ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 2а-14/2019
№ 88а-12023/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 16 июля 2020 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К.,
судей Капункина Ю.Б., Монмаря Д.В.
рассмотрел кассационную жалобу представителей Зеленковского А.С., Судак О.Н., действующих по поручению и в интересах группы лиц, на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 24 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 30 сентября 2019 года по коллективному административному исковому заявлению Белоконенко В.Н., Берлатого А.Г., Булата И.В., Буцыка С.А., Валевича М.Г., Вишникина А.В., Вишникина П.А., Вишникиной К.А., Владыченко Н.Г., Гензера А.А., Запорожца В.А., Зеленковского А.С., Иванюшиной Л.Н., Ковтонюка Е.Н., Козловой Н.А., Мочичука А.П., Найды С.В., Найды Т.В., Орловой Е.А., Основы Е.В., Пестуна И.В., Попова В.В., Рыжова Е.Н., Рыжовой Е.С., Синеуцкой О.Н., Стратиенко А.В., Стратиенко С.В., Судак О.Н., Тарасенко А.В., Ткачука С.А., Шман Т.А., Шуваевой Л.Н., представителей административных истцов – Зеленковского А.С., Судак О.Н., товарищества собственников недвижимости «Садоводческое некоммерческое товарищество «Кипарис» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю Республики Крым, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Крым, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Крым, Федеральной налоговой службе России, Аракелову С.А., Абдураманову С.-А. Л., Кулиеву Э.Ф., Яковлеву В.Н. о признании незаконными и отмене решений, о признании сведений в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Кипарис» недостоверными, о внесении соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации,
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К., суд
установил:
Белоконенко В.Н., Белоцерковский И.М., Буцык С.А., Вишникин А.В., Вишникин П.А., Вишникина К.А., Гензер А.А., Запорожец В.А., Зеленковский А.С., Иванюшина Л.Н., Мочичук А.П., Орлова Е.А., Основа Е.В., Пестун И.В., Попов В.В., Рыжов Е.Н., Рыжова Е.С., Стратиенко А.В., Стратиенко С.В., Судак О.Н., Тарасенко А.В., Ткачук С.А., Шман Т.А., Шуваева Л.Н. обратились в Черноморский районный суд Республики Крым с коллективным административным исковым заявлением об оспаривании действий и бездействия органа государственной власти, о признании недействительной записи, внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц Российской Федерации в отношении СНТ «Кипарис».
В обоснование требований заявители указали, что в ЕГРЮЛ внесены записи, содержащие недостоверные сведения об СНТ «Кипарис» как о предприятии, находившемся на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию, зарегистрированном Черноморской районной государственной администрацией АР Крым 15 февраля 1995 года как СТ «Кипарис», регистрационный номер <данные изъяты>; был указан недостоверный и несуществующий адрес юридического лица; был зарегистрирован Устав, содержащий недостоверные сведения о том, что СНТ «Кипарис» является правопреемником СТ «Кипарис». Согласно извлечению из ЕГРЮЛ и ФЛП Украины местом нахождения СТ «Кипарис» является АР Крым, <адрес>; органом управления юридического лица является Общее собрание; лицом, уполномоченным представлять юридическое лицо и совершать действия от его имени без доверенности, является ФИО, однако в протоколах от 28 июня, 20 июля, 23 августа 2014 года, послуживших основанием для регистрации СНТ «Кипарис» в качестве органа управления, принимавшего решения, указано собрание уполномоченных СТ «Кипарис», а также указано неверное количество членов СТ «Кипарис»: 270 вместо 297. Кроме того, документы на регистрацию были представлены ФИО1, не имеющим земельного участка в садоводческом товариществе, и полномочия которого основаны на ничтожных решениях собрания уполномоченных от 23 августа 2014 года, а также заверены поддельной печатью. Помимо этого, ИФНС России по г. Симферополю не уведомило заинтересованных лиц о предстоящем внесении изменений в учредительные документы юридического лица, не рассмотрело возражения на внесение изменений в учредительные документы, не провело проверку вносимых и внесенных сведений. При этом факт ничтожности решений, принятых на собраниях уполномоченных СТ «Кипарис», установлен вступившими в законную силу решениями Черноморского районного суда Республики Крым по делу № и Раздольненского районного суда по делу №.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 24 июня 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решения ИФНС России по г. Симферополю о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений о юридическом лице СНТ «Кипарис» не противоречат закону, приняты в пределах предоставленных действующим законодательством должностным лицам полномочий, не нарушают конституционных прав и законных интересов административных истцов.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 30 сентября 2019 года решение Черноморского районного суда Республики Крым от 24 июня 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 29 апреля 2020 года, представители Зеленковский А.С., Судак О.Н., действующие по поручению и в интересах группы лиц, ставят вопрос об отмене решения Черноморского районного суда Республики Крым от 24 июня 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 30 сентября 2019 года. По мнению заявителей, к данным правоотношениям подлежали применению нормы права, установленные частью 3 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 6-ФКЗ) и пунктами 1, 3 части 4 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 52-ФЗ), а также практика арбитражных судов. Ссылаются на то, что указанные нормы материального права налагают на регистрирующий орган обязанность при внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, проверять факт гарантирования прав всех участников (акционеров) таких юридических лиц и проводить сводку соответствующих сведений. Также считают, что судом неправильно применены нормы материального права, установленные главой 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ). Ссылается на то, что регистрирующему органу не были предоставлены документы, которые содержали решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица, принятые при соблюдении установленного федеральным законом порядка, сами вносимые изменения не соответствовали установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержали недостоверные сведения.
В возражениях относительно кассационной жалобы СНТ «Кипарис» выражает несогласие с доводами жалобы.
Определением судьи от 22 апреля 2020 года кассационная жалоба с административным делом принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В дополнении к кассационной жалобе представитель административных истцов Зеленковский А.С. указал, что решения собраний уполномоченных СНТ «Кипарис» оспариваются с 23 августа 2017 года, то есть с момента, когда административным истцам стало известно о проведении указанных собраний и нарушении принятыми решениями их законных прав и интересов.
В судебное заседание явился Зеленковский А.С., действующий по поручению и в своих интересах и интересах административных истцов. Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, выслушав объяснения Зеленковского А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Частью 4 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что юридические лица, имущество которых находится в собственности публично-правового образования или участником которых является публично-правовое образование и которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 52-ФЗ в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Законом № 6-ФКЗ, Федеральным законом «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или данным пунктом.
Согласно части 4 статьи 19 Закона № 52-ФЗ, внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанных в пункте 1 данной статьи юридических лицах, осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые установлены Законом № 129-ФЗ и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Заявление о внесении сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц представляется по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона № 129-ФЗ.
Решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 названной статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.
В силу части 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.
Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены статьей 23 Закона № 129-ФЗ, и их перечень является исчерпывающим.
В силу части 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных указанным Законом (часть 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 15 февраля 1995 года после перерегистрации Устава СТ «Кипарис» №, на основании пункта 1 Устава СТ «Кипарис», зарегистрированного решением исполкома Черноморского поссовета Республики Крым от 27 октября 1992 года №, создано товарищество на основе добровольного объединения военнослужащих воинской части <данные изъяты> и других граждан для организации коллективного сада на земельном участке, предоставленном в бессрочное пользование воинской части решением исполкома Черноморского поссовета от 4 марта 1992 года № площадью 13 га, расположенном в <данные изъяты>. 2 сентября 2013 года проведена государственная регистрация изменений правоустанавливающих документов, что подтверждается Уставом СТ «Кипарис» от 27 октября 1992 года и от 15 февраля 1995 года, решением исполкома Черноморского районного совета народных депутатов от 27 октября 1992 года №.
Главным специалистом юридического отдела № 2 ИФНС России по г. Симферополю Абдурамановым С.Л. 4 сентября 2014 года принято решение о государственной регистрации №, в ЕГРЮЛ внесены сведения о юридическом лице СНТ «Кипарис», зарегистрированном на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым.
Данные сведения внесены на основании представленных для государственной регистрации документов: заявления по форме №, протокола от 28 июня 2014 года, Устава СНТ «Кипарис», апелляционного определения от 23 апреля 2014 года, протокола от 20 июля 2014 года, протокола об учреждении юридического лица от 23 августа 2014 года.
18 февраля 2015 года по результатам рассмотрения обращения Зеленковского А.С. об отмене решения регистрирующего органа о регистрации СНТ «Кипарис» заместитель руководителя УФНС по Республике Крым Наздрачев Р.Б. принял решение № об отмене решения ИФНС России по г. Симферополю от 4 сентября 2014 года № о государственной регистрации юридического лица СНТ «Кипарис», указав на нарушения пункта 4 статьи 19 Закона № 52-ФЗ при государственной регистрации юридического лица СНТ «Кипарис».
Вместе с тем на основании решения ФНС России от 6 апреля 2015 года № направленного в ИФНС России по г. Симферополю 10 апреля 2015 года посредством электронной связи и подписанным усиленной электронной цифровой подписью, в ЕГРЮЛ в отношении СНТ «Кипарис» внесена запись об отмене записи № от 26 февраля 2015 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 20 марта 2018 года.
ФНС России по результатам рассмотрения обращений ТСН «СНТ "Кипарис"» от 24 и 29 июля 2015 года указала, что в обращениях выражается несогласие с решением ФНС от 6 апреля 2015 года, принятым по результатам рассмотрения жалобы ФИО1 от 3 марта 2015 года, тогда как в соответствии с пунктом 2 статьи 25.2 Закона № 129-ФЗ решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, обжалуется в судебном порядке, а также указал, что решение о государственной регистрации принято ИФНС по г. Симферополю обоснованно.
19 июля 2016 года СНТ «Кипарис» представило в ИФНС России по г. Симферополю документы для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ, а именно: заявление по форме №, документ об оплате государственной пошлины, протокол о внесении изменений от 14 июля 2016 года, изменения к Уставу СНТ «Кипарис», копию паспорта.
26 июля 2016 года принято решение о государственной регистрации №, в связи с чем в ЕГРЮЛ внесены сведения о государственной регистрации указанных изменений.
Также 10 августа 2017 года СНТ «Кипарис» представило в ИФНС России по Симферополю документы для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице в ЕГРЮЛ, а именно: заявление по форме №, решение о внесении изменений в учредительные документы, протокол общего собрания членов СНТ «Кипарис» от 5 августа 2017 года, Устав в новой редакции, утвержденный протоколом общего собрания (собрания уполномоченных) членов СНТ «Кипарис» от 5 августа 2017 года, документ об оплате государственной пошлины. 17 августа 2017 года принято решение о государственной регистрации №, и в ЕГРЮЛ внесена государственная регистрация данных изменений.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции и согласившийся с ним суд апелляционной инстанции пришли к выводу, что оспариваемые решения ИФНС России по г. Симферополю о внесении в ЕГРЮЛ сведений, изменений о юридическом лице СНТ «Кипарис», не противоречат закону, приняты в пределах предоставленных действующим законодательством должностным лицам полномочий, не нарушают конституционных прав и законных интересов административных истцов.
Кассационный суд соглашается с данными выводами судов обеих инстанций.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что к данным правоотношениям подлежали применению нормы права, установленные частью 3 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ и пунктами 1,3 части 4 статьи 19 Закона № 52-ФЗ, поскольку указанные нормы материального права налагают на регистрирующий орган обязанность при внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице проверять факт гарантирования прав всех участников (акционеров) таких юридических лиц и проводить сводку соответствующих сведений.
В соответствии с частью 3 статьи 12.1 Закона № 6-ФКЗ на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования корпоративных отношений в части порядка принятия решений о внесении изменений в учредительные документы юридических лиц или иных решений, являющихся основанием для внесения данных изменений, в целях приведения юридическими лицами, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации (при условии гарантирования прав всех участников (акционеров) таких юридических лиц) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя, которые действуют до 1 января 2015 года.
Согласно части 4 статьи 19 Закона № 52-ФЗ внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений об указанных в пункте 1 указанной статьи юридических лицах осуществляется по правилам регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, которые Законом № 129-ФЗ и федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Решение о государственной регистрации, являющееся основанием для внесения соответствующих сведений, принимается в случае соответствия содержащихся в заявлении сведений сведениям об указанном в пункте 1 этой статьи юридическом лице, имеющимся у органа, уполномоченного на принятие решения о государственной регистрации юридического лица.
Ввиду предоставления в ИФНС России по г. Симферополю всех необходимых документов, предусмотренных Законом № 129-ФЗ, и при отсутствии перечисленных статьей 23 указанного закона оснований для отказа в государственной регистрации, принято решение о государственной регистрации. При этом представленные документы анализируются только на соответствие установленному Законом № 129-ФЗ комплекту документов и соблюдению требований оформления.
Материалы дела не содержат доказательств того, что заявления, предоставленные для регистрации документов, включая заявление, подписанное ФИО1., были заверены поддельной и не принадлежащей СТ «Кипарис» печатью, также как и не содержат доказательств признания незаконными в установленном законом порядке протоколов общих собраний членов (участников) СТ «Кипарис» от 28 июня, 20 июля и 23 августа 2014 года, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений.
Доводы кассационной жалобы о том, что регистрирующему органу не были предоставлены документы, которые содержали решения о внесении изменений в учредительный документ юридического лица, принятые при соблюдении установленного федеральным законом порядка, сами вносимые изменения не соответствовали установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержали недостоверные сведения, являются несостоятельными. Данные доводы не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
При этом, как правильно отметили суды первой и апелляционной инстанций, административные истцы не указали, каким образом регистрацией СНТ «Кипарис» нарушены их права и законные интересы, с учетом добровольности участия граждан в садоводческих некоммерческих товариществах, и возможностью ведения садоводства на садовых земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, без участия в товариществе, с правом использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства, на равных условиях и в объеме, установленном для членов товарищества.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованных судебных актах, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Черноморского районного суда Республики Крым от 24 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 30 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителей административных истцов Зеленковского А.С., Судак О.Н. – без удовлетворения.