Производство № 2-2927/2023
УИД 67RS0003-01-2023-002701-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2023 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего Коршунова Н.А.,
при секретаре Романовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ступникова Романа Валентиновича к ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», Министерству социального развития Смоленской области о признании действий незаконными, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Ступников Р.В. обратился в суд с данным иском к ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», Департаменту Смоленской области по социальному развитию. В обосновании заявленных требований указал, что 15.12.2022 он обратился в Департамент Смоленской области по социальному развитию с заявлением для предоставления дополнительной меры социальной поддержки граждан в Российской Федерации, пребывавших в период проведения специальной военной операции в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные силы Российской Федерации, в виде единовременной денежной выплаты. Распоряжением № 2 от 26.04.2023 истцу было отказано в назначении данной выплаты в связи с тем, что истцом был предоставлен неполный комплект документов, а именно отсутствовала выписка из именного списка военного комиссариата (далее по тексту – Именной список). После чего истец обратился в Военный комиссариат Смоленской области с заявлением о предоставлении выписки из именного приказа. Однако в предоставлении Именного списка ему отказали в связи с тем, что он поступил в добровольческое формирование и убыл в зону СВО, минуя Военный комиссариат Смоленской области. Полагает вышеуказанный отказы ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» и Департамента Смоленской области по социальному развитию незаконными, нарушающими его права.
Просит признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» включить его в именной список ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», обязать ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» включить истца в именной список, признать незаконным отказ Департамента Смоленской области в назначении единовременной денежной выплаты, установленной Постановлением Администрации Смоленской области от 15.12.2022 № 949, обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию предоставить истцу единовременную выплату, установленную Постановлением Администрации Смоленской области от 15.12.2022 № 949.
Определением Промышленного районного суда г. Смоленска от 28.11.2023 произведена замена ответчика Департамента Смоленской области по социальному развитию в порядке процессуального правопреемства на правопреемника – Министерство социального развития Смоленской области.
Истец Ступников Р.В. в судебное заседание не явился, явку представителя не обеспечил. Ранее в судебном заседании истец заявленные требования поддержал, пояснив, что от имени работодателя его пригласили заключить контракт до проведения мобилизации, после чего он прибыл в войсковую часть для заключения контракта. Представитель истца Новикова Н.П., действующая на основании доверенности, ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства социального развития Смоленской области Скороспелова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» Афонькин В.В., Баталова Н.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признали, по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.
Заслушав объяснения представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истец Ступников Р.В. в период с 20.09.2022 по 25.09.2022 проходил подготовку к выполнению задач по предназначению в войсковой части 22179 Южного военного округа, с 26.09.2022 по 26.12.2022 выполнял боевую задачу в зоне проведения Специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, что подтверждается справкой, выданной 20 добровольческим отрядом «БАРС» (л.д. 42).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 22179 от 26.09.2022 № 196 § 28 рядовой запаса Ступников Р.В. (стрелок-помощник гранатометчика 1 группы 3 роты 20 отряда «БАРС») зачислен в списки личного состава 20 отряда «БАРС», назначен на должность и 26.09.2022 приступил к исполнению служебных обязанностей (л.д. 43).
Выпиской из приказа командира войсковой части 22179 от 26.09.2022 № 196 § 96 предусмотрено, что доброволец 20 отряда «БАРС» Ступников Р.В. 26.09.2022 приступил к выполнению задач Специальной военной операции (л.д. 44).
26.12.2022 доброволец 20 отряда «БАРС» Ступников Р.В. прекратил выполнение задач Специальной военной операции и освобожден от занимаемой должности, сдал дела и должность, исключен из 20 отряда «БАРС» в связи окончанием срока, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части от 26.12.2022 № 277 § 39 (л.д. 45).
В материалы дела представлено удостоверение добровольца № № Ступникова Р.В. отряда Барс-20, выданного начальником штаба войсковой части 22179 (л.д. 16).
26.04.2023 истец обратился в Отдел социальной защиты населения Смоленского района Департамента Смоленской области по социальному развитию с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты (л.д. 38-39).
Решением № 2 от 26.04.2023 Ступникову Р.В. отказано в назначении МСП ЕДВ гражданам РФ, пребывавшим в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач ВС РФ в период проведения СВО. В соответствии с Постановлением Правительства Смоленской области от 15.12.2022 № 949 «О дополнительной мере социальной поддержки гражданам Российской Федерации, пребывавшим в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период проведения специальной военной операции» истцу отказано по причине отсутствия в комплекте представленных документов выписки из именного списка ВК (л.д. 47).
Из доводов искового заявления следует, что после получения решения об отказе в назначении МСП ЕДВ гражданам РФ, пребывавшим в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач ВС РФ в период проведения СВО, истец обратился в Военный комиссариат Смоленской области за данной выпиской.
Из ответа Военного комиссариата Смоленской области от 02.05.2023 на обращение Ступникова Р.В. следует, что Военный комиссариат Смоленской области не может внести истца в Именной список или предоставить выписку из Именного списка, прописанного в пп. 3 п. 5 «Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, пребывающих в период проведения специальной военной операции в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации», утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 15.12.2022 № 949. У военного комиссариата, так и части – формирователя добровольческих подразделений, Именные списки будут идентичны, как по количеству переданных и принятых граждан, так и по фамильно. Военный комиссариат не может внести изменения в Именной список по гражданину, поступившему в добровольческое формирование и убывшему в зону специальной военной операции минуя Военный комиссариат Смоленской области (л.д. 9-10).
Истец с данными решениями ответчиков не согласен, полагает, что имеются правовые основания для назначении ему единовременной денежной выплаты, установленной Постановлением Администрации Смоленской области от 15.12.2022 № 949.
Разрешая заявленные требования истца, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, пребывавших в период проведения специальной военной операции в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (далее – Порядок) – право на единовременную денежную выплату имеют граждане Российской Федерации, пребывавшие в период проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Херсонской и Запорожской областей в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, включенные в именной список Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Смоленской области" изъявивших желание добровольно принять участие в специальной военной операции (далее соответственно - именной список Военного комиссариата, Военный комиссариат) либо заключившие контракт о пребывании в добровольческом формировании с Министерством обороны Российской Федерации в лице военного комиссара муниципального образования Смоленской области (далее - граждане, пребывавшие в добровольческих формированиях).
В соответствии с п.4 и п.5 Порядка предусмотрено, что для получения единовременной денежной выплаты гражданин, пребывавший в добровольческом формировании, или его представитель обращается в сектор социальных выплат, приема и обработки информации смоленского областного государственного казенного учреждения "Центр социальных выплат, приема и обработки информации" (далее также - сектор Учреждения) по месту жительства (месту пребывания) гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, на территории Смоленской области с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты (далее также - заявление) по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
В случае отсутствия у гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, регистрации по месту жительства (месту пребывания) на территории Смоленской области заявление подается в сектор Учреждения по месту нахождения Военного комиссариата.
Гражданин, пребывавший в добровольческом формировании, или его представитель одновременно с заявлением представляет:
1) документ, удостоверяющий личность гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании;
2) документ, подтверждающий реквизиты счета, открытого на имя гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, в банке или иной кредитной организации;
3) выписку из именного списка Военного комиссариата либо контракт о пребывании в добровольческом формировании, заключенный между гражданином, пребывавшим в добровольческом формировании, и Министерством обороны Российской Федерации в лице военного комиссара муниципального образования Смоленской области (далее - контракт о пребывании в добровольческом формировании);
4) выписку из приказа командира воинской части о зачислении гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, в добровольческое формирование либо иной документ (сведения, содержащиеся в нем) из воинской части о зачислении гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, в добровольческое формирование, полученные через Военный комиссариат;
5) выписку из приказа командира воинской части об исключении гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, из добровольческого формирования либо иной документ (сведения, содержащиеся в нем) из воинской части об исключении гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании, из добровольческого формирования, полученные через Военный комиссариат;
6) документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании (если заявление и документы представляются представителем гражданина, пребывавшего в добровольческом формировании).
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что решение о предоставлении или об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты принимается руководителем отдела социальной защиты в течение пяти рабочих дней со дня получения от сектора Учреждения заявления, документов, указанных в подпунктах 2 и 3 (при наличии) (за исключением контракта о пребывании в добровольческом формировании) пункта 5 настоящего Порядка, копии контракта о пребывании в добровольческом формировании (при наличии), копий документов, указанных в подпунктах 1, 4 - 6 пункта 5 настоящего Порядка, и ответа на межведомственный запрос, указанный в пункте 6 настоящего Порядка.
Основаниями для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты являются:
1) отсутствие права на единовременную денежную выплату;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка;
3) выявление в заявлении и (или) в представленных документах недостоверных сведений. Проверка достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной от компетентных органов или организаций, выдавших документ (документы), а также полученной иными способами, разрешенными федеральным законодательством.
В случае отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, гражданин, пребывавший в добровольческом формировании, вправе повторно обратиться за предоставлением единовременной денежной выплаты после устранения оснований, послуживших причиной отказа (п. 10 Порядка).
Как установлено судом, истец участвовал в период проведения Специальной военной операции в добровольческом формировании 20 отряда «БАРС».
Указанные сведения ответчиками не оспаривались.
Из сообщения Войсковой части 22179 усматривается, что Ступников Р.В. не приобретал статус военнослужащего, то есть в списки личного состава войсковой части 22179 не зачислялся, а зачислялся в списки добровольческого отряда, вопросы зачисления, пребывания, исключения из списков добровольческого отряда законодательством о прохождении военной службы ранее не регулировались, должностные лица войсковой части 22179 не заключали с ним ни контракт, ни договор. Добровольческий отряд «БАРС» в состав войсковой части 22179 не входит. В войсковой части 22179 контракты отсутствуют, так как, по имеющимся данным, добровольцы заключают их с ГУ ГШ МО РФ.
Согласно выписке из методических рекомендации по отбору добровольцев, утвержденной заместителем начальника ГОМУ ГШ ВС РФ, отбор добровольцев осуществляется в упрощенном порядке в два этапа: первый этап – отбор добровольцев в военных комиссариатах (муниципальных образований), их изучение, сбор и отправка на сборные пункты; второй этап – прием добровольцев на сборных пунктах, формирование команд и направление в районы комплектования отрядов.
На первом этапе гражданин, изъявивший желание стать добровольцев, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность и гражданство РФ, военный билет (военный билет офицера запаса), анкету, автобиографию, копии трудовой книжки (при ее наличии), документов, подтверждающих профессиональное или иное образование, копии свидетельств о браке и о рождении детей. Заявление добровольца рассматривается военным комиссариатом в течение суток. По результатам изучения предъявленных документов и проведения сверки их с документами, находящимися в личных делах кандидатов, а также получения положительной информации от территориальных органов внутренних дел и ФСБ России, военных комиссар принимает решение о зачислении кандидата в Списки добровольцев. Списки добровольцев ежедневно предоставляются в военный комиссариат субъекта. На убывающих добровольцев составляются списки в трех экземплярах: первый – в военный комиссариат, второй – в военный комиссариат субъект, третий – старшему группы. Доставку групп добровольцев на сборный пункт организует военный комиссариат. Военный комиссариат субъекта обобщает списки, полученные от военных комиссариатов, направляет сводный список в штаб военного округа и заявку на перевозку добровольцев.
На втором этапе по прибытию в сборный пункт кандидатов из них формируются команды численностью не менее 30 человек. Военным комиссариатом субъекта составляются списки команд в четырех экземплярах: первый – в военный комиссариат субъекта, второй – на сборный пункт, третий – в штаб военного округа, четвертый – старшему команды.
Учитывая вышеизложенное, для включения в именной список ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» Ступникову Р.В., имевшему регистрацию по месту жительства (месту пребывания) на территории Смоленской области, необходимо было обратиться с заявлением для отбора добровольцев в Военный комиссариат Смоленской области до поступления в добровольческое формирование и убытие в зону специальной военной операции.
Довод истца о том, что ответчик ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» действовал незаконно, является ошибочным, основан на неверном толковании норм материального права. В этой связи, требование истца о возложении на ответчика ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области» обязанности включить Ступникова Р.В. в именной список, является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
С учетом положений Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, пребывающих в период проведения специальной военной операции в добровольческих формированиях, содействовавших выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации», утвержденного Постановлением Администрации Смоленской области от 15.12.2022 № 949, Ступников Р.В. для получения единовременной денежной выплаты должен быть включен в именной список ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области». Иного правового регулирования в настоящее время не имеется.
Таким образом, довод истца о том, что ответчик Министерство социального развития Смоленской области действовал незаконно, является ошибочным, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку ответчик Министерство социального развития Смоленской области действовал в рамках своих полномочий и в соответствии с нормами права.
В связи с чем, требование истца о возложении на ответчика Министерство социального развития Смоленской области обязанности предоставить истцу единовременную выплату, установленную Постановлением Администрации Смоленской области от 15.12.2022 № 949, является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ступникова Романа Валентиновича к ФКУ «Военный комиссариат Смоленской области», Министерству социального развития Смоленской области о признании действий незаконными, возложении обязанностей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Н.А. Коршунов