2-4944\2018
Решение
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 14 сентября 2018 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Харченко Н.А.,
при секретаре Белой И.С.,
с участием представителей истца Мишиной Л.С., Рязанова Е.А., представителя ответчика Косцева В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области к товариществу собственников недвижимости «Виктория» об обязании устранить нарушения обязательных требований жилищного законодательства,
установил:
государственная жилищная инспекция по Оренбургской области (далее по тексту – ГЖИ) обратилась в суд с иском к ТСН Виктория об обязании устранить нарушения обязательных требований жилищного законодательства, мотивируя иск тем, что ТСН Виктория осуществляет управление и содержание многоквартирного дома по адресу: ..., в соответствии со ст. 161 ЖК РФ. ... комиссией ГЖИ проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением ТСЖ Виктория обязательных требований к содержанию общего имущества собственников помещений. В результате проведенной проверки, результаты которой отражены в акте проверки № А-121 от ..., выявлены нарушения ТСЖ Виктория обязательных требований законодательства, в частности повреждение штукатурки и окрасочного слоя стен, потолков лестничных клеток (1-7 подъезды). ГЖИ выдано предписание № ПР-121\2 от ... об устранении повреждения штукатурки и окрасочного слоя стен со сроком исполнения до .... Несмотря на принятие ГЖИ к ТСЖ Виктория мер административного воздействия за неисполнение предписания, предписание ответчиком не исполнено до настоящего времени, что подтверждено актами проверок от ..., от ..., от ..., по итогам которых ГЖИ в адрес ТСЖ Виктория выданы предписания. Бездействие ответчика по выполнению предписания об устранении нарушений обязательных требований законодательства в части соблюдения правил содержания общего имущества, собственников помещений в многоквартирных домах влечет причинение значительного ущерба для собственников помещений и нарушение требований надежности и безопасности многоквартирного дома, создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровья собственников помещений и жителей указанного дома, снижает качественные характеристики многоквартирного дома.
В соответствии с протоколом общего собрания членов N от ..., ТСЖ Виктория переименовано в ТСН Виктория.
Уточнив требования, ГЖИ просит суд обязать ТСН Виктория устранить нарушение обязательных требований законодательства, а именно устранить повреждения штукатурки и окрасочного слоя стен, потолков лестничных клеток МКД по адресу: ..., в ... г. – 1 подъезд, в ... г. – 2, 3 подъезды, в ... г. – 4, 5 подъезды, в ... г. – 6, 7 подъезды.
Представители истца в судебном заседании полностью поддержали заявленные требования по изложенным в иске основаниям, указав на бездействие ответчика с января ... г. и реальность сроков для исполнения требований ГЖИ.
Представитель ответчика ТСН Виктория в судебном заседании иск не признал по изложенным в письменных отзывах возражениях.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, проанализировав и оценив в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ГЖИ по Оренбургской области является уполномоченным органом государственного контроля за использованием, сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на территории Оренбургской области.
На основании решения общего собрания от ..., Устава, утвержденного протоколом общего собрания от ..., управление многоквартирным домом по адресу: ..., осуществляло ТСЖ Виктория, а на основании Устава, утвержденного протоколом от ..., - ТСН Виктория.
... сотрудниками ГЖИ на основании распоряжения от ... проведена плановая выездная проверка в отношении ТСЖ Виктория на предмет соблюдения обязательных требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирного дома по адресу: ....
Результаты проведенной проверки отражены в акте проверки № А-121 от ...,, в соответствии с которым в ходе проверки установлено, что ТСЖ Виктория допущены нарушения обязательных требований законодательства, а именно: п. 3.2.8 Постановления Госстроя от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», выразившиеся повреждении штукатурки и окрасочного слоя стен, потолков лестничных клеток (1-7 подъезды).
По результатам проверки ГЖИ выдало ТСЖ Виктория предписание от ... № ПР-121\2, согласно которому ТСЖ Виктория в срок до ... обязано устранить выявленное нарушение.
В соответствии с распоряжениями от ..., от ..., от ... ГЖИ проводились проверки с целью проверки устранения ранее выявленных нарушений.
Из представленных ГЖИ актов проверок от ..., от ..., от ... судом установлено, что работы по устранению повреждений штукатурного и окрасочного слоя стен, потолков лестничных клеток. Однако, несмотря на принятие ГЖИ к ТСЖ (ТСН) Виктория мер административного воздействия за неисполнение предписаний, предписания ..., от ... ответчиком в полной мере не исполнены.
Не соглашаясь с исковым заявлением, ТСН Виктория указывает, что указанные ГЖИ повреждения не создают угрозу жизни и здоровью граждан; проведение ремонтных работ в данном доме невозможно без выполнения замены лифтов; ремонт повлечет крупные финансовые затраты, ремонт подъездов был предметом обсуждения на общем собрании собственников многоквартирных домов, решениями общего собрания ежегодно утверждается перечень работ для ремонта подъездов и размер расходов для проведения этого ремонта.
Между тем, принимаемые ответчиком меры не обеспечивают в полном объеме устранение повреждений штукатурки и окрасочного слоя стен, потолков лестничных клеток многоквартирного жилого дома по адресу: ..., с января ... г..
Согласно ч. 4 ст. 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано, в том числе, обеспечивать надлежащее техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1.1 статьи 161 Кодекса надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома и безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
В силу ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу подп. «з» п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Согласно подп. 11(1) указанных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие указанных положений постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» установлен минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе, исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность), устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42).
Собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: ..., избран способ управления путем образования товарищества собственников недвижимости Виктория. Таким образом, в данном случае товарищество является лицом, ответственным за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, выполняющим функции его управления и отвечающим за обеспечение технической эксплуатации данного имущества, его надлежащего содержания и ремонта.
Таким образом, анализ указанных норм в их взаимосвязи позволяет прийти к выводу, что ТСН Виктория при управлении многоквартирным домом по адресу: ..., обязано оказывать все услуги и (или) выполнять работы, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, своевременно принимать меры для устранения выявленных нарушений по содержанию общего имущества многоквартирного дома, в частности п.п. 3.2.1., 3.2.8, 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170, пп. «б, г» п. 10; пп. «а, в, з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 г.; п. 11 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (в числе работ, выполняемых в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирных домов, предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов. Предусмотрено устранение выявленных нарушений внутренней отделки).
В связи с тем, что по делу установлено ненадлежащее исполнение ТСН Виктория обязательств, возложенных на него законом и Уставом, оснований для освобождения ответчика от выполнения обязанностей по текущему ремонту одного из подъездов многоквартирного дома у суда не имеется.
Ссылка ответчика о необязательности требований п. 3.2.8 Постановления Госстроя от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», носящего рекомендательный характер, основана на неправильном понимании и толковании закона.
Довод ТСН Виктория о нецелесообразности в указанный истцом промежуток времени устранить повреждение штукатурки и окрасочного слоя стен, потолков лестничных клеток в подъездах МКД без проведения других строительно-монтажных работ, в частности, укладки сетей слаботочных кабелей, шлифовки полов межэтажных площадок, замены лифтов, замены металлических лестничных ограждений с поручнями, со ссылкой на экспертное заключение ... от сентября 2018 г. не принимается судом во внимание, т.к. указанное заключение имеет рекомендательный характер, составлялось с учетом объяснений представителей ТСН Виктория. Необходимость проведения перечисленных в заключении строительно-монтажных работ экспертом не проверялась.
Кроме того, суд учитывает доводы представителя ответчика об отсутствии финансовой возможности замены лифтовых шахт в ближайшее время, что может привести к затягиванию на неопределенное время текущего ремонта стен и потолков лестничных клеток к МКД по адресу: ....
Оценив доводы и возражения сторон, представленные доказательства, руководствуясь ст. ст. 2, 20, 39 ЖК РФ и исходя из того, что в данном случае требования ГЖИ направлены на понуждение ответчика к исполнению требований действующего законодательства в целях обеспечения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению услуг по обслуживанию жилого фонда, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению, поскольку неисполнение обязательных требований законодательства в части соблюдения правил содержания общего имущества и требований собственников помещений в многоквартирных домах влечет за собой нарушение требований надежности и безопасности многоквартирного дома, создает реальную угрозу безопасности жизни и здоровья собственников помещений и жителей указанного дома, снижает качественные характеристики многоквартирного дома.
Сроки устранения недостатков, предложенные ГЖИ, объективно позволят ответчику устранить выявленные недостатки.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области к товариществу собственников недвижимости «Виктория» об обязании устранить нарушения обязательных требований жилищного законодательства удовлетворить.
Обязать товарищество собственников недвижимости «Виктория» выполнить работы по устранению повреждений штукатурки и окрасочного слоя стен, потолков лестничных клеток многоквартирного жилого дома по адресу: ..., в следующие сроки: в подъезде № 1 в срок до ..., в подъездах № 2 и № 3 – в срок до ..., в подъездах № 4, № 5 – в срок до ..., в подъездах № 6, № 7 - в срок до ....
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Харченко Н.А.
В окончательной форме решение принято 18.09.2018 г. (последний день для подачи апелляционной жалобы 18.10.2018 г.).
Судья: Харченко Н.А.