55RS0001-01-2023-003153-91
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Омск 04 декабря 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Осадчей Е.А.,
судей областного суда Перфиловой И.А., Сковрон Н.Л.,
при секретаре Речута Я.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3658/2023
по апелляционной жалобе Чубукиной Марии Павловны
на решение Кировского районного суда г. Омска от 18 июля 2023 года
по иску Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан к Чубукиной Марии Павловне о взыскании неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи Сковрон Н.Л., судебная коллегия
установила:
Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан обратилось в суд с иском к Чубукиной М.П. о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование требований указано, что Чубукина М.П. состояла на учёте в отделе города Павлодар по социальному обеспечению Филиала некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Павлодарской области как получатель пенсии по возрасту и базовой пенсионной выплаты с 22.07.2009 по 30.06.2022.
При оформлении за назначением пенсионных выплат 22.07.2009 Чубукиной М.П. заполнена форма заявления на назначение пенсии по возрасту и базовой пенсионной выплаты, установленных постановлением Правительства Республики Казахстан от 25.08.2006 № 819 «Об утверждении Правил предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат, государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, государственных специальных пособий из уполномоченной организации».
В своем заявлении Чубукина М.П. указала что, за пределами Республики Казахстан и в Российской Федерации пособие и пенсию не оформляла.
Отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области 17.12.2021 направлено письмо № П-06-01-03/17392, из которого следует, что Чубукина Р.М. является получателем пенсии в Российской Федерации с 07.04.2008. Филиалом некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Павлодарской области дан ответ о том, что Чубукина М.П. является получателем пенсии по возрасту и базовой пенсионной выплаты на общих основаниях с 22.07.2009.
В связи с выявлением факта предоставления заявителем недостоверных сведений, решениями уполномоченного органа РГУ «Департамент Комитета труда, социальной защите и миграции Павлодарской области» от 17.06.2022 № <...> и № <...>, пенсионные выплаты прекращены с 01.07.2022. Согласно справке о произведенных выплатах получателю, за период с 22.07.2009 по 30.06.2022 Чубукиной М.П. незаконно получены денежные средства из бюджета Республики Казахстан в размере 13023435 тенге.
14.06.2022 направлено распоряжение в АО «Народный банк Казахстана» для возврата незаконно полученной суммы пенсии. Согласно платежному поручению от 15.06.2022 в республиканский бюджет Республики Казахстан возвращена сумма в размере 3846237 тенге. Остаток незаконно полученной суммы пенсии составляет 9177198 тенге, по курсу Национального Банка Республики Казахстан по состоянию на 25.05.2023 составляет 1650575 руб. 18 коп.
В целях досудебного урегулирования в адреса Чубукиной М.П. направлена претензия от 05.08.2022 о добровольном погашении суммы задолженности. Претензия вручена получателю 12.09.2022, ответчиком в срок, указанный в претензии, не предпринято каких-либо мер по погашению суммы незаконно полученной пенсии в добровольном порядке.
Просили взыскать с ответчика в пользу государственного бюджета Республики Казахстан денежные средства в размере 9177198 тенге в рублевом эквиваленте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день исполнения решения суда.
Истец Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще, представителя в судебное заседание не направило.
Ответчик Чубукина М.П. в судебное заседание не явилась.
Третье лицо Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще, представителя в судебное заседание не направило. Представителем в материалы дела направлены пояснения, в которых просил рассмотреть дело в свое отсутствие, разрешение исковых требований оставить на усмотрение суда.
Судом постановлено решение, которым на исковые требования Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан удовлетворены.
С Чубукиной М.П. в доход бюджета Республики Казахстан взысканы денежные средства в размере 1 650575 руб. 18 коп.
С Чубукиной М.П. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 16452 руб. 88 коп.
В апелляционной жалобе Чубукина М.П. просит решение отменить, указывая, что с августа 2012 года не получала пенсию, назначенную в Республике Казахстан. Заявляет о применении последствий пропуска срока на обращение в суд. Указывает, что не имела возможности заявить ходатайство о применении последствий пропуска срока исковой давности в суде первой инстанции, поскольку находилась на лечении в медицинской организации и не могла присутствовать в судебном заседании по состоянию здоровья.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Камарова А.У., действующая на основании доверенности, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой инстанции допущены были.
Как следует из материалов дела, 01.10.2007 Чубукиной М.П. получено удостоверение личности гражданина Республики Казахстан № <...>, выданное Министерством юстиции Республики Казахстан, со сроком действия до 12.07.2041.
22.07.2009 Чубукиной М.П. подано заявление о назначении пенсии по возрасту и базовой пенсионной выплаты.
Решениями № <...>-м от 06.08.2009 ответчику назначены пенсия по возрасту и базовая пенсионная выплата с 22.07.2009.
Из материалов дела следует, что Чубукина М.П. являлась получателем пенсии с 07.04.2008 – в Российской Федерации, с 22.07.2009 – в Республике Казахстан.
Согласно ответу Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области от 23.05.2022 следует, что Чубукина М.П. с 07.04.2008 года является получателем страховой пенсии по старости на территории Российской Федерации. Поскольку пенсия на территории Российской Федерации получателю установлена и выплачивалась, как гражданину Российской Федерации при наличии регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации и на момент сверки гражданство и регистрация были подтверждены, выплата пенсии на территории Российской Федерации была продолжена.
Решением Департамента Комитета труда, социальной защите и миграции по Павлодарской области от 17.06.2022 № <...> Чубукиной М.П. прекращена выплата пенсионной выплаты (пенсии по возрасту) с 01.07.2022.
Решением Департамента Комитета труда, социальной защите и миграции по Павлодарской области от 17.06.2022 № <...> Чубукиной М.П. прекращена выплата базовой пенсионной выплаты с 01.07.2022.
Как следует из расчета излишне выплаченных сумм по получателю Чубукиной М.П., в период с 22.07.2009 по 30.06.2022 из средств бюджета Республики Казахстан выплачены пенсионные выплаты в размере 13 023 435 тенге.
Данная сумма Чубукиной М.П. перечислена с сентября 2009 года по июнь 2022 года на карточный счет АО «Народный банк Казахстан» KZ № <...>
Со счета № KZ№ <...>, открытого Чубукиной М.П. в АО «Народный банк Казахстан», возвращены денежные средства в размере 3846237 тенге.
Филиалом некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Павлодарской области в адрес Чубукиной М.П. направлена претензия с требованием о возврате денежных средств в размере 9177201 тенге.
В адрес Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области 22.06.2022 направлено письмо об уведомлении Чубукиной М.П. о возврате полученной пенсии за период с 22.07.2009 по 30.06.2022 в размере 9177201 тенге.
Обращаясь в суд, ГУ «Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» указывало на то, что Чубукиной М.П. не были возвращены денежные средства излишне полученной пенсии по возрасту и базовой пенсионной выплаты.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции указал, что поскольку Чубукина М.П. при обращении с заявлением о назначении пенсии по возрасту в Республике Казахстан не указала о получении пенсии на территории Российской Федерации, пришел к выводу о недобросовестности действий ответчика.
Судом установлены обстоятельства неосновательного обогащения ответчика, в связи с чем районный суд пришел к выводу о взыскании с Чубукиной М.П. в доход бюджета Республики Казахстан денежных средств в размере 1650575 руб. 18 коп.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (к числу которых относятся Российская Федерация и Республики Казахстан) урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение), в ст. 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников названного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно п. 1 ст. 2 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера (п. 1 ст. 7 Соглашения).
Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами (ст. 8 Соглашения).
Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10).
Таким образом, нормы международного договора предусматривают возможность получения пенсии одного вида на территории только одного государства – либо Российской Федерации, либо Республики Казахстан.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 № 136 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (действовавшего на момент назначения пенсии Чубукиной М.П.) граждане Республики Казахстан имеют право на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Согласно ч. 2 названной статьи иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.
Положения ст. 2 Закона Республики Казахстан от 21.06.2013 № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» содержат аналогичные положения.
Как следует из ст. 12 Закона Республики Казахстан от 21.06.2013 № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» государственная базовая пенсионная выплата и пенсионные выплаты по возрасту назначаются пожизненно и осуществляются по месяц смерти или выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан включительно.
Из представленного в материалы дела пенсионного дела следует, что Чубукиной М.П. 07.04.2008 подано заявление в ГУ-УПФР в Кировском АО г. Омска о назначении пенсии.
Решением ГУ-УПФР в Кировском АО г. Омска от 30.06.2008 Чубукиной М.П. назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 7.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях» с 07.04.2008.
С указанной даты Чубукина М.П. является получателем страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в Российской Федерации. Выплата страховой пенсии по старости Чубукиной М.П. не приостанавливалась, не прекращалась в спорный период.
22.07.2009 Чубукиной М.П. подано заявление о получении пенсии в Республике Казахстан.
Решением Павлодарского департамента МТиСЗН Чубукина М.П. с 22.07.2009 является получателем пенсии по возрасту и базовой пенсионной выплаты в Республике Казахстан.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что с 22.07.2009 Чубукина М.П., будучи гражданской Российской Федерации, является получателем пенсионных выплат на территории Республики Казахстан при реализации аналогичного права на установление пенсии по старости ранее в Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов (п. 2 ст. 3) и обычаев, признаваемых в Российской Федерации.
При определении права, подлежащего применению, толкование юридических понятий осуществляется в соответствии с российским правом, если иное не предусмотрено законом (п. 1 ст. 1187 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При применении иностранного права суд устанавливает содержание его норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве (п. 1 ст. 1191 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, могут представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений, и иным образом содействовать суду в установлении содержания этих норм (п. 2 названной статьи).
Как следует из п. 3 ст. 1191 Гражданского кодекса Российской Федерации если содержание норм иностранного права, несмотря на предпринятые в соответствии с настоящей статьей меры, в разумные сроки не установлено, применяется российское право.
Согласно п. 1 ст. 1223 Гражданского кодекса Российской Федерации к обязательствам, возникающим вследствие неосновательного обогащения, применяется право страны, где обогащение имело место.
Если неосновательное обогащение возникло в связи с существующим или предполагаемым правоотношением, по которому приобретено или сбережено имущество, к обязательствам, возникающим вследствие такого неосновательного обогащения, применяется право страны, которому было или могло быть подчинено это правоотношение (п. 2 ст. 1223 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 № 24 «О применении норм международного частного права судами Российской Федерации» если неосновательное обогащение выражено в форме безналичных денежных средств, то под страной, где обогащение имело место, следует понимать место нахождения обслуживающего приобретателя банка (его филиала, подразделения), на счет которого были зачислены денежные средства.
Таким образом, поскольку истец в качестве неосновательного обогащения ответчика указывает на неправомерное получение последним пенсионных выплат, перечисление которых осуществлялось в банк на территории Республики Казахстана, то при рассмотрении настоящего спора применению подлежат соответствующие нормы законодательства Республики Казахстан.
Как следует из п. 1 ст. 953 Гражданского кодекса Республики Казахстан лицо (приобретатель), которое без установленных законодательством или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (неосновательно обогатилось) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных ст. 960 названного Кодекса.
Обязанность, установленная п. 1 названной статьи, возникает также, если основание, по которому приобретено или сбережено имущество, отпало впоследствии (п. 2 ст. 953).
Правила настоящей главы применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего или третьих лиц либо следствием события (п. 3 ст. 953).
Согласно п. 3 ст. 960 Гражданского кодекса Республики Казахстан не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные гражданину, при отсутствии недобросовестности с его стороны, в качестве средств для существования (заработная плата, авторское вознаграждение, возмещение вреда жизни или здоровью, пенсия, алименты и т.п.) и использованные приобретателем.
В Российской Федерации в указанной части предусмотрено такое же нормативное регулирование, что следует из положений ст. 1102 и п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Соответственно, возврат полученной пенсии, как неосновательного обогащения, возможен исключительно при доказанности недобросовестности со стороны получателя таковой.
Как предусмотрено в п. 4 ст. 8 Гражданского кодекса Республики Казахстан добросовестность, разумность и справедливость действий участников гражданских правоотношений предполагается.
В Гражданском кодексе Российской Федерации также закреплено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10).
Ответчиком в качестве возражений против предъявленного иска заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности, с указанием на то, что начало течения срока исковой давности необходимо исчислять с момента неполучения пенсии на территории Республики Казахстан с августа 2012 года.
Судебная коллегия полагает возможным принять заявленное ходатайство, поскольку материалами дела подтверждается, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции Чубукина М.П. находилась на стационарном лечении в БУЗОО «КМХЦ МЗОО» (с 11.07.2023 по 26.07.2023), предупреждала суд о невозможности явиться в судебное заседание в связи с нахождением в реанимации.
По правилам ст. 1208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению.
В соответствии со ст. 177 Гражданского кодекса Республики Казахстан исковая давность - это период времени, в течение которого может быть удовлетворено исковое требование, возникшее из нарушений права лица или охраняемого законом интереса. Сроки исковой давности и порядок их исчисления предусматриваются законом и не могут быть изменены соглашением сторон
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (п. 1 ст. 178 Гражданского кодекса Республики Казахстан).
Как предусмотрено в п. 2,3 ст. 179 Гражданского кодекса Республики Казахстан исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности до предъявления иска является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно п.1 ст. 180 Гражданского кодекса Республики Казахстан течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законодательными актами.
По правилам ст. 185 Гражданского кодекса Республики Казахстан восстановление срока исковой давности возможно в исключительных случаях и только для защиты нарушенного права гражданина.
Гражданское законодательство Российской Федерации в этой части является аналогичным (ст. 195, 196, 199-200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, юридическое значение при рассмотрении настоящего спора имеет момент начала течения срока исковой давности, в качестве которого должен приниматься во внимание не только день, когда истец узнал о том, что ответчик не имеет право на получение пенсии на территории Республики Казахстан, так как получает пенсию на территории Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации, но и день, когда истец в силу своих компетенции и полномочий мог и должен был об этом узнать.
Соответственно, юридически значимым обстоятельством для рассмотрения спора, в том числе для установления добросовестности действий Чубукиной М.П. является установление момента, когда истец мог и должен был узнать об отсутствии у нее права на получение пенсии на территории Республики Казахстан.
Департамент труда и социальной защиты населения Республики Казахстан по Северо-Казахстанской области, принимавший решение о назначении Чубукиной М.П. пенсионной выплаты по возрасту, базовой пенсионной выплаты являлся территориальным органом Министерства труда и социальной защиты населения Республики, осуществляющим в пределах своей компетенции реализацию государственной политики и контроль в сфере труда, безопасности и охраны труда, занятости, социальной защиты населения, пенсионного и социального обеспечения, обязательного социального страхования.
Согласно положению о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, утв. постановлением Правительства Республики Казахстан от 09.04.1999 № 394 для реализации основных задач и осуществления возложенных на него функций Министерство имеет право в установленном законодательством порядке, в том числе запрашивать и получать от государственных органов Республики Казахстан, а также иных организаций документы, заключения, справочные и иные материалы, необходимые для осуществления функций, возложенных на Министерство.
Далее, функции департамента по контролю и социальной защите по Северо-Казахстанской области были определены приказом Председателя Комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.05.2008 № 1, далее приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 03.03.2017 № 18 (приложение № 14), среди которых предусмотрены:
- принятие решения о назначении (изменении, возобновлении, приостановлении, прекращении) или об отказе в назначении государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, пенсионных выплат по возрасту;
- при наличии оснований проверка достоверности документов, необходимых для назначения государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, пенсионных выплат по возрасту, специального государственного пособия, государственного специального пособия.
К правам и обязанностям указанного департамента отнесены: осуществление в установленном порядке и в пределах компетенции проверки и иные формы государственного контроля по соблюдению требований законодательства в области пенсионного и социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты населения, о специальных социальных услугах; осуществление в установленном порядке контакты с другими государственными органами и организациями, запрашивать и получать от них необходимые для деятельности сведения и материалы; право запрашивать и получать в установленном порядке от подведомственных организаций Министерства, местных исполнительных органов, физических и юридических лиц документы и справки информационного характера, необходимые для обеспечения аналитической работы и выполнения возложенных на Департамент задач и функций.
Согласно Положению о Комитете по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, утв. приказом ответственного секретаря Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 15.11.2010 № 378, действовавшему на момент назначения пенсии, Комитет по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан является ведомством Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, осуществляющим государственный контроль в сфере труда, безопасности и охраны труда, занятости, социальной защиты населения, пенсионного и социального обеспечения, обязательного социального страхования.
Далее, правовой статус и функции, права, обязанности Комитета по контролю и социальной защите определялись Положением государственного учреждения «Комитет по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан», утв. приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 11.05.2014 № 216-?, Положением государственного учреждения «Комитет труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» к приказу Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 03.03.2017 № 18.
К функциям указанного Комитета отнесены осуществление контроля за своевременностью и полнотой выплаты государственной базовой пенсионной выплаты, пенсионных выплат по возрасту, при наличии оснований проверка достоверности документов, необходимых для назначения государственной базовой пенсионной выплаты, пенсионных выплат по возрасту. Для выполнения возложенных функций предоставлены права и обязанности осуществлять взаимодействие с другими государственными органами и организациями; запрашивать от физических и юридических лиц, организаций, центральных государственных и местных исполнительных органов документы и справки информационного характера, необходимые для обеспечения аналитической работы и выполнения возложенных на Комитет функций.
Главой 2 Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.02.2017 г. № 81, определены задачи и полномочия Министерства.
Одной из задач Министерства является формирование и реализация государственной политики, осуществление межотраслевой координации и государственное управление в области социального обеспечения, в том числе пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования.
В полномочия Министерства входит, в том числе, право запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от государственных органов, иных организаций и должностных лиц необходимую информацию и материалы; делегировать ведомствам осуществление регулятивных, реализационных и контрольно-надзорных функций в пределах компетенции Министерства.
Исходя из приведенных норм Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство наделено полномочиями делегировать ведомствам осуществление регулятивных, реализационных и контрольно-надзорных функций в пределах компетенции Министерства.
Из материалов дела следует, что Чубукина М.П. обратилась в пенсионный орган Республики Казахстан 22.07.2009, указывая, что за пределами Республики Казахстан и России пособие и пенсии не оформляла.
При назначении Чубукиной М.П. пенсионной выплаты по возрасту, базовой пенсионной выплаты, органы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан должны были провести соответствующие проверки, в том числе посредством запроса сведений из пенсионных органов РФ.
При этом судебная коллегия полагает, что у органа Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан была информация о том, что Чубукина М.П. выезжала на постоянное место жительство в РФ, в связи с чем имелись основания для запроса соответствующих сведений.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 21 Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» гражданство Республики Казахстан утрачивается, если лицо приобрело гражданство другого государства.
При этом в силу ч. 2 и 3 названной статьи лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и принявшее гражданство иностранного государства, в течение тридцати календарных дней со дня приобретения им иного гражданства обязано сообщить о факте приобретения иностранного гражданства в органы внутренних дел Республики Казахстан или загранучреждения Республики Казахстан и сдать паспорт и (или) удостоверение личности Республики Казахстан. Несообщение в установленный частью второй настоящей статьи срок о факте приобретения иностранного гражданства влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
В соответствии со ст. 30 Закона Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» органы внутренних дел регистрируют утрату гражданства Республики Казахстан.
В период выезда Чубукиной М.П. из Республики Казахстан действовал Закон Республики Казахстан от 13.12.1997 № 204-I «О миграции населения», согласно которым Порядок оформления выезда эмигрантов определялся Правительством Республики Казахстан.
Регулирование миграционных процессов и координация работы в области миграции населения в Республике Казахстан осуществлялось уполномоченным органом в пределах компетенции, установленной законами Республики Казахстан (ст. 30, 33).
Во исполнение Закона Республики Казахстан от 13.12.1997 «О миграции населения», а также в целях реализации прав граждан Республики Казахстан на свободное передвижение, регулирования вопросов выезда из страны было принято постановление Правительства Республики Казахстан от 26.07.2001 № 1010, утвердившее Правила выезда граждан Республики Казахстан за пределы Республики Казахстан (утратило силу постановлением Правительства РК от 28.03.2012 № 361).
Согласно п. 5, 6, 8.1, 9 указанных Правил выезд на постоянное жительство из Республики Казахстан осуществляется по разрешению органов внутренних дел.
Процедура выдачи разрешений для выезда на постоянное жительство за пределы Республики Казахстан определяется Министерством внутренних дел Республики Казахстан по согласованию с Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан.
Территориальными органами внутренних дел производится проверка отсутствия у граждан, обратившихся с заявлениями о выезде за пределы Республики Казахстан на постоянное жительство, оснований для отказа в выезде за пределы Республики Казахстан.
Запросы органов внутренних дел в отношении граждан, обратившихся с заявлениями о выезде за пределы Республики Казахстан на постоянное жительство, рассматриваются заинтересованными государственными органами в десятидневный срок.
Решение о выдаче разрешения на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное жительство принимается не позднее месячного срока со дня предоставления всех документов, перечисленных в пункте 8 названных Правил.
Процедуру выдачи разрешений для выезда на постоянное жительство за пределы Республики Казахстан регулировала Инструкция о выдаче органами внутренних дел разрешений для выезда на постоянное жительство за пределы Республики Казахстан, утвержденная Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 10.09.2001 № 655 (утратил силу приказом Министра внутренних дел РК от 03.03.2014 № 134).
Согласно положениям указанной Инструкции заявления подаются в подразделения миграционной полиции районных (городских) органов внутренних дел или УВД г. Астаны, ГУВД г. Алматы, ГУВД-УВД областей по месту постоянного жительства заявителя, МВД Республики Казахстан.
Решение о выдаче разрешения на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное жительство принимается не позднее месячного срока со дня предоставления всех документов и после оплаты государственной пошлины, установленной законодательствомРеспублики Казахстан (п. 7)
Разрешение оформляется в виде мастичного штампа установленного образца (приложение 2), с указанием даты, до которой может совершаться выезд и страны выезда, который проставляется на страницах паспорта, предусмотренных для виз и скрепляется визовой печатью и подписью начальника Управления (отдела) миграционной полиции или его заместителя (п.8).
По результатам рассмотрения заявления начальники Управлений (отделов) миграционной полиции или их заместители принимают решение об оформлении разрешения или отклонения просьбы заявителя. В случае, если ответ органа национальной безопасности не поступил в установленный срок, решение принимается без его учета.
Выезжающие на постоянное жительство за пределы Республики Казахстан, при получении паспорта с оформленным разрешением на выезд, сдают в Управление (отдел) миграционной полиции удостоверение личности. При этом, им оформляется листок убытия с отметкой о снятии с регистрации с места жительства (п. 14).
Материалы на граждан Республики Казахстан, выезжающих или изъявивших желание остаться за границей на постоянное жительство оформляются в выездные дела, которые подлежат регистрации по книге учета выездных дел (п. 19).
В материалы дела представлен Адресный листок убытия Чубукиной М.П., оформленный 09.01.2002, с указанием цели убытия – к месту жительства постоянно в Россию, г. Омск. Имеется отметка о снятии с регистрационного учета, с подписью и печатью сотрудников органов внутренних дел Республики Казахстан.
Таким образом, у уполномоченных органов в Республике Казахстан имелись сведения о выезде ответчика на постоянное место жительство в РФ.
Более того, уполномоченные органы могли и далее проверять обоснованность выплаты Чубукиной М.П. пенсии.
15.03.2019 заключено Соглашение об информационном взаимодействии между пенсионным фондом Российской Федерации и некоммерческим акционерным обществом "Государственная корпорация «Правительство для граждан» в сфере пенсионного обеспечения № АД-09-31/сог/27, в отношении граждан, являющихся получателями пенсий (пособий), установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Казахстан.
Соответственно, с указанного времени истец также имел возможность получить информацию о получении Чубукиной М.П. пенсии и на территории РФ, и на территории Республики Казахстан.
Ссылки на получение ответа от ОПФР по Омской области только 17.12.2021 не могут быть приняты во внимание. Из содержания указанного ответа следует, что после сверки и установления факта получения пенсий на территории двух государств, принято решение о продолжении выплаты пенсии на территории РФ. При этом содержится просьба о предоставлении информации о наличии сведений о проживании Чубукиной М.П. на территории республики Казахстан.
Из пенсионного дела Чубукиной М.П. усматривается, что пенсионным органом после заключения вышеуказанного Соглашения Чубукина М.П. была приглашена для дачи пояснений по вопросу получения пенсий, 13.04.2020 Чубукиной М.П. даны пояснения управляющему УПФР Кировского АО г. Омска о том, что она проживает на территории РФ с 18.06.2004. В Республику Казахстан выезжала по семейным обстоятельствам для осуществления ухода за больной сестрой, могилами родных. Чубукина М.П. предупреждена об ответственности за представленные сведения выше.
Истец обратился в суд 25.05.2023, в связи с чем срок исковой давности для взыскания всей суммы задолженности истек.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия полагает, что отсутствует недобросовестность Чубукиной М.П. при получении пенсии на территории Республики Казахстан с момента, когда уполномоченный орган при проверке мог установить факт получения пенсии в РФ.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
При обращении в суд 25.05.2023, срок три года составляет период с 26.05.2020 по 25.05.2023. Выплата пенсии по возрасту и базовой пенсионной выплаты осуществлялась за май 2020 – 14.05.2020, за июнь 2020 – 15.06.2020, и далее 14 или 15 числа ежемесячно.
Из справки о произведенный Чубукиной М.П. выплат следует, что за период с июня 2020 (платежи, срок исковой давности по которым не истек) по июнь 2022 (дата прекращения выплат) Чубукиной М.П. перечислена сумма 3564012 тенге.
Согласно платежному поручению от 15.06.2022 СМТ000000 банком в пользу НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» на основании распоряжения перечислены денежные средства со счета Чубукиной М.П. в размере 3846237 тенге.
Данные удержанные суммы зачтены ГУ «Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан» в счет возврата выплаченной пенсии по возрасту и базовой пенсионной выплаты за период с 01.09.2009 по сентябрь 2015 года.
В материалы дела не представлены документы, которые были направлены истцом для возврата вышеуказанных сумм.
Доказательств согласия Чубукиной М.П. на учет удержанных сумм именно в счет задолженности по периоду с 01.09.2009 по сентябрь 2015 не имеется.
В соответствии с п. 87 Правил предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат, государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, государственных специальных пособий, утвержденных Приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 14.04.2015 № 223 и действующих до 27.06.2023, возврат излишне зачисленных (выплаченных) сумм пенсий и пособий осуществляется:
- по заявлению получателя;
- на основании письма отделения Государственной корпорации по основаниям, предусмотренным законодательными актами Республики Казахстан. При этом отделения Государственной корпорации представляет в уполномоченную организацию по выдаче пенсий и пособий письмо с приложением необходимого документа (сведений о смерти либо выезда получателя за пределы Республики Казахстан, в том числе полученных из ИС и (или) запрос пенсионного дела или дело получателя пособия от уполномоченного органа страны проживания, выехавшего получателя пенсии и пособия), подтверждающего обоснованность возврата выплат в Государственную корпорацию для перечисления в доход республиканского бюджета;
- по решению суда.
Согласно ст. 370 Гражданского кодекса Республики Казахстан обязательство прекращается полностью или в части зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Не допускается зачет требований, в том числе:
- если по заявлению одной из сторон к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек;
- о пожизненном содержании;
В случае уступки требования должник вправе зачесть против требования нового кредитора свое встречное требование к первоначальному кредитору.
Согласие Чубукиной М.П. на зачет удержанных сумм в каком-либо порядке отсутствует.
С учетом изложенного удержанные суммы не подлежали зачету применительно к периодам с 01.09.2009 по 01.09.2015, по которым истек срок исковой давности.
Принимая во внимание полномочия, имеющиеся у истца, заявление о применении последствий пропуска срока исковой давности, удержание со счета Чубукиной М.П. суммы, превышающей суммы выплат, срок требования возврата которых не истек, добросовестность Чубукиной М.П., судебная коллегия полагает, что оснований для взыскания с Чубукиной М.П. суммы задолженности не имелось, в связи с чем решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в иске.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что не имеет правового значения заявление Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан об исправлении описки.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Омска от 18 июля 2023 года отменить. Апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении исковых требований Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан к Чубукиной Марии Павловне о взыскании неосновательного обогащения отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 11.12.2023.