44RS0028-01-2021-002729-78
Дело № 2-235/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2022 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Харитоновой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Костромского района, поданного в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании огнестрельного оружия бесхозяйной вещью и обращении его в собственность государства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Костромского района обратился в суд с заявлением о признании огнестрельного оружия бесхозяйной вещью и обращении его в собственность государства.
В обосновании заявленных требований заявитель указывает, что прокуратурой Костромского района проведена проверка соблюдения Федерального закона «Об оружии» на территории Костромского муниципального района, в ходе которой выявлены нарушения правил регистрации (перерегистрации) и хранения огнестрельного оружия.
В ходе проверки установлено, что на ответственном хранении в ОМВД по Костромскому району с 12 сентября 2020 года находится огнестрельное ружье «ИЖ-27М» калибр 12Х76, № 12348, принадлежащее Каргину А.М
Указанное оружие изъято ст. инспектором ОЛРР г. Кострома Управления Росгвардии по Костромской области 12 сентября 2020 года по протоколу изъятия оружия и боеприпасов в связи с аннулированием разрешения на хранение и ношение оружия серии РОХа № 20593120 от 08 мая 2019 года до 08 мая 2024 года в соответствии с п.4 абз. 1 ст.26 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируется органами, выдающими эту лицензию и (или) разрешение, в случае аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия)).
Согласно заключению ст. инспектора ОЛРР г. Кострома Управления Росгвардии по Костромской области от 10.09.2020 г., выданное Каргину А.М., 25.06.1976 г. рождения, проживающему по адресу: Костромской район, п. Новый, д.10 кв.1, разрешение на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного охотничьего оружия «ИЖ-27М», калибр 12Х76, № 12348, надлежит аннулировать указанные разрешение. Оружие и патроны к нему изъять.
Так, постановлением МССУ № 17 Костромского судебного района Костромской области от 27.07.2020 г. Каргин А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.2 ст.8.37 КоАП РФ, и лишен права заниматься охотой сроком на один год. Данное постановление оспорено не было и вступило в законную силу.
Решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 31.08.2020 г. охотничий билет Каргина А.С. серии 44 № 018994, выданный 06.11.2013 г., аннулирован. На право хранения и ношения гладкоствольного длинноствольного охотничьего оружия «ИЖ-27М» калибр 12Х76, № 12348 Каргину А.М. выдано разрешение серии РОХа № 20593120 сроком действия до 08.05.2024 г., которое также аннулировано.
У собственника оружия имелась возможность принять меры к принятию решения по оружию (уничтожение орудия, реализация данного оружия через специализированную розничную сеть магазинов, либо продажи (передача) лицу. Имеющему право на приобретение огнестрельного оружия).
Так, Каргин А.М. неоднократно уведомлялся о необходимости принять меры к принятию решения по оружию (уведомление от 0.06.2021, телефонограмма от 27.07.2021 г., уведомление от 29.09.2021 г.). Однако мер к устранению обстоятельств, послуживших основанием к изъятию оружия, Каргин А.М. не принял, судьбой имущества не интересовался.
На основании изложенного возникли обстоятельства, при которых огнестрельное гладкоствольное длинноствольное охотничье оружиё «ИЖ-27М» калибр 12Х76, № 12348 в силу закона Каргину А.М. принадлежать не может.
Оружие, не имеющего собственника, или собственник которого неизвестен, признается бесхозяйным и обращается в собственность Российской Федерации с последующей утилизацией.
На основании изложенного, просили признать огнестрельное гладкоствольное длинноствольное охотничьего оружие «ИЖ-27М», калибр 12Х76, № 12348 бесхозяйной вещью и обратить в собственность государства. ОСВД России по Костромскому району передать огнестрельного гладкоствольного длинноствольного охотничьего оружия «ИЖ-27М», калибр 12Х76, № 12348 ОСВ и МТИ ФКУ (ЦХиСО) УМВД России по Костромской области для уничтожения в порядке, предусмотренном действующим законодательством и внутриведомственными приказами.
В судебное заседание представитель заявителя помощник прокурора Костромского района Скородумова Е.А. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель заинтересованного лица Управления Росгвардии по Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Росгвардии по Костромской области Хабиров Р.Р., действующий на основании доверенности, заявленные требования считал законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Костромскому району, УМВД России по Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица ОМВД России по Костромскому району, УМВД России по Костромской области Зверева Л.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования считала законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Костроме, Волгореченску, Нерехте, Нерехтскому, Костромскому, Красносельскому, Судиславскому районам в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Ранее в судебном заседании представитель заинтересованного лица Отделения лицензионно-разрешительной работы по городам Костроме, Волгореченску, Нерехте, Нерехтскому, Костромскому, Красносельскому, Судиславскому районам Сироткин Е.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования считал законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду отзыв, в котором указал, что оставляет заявленные требования на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо Каргин А.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в частности ему неоднократно направлялись судебные извещения заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации, которое возвращено в адрес суда в связи с истечением срока хранения, а также судебные извещения простым письмом. Кроме того, Каргину А.М. осуществлялись звонки по известным номерам телефона, которые остались без ответа.
С согласия представителя заявителя и в соответствии со ст. 167 ч. 3 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о дне слушания дела надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статей 212, 214 ГК Российской Федерации Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГК Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В пункте 1 статьи 225 ГК Российской Федерации указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 1 статьи 226 ГК Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже трех тысяч рублей, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными. (пункт 2 статьи 226 ГК Российской Федерации).
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ. Данный закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанного с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ на войска национальной гвардии возлагается выполнение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной и частной детективной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
В силу части 6 статьи 34 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 3 июля 2016 года № 226-ФЗ до оборудования в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, помещений для хранения оружия полицией осуществляются функции по хранению изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ.
На основании Указа Президента Российской Федерации «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» от 5 апреля 2016 года № 157 в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации входят, в частности: органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации. (подпункт «а» пункта 4 Указа)
Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, названных в пункте 4 настоящего Указа, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. (пункт 11 Указа)
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ оружие относится к имуществу ограниченному в обороте.
Оборот гражданского и служебного оружия регулируется специальными нормативно-правовыми актами, а именно: Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» от 21 июля 1998 года № 814 (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»).
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право: производить осмотр оружия в местах его производства, торговли им, его хранения и уничтожения; безвозмездно изымать и уничтожать в установленном порядке оружие, запрещенное к обороту на территории Российской Федерации, за исключением оружия, приобретенного до вступления в силу настоящего Федерального закона и находящегося у владельцев на законных основаниях; требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений; обращаться в суд с заявлениями об аннулировании выданных ими лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, изымать указанные лицензию и (или) разрешение, оружие и патроны к нему, о принудительном отчуждении оружия и патронов к нему, а также принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры.
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
В силу пункта 1 части 4 статьи 27 Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ изъятие оружия и патронов к нему производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях:
грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абзац второй);
ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (абзац третий);
аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения (абзац четвертый);
смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие (абзац пятый);
ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия (абзац шестой).
В силу пункта 1.1 части 4 статьи 27 Федеральным законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел в случаях, предусмотренных абзацами вторым (за исключением грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему), третьим, четвертым и пятым пункта 1 настоящей части.
Порядок изъятия оружия и патронов к нему урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» от 21 июля 1998 года № 814 (раздел XIV).
Распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу, административному делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа.
Изъятые оружие и патроны к нему могут передаваться для хранения территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, государственным военизированным организациям.
Согласно пункту 83 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
08 мая 2019 года Каргину А.М. выдано разрешение на право хранения и ношения гладкоствольного длинноствольного охотничьего оружия «ИЖ-27М» калибр 12Х76, № 12348 серии РОХа № 20593120 сроком действия до 08.05.2024 г.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 17 Костромского судебного района Костромской области от 27 июля 2020 года Каргин А.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.2 ст.8.37 КоАП РФ, и лишен права заниматься охотой сроком на один год. Данное постановление вступило в законную силу.
Решением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области от 31.08.2020 г. охотничий билет Каргина А.С. серии 44 № 018994, выданный 06.11.2013 г. аннулирован сроком на 1 год.
Согласно заключению ст. инспектора ОЛРР г. Кострома Управления Росгвардии по Костромской области от 10.09.2020 г., выданное Каргину А.М., 25.06.1976 г. рождения, проживающему по адресу: Костромской район, п. Новый, д.10 кв.1, разрешение на хранение и ношение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного охотничьего оружия «ИЖ-27М», калибр 12Х76, № 12348, надлежит аннулировать, оружие ИЖ-27М», калибр 12Х76, № 1234, а также патроны к нему изъять.
11 сентября 2020 года за № 20914/299 Управление Росгвардии по Костромской области в адрес Каргина А.М. направлено уведомление об аннулировании разрешения на хранение и ношение оружия, копия которого получена последним 12 сентября 2020 года.
12 сентября 2020 года указанное оружие ИЖ-27М» калибр 12Х76, № было изъято у Каргина А.М., о чём был составлен соответствующий протокол от 12.09.2020 г., и выдана квитанция № 56 ОМВД по Костромскому району о принятии на хранение.
07 июня 2021 года за № 209/20903-251 Управлением Росгвардии по Костромской области в адрес Каргина А.М. направлено уведомление с предложением в кратчайший срок принять меры к принятию решения по оружию (уничтожение оружия, реализация данного оружия через специализированную сеть магазинов, либо продажа (передача) лицу, имеющему право на приобретение огнестрельного оружия).
Однако с момента изъятия Каргин А.М. о своих правах в отношении данного имущества не заявил: разрешительных документов на оружие не оформил, вопрос об уничтожении или реализации данного оружия через специализированную сеть магазинов не решил.
Направляемые неоднократно в адрес Каргина А.М. уведомления остались без ответа.
В силу статьи 293 ГПК Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Поскольку возникли обстоятельства, при которых огнестрельное гладкоствольное длинноствольное охотничье оружие «ИЖ-27М», калибр 12Х76, № 12348 в силу закона Каргину А.М. принадлежать не может, принимая во внимание, что собственник оружия Каргин А.М. имущество не востребовал около двух лет с момента изъятия, то оружие, не имеющее собственника, или собственник которого неизвестен, признается бесхозяйным и обращается в собственность Российской Федерации с последующей утилизацией, требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194, 198, 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать огнестрельное гладкоствольное длинноствольное охотничье оружие «ИЖ-27М», калибр 12Х76, № 12348 бесхозяйной вещью и обратить в собственность Российской Федерации.
На ОМВД России по Костромскому району возложить обязанность передать огнестрельное гладкоствольное длинноствольное охотничье оружие «ИЖ-27М», калибр 12Х76, № 12348 в ОСВ и МТИ ФКУ (ЦХиСО) УМВД России по Костромской области для уничтожения в порядке, предусмотренном действующим законодательством и внутриведомственными приказами.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья М.Ю. Соболева
Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2022 года.