Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2019 года <адрес>
дело №а-39/2019
Судья Сухобузимского районного суда <адрес> Кузнецова С.А., при секретаре Шейфер В.В., с участием помощника прокурора <адрес> Матиковой Е.А., представителя административного ответчика в лице главы администрации сельсовета ФИО4,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Борского сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать территории общественных кладбищ урнами для сбора мусора и площадками для мусоросборников на твердом покрытии,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с административным иском, уточнив его, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Борского сельсовета <адрес> с требованиями о признании незаконным бездействия, выразившееся в не постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета, в непринятии мер к надлежащему оформлению права на земельный участок, на котором расположено указанное общественное кладбище, в необорудовании территорий 2 общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>, урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников на твердом покрытии.
Кроме того, прокурор просит обязать администрацию Борского сельсовета: в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес>; в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к надлежащему оформлению права на земельный участок, на котором расположено указанное общественное кладбище; в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать на территории общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников на твердом покрытии.
В обоснование требований указывает, что прокуратурой проведена проверка соблюдения административным ответчиком законодательства об охране окружающей среды при содержании общественных кладбищ, в ходе которой установлено, что на территории территории Борского сельсовета расположено два общественных кладбища (<адрес>), являющиеся действующими, к вновь созданным не относящиеся. На территориях общественных кладбищ, расположенных в <адрес>, в нарушение ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусосборников с твердым покрытием, что приводит к несанкционированному складированию отходов на территориях указанных кладбищ, что создает опасность для окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лип на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы Борского сельсовета вносилось представление об устранении вышеуказанных нарушений, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено в дисциплинарной ответственности, общественные кладбища так и не оборудованы урнами для сбора мусора, площадками для мусосборников с твердым покрытием.
Общественные кладбища, расположенные в <адрес> сельсовета <адрес>, относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета <адрес> на кадастровый учет не поставлен.
Рассматриваемый объект расположен в границах территории Борского сельсовета, а, следовательно, бездействие администрации в части обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанного кладбища на учёт, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности.
Установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета <адрес>, собственника либо иного владельца не имеет, администрацией сельсовета меры к надлежащему оформлению права на земельный участок не принимаются.
Непостановка на кадастровый учет и неоформление прав на земельный участок, на котором расположено общественное кладбище, не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия населения. Указанное обстоятельство является препятствием для эксплуатации кладбищ в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", финансирования мероприятий по приведению данного объекта в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> требования административного иска поддержала по изложенным в административном иске основаниям.
Административный ответчик глава Борского сельсовета ФИО4 требования административного иска признала, пояснила, что в указанные сроки требования иска будут исполнены. Земельный участок, на котором расположено кладбище в <адрес> поставлен на кадастровый учет и передан сельсовету в постоянное бессрочное пользование, составлен локальный сметный расчет на благоустройство этого кладбище, заключен договор на поставку контейнеров под мусор. По кладбищу в <адрес> заключен договор на проведение кадастровых работ, после чего земельный участок будет поставлен на кадастровый учет и предоставлен сельсовету в постоянное бессрочное пользование, что позволит в дальнейшем благоустроить и это кладбище. Администрация сельсовета не бездействует, а по мере поступления финансов принимает меры к устранению нарушений законодательства.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п. «п» ч.1 ст. <адрес> «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями» полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения отнесены к ведению сельских поселений края».
Частью 1 ст. 4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших и т.д.
Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления в силу п.2 ст.25 ФЗ «О погребении и похоронном деле».
В ведении органов местного самоуправления находятся общественные кладбища (п.1 ст.18 ФЗ «о погребении и похоронном деле»).
В силу 4.1 ст.13 ФЗ "Об отходах производства й потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно ч.1 ст.22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к устройству кладбища содержатся в положениях СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", согласно п.1.1 которых эти санитарные требования распространяются на все кладбища независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности, устанавливая санитарно-эпидемиологические требования к условиям их эксплуатации. В силу положений пункта 1.2 названных СанПиН эти требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, "проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право па занятие данными видами деятельности.
Согласно п.6.6, п.6.7 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
В силу ч.2 ст.18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов.
Порядок расходования средств местного бюджета предусмотрен Бюджетным кодексом РФ, решением о бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год.
Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ (ч.1 ст.53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с требованиями ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) основными принципами земельного законодательства являются учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Согласно ст. 6 ЗК РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Удостоверение 1раниц земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве».
На основании ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Частью 7 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав па недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Как установлено в судебном заседании, на территории Борского сельсовета расположено два общественных кладбища (<адрес>), являющиеся действующими. Указанные общественные кладбища, относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета поставлен на кадастровый учет. Земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета на кадастровый учет не поставлен, собственника либо иного владельца не имеет. Соответственно, муниципальное образование не вправе расходовать средства местного бюджета на обустройство такого объекта до приобретения его в муниципальную собственность. На территориях общественных кладбищ, расположенных в <адрес> отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусосборников с твердым покрытием, что приводит к несанкционированному складированию отходов на территориях указанных кладбищ, что создает опасность для окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лип на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Не постановка на кадастровый учет и неоформление прав на земельный участок, на котором расположено общественное кладбище, не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанное обстоятельство является препятствием для эксплуатации кладбищ, финансирования мероприятий по приведению данного объекта в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.
При наличии указанных обстоятельств, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации Борского сельсовета <адрес>, выразившееся в непостановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета <адрес>, в непринятии мер к надлежащему оформлению права на указанный земельный участок, а также в необорудовании территорий общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>, урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников на твердом покрытии.
Обязать администрацию Борского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета <адрес>.
Обязать администрацию Борского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к надлежащему оформлению права на земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета <адрес>.
Обязать администрацию Борского сельсовета <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать на территории общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>, урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников на твердом покрытии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение месяца.
Судья
Копия верна:
судья Сухобузимского
районного суда С.А. Кузнецова