<номер>
Дело <номер>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2024 года г. Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока в составе: председательствующего: судьи Махониной Е.А., при секретаре <ФИО>4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к <ФИО>2 об установлении факта трудовых отношений, возложении обязанности, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
обратившись в суд с настоящим иском, <ФИО>1 указал, что с декабря 2022 года он был привлечен <ФИО>2 в качестве разнорабочего, работал ежедневно с <дата>. В его обязанность входила подготовка строительных площадок, спил деревьев, очистка территории и другие работы. <ФИО>2 является индивидуальным предпринимателем, в деятельность которого входила подготовка строительных площадок, разбор и снос зданий, добыча грунта. Также к осуществлению работ были привлечены и другие лица. В начале апреля <дата> <ФИО>2 предложил научить его управлять экскаватором, чтобы в дальнейшем привлекать его для работ в качестве водителя экскаватора по сбору и выгрузке грунта на автомашины, в том числе и на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>», участок <номер>. Стоимость часа его работы составляла 400 рублей. Работодателем была заведена тетрадь, в которой учитывалось рабочее время и номера машин, если он привлекался к их погрузке, а также время простоя в связи с ремонтом техники. Однако путевые листы, средства защиты <ФИО>2 не выдавал, а также не знакомил его с правилами охраны труда. <дата> он осуществлял загрузку машин щебнем на экскаваторе, на одном из участков <адрес>». Участок использовался под добычу щебня. При загрузке машины, поднятии ковша с щебнем, кабину экскаватора с ковшом стало раскручивать вокруг своей оси, при нажатии ручник в машине не сработал, из-за чего экскаватор завалило на левый бок. После произошедшего он обратился в больницу, в дальнейшем находился на лечении. Ответчик отстранил его от работы, выплаты за время нахождения его на больничном не осуществлял. В настоящее время <ФИО>2 отрицает факт трудовых отношений с ним. При трудоустройстве ему обещали выплачивать заработную плату из расчета 400 рублей за час работы. Между тем, ему не выплачена заработная плата за май (с <дата> по <дата>), а также июнь. Недоплаченная заработная плата составляет 78 000 рублей. Просит установить факт трудовых отношений между ним и ИП <ФИО>2 в период с <дата> по <дата>, возложить обязанность на <ФИО>2 внести в трудовую книжку записи о приеме и увольнении с работы по собственному желанию с <дата> по <дата>, взыскать со <ФИО>2 невыплаченную заработную плату в размере 78 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.
В судебном заседании <ФИО>1 и его представитель <ФИО>5 на удовлетворении исковых требований настаивали. <ФИО>1 пояснил, что со <ФИО>2 он познакомился в <дата> в поселке, там же находился экскаватор. <ФИО>2 предложил поработать на экскаваторе, он согласился. <ФИО>2 просил скидывать ему отчеты о проделанной работе по телефону. Считает, что между ним и <ФИО>2 сложились трудовые отношения. Оплата за труд производилась в конце месяца и составляла 400 рублей в час. Также он вел учет отработанных часов, из которого ему выплачивалась заработная плата. Заработная плата ему выплачивалась наличными денежными средствами, один раз был перевод от незнакомой ему девушки.
В судебном заседании представитель <ФИО>2 – <ФИО>6 возражал против удовлетворения исковых требований, пояснил, что <ФИО>2 не является индивидуальным предпринимателем с <дата>. <ФИО>2 <дата> совместно с <ФИО>7 за счет совместных средств приобрел экскаватор «<данные изъяты>», <дата>. <ФИО>7 занимается оказанием услуг населению по разработке земельных участков, в том числе с помощью экскаватора, приобретенного со <ФИО>2, однако <ФИО>7 индивидуальным предпринимателем не является. Через <ФИО>7 <ФИО>2 познакомился с <ФИО>1 <ФИО>2 никаких отношений с <ФИО>1 не поддерживал. Он знал, что <ФИО>7 периодически привлекает <ФИО>1 к работам в качестве специалиста по управлению экскаваторами. В <дата> к <ФИО>2 обратился его родственник <ФИО>8 и попросил за вознаграждение разработать принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером <номер>, по адресу: <адрес>, участок <номер>. <ФИО>2 переадресовал работы <ФИО>7 В отношении данных работ <ФИО>2 выступил посредником, получив за это часть вознаграждения. <ФИО>7, в свою очередь, для разработки участка привлек <ФИО>1 Участок разрабатывался экскаватором, который совместно купили <ФИО>7 и <ФИО>2 <дата> <ФИО>2 и <ФИО>7 приехали посмотреть результат работ, подъезжая к земельному участку, они увидели, что экскаватор перевернут. Как пояснил <ФИО>1, он по своей невнимательности совершил опрокидывание экскаватора. Из переписки в мессенджере <данные изъяты> <ФИО>2 достоверно известно, что именно <ФИО>7 привлекал <ФИО>1 к работам как специалиста по управлению экскаваторами. Данное исковое заявление подано <ФИО>1 во избежание материальной ответственности, так как в Первомайском районном суде г. Владивостока рассматривается гражданское дело по иску <ФИО>2 к <ФИО>1 о возмещении материального ущерба, причиненного повреждением экскаватора.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 15 ТК РФ, под трудовыми отношениями понимаются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
По правилам ст. 67 ТК РФ, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.
Требования к содержанию трудового договора определены в ст. 57 ТК РФ, согласно которой в трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон.
Согласно ч.3 ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу абз. 2, 12, 17 ст. 22 ТК РФ, работодатель имеет право: заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Согласно абз. 1, 4 ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.
Как следует из абз. 2 ст. 66.1 ТК РФ, в сведения о трудовой деятельности включаются информация о работнике, месте его работы, его трудовой функции, переводах работника на другую постоянную работу, об увольнении работника с указанием основания и причины прекращения трудового договора, другая предусмотренная настоящим Кодексом, иным федеральным законом информация.
На основании ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ст. 140 ТК РФ).
Как разъяснено в п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <номер> «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям», к характерным признакам трудовых отношений в соответствии со ст. 15 и ст. 56 ТК РФ относятся: достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя; подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности); обеспечение работодателем условий труда; выполнение работником трудовой функции за плату.
О наличии трудовых отношений может свидетельствовать устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда, выполнение работником работы только по определенной специальности, квалификации или должности, наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
К признакам существования трудового правоотношения также относятся, в частности, выполнение работником работы в соответствии с указаниями работодателя; интегрированность работника в организационную структуру работодателя; признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск; оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы; осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов; предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем.
В судебном заседании установлено, что в <дата> между <ФИО>2 и ООО «<данные изъяты>» был заключен договор купли-продажи <номер> экскаватора «<данные изъяты>», <дата>, номер рамы <номер>, номер двигателя <номер>
<дата> <ФИО>1, управляя данным экскаватором на земельном участке с кадастровым номером <номер> расположенном по адресу: <адрес>», участок <номер>, допустил опрокидывание экскаватора, причинив собственнику <ФИО>2 материальный ущерб.
<ФИО>2 обратился в <адрес> с исковыми требованиями к <ФИО>1 о возмещении материального ущерба, причиненного повреждением экскаватора, в размере 2 143 200 рублей. В обоснование исковых требований указал, что экскаватор получил повреждение всех основных узлов и агрегатов, в связи с чем не подлежит восстановлению.
Из пояснений сторон в судебном заседании следует, что гражданское дело по иску <ФИО>2 в настоящее время не рассмотрено.
В настоящем споре, <ФИО>1 указывает, что с <дата> года по <дата> он находился в трудовых отношениях со <ФИО>2
В обоснование заявленных требований, <ФИО>1 представил в материалы дела выписку из ЕГРИП на <ФИО>2, а также выкопировку из рукописного журнала, где <ФИО>1 вел учет выполняемой работы.
Из представленной выписки из ЕРГИП от <дата> следует, что <ФИО>2 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя <дата>.
Как следует из ответа <данные изъяты> <номер> от <дата> на запрос суда, по состоянию на <дата> <ФИО>2 не зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого).
В представленной истцом выкопировке из журнала выполняемой работы имеются записи от <дата>, без указания года, а также сведений о лице, внесшем записи. В журнале не имеется сведений о лице, принявшем работу, не имеется подписи лица, принявшего работу. В журнале указаны номера машин, а также время выполнения операций; напротив некоторых дней указано краткое содержание операции, выполняемой в этот день.
Допрошенный в судебном заседании по ходатайству истца свидетель <ФИО>9 пояснил, что знает <ФИО>2, поскольку хотел устроится к нему на работу, однако ему было отказано, поскольку выполнять работу на экскаваторе он не мог. <ФИО>7 и <ФИО>2 работали вместе, в связи с чем у него сложилось впечатление, что у них совместный бизнес. <ФИО>1 работал у <ФИО>2 с <дата> года на экскаваторе, а также ремонтировал технику. Заработная плата <ФИО>1 составляла примерно 450 рублей в час, он работал весь световой день и каждый день. <ФИО>1 отстранили от работы, потому что произошла авария, он перевернулся на экскаваторе. <ФИО>2 знал, что <ФИО>1 работал у него, давал ему поручения, расплачивался с ним.
Возражая против исковых требований, <ФИО>2 ссылался на то, что он разово привлекал <ФИО>1 для работы на земельном участке своего родственника, за организацией работы он обращался к своему знакомому <ФИО>7
В обоснование своих доводов, <ФИО>2 представил распечатку переписки в мессенджере за период с <дата> по <дата>, а также расшифровку голосовых сообщений между <ФИО>7 и <ФИО>1 Аудиозапись с голосовыми сообщениями <ФИО>7 и <ФИО>1 также была прослушана в судебном заседании.
В представленной переписке и аудиозаписях голосовых сообщений <ФИО>7 предлагает <ФИО>1 приступить к работе, обсуждает с ним объем и характер выполняемой работы, <ФИО>1 и <ФИО>7 обсуждают вопросы оплаты труда. <ФИО>1 посылает <ФИО>7 фотографии страниц журнала выполняемой работы, фотографии неисправностей техники, на которой осуществлялась работа, а также <ФИО>1 пересылал <ФИО>7 фотографии банковских отчетов о зачислении денежных средств за проделанную работу.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля <ФИО>7 пояснил, что он не являлся индивидуальным предпринимателем. С <ФИО>1 он познакомился случайно, они обменялись номерами телефонов. В <дата> <ФИО>1 приехал к нему, показал как умеет работать на экскаваторе. Весной он позвал <ФИО>1 на работу. Стоимость часа работы была определена в размере 400 рублей. Для работы он предоставил <ФИО>1 свой синий экскаватор, который в дальнейшем вышел из строя. В аренду был взят другой экскаватор, который они вместе со <ФИО>2 выкупили за наличные деньги. Заказ на разработку участка в массиве <адрес>» был предоставлен <ФИО>2 <ФИО>1 был привлечен к данной работе. Доход от разработки участка получал он сам. За проделанную работу <ФИО>1 он переводил денежные средства на карту супруги <ФИО>1 - <ФИО>10 Деньги он переводил с карты своей девушки <ФИО>16 но ее карта была привязана к его номеру телефона +<номер>. Также, перечисления происходили и на карту <данные изъяты> по номеру телефона, где получатель был указан как <ФИО>1 <ФИО>15 Оплата труда <ФИО>1 с помощью денежных переводов происходила с <дата>. С осени оплата осуществлялась наличными денежными средствами.
Из ответа ООО «<данные изъяты>» <номер> от <дата> на запрос суда, следует, что телефонный номер +<номер> принадлежит <ФИО>1
Из ответа <данные изъяты> <номер> от <дата> на судебный запрос следует, что <ФИО>2 техники, зарегистрированной в инспекции гостехнадзора Приморского края, не имеет. В запрашиваемый период регистрационные действия не производились.
Судом были осуществлены запросы в <данные изъяты> о движении денежных средств по банковским картам, принадлежащим <ФИО>1, <ФИО>10, <номер>, № <номер>.
Из ответа <данные изъяты> №<номер> от <дата> следует, что банковская карта <номер> принадлежит <ФИО>10, банковская карта <номер> принадлежит <ФИО>1
Из ответа <данные изъяты> №<номер> от <дата> на запрос суда, на банковскую карту <номер>, принадлежащую <ФИО>1, осуществлен перевод денежных средств <ФИО>11 в <дата>.
В своих объяснениях в рамках доследственной проверки по заявлению о привлечении <ФИО>1 к уголовной ответственности, <ФИО>2 указывал, что по предварительной договоренности с <ФИО>8 и за вознаграждение он должен был произвести земельные работы по выравниванию участка, расположенного по адресу: <адрес>. Он попросил выполнить эту работу своего знакомого <ФИО>1, который являлся специалистом по управлению самоходными машинами. Для работы он предоставил <ФИО>1 свой экскаватор «<данные изъяты>», <дата>. <ФИО>2 не ссылался на наличие трудовых отношений с <ФИО>1
Оценивая доводы сторон и представленные ими доказательства, суд полагает доказанным факт осуществления трудовой деятельности <ФИО>1, при этом письменный трудовой договор с <ФИО>1 не заключался.
Между тем, из представленной суду переписки из мессенджера, выкопировки журнала выполняемой работы, банковских выписок о движении денежных средств нельзя сделать вывод о том, что <ФИО>1 был допущен к работе с ведения и по поручению <ФИО>2 Доказательств того, что <ФИО>2 осуществлял оплату за выполненную работу, суду не представлено. Трудовую деятельность <ФИО>1 <ФИО>12 не координировал.
Из представленного договора купли-продажи экскаватора, ответа из Инспекции по надзору за техническим состоянием и эксплуатацией самоходных и других видов техники, аттракционов Приморского края следует, что экскаватор был приобретен <ФИО>2 только <дата>, при этом другой самоходной техники у <ФИО>2 не имелось. <ФИО>1 в судебном заседании настаивал на том, что трудовые отношения у него возникли с <дата>, то есть до приобретения экскаватора, который впоследствии был поврежден.
Учитывая, что в судебном заседании не нашли подтверждение доводы истца о том, что между ним и <ФИО>2 сложились трудовые отношения, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований <ФИО>1 об установлении факта трудовых отношений между <ФИО>1 и <ФИО>2 в период с <дата> по <дата>, возложении обязанности на <ФИО>2 внести в трудовую книжку <ФИО>1 записи и приеме и увольнении с работы по собственному желанию с <дата> по <дата>, взыскании со <ФИО>2 неполученной заработной платы в размере 78 000 рублей, компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей – отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Е.А. Махонина