Дело № 2-3299/2017
Р—РђРћР§РќРћР• РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
22 декабря 2018 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Змеевской В.С.,
при секретаре Ткач А.Р.,
с участием представителя истца Тушинцева О.В.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя Рє РџСЂРёСЃСЏР¶РЅСЋРє Рќ. Р., третьи лица, РЅРµ заявляющие самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР°, Управление государственной регистрации права Рё кадастра Севастополя, Главное управление природных ресурсов Рё экологии РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя, Рѕ признании права собственности РЅР° земельный участок отсутствующим, истребовании имущества РёР· чужого незаконного владения, исключении сведений Рѕ границах земельного участка РёР· государственного кадастра недвижимости,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением, в котором просит признать недействительным государственный акт о праве собственности на земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу: город Севастополь, <адрес>, <адрес> целевое назначение земельного участка – для индивидуального дачного строительства; ранее присвоенный кадастровый №, признать отсутствующим право собственности ответчика на спорный земельный участок, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.
Рсковые требования мотивированы тем, что Севастопольской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ государственной администрацией ДД.РњРњ.ГГГГ принято распоряжение в„–-СЂ «Об утверждении материалов выбора земельного участка Рё предоставлении согласия обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив В«<данные изъяты>В» РЅР° разработку проекта землеустройства РїРѕ адресу: Севастопольская Р·РѕРЅР° Южного берега <адрес> урочища В«<данные изъяты>В», согласно которому обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив В«<данные изъяты>В» предоставлено разрешение РЅР° разработку проекта землеустройства РїРѕ отводу земельного участка для строительства Рё обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки, расположенной РІ районе Севастопольской Р·РѕРЅС‹ ЮБК, район урочища В«<данные изъяты>В».
В дальнейшем, на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении комплексного проекта землеустройства по отведению земельных участков общей площадью № га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки Обслуживающим кооперативом «Дачно-строительный кооператив «<данные изъяты>» и о передаче в собственность членам кооператива земельных участков, расположенных в Севастопольской зоне Южного берега Крыма» ответчику в собственность был передан земельный участок. Указанным документом Севастопольская городская государственная администрация превысила свои полномочия, поскольку полномочия по распоряжению данным земельным участком должны были осуществляться Севастопольским городским Советом. Кроме этого, незаконно было изменено целевое назначение спорного земельного участка. Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства и воли государства в лице уполномоченного органа.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в иске.
Ответчик РџСЂРёСЃСЏР¶РЅСЋРє Рќ.Р. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещалась РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Судебное извещение, направленное РїРѕ адресу регистрации ответчика было возвращено РїРѕ истечению СЃСЂРѕРєР° хрненения.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте его рассмотрения извещались в установленном законом порядке.
РљСЂРѕРјРµ того, информация Рѕ времени Рё места рассмотрения дела размещена РЅР° официальном сайте Балаклавского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя РІ сети Рнтернет.
Руководствуясь положениями ст.ст. 113, 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, с учетом отсутствия возражений представителя истца, рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, руководствуясь нормами действующего законодательства, а также учитывая нормы законодательства действующего на момент возникновения спорных правоотношений, находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N № "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям подлежат применению нормы права Украины.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения сорных правоотношений) определено, что граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки, в том числе, на основании бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности; приватизации земельных участков, которые были ранее предоставлены им в пользование. Гражданин и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно статье 118 Земельного кодекса Украины гражданин, заинтересованный в приватизации земельного участка, находящегося в его пользовании, подает заявление в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земельных участков принимается в месячный срок на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.
Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.
К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Севастопольской городской государственной администрацией ДД.ММ.ГГГГ принято распоряжение №-р «Об утверждении материалов выбора земельного участка и предоставлении согласия обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «<данные изъяты>» на разработку проекта землеустройства по адресу: Севастопольская зона Южного берега Крыма район урочища «Ласпи», согласно которому обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «<данные изъяты>» предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания квартала индивидуальной дачной застройки, расположенной в районе Севастопольской зоны ЮБК, район урочища «<данные изъяты>».
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ утверждена техническая документация по землеустройству и передано в порядке бесплатной приватизации в частную собственность членов Обслуживающего кооператива «Дачно-строительный кооператив «<данные изъяты>» земельные участки общей площадью № га для индивидуального дачного строительства с отнесением их к категории земель рекреационного назначения, расположенные в <адрес> города Севастополя.
РќР° основании вышеуказанного распоряжения ответчику РџСЂРёСЃСЏР¶РЅСЋРє Рќ.Р. был предоставлен РІ собственность земельный участок площадью в„– РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: РіРѕСЂРѕРґ Севастополь, <адрес>, <адрес>, целевое назначение земельного участка – для индивидуального дачного строительства.
Согласно Генеральному плану города Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденным Решением Севастопольского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок расположен на территории <адрес> города Севастополя.
В силу статьи 9 Земельного кодекса Украины распоряжение землями территориальной громады города и передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим кодексом относились к полномочиям Севастопольского городского Совета.
Согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) в пределах населенных пунктов осуществляли соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок находится в пределах населенного пункта – города Севастополь, полномочия по распоряжению им до разграничения земель государственной и коммунальной собственности в силу п.12 Переходных положений Земельного кодекса Украины следовало осуществлять Севастопольским городским Советом, а не Севастопольской городской государственной администрацией.
Кроме того, при предоставлении земельного участка ответчику нарушено законодательство, регулирующее порядок использования земель лесного фонда Украины, действовавшего на день издания распоряжения Севастопольской городской государственной администрации №-р от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данным Распоряжением незаконно изменено целевое назначение спорного земельного участка.
Согласно ч.1 ст.116, ч.1 ст.149 ЗК Украины, предоставления гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, проводится только после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим Кодексом или по результатам аукциона.
Частью 9 ст. 149 ЗК Украины установлено, что изымать земельные участки государственной собственности, находящиеся в постоянном пользовании, многолетние насаждения для несельскохозяйственных нужд, леса свыше 1 гектара для несельскохозяйственных нужд, а также земельные участки природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения имеет право Кабинет Министров Украины.
Статьей 55 ЗК Украины установлено, что к землям лесохозяйственного назначения принадлежат земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, предоставленные в пользование для нужд лесного хозяйства.
Спорный земельный участок находился в составе угодий, которые решением исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся №-р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении отчета о распределении земель по угодьям и землепользователям города Севастополя по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ» распределены Севастопольскому Лесхоззагу, что также подтверждается решением Севастопольского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении годового земельного отчета о распределении земель по угодиям и землепользователям по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ».
Согласно п. 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины (действующего на момент возникновения спорных отношений) до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.
РР· предоставленной СЃСѓРґСѓ выкопировки материалов базового лесоустройства 1999 Рё 2011 РіРѕРґРѕРІ Управления лесного Рё охотничьего хозяйства РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя усматривается, что спорный земельный участок расположен РІ границах земельных участков лесного фонда, ранее находившихся РІ постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство». Указанное обстоятельство также подтверждается Государственным лесным кадастром Рі.Севастополя 2011 РіРѕРґР°, заключением специалиста, кадастровым паспортом земельного участка.
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-р (далее – Распоряжение КМУ №-р) с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков (дальше - участки) Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключения участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения. В абзаце 3 указанного правового акта установлено, что отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства.
При таких обстоятельствах, передача спорного земельного участка была проведена в нарушение требований Земельного кодекса Украины и положений п.1 Распоряжения Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что приобретение ответчиком права собственности на спорный земельный участок не соответствует положениям ст.ст.116, 118 ЗК Украины, правовые основания для возникновения у него права собственности на земельный участок отсутствуют.
Статьей 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Согласно п. 4 ч. 10 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения – осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 31 Устава города Севастополя, принятого постановлением № Законодательного собрания города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, высшим исполнительным органом государственной власти города Севастополя является Правительство Севастополя.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении лесного и охотничьего хозяйства, утверждённого постановлением Правительства Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ, Управление является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на территории города федерального значения Севастополя.
В соответствии с пунктом 3.3.2 Положения Управление осуществляет права владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности города федерального значения Севастополя.
Таким образом, неправомерное предоставление земельного участка РІ собственность РџСЂРёСЃСЏР¶РЅСЋРє Рќ.Р. причиняет ущерб экономическим интересам субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя РІ сфере рационального использования земель.
В соответствии со статьей 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, то есть земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит исковые требования об истребовании земельного участка из владения ответчика подлежащим удовлетворению.
Вместе с тем, исковые требования о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, о признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.
Оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.
В силу статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 103, 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Рсковые требования Департамента РїРѕ имущественным Рё земельным отношениям РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя удовлетворить частично.
Рстребовать РёР· незаконного владения РџСЂРёСЃСЏР¶РЅСЋРє Рќ. Р. земельный участок площадью в„– РєРІ.Рј., расположенный РїРѕ адресу: РіРѕСЂРѕРґ Севастополь, <адрес>, <адрес>, РІ собственность субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации – РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать СЃ РџСЂРёСЃСЏР¶РЅСЋРє Рќ. Р. РІ РґРѕС…РѕРґ бюджета РіРѕСЂРѕРґР° федерального значения Севастополя государственную пошлину РІ размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.С. Змеевская
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.