.06.1996 в„– 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», СЃС‚. 423 РўРљ Р Р¤, сделаны РЅР° основании ошибочного толкования указанных нормативных актов, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РЅРµ имеют правового значения РІ данном деле. Шилец Рќ.Р’. ссылается РЅР° положения статей 8 Рё 13 Федерального закона РѕС‚ 19.06.1996 в„–78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации». Между тем, истцом РЅРµ учтено, что указанный Федеральный закон утратил силу СЃ 01.01.2005 (Рї. 1 СЃС‚. 155 Рё Рї. 38 СЃС‚. 156 Федерального закона РѕС‚ 22.08.2004 в„– 122-ФЗ), РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем его применение РІ рассматриваемом деле невозможно. Как установлено Рї. 3 Постановления Верховного Совета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации oС‚ 19.02.1993 в„– 4521-1, гарантии Рё компенсации, установленные Законом в„–4520-1, распространяются РЅР° районы Севера, РІ которых начисляются районный коэффициент Рё процентная надбавка Рє заработной плате, РЅРѕ РЅРµ отнесенные Рє районам Крайнего Севера Рё приравненным Рє РЅРёРј местностям. Между тем, ссылаясь РЅР° указанное законоположение, административный истец РЅРµ учитывает, что Законом в„– 4520-1 РЅРµ предусмотрена гарантия РІ РІРёРґРµ сохранения Р·Р° работником, уволенным РёР· организации РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ сокращением СЃРµ численности или штата, среднего заработка. Такая гарантия установлена РўРљ Р Р¤, ссылка РЅР° который РІ Рї. 3 названного Постановления Верховного Совета Р Р¤ отсутствует. РљСЂРѕРјРµ того, Рї. 3 названного постановления применяется Рє районам севера, РЅРµ отнесённым Рє районам Крайнего Севера Рё приравненным Рє РЅРёРј местностям. Однако доказательств, свидетельствующих РѕР± отнесении Рі. Шимановска Рє таким районам Севера истцом РЅРµ представлено. Согласно правовой позиции Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, само РїРѕ себе установление районного коэффициента Рё процентной надбавки Рє заработной плате РІ той или РёРЅРѕР№ местности РЅРµ свидетельствует РѕР± ее отнесении Рє районам Севера, Крайнего Севера или приравненным Рє РЅРёРј местностям (раздел 6 РћР±Р·РѕСЂР° практики рассмотрения судами дел, связанных СЃ осуществлением гражданами трудовой деятельности РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностях (утв. Президиумом Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ 26.02.2014), ответ РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ в„– 4 РћР±Р·РѕСЂР° судебной практики Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р·Р° первый квартал 2013 РіРѕРґР° Президиумом Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ 03.07.2013), Определение Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 25.10.2013 РіРѕРґР° в„– 55-РљР“13-6). Таким образом, тот факт, что РІ РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» установлен районный коэффициент РЅРµ свидетельствует Рѕ наличии Сѓ административного истца права РЅР° получение гарантий, установленных СЃС‚. 318 РўРљ Р Р¤. Перечисленные обстоятельства подтверждают сделанный ответчиком РІ оспариваемом решении вывод Рѕ том, что РћРћРћ «ДРРџ в„–190В», являющееся бывшим работодателем для истца, РЅРµ расположено РІ районе Крайнего Севера или приравненной Рє РЅРёРј местности, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Сѓ истца отсутствует право РЅР° получение гарантий, предусмотренных СЃС‚. 318 РўРљ Р Р¤. Рстец РїСЂРѕСЃРёС‚ обязать ответчика принять решение Рѕ сохранении Р·Р° истцом среднего месячного заработка РїРѕ последнему месту работы РІ течение четвертого месяца после увольнения. Как указывалось выше, для принятия РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ решения необходимо одновременное соблюдение СЂСЏРґР° условий, среди которых обращение уволенного работника РІ орган службы занятости населения РІ месячный СЃСЂРѕРє после увольнения Рё факт его нетрудоустройства РІ течение 3 месяцев после увольнения, Р° также наличие исключительных обстоятельств, касающихся, увольнения работника, РІ силу которых работнику необходима такая гарантия. Рстцом РЅРµ предоставлены доказательства, свидетельствующие РѕР± обращении уволенного работника РІ орган службы занятости населения РІ месячный СЃСЂРѕРє после увольнения Рё факт его нетрудоустройства РІ течение 3 месяцев после увольнения.Как разъяснил Президиум Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Рї. 15 РћР±Р·РѕСЂР° судебной практики Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„–2 (2017) РѕС‚ 26.04.2017 РіРѕРґР°, сохранение Р·Р° работником среднего месячного заработка РЅР° последующие месяцы производится РЅРµ РІ качестве общего правила, РІ исключительных случаях, Рє которым, РїРѕ смыслу РўРљ Р Р¤, относятся обстоятельства социальной незащищенности уволенного работника Рё тому подобные обстоятельства. Как следует РёР· оспариваемого решения, Р° также Р¶Рµ подтверждается началами дела, истцом РЅРё ответчику, РЅРё СЃСѓРґСѓ РЅРµ предоставлены какие-либо документы, иные доказательству свидетельствующие Рѕ наличии вышеперечисленных исключительных обстоятельств, которые позволили Р±С‹ ему, среди прочего, претендовать РЅР° получение условленной СЃС‚. 318 РўРљ Р Р¤ гарантии РІ РІРёРґРµ сохранения Р·Р° РЅРёРј среднего месячного заработка РІ течение 4 месяца после увольнения. РџСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ отказать Шилец Рќ.Р’. РІ удовлетворении РёСЃРєР°.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Шилец Н.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 ТК РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).
Согласно ч. 2, 3 ст. 318 ТК РФ В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.
РР· приведенных РЅРѕСЂРј закона следует, что РІ случае увольнения работника РёР· организации, расположенной РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностях, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное РїРѕСЃРѕР±РёРµ РІ размере среднего месячного заработка Рё Р·Р° РЅРёРј сохраняется средний месячный заработок РЅР° период трудоустройства, РЅРѕ РЅРµ свыше трех месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Р’ судебном заседании установлено, что истец Шилец Рќ.Р’. состоял РІ трудовых отношениях СЃ РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» РІ должности Рё.Рѕ. главного инженера. Трудовым РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ работнику Шилец Рќ.Р’. Рє заработной плате установлена надбавка – районный коэффициент 30%. Уведомлением РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ работник Шилец Рќ.Р’. был информирован Рѕ предстоящем увольнении. РќР° основании приказа руководителя РћРћРћ «ДРРџ в„–В» РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– Шилец Рќ.Р’. уволен СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ Рї. 2 СЃС‚. 81 РўРљ Р Р¤ – сокращение штата работников организации. Данные обстоятельства сторонами РЅРµ оспариваются.
Кроме того, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Шилец Н.В. зарегистрирован в ГКУ АО ЦЗН г. Шимановска в целях поиска работы. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № Шилец Н.В. признан безработным и ему назначена выплата пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. После достижения пенсионного возраста Шилец Н.В. по его заявлению с ДД.ММ.ГГГГ приказом ГКУ АО ЦЗН г.Шимановска № снят с учёта по безработице.
ДД.ММ.ГГГГ Шилец Н.В. вновь поставлен на учёт по безработице в качестве ищущего работу. ДД.ММ.ГГГГ Шилец Н.В. обратился в ГКУ АО ЦЗН г. Шимановска с заявлением о сохранении среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения.
ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии по рассмотрению исключительных случаев увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях виде отсутствия оснований для выдачи Шилец Н.В. решения о сохранении среднего месячного заработка в течение четвёртого месяца после увольнения.
ДД.РњРњ.ГГГГ Шилец Рќ.Р’. направлено решение РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Центра занятости населения РіРѕСЂРѕРґР° Шимановска «По рассмотрению исключительных случаев увольнения работников РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организаций, расположенных РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностям» в„–, которым ему отказано РІ удовлетворении заявления, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РћРћРћ «ДРРџ в„– 190В» находится РЅР° территории Рі. Шимановска, который РЅРµ расположен РІ районах Крайнего Севера Рё местностям, приравненных Рє районам Крайнего Севера.
В судебном порядке истец поставил вопрос о наличии у него права на выплату ему среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения.
В обоснование данного требования сторона истца ссылалась на положения Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» №4520-1 от 19.02.1993 года (далее по тексту – Закон №4520-1 от 19.02.1993 года), устанавливающего государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 ст. 313 ТК РФ).
Статьёй 2 Закон №4520-1 от 19.02.1993 года, определено, что перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Между тем, как верно указал представитель РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» РЅР° сегодняшний день применению подлежит перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров РЎРЎРЎР РѕС‚ 03.01.1983 РіРѕРґР° в„–12, согласно которого РЅР° территории РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области отсутствуют районы Крайнего Севера, Р° РІ качестве районов, приравненных Рє таковым, названы Зейский, Селемджинский Рё Тындинский районы, РіРѕСЂРѕРґР° Зея Рё Тында СЃ территорией, находящейся РІ административном подчинении Тындинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Совета народных депутатов.
Р’ выписке РёР· ЕГРЮЛ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ указан адрес (место нахождения) деятельности РћРћРћ «ДРРџ в„–В» - Рі. Шимановск Амурская область.
Соответственно, СЃ учётом места нахождения бывшего работодателя РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» - Рі. Шимановск РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, РјРѕР¶РЅРѕ сделать вывод Рѕ том, что бывший работник Шилец Рќ.Р’. РЅРµ подпадает РїРѕРґ категорию лиц, чья трудовая деятельность связана СЃ работой РІ районах Крайнего Севера или приравненных Рє РЅРёРј местностях.
При этом ссылку истца и его представителя на положения статьи 8 Федерального закона от 19.06.1996 года №78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» суд не принимает во внимание, поскольку он признан утратившим силу с 01.01.2005 года.
В пункте 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации oт 19.02.1993 года №4521-1 «О порядке введения в действие Закона российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», разъяснено, что гарантии и компенсации, установленные Законом №4520-1, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.
Однако вышеприведённым Законом №4520-1 от 19.02.1993 года не предусмотрен такой вид гарантии как сохранение за работником, уволенным из организации в связи с сокращением ее численности или штата, среднего заработка.
РЎРІРѕСЋ позицию сторона истца также обосновывала тем, что бывшим работодателем РћРћРћ «ДРРџ в„–190В» РїСЂРё оплате труда работнику производилось выплата надбавка Рє заработной плате РІ РІРёРґРµ районного коэффициента РІ размере 30%.
Однако, данное обстоятельство РЅРµ свидетельствует Рѕ территориальной принадлежности Шимановского района, РіРґРµ расположено РћРћРћ «ДРРџ в„–190В», Рє районам Крайнего Севера Рё приравненным Рє РЅРёРј местностям, соответственно, РЅРµ является основанием Рє возникновению условия для предоставления бывшему работнику Шилец Рќ.Р’. права РЅР° получение СЃРїРѕСЂРЅРѕР№ выплаты - среднего месячного заработка РІ течение четвертого месяца СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. №2214-О, поскольку орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником, в том числе среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, должен не только установить наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующих выплат, но и учитывать иные имеющие значение обстоятельства, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле положений части 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения, не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
РР· решения РєРѕРјРёСЃСЃРёРё ГКУ РђРћ ЦЗН Рі. Шимановска РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, обжалованного РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ истцом Шилец Рќ.Р’., следует, что заявителем РЅРµ подтверждено наличие правового основания Рє возникновению права РЅР° сохранение среднего месячного заработка РїРѕ последнему месту работы РІ течение четвёртого месяца СЃРѕ РґРЅСЏ увольнения, поскольку истцом РЅРµ доказан факт работы РІ организации, расположенной РІ районах Крайнего Севера Рё приравненных Рє РЅРёРј местностях.
Суд отмечает, что данное обстоятельство в совокупности с другими условиями, прямо предусмотренными в части 1 статьи 318 ТК РФ, является обязательным и необходимым для принятия территориальным центром занятости населения решения о сохранении за заявителем среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвёртого месяца со дня увольнения.
При таких обстоятельствах суд не соглашается с тем, что обжалуемое решение комиссии ГКУ АО ЦЗН г.Шимановска от ДД.ММ.ГГГГ принято с нарушением действующего законодательства, а потому не находит оснований к удовлетворению требования истца Шилец Н.В. о признании решения комиссии ГКУ АО ЦЗН г.Шимановска «По рассмотрению исключительных случаев увольнения работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом в силу ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными не могут быть признаны граждане: которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рї. 4 Правил регистрации безработных граждан, утверждённых постановлением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 7 сентября 2012 Рі. в„–891, следует сделать вывод, что хотя пенсионеры Рё РјРѕРіСѓС‚ являться субъектом трудовых правоотношений, РЅРѕ РѕРЅРё лучше защищены РІ социальном смысле, РїРѕ сравнению СЃ РґСЂСѓРіРёРјРё категориями работников, Рё наличие пенсии Сѓ этих лиц указывает РЅР° РёС… большую социальную защищенность
При таком положении, граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными. При этом распространение на пенсионеров гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, не является безусловным основанием для применения в отношении них положений ст. 318 ТК РФ вне зависимости от исключительности обстоятельств для таких выплат.
Довод стороны истца о наличии ребенка-инвалида в семье Шилец Н.В. никак документально не обоснован, стороной истца суду не представлено доказательств того, что ребёнок признан членом семьи Шилец Н.В. и находится у него на иждивении, равно как и не представлено допустимых доказательств необходимости обязательного проведения материальных затрат на лечение ребёнка со стороны истца.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Суд принимает во внимание, что к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 года).
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что Шилец Н.В. является пенсионером, размер получаемой им пенсии по старости превышает размер прожиточного минимума, при этом истец иждивенцев не имеет.
Поскольку положения трудового законодательства требуют наличия весомых обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными в смысле статьи 318 ТК РФ, суд, в условиях отсутствия доказательств, подтверждающих наличие иных исключительных обстоятельств, в том числе- наличие фактов социальной незащищенности Шилец Н.В., дающих основание для выплаты среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения, считает необоснованным требование о признании за Шилец Н.В. исключительным случаем для сохранения среднего заработка Шилец Н.В. в течение четвертого месяца со дня увольнения по сокращению - отсутствие вакансий в месте жительства по специальности; невозможность трудоустроиться длительное время; необходимость платного реабилитационного лечения и коррекционного развития ребенка-инвалида в семье истца.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым Шилец Н.В. отказать в удовлетворении иска в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Р• РЁ Р Р›:
Шилец Николаю Васильевичу в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через данный суд путём подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в порядке Главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: