Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2017 г. <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Кузубовой Н.А., с участием помощника прокурора <адрес> Сметаниной И.Г., при секретаре Петровой Е.М., с участием представителя административного истца Ухеева Ю.А., административного ответчика Пономарева А. В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда <адрес> с использованием системы видеоконференц-связи с ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> об установлении административного надзора в отношении Пономарева А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РБ
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с заявлением, начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> Дементьев А.В. просит установить административный надзор в отношении осужденного Пономарева А.В., освобождаемого ДД.ММ.ГГГГ из ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> на срок <данные изъяты> лет с установлением следующих административных ограничений: 1) запрещение пребывания в увеселительных заведениях: в кафе, барах, ресторанах, связанных с реализацией алкогольной продукции; 2) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с <данные изъяты>; 4) запрещение выезда за пределы Республики Бурятия; 4) обязательная явка 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Заявление мотивировано тем, что приговором Кабанского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Пономарев А.В. осужден по <данные изъяты> УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК строгого режима. Поскольку Пономарев А.В. осужден за преступление, совершенное при опасном рецидиве, в отношении него подлежит установлению административный надзор с возложением указанных выше ограничений, по мнению истца, соответствующих личности осужденного, в период отбывания наказания характеризующегося положительно, и обстоятельствам совершенных преступлений.
В судебном заседании представитель административного истца Ухеев Ю.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Административный ответчик Пономарев А.В. возражал против установления административного надзора, суду пояснил, что часть наложенных на него взысканий погашена, а с некоторыми он и вовсе не согласен. Указал, что преступление, за совершение которого он отбывает наказание не является тяжким. Обратил внимание, что при наличии административного надзора он не сможет устроиться на работу после освобождения из мест лишения свободы.
В судебном заседании помощник прокурора Сметанина И.Г. полагала необходимым удовлетворить заявление частично и установить административный надзор в отношении Пономарева А.В. на срок, предусмотренный законом для погашения судимости, а также установить административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, а также в виде запрета пребывать вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток с <данные изъяты>.
Выслушав участников судебного заседания, заключение прокурора, суд находит заявление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" и главой 29 КАС Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального Закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В судебном заседании установлено, что приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Пономарев А.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного по п. «а, в,г» ч. 2 ст. 161 УК РФ, при этом судом установлено, что преступление Пономарев совершил при опасном рецидиве.
Как следует из разъяснений, данных в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре", административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (часть 2 статьи 3 Закона и часть 1 статьи 173.1 УИК РФ).
Таким образом, при установлении обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд приходит к выводу о наличии оснований для установления в отношении Пономарева А.В. административного надзора на срок погашения судимости.
Как предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 Федерального закона N 64-ФЗ. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В соответствии со ст.15 УК РФ преступление, за которое осужден Пономарев А.В. по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., относится к категории тяжкого преступления, срок погашения судимости по которому в соответствии со ст. 86 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступления) составляет 6 лет.
Доводы Пономарева А.В. о средней тяжести совершенного им преступления, за совершение которого он в настоящее время отбывает наказание, не соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на неверном толковании закона.
Вопреки доводам ответчика, само по себе наличие или отсутствие дисциплинарных взысканий за нарушение порядка отбывания наказания, обстоятельством, исключающим возможность установления административного надзора, не является, поскольку в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 ФЗ №64-ФЗ, а именно вне зависимости признания такого лица в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Указанные обстоятельства принимаются во внимание как характеризующий личность осужденного материал.
Доводы Пономарева А.В. о несогласии с установлением административного надзора не могут быть приняты во внимание, поскольку в ходе судебного разбирательства судом установлены безусловные основания для установления административного надзора, предусмотренные законом.
На основании ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом территории; обязательная явка от 1 до 4 раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации (данное ограничение в силу ч. 2 ст. 4 Закона является обязательным).
Как следует из разъяснений Постановления Пленума ВС РФ N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" суд вправе установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел административные ограничения.
Согласно части 1 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ административные ограничения являются временными ограничениями прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях предупреждения совершения указанными преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Исходя из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в Постановлении Пленума № от 27.06.2013г. «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» выбор конкретных административных ограничений не может носить произвольный характер, их применение должно быть направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия. В частности, судом учитываются характер и степень общественной опасности совершенного поднадзорным лицом преступления (преступлений), его поведение за весь период отбывания наказания и поведение после освобождения из мест лишения свободы, семейное положение указанного лица, место и график его работы и (или) учебы, состояние здоровья, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Публичные интересы, указанные в части 3 статьи 55 Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Учитывая характер и общественную опасность совершенного осужденным преступления, совершенного при опасном рецидиве, обстоятельств его совершения (в ночное время и в состоянии алкогольного опьянения), а также данные о личности осужденного, характеризующегося по месту отбывания наказания отрицательно, суд полагает необходимым установить в его отношении следующие административные ограничения: запретить пребывание в увеселительных заведениях, деятельность которых связана с реализацией алкогольной продукции (кафе, бары, рестораны); запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с <данные изъяты>; обязать являться <данные изъяты> в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В связи с чем суд полагает, что установление Пономареву А.В. указанных административных ограничений согласуется с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соответствующими целям их установления, а именно для предотвращения совершения повторных преступлений, оказания на поднадзорного лица профилактического воздействия, защиты государственных и общественных интересов. Вид административных ограничений соответствуют характеру и степени общественной опасности совершенных им преступлений, обстоятельств его совершения, а также личности осужденному и его поведению.
В силу ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Поскольку доказательств необходимости установления Пономареву А.В. административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы Республики Бурятия, административным истцом не представлено, суд не усматривает оснований для его установления.
Для сведения ответчику разъясняется, что в соответствии с ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений, может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по <адрес> удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Пономарева А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на срок <данные изъяты> лет (срок погашения судимости), исчисляемого со дня постановки Пономарева А. В. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить на указанный срок в отношении Пономарева А. В. следующие административные ограничения:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с <данные изъяты>;
- запретить пребывание в увеселительных заведениях, деятельность которых связана с реализацией алкогольной продукции (кафе, бары, рестораны);
- обязать являться 2 раза в месяц в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом настоящего решения.
Судья Н.А. Кузубова