Решение по делу № 2-1902/2021 от 13.10.2021

Дело №2-1902/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 декабря 2021 года

Заднепровский районный суд города Смоленска

в лице председательствующего судьи Осипова А.А.,

при секретаре Костиковой Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Иванова А.А. и Иванова В.А. к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации о признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Иванов А.А. и Иванов В.А. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании за ними права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, сославшись в обоснование требований на следующие обстоятельства.

Решением начальника территориального отделения «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 18.12.2018 их отец Иванов А.В., который является военнослужащим, и мать И. (супруга Иванова А.В.) были приняты на учет нуждающихся в жилом помещении, а им, истцам, было отказано в постановке на такой учет со ссылкой на то, что они не относятся к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются социальные гарантии, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Федеральный закон №76-ФЗ).

Между тем при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жилым помещением, необходимо руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ). В соответствии же с частью 1 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним дети. Они проживают совместно со своим отцом Ивановым А.В. с 2006 года по настоящее время, ведут с ним общее хозяйство (л.д. 2-7).

Судом в связи с произведенной реорганизацией к участию в деле в качестве соответчика вместо ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации было привлечено ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГАУ «Росжилкомплекс» - л.д. 148).

В ходе судебного разбирательства представитель истцов уточнил требование - просил признать за ними право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 174).

В судебном заседании истцы и их представитель Крупская Е.А. исковые требования поддержали, вышеприведенные доводы подтвердили.

Представитель ответчика, Министерства обороны Российской Федерации, Жилина К.С., будучи надлежащим образом извещенной о судебном заседании, в судебное заседание не явилась. В письменных возражениях на иск сообщила, что считает требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, сославшись на то, что Министерство обороны Российской Федерации не обладает полномочиями по отчуждению имущества в собственность граждан, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 169-170).

Представитель ответчика, ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации, Павлова Н.П., также будучи надлежащим образом извещенной о судебном заседании, в судебное заседание не явилась, при проведении подготовки к судебному разбирательству сообщала, что поддерживает ранее высказанную по делу позицию. Ранее представитель указанной организации ссылался на то, что законных оснований для постановки истцов на учет нуждающихся в жилых помещениях не имеется. Истцы достигли возраста 23 лет, имеют самостоятельный источник дохода и на иждивении военнослужащего Иванова А.В. не находятся. Не оспаривая факт совместного проживания истцов с их отцом Ивановым А.В., представитель указанного ответчика ссылался на то, что сам по себе данный факт не позволяет отнести детей к членам семьи военнослужащего, имеющим право на социальные гарантии в жилищной сфере, установленные Федеральным законом №76-ФЗ.

По ее мнению, указанным законом предусмотрено предоставление таких гарантий не всем детям военнослужащего, а лишь несовершеннолетним, детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения при условии, что им не исполнилось 23 лет (л.д. 80-81).

Представители других ответчиков, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явились, какого-либо отзыва на иск Ивановых в суд не представили.

Заслушав объяснения истцов и их представителя, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 15 Федерального закона №76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 2 Федерального закона №76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, в частности, военнослужащим и членам их семей.

Обеспечение членов семьи военнослужащего жилыми помещениями по договору социального реализуется путем постановки на учет уполномоченным органом. Данная процедура урегулирована ст.51 ЖК РФ, ст.15 Закона и Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280.

Департамент жилищного обеспечения МО РФ осуществляет функции уполномоченного органа по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, в том числе принятие решений о принятии (об отказе в принятии) военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (п./п. в) п.2.1 Инструкции об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 18.11.2010 N 1550).

Департамент осуществлял указанную функцию через федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (п.2 приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455).

Как следует из справки войсковой части 55840 от 21.01.2019 и никем по делу не оспаривается, Иванов А.В. проходит военную службу по контракту в указанной войсковой части (л.д.15).

Истцы приходятся Иванову А.В. сыновьями, что подтверждается копиями соответствующих свидетельств о рождении (л.д. 17, 18) и опять же никем из участвующих в деле лиц не оспаривается.

Решением начальника территориального отделения ФГКУ «Западное региональное Управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 18.12.2018 Иванов А.В. и его супруга Иванова Л.А. приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания (л.д. 20).

Истцам решением того же должностного лица от 18.12.2019 №67-27/44 отказано в постановке на учет на том основании, что на дату подачи заявления (07.11.2018) Иванов В.А. достиг возраста старше 23 лет, Иванов А.А. - возраста 22 года, но не были представлены документы, подтверждающие их обучение в общеобразовательных учреждениях по очной форме обучения или факт нахождения на иждивении Иванова А.В. (л.д. 19).

Согласно абзацу 5 пункта 5 статьи 2 Федерального закона №76-ФЗ к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24.04.2018 №1016-О указал, что положения пункта 5 статьи 2 Федерального закона №76-ФЗ, которые направлены на создание правового механизма обеспечения повышенной социальной защиты определенного круга членов семьи военнослужащего, не регламентируют условия предоставления дополнительных жилищных гарантий и круг их получателей.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ.

Такой же принцип нашел продолжение в толковании норм материального права Верховным Судом Российской Федерации в абзаце 3 пункта 25 постановления от 29 мая 2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», в соответствии с которым при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Иванов А.В., его супруга И. и дети Иванова А.В. - истцы с 29 ноября 2006 года и до настоящего времени (т.е. и на момент обращения с заявлением о постановке на учет - 07.11.2018) постоянно зарегистрированы как по месту жительства и проживают совместно в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое предоставлено Иванову А.В. по договору найма служебного жилого помещения (л.д. 16, 21-25, 44, 176).

Из показаний свидетелей К. и М., которые проживают в одном доме с истцами и их родителями, следует, что истцы Иванов А.А. и Иванов В.А. проживают со своими родителями в квартире по вышеуказанному адресу одной семьей, ведут совместное хозяйство. Оснований не доверять показаниям этих свидетелей у суда не имеется.

Таким образом, истцов следует отнести к членам семьи военнослужащего Иванова А.В. и признать за ними право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по линии Министерства обороны российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ ответчик, ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны, помимо прочего, должен возместить истцам судебные расходы по оплате госпошлины.

Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 193, 195, 197, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Иванова А.А. и Иванова В.А. удовлетворить и признать за ними право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по линии Министерства обороны Российской Федерации.

Взыскать с ФГАУ «Росжилкомплекс» Министерства обороны Российской Федерации в возмещение судебных расходов в пользу Иванова Алексея Алексеевича 150 руб., в пользу Иванова Виктора Алексеевича 150 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через районный суд в течение месяца.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ

2-1902/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванов Алексей Алексеевич
Иванов Виктор Алексеевич
Ответчики
ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" МО РФ
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ
Министерство Обороны РФ
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ отделение (территориальное, г. Смоленск
Суд
Заднепровский районный суд г. Смоленск
Судья
Осипов Алексей Анатольевич
Дело на сайте суда
zadnepr.sml.sudrf.ru
13.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.10.2021Передача материалов судье
20.10.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.11.2021Предварительное судебное заседание
08.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Судебное заседание
15.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее