Решение по делу № 2-2927/2023 от 05.06.2023

Производство № 2-2927/2023

УИД 67RS0003-01-2023-002701-71

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2023 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

            в составе:

            председательствующего                Коршунова Н.А.,

            при секретаре                    Романовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску           Ступникова Романа Валентиновича к ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», Министерству социального развития Смоленской области о признании действий незаконными, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Ступников Р.В. обратился в суд с данным иском к ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», Департаменту Смоленской области по социальному развитию. В обосновании заявленных требований указал, что 15.12.2022 он обратился в Департамент Смоленской области по социальному развитию с заявлением для предоставления дополнительной меры социальной поддержки граждан в Российской Федерации, пребывавших в период проведения специальной военной операции в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации, в виде единовременной денежной выплаты. Распоряжением № 2 от 26.04.2023 истцу было отказано в назначении данной выплаты в связи с тем, что истцом был предоставлен неполный комплект документов, а именно отсутствовала выписка из именного списка военного комиссариата (далее по тексту – Именной список). После чего истец обратился в Военный комиссариат Смоленской области с заявлением о предоставлении выписки из именного приказа. Однако в предоставлении Именного списка ему отказали в связи с тем, что он поступил в добровольческое формирование и убыл в зону СВО, минуя Военный комиссариат Смоленской области. Полагает вышеуказанный отказы ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» и Департамента Смоленской области по социальному развитию незаконными, нарушающими его права.

Просит признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» включить его в именной список ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», обязать ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» включить истца в именной список, признать незаконным отказ Департамента Смоленской области в назначении единовременной денежной выплаты, установленной Постановлением Администрации Смоленской области от 15.12.2022 № 949, обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию предоставить истцу единовременную выплату, установленную Постановлением Администрации Смоленской области от 15.12.2022 № 949.

Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 28.11.2023 произведена замена ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию в порядке процессуального правопреемства на правопреемника – Министерство социального развития Смоленской области.

Истец Ступников Р.В. в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил. Ранее в судебном заседании истец заявленные требования поддержал, пояснив, что от имени работодателя его пригласили заключить контракт до проведения мобилизации, после чего он прибыл в войсковую часть для заключения контракта. Представитель истца Новикова Н.П., действующая на основании доверенности, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства социального развития Смоленской области Скороспелова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» Афонькин В.В., Баталова Н.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признали, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.

Заслушав объяснения представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что истец Ступников Р.В. в период с 20.09.2022 по 25.09.2022 проходил подготовку к выполнению задач по предназначению в войсковой части 22179 Южного военного округа, с 26.09.2022 по 26.12.2022 выполнял боевую задачу в зоне проведения Специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, что подтверждается справкой, выданной 20 добровольческим отрядом «БАРС» (л.д. 42).

Согласно выписке из приказа командира войсковой части 22179 от 26.09.2022 № 196 § 28 рядовой запаса Ступников Р.В. (стрелок-помощник гранатометчика 1 группы 3 роты 20 отряда «БАРС») зачислен в списки личного состава 20 отряда «БАРС», назначен на должность и 26.09.2022 приступил к исполнению служебных обязанностей (л.д. 43).

Выпиской из приказа командира войсковой части 22179 от 26.09.2022 № 196 § 96 предусмотрено, что доброволец 20 отряда «БАРС» Ступников Р.В. 26.09.2022 приступил к выполнению задач Специальной военной операции (л.д. 44).

26.12.2022 доброволец 20 отряда «БАРС» Ступников Р.В. прекратил выполнение задач Специальной военной операции и освобожден от занимаемой должности, сдал дела и должность, исключен из 20 отряда «БАРС» в связи окончанием срока, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части от 26.12.2022 № 277 § 39 (л.д. 45).

В материалы дела представлено удостоверение добровольца № Ступникова Р.В. отряда Барс-20, выданного начальником штаба войсковой части 22179 (л.д. 16).

26.04.2023 истец обратился в Отдел социальной защиты населения Смоленского района Департамента Смоленской области по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты (л.д. 38-39).

Решением № 2 от 26.04.2023 Ступникову Р.В. отказано в назначении МСП ЕДВ гражданам РФ, пребывавшим в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач ВС РФ в период проведения СВО. В соответствии с Постановлением Правительства Смоленской области от 15.12.2022 № 949 «О дополнительной мере социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пребывавшим в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период проведения специальной военной операции» истцу отказано по причине отсутствия в комплекте представленных документов выписки из именного списка ВК (л.д. 47).

Из доводов искового заявления следует, что после получения решения об отказе в назначении МСП ЕДВ гражданам РФ, пребывавшим в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач ВС РФ в период проведения СВО, истец обратился в Военный комиссариат Смоленской области за данной выпиской.

Из ответа Военного комиссариата Смоленской области от 02.05.2023 на обращение Ступникова Р.В. следует, что Военный комиссариат Смоленской области не может внести истца в Именной список или предоставить выписку из Именного списка, прописанного в пп. 3 п. 5 «Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, пребывающих в период проведения специальной военной операции в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации», утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 15.12.2022 № 949. У военного комиссариата, так и части – формирователя добровольческих подразделений, Именные списки будут идентичны, как по количеству переданных и принятых граждан, так и по фамильно. Военный комиссариат не может внести изменения в Именной список по гражданину, поступившему в добровольческое формирование и убывшему в зону специальной военной операции минуя Военный комиссариат Смоленской области (л.д. 9-10).

Истец с данными решениями ответчиков не согласен, полагает, что имеются правовые основания для назначении ему единовременной денежной выплаты, установленной Постановлением Администрации Смоленской области от 15.12.2022 № 949.

Разрешая заявленные требования истца, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 2 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, пребывавших в период проведения специальной военной операции в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (далее – Порядок) – право на единовременную денежную выплату имеют граждане Российской Федерации, пребывавшие в период проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, включенные в именной список Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Смоленской области" изъявивших желание добровольно принять участие в специальной военной операции (далее соответственно - именной список Военного комиссариата, Военный комиссариат) либо заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании с Министерством обороны Российской Федерации в лице военного комиссара муниципального образования Смоленской области (далее - граждане, пребывавшие в добровольческих формированиях).

В соответствии с п.4 и п.5 Порядка предусмотрено, что для получения единовременной денежной выплаты гражданин, пребывавший в добровольческом формировании, или его представитель обращается в сектор социальных выплат, приема и обработки информации смоленского областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат, приема и обработки информации" (далее также - сектор Учреждения) по месту жительства (месту пребывания) гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, на территории Смоленской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты (далее также - заявление) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

В случае отсутствия у гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории Смоленской области заявление подается в сектор Учреждения по месту нахождения Военного комиссариата.

Гражданин, пребывавший в добровольческом формировании, или его представитель одновременно с заявлением представляет:

1) документ, удостоверяющий личность гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании;

2) документ, подтверждающий реквизиты счета, открытого на имя гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, в банке или иной кредитной организации;

3) выписку из именного списка Военного комиссариата либо контракт о пребывании в добровольческом формировании, заключенный между гражданином, пребывавшим в добровольческом формировании, и Министерством обороны Российской Федерации в лице военного комиссара муниципального образования Смоленской области (далее - контракт о пребывании в добровольческом формировании);

4) выписку из приказа командира воинской части о зачислении гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, в добровольческое формирование либо иной документ (сведения, содержащиеся в нем) из воинской части о зачислении гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, в добровольческое формирование, полученные через Военный комиссариат;

5) выписку из приказа командира воинской части об исключении гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, из добровольческого формирования либо иной документ (сведения, содержащиеся в нем) из воинской части об исключении гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, из добровольческого формирования, полученные через Военный комиссариат;

6) документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании (если заявление и документы представляются представителем гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании).

Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что решение о предоставлении или об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты принимается руководителем отдела социальной защиты в течение пяти рабочих дней со дня получения от сектора Учреждения заявления, документов, указанных в подпунктах 2 и 3 (при наличии) (за исключением контракта о пребывании в добровольческом формировании) пункта 5 настоящего Порядка, копии контракта о пребывании в добровольческом формировании (при наличии), копий документов, указанных в подпунктах 1, 4 - 6 пункта 5 настоящего Порядка, и ответа на межведомственный запрос, указанный в пункте 6 настоящего Порядка.

Основаниями для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты являются:

1) отсутствие права на единовременную денежную выплату;

2) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка;

3) выявление в заявлении и (или) в представленных документах недостоверных сведений. Проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной от компетентных органов или организаций, выдавших документ (документы), а также полученной иными способами, разрешенными федеральным законодательством.

В случае отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, гражданин, пребывавший в добровольческом формировании, вправе повторно обратиться за предоставлением единовременной денежной выплаты после устранения оснований, послуживших причиной отказа (п. 10 Порядка).

Как установлено судом, истец участвовал в период проведения Специальной военной операции в добровольческом формировании 20 отряда «БАРС».

Указанные сведения ответчиками не оспаривались.

Из сообщения Войсковой части 22179 усматривается, что Ступников Р.В. не приобретал статус военнослужащего, то есть в списки личного состава войсковой части 22179 не зачислялся, а зачислялся в списки добровольческого отряда, вопросы зачисления, пребывания, исключения из списков добровольческого отряда законодательством о прохождении военной службы ранее не регулировались, должностные лица войсковой части 22179 не заключали с ним ни контракт, ни договор. Добровольческий отряд «БАРС» в состав войсковой части 22179 не входит. В войсковой части 22179 контракты отсутствуют, так как, по имеющимся данным, добровольцы заключают их с ГУ ГШ МО РФ.

Согласно выписке из методических рекомендации по отбору добровольцев, утвержденной заместителем начальника ГОМУ ГШ ВС РФ, отбор добровольцев осуществляется в упрощенном порядке в два этапа: первый этап – отбор добровольцев в военных комиссариатах (муниципальных образований), их изучение, сбор и отправка на сборные пункты; второй этап – прием добровольцев на сборных пунктах, формирование команд и направление в районы комплектования отрядов.

На первом этапе гражданин, изъявивший желание стать добровольцев, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность и гражданство РФ, военный билет (военный билет офицера запаса), анкету, автобиографию, копии трудовой книжки (при ее наличии), документов, подтверждающих профессиональное или иное образование, копии свидетельств о браке и о рождении детей. Заявление добровольца рассматривается военным комиссариатом в течение суток. По результатам изучения предъявленных документов и проведения сверки их с документами, находящимися в личных делах кандидатов, а также получения положительной информации от территориальных органов внутренних дел и ФСБ России, военных комиссар принимает решение о зачислении кандидата в Списки добровольцев. Списки добровольцев ежедневно предоставляются в военный комиссариат субъекта. На убывающих добровольцев составляются списки в трех экземплярах: первый – в военный комиссариат, второй – в военный комиссариат субъект, третий – старшему группы. Доставку групп добровольцев на сборный пункт организует военный комиссариат. Военный комиссариат субъекта обобщает списки, полученные от военных комиссариатов, направляет сводный список в штаб военного округа и заявку на перевозку добровольцев.

На втором этапе по прибытию в сборный пункт кандидатов из них формируются команды численностью не менее 30 человек. Военным комиссариатом субъекта составляются списки команд в четырех экземплярах: первый – в военный комиссариат субъекта, второй – на сборный пункт, третий – в штаб военного округа, четвертый – старшему команды.

Учитывая вышеизложенное, для включения в именной список ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» Ступникову Р.В., имевшему регистрацию по месту жительства (месту пребывания) на территории Смоленской области, необходимо было обратиться с заявлением для отбора добровольцев в Военный комиссариат Смоленской области до поступления в добровольческое формирование и убытие в зону специальной военной операции.

Довод истца о том, что ответчик ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» действовал незаконно, является ошибочным, основан на неверном толковании норм материального права. В этой связи, требование истца о возложении на ответчика ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» обязанности включить Ступникова Р.В. в именной список, является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

С учетом положений Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, пребывающих в период проведения специальной военной операции в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации», утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 15.12.2022 № 949, Ступников Р.В. для получения единовременной денежной выплаты должен быть включен в именной список ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области». Иного правового регулирования в настоящее время не имеется.

Таким образом, довод истца о том, что ответчик Министерство социального развития Смоленской области действовал незаконно, является ошибочным, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку ответчик Министерство социального развития Смоленской области действовал в рамках своих полномочий и в соответствии с нормами права.

В связи с чем, требование истца о возложении на ответчика Министерство социального развития Смоленской области обязанности предоставить истцу единовременную выплату, установленную Постановлением Администрации Смоленской области от 15.12.2022 № 949, является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ступникова Романа Валентиновича к ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», Министерству социального развития Смоленской области о признании действий незаконными, возложении обязанностей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья                Н.А. Коршунов

2-2927/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ступников Роман Валентинович
Ответчики
Департамент Смоленской области по социальному развитию
военный комиссариат Смоленской области
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Судья
Коршунов Никита Александрович
Дело на странице суда
prom.sml.sudrf.ru
05.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2023Передача материалов судье
06.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2023Подготовка дела (собеседование)
05.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.10.2023Предварительное судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
28.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее