Решение по делу № 2а-39/2019 от 26.10.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    25 февраля 2019 года    <адрес>

дело а-39/2019

Судья Сухобузимского районного суда <адрес> Кузнецова С.А., при секретаре Шейфер В.В., с участием помощника прокурора <адрес> Матиковой Е.А., представителя административного ответчика в лице главы администрации сельсовета ФИО4,

         рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Борского сельсовета <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности оборудовать территории общественных кладбищ урнами для сбора мусора и площадками для мусоросборников на твердом покрытии,

     У С Т А Н О В И Л:

            <адрес> обратился в суд с административным иском, уточнив его, в интересах неопределенного круга лиц к администрации Борского сельсовета <адрес> с требованиями о признании незаконным бездействия, выразившееся в не постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета, в непринятии мер к надлежащему оформлению права на земельный участок, на котором расположено указанное общественное кладбище, в необорудовании территорий 2 общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>, урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников на твердом покрытии.

             Кроме того, прокурор просит обязать администрацию Борского сельсовета: в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес>; в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к надлежащему оформлению права на земельный участок, на котором расположено указанное общественное кладбище; в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать на территории общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников на твердом покрытии.

        В обоснование требований указывает, что прокуратурой проведена проверка соблюдения административным ответчиком законодательства об охране окружающей среды при содержании общественных кладбищ, в ходе которой установлено, что на территории территории Борского сельсовета расположено два общественных кладбища (<адрес>), являющиеся действующими, к вновь созданным не относящиеся. На территориях общественных кладбищ, расположенных в <адрес>, в нарушение ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусосборников с твердым покрытием, что приводит к несанкционированному складированию отходов на территориях указанных кладбищ, что создает опасность для окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лип на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

         ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы Борского сельсовета вносилось представление об устранении вышеуказанных нарушений, по результатам рассмотрения которого виновное должностное лицо привлечено в дисциплинарной ответственности, общественные кладбища так и не оборудованы урнами для сбора мусора, площадками для мусосборников с твердым покрытием.

Общественные кладбища, расположенные в <адрес> сельсовета <адрес>, относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета <адрес> на кадастровый учет не поставлен.

Рассматриваемый объект расположен в границах территории Борского сельсовета, а, следовательно, бездействие администрации в части обращения в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанного кладбища на учёт, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности.

Установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета <адрес>, собственника либо иного владельца не имеет, администрацией сельсовета меры к надлежащему оформлению права на земельный участок не принимаются.

Непостановка на кадастровый учет и неоформление прав на земельный участок, на котором расположено общественное кладбище, не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарноэпидемиологического благополучия населения. Указанное обстоятельство является препятствием для эксплуатации кладбищ в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", финансирования мероприятий по приведению данного объекта в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> требования административного иска поддержала по изложенным в административном иске основаниям.

Административный ответчик глава Борского сельсовета ФИО4 требования административного иска признала, пояснила, что в указанные сроки требования иска будут исполнены. Земельный участок, на котором расположено кладбище в <адрес> поставлен на кадастровый учет и передан сельсовету в постоянное бессрочное пользование, составлен локальный сметный расчет на благоустройство этого кладбище, заключен договор на поставку контейнеров под мусор. По кладбищу в <адрес> заключен договор на проведение кадастровых работ, после чего земельный участок будет поставлен на кадастровый учет и предоставлен сельсовету в постоянное бессрочное пользование, что позволит в дальнейшем благоустроить и это кладбище. Администрация сельсовета не бездействует, а по мере поступления финансов принимает меры к устранению нарушений законодательства.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.

В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений отнесены вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

        Согласно п. «п» ч.1 ст. <адрес> «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями» полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения отнесены к ведению сельских поселений края».

        Частью 1 ст. 4 ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших и т.д.

Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с данным Федеральным законом.

Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления в силу п.2 ст.25 ФЗ «О погребении и похоронном деле».

В ведении органов местного самоуправления находятся общественные кладбища (п.1 ст.18 ФЗ «о погребении и похоронном деле»).

         В силу 4.1 ст.13 ФЗ "Об отходах производства й потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

                     Согласно ч.1 ст.22 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами    и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

        Требования к устройству кладбища содержатся в положениях СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", согласно п.1.1 которых эти    санитарные требования распространяются на все кладбища    независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности, устанавливая санитарно-эпидемиологические требования к условиям их эксплуатации. В силу положений пункта    1.2    названных СанПиН эти требования являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, "проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право па занятие данными видами деятельности.

        Согласно п.6.6, п.6.7 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-11, на участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним. Площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твердое покрытие (асфальтирование, бетонирование).

В силу ч.2 ст.18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет местных бюджетов.

Порядок расходования средств местного бюджета предусмотрен Бюджетным кодексом РФ, решением о бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год.

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ (ч.1 ст.53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с требованиями ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) основными принципами земельного законодательства являются учёт значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Согласно ст. 6 ЗК РФ объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Удостоверение 1раниц земельного участка осуществляется путём реализации процедуры определения границ земельного участка, установления его границ на местности, согласования и утверждения его границ в соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001г. №78-ФЗ «О землеустройстве».

На основании ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Частью 7 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

В силу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав па недвижимость и сделок с ней.

В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Как установлено в судебном заседании, на территории Борского сельсовета расположено два общественных кладбища (<адрес>), являющиеся действующими. Указанные общественные кладбища, относятся к недвижимому имуществу, поскольку прочно связаны с землёй, перемещение этих объектов невозможно без несоразмерного ущерба его назначению. Земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета поставлен на кадастровый учет. Земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета на кадастровый учет не поставлен, собственника либо иного владельца не имеет. Соответственно, муниципальное образование не вправе расходовать средства местного бюджета на обустройство такого объекта до приобретения его в муниципальную собственность. На территориях общественных кладбищ, расположенных в <адрес> отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусосборников с твердым покрытием, что приводит к несанкционированному складированию отходов на территориях указанных кладбищ, что создает опасность для окружающей среды, нарушает права неопределенного круга лип на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

        Не постановка на кадастровый учет и неоформление прав на земельный участок, на котором расположено общественное кладбище, не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанное обстоятельство является препятствием для эксплуатации кладбищ, финансирования мероприятий по приведению данного объекта в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.

        При наличии указанных обстоятельств, заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180 КАС РФ, суд

                                                             Р Е Ш И Л:

            Признать незаконным бездействие администрации Борского сельсовета <адрес>, выразившееся в непостановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета <адрес>, в непринятии мер к надлежащему оформлению права на указанный земельный участок, а также в необорудовании территорий общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>, урнами для сбора мусора, площадками для мусоросборников на твердом покрытии.

                             Обязать администрацию Борского сельсовета в срок до ДД.ММ.ГГГГ поставить на кадастровый учет земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета <адрес>.

                             Обязать администрацию Борского сельсовета     <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к надлежащему оформлению права на земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в <адрес> сельсовета <адрес>.

                              Обязать администрацию Борского сельсовета     <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать на территории общественных кладбищ, расположенных в <адрес> сельсовета <адрес>, урны для сбора мусора и площадки для мусоросборников на твердом покрытии.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Сухобузимский районный суд в течение месяца.

Судья

Копия верна:

судья Сухобузимского

районного суда                         С.А. Кузнецова

2а-39/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Сухобузимского района (в зищиту неопределенного круга лиц)
Ответчики
Администрация Борского сельсовета
Суд
Сухобузимский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
suhbuz.krk.sudrf.ru
21.03.2020Регистрация административного искового заявления
21.03.2020Передача материалов судье
21.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.03.2020Предварительное судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
21.03.2020Судебное заседание
08.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее