Гражданское дело № 2-3043/2020
УИД 47RS0005-01-2020-003243-52
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2020 года г. Выборг
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 30 сентября 2020 года.
Решение в окончательном виде изготовлено 06 октября 2020 года.
Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гришине Д.Ю.,
при секретаре Андреевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Соловьевой Любови Александровне об обязании выполнить определенные действия по надлежащему содержанию внутриквартирного газового оборудования,
УСТАНОВИЛ:
Выборгский городской прокурор, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к Соловьевой Любови Александровне, в котором просил: обязать Соловьеву Любовь Александровну заключить договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией; возложить обязанность на Соловьеву Любовь Александровну с привлечением специализированной организации выполнить техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования, путем предоставления доступа в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в 20-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указал, что во исполнение поручения прокуратуры Ленинградской области от 20.09.2019 № 7-33-2019, в связи с несчастными случаями при использовании внутриквартирного газового оборудования, произошедшими в г. Гатчина Ленинградской области в период с 17.09.2019 по 20.09.2019, в результате которых погибло 4 человека, Выборгской городской прокуратурой проведена проверка в сфере обеспечения безопасности внутриквартирного газового оборудования.
Проверкой установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, находящийся в управлении ООО «Энергопроект-М», является газифицированным.
Между ООО «Энергопроект-М» и специализированной организацией – филиал АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» в г. Выборг заключен договор № от 18.01.2019 на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования.
Кроме того, проверкой установлено, что договорам поставки газа между ресурсоснабжающей организацией и физическими лицами – собственниками квартир, предшествуют договоры на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования. При этом его отсутствие является бесспорным основанием прекратить поставку газа потребителю. В результате такого бездействия со стороны собственников газифицированных многоквартирных домов возникла угроза возникновения аварийных ситуаций, которые впоследствии могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Собственником <адрес> в г. Выборе Ленинградской области является Соловьева Любовь Александровна.
Согласно сведениям филиала АО «Газпром газораспределение Ленинградская области» в г. Выборг, по данному адресу отсутствует договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, кроме того техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования по вышеуказанному адресу не проводилось.
Неисполнение Соловьевой Любовью Александровной обязанностей, предусмотренных п.п.«и, к» п.21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, прямо посягает на безопасную эксплуатацию газового оборудования в многоквартирном доме, создает риск возникновения аварийных ситуаций, связанных с возможными утечками и взрывом газа в многоквартирном доме, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания и нахождение в многоквартирном жилом доме, в связи с чем, Выборгский городской прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В заседании суда помощник Выборгского городского прокурора Афанасьева А.Р. иск поддержала.
Ответчики, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в суд не явились.
Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Газпром газораспределение Ленинградская область", в лице представителя по доверенности Дядичко М.В. иск поддержала.
Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Энергопроект-М" в заседание суда не явилось, о времени и месте судебного заседания извещалось по правилам ст.113 ГПК РФ, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в суд не представило.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства согласно ст.67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, во исполнение поручения прокуратуры Ленинградской области от 20.09.2019 № 7-33-2019, в связи с несчастными случаями при использовании внутриквартирного газового оборудования, произошедшими в г. Гатчина Ленинградской области в период с 17.09.2019 по 20.09.2019, в результате которых погибло 4 человека, Выборгской городской прокуратурой проведена проверка в сфере обеспечения безопасности внутриквартирного газового оборудования.
Проверкой установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, находящийся в управлении ООО «Энергопроект-М», является газифицированным.
Между ООО «Энергопроект-М» и специализированной организацией – филиал АО «Газпром газораспределение Ленинградская область» в г. Выборг заключен договор № от 18.01.2019 на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования.
Кроме того, проверкой установлено, что договорам поставки газа между ресурсоснабжающей организацией и физическими лицами – собственниками квартир, предшествуют договоры на техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования. При этом его отсутствие является бесспорным основанием прекратить поставку газа потребителю. В результате такого бездействия со стороны собственников газифицированных многоквартирных домов возникла угроза возникновения аварийных ситуаций, которые впоследствии могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.
Собственником <адрес> в г. Выборе Ленинградской области является Соловьева Любовь Александровна.
Согласно сведениям филиала АО «Газпром газораспределение Ленинградская области» в г. Выборг, по данному адресу отсутствует договор на обслуживание внутриквартирного газового оборудования, кроме того техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования по вышеуказанному адресу не проводилось.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны в срок до 1 января 2015 года обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов. При этом лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 5.2 статьи 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме, отапливаемых без использования газоиспользующего оборудования.
В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 549 от 21 июля 2008 года, прибор учета газа входит в состав внутридомового газового оборудования и его установка может осуществляться только специализированными организациями на возмездной основе, при этом цена договора определяется соглашением сторон.
В соответствии с ч.4.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 1.1 вышеприведенной нормы установлено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать: соблюдение требование к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем в том числе соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 5 вышеуказанных правил предусмотрено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
В соответствии с п.3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, под внутридомовым газовым оборудованием в многоквартирном доме понимаются являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Внутриквартирным газовым оборудованием являются газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.
В силу п. 16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее - Правила № 410), техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключаемого между заказчиком и исполнителем.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном Правилами № 410, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем (п. 6 Правил № 410).
Согласно п. 17 Правил № 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:
а) в отношении внутридомового газового оборудования многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений;
б) в отношении внутридомового газового оборудования в домовладении - собственник домовладения;
в) в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенного в многоквартирном доме помещения, в котором размещено такое оборудование.
В соответствии с п.п. «к» п.21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние внутреннего и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Таким образом, ответственность за безопасную эксплуатацию работающих бытовых газовых приборов в жилых помещениях многоквартирных домов возложена на лиц, использующих данное газовое оборудование в бытовых целях.
Неисполнение Соловьевой Любовью Александровной обязанностей, предусмотренных п.п.«и, к» п.21 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, прямо посягает на безопасную эксплуатацию газового оборудования в многоквартирном доме, создает риск возникновения аварийных ситуаций, связанных с возможными утечками и взрывом газа в многоквартирном доме, что создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия проживания и нахождение в многоквартирном жилом доме.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения указанных норм, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска. Установленный прокурором срок исполнения обязанности суд считает разумным в силу ст. 206 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Выборгского городского прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Соловьевой Любови Александровне об обязании выполнить определенные действия по надлежащему содержанию внутриквартирного газового оборудования – удовлетворить.
Обязать Соловьеву Любовь Александровну заключить договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией.
Возложить обязанность на Соловьеву Любовь Александровну с привлечением специализированной организации выполнить техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования, путем предоставления доступа в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в 20-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд.
Судья Д.Ю. Гришин