3а-338/2018 011а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 27 июня 2018 года
Красноярский краевой суд в составе:
судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.
при секретаре Дорошковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абрамова Валерия Викторовича и Федосеевой Валентины Георгиевны о признании недействующими Правил землепользования и застройки г.Назарово, в редакции решения Назаровского городского Совета депутатов от 27.12.2013 № 18-142 «Об утверждении проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Назарово», в части установления территориальной зоны жилой многоэтажной застройки (Ж3) в границах земельного участка с кадастровым номером 24:54:0104001:682
установил:
Решением Назаровского городского Совета депутатов от 05.04.2006 № В-407 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г.Назарово» были приняты Правила землепользования и застройки г.Назарово.
27.12.2013 Назаровским городским Советом депутатов принято решение N 18-142 «Об утверждении проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Назарово», которое было опубликовано 29.01.2014 в периодическом печатном издании газете "Советское Причулымье" N 22 (спецвыпуск).
Данным решением утверждены Правила землепользования и застройки г.Назарово (далее Правила), в соответствии с пунктами 4 и 5 ст. 5 которых границы территориальных зон устанавливаются (отображаются) на карте градостроительного зонирования территории городского округа город Назарово, являющейся приложением к настоящим Правилам.
Согласно карте градостроительного зонирования территории городского округа город Назарово, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> отнесен к зоне жилой многоэтажной застройки (Ж-3).
Абрамов В.В. и Федосеева В.Г. (далее административные истцы), являющиеся собственниками земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и расположенного на нем жилого дома, обратились в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правил землепользования и застройки в части установления территориальной зоны в отношении принадлежащего им земельного участка к зоне жилой многоэтажной застройки (Ж-3).
В обоснование заявленных требований указали, что в 20.02.2016 приобрели земельный участок и жилой дом 1977 года постройки, площадью 44 кв.м. Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> относится к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования "под усадьбу жилого дома".
17.08.2017 административные истцы обратились в администрацию города Назарово с заявлением о получении градостроительного плана, необходимого для реконструкции жилого дома. Из полученного градостроительного плана им стало известно, что земельный участок расположен в зоне жилой многоэтажной застройки, что препятствует истцам осуществить реконструкцию жилого дома.
20.10.2017 административные истцы обратились в администрацию города Назарово с предложением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Назарово с тем, чтобы земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был отнесен к территориальной зоне жилой усадебной застройки (Ж-1). Однако, заявление осталось без удовлетворения.
Ссылаясь на положения пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривающего необходимость учета существующего землепользования и прав собственников земельного участка, просили признать недействующими Правила землепользования и застройки г.Назарово в части установления территориальной зоны жилой многоэтажной застройки (Ж-3) в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Тепляшин А.Н., настаивал на удовлетворении иска по основаниям и доводам, изложенным в нем.
Представитель Назаровского городского Совета депутатов Горлова Ю.И., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к его форме и содержанию и не нарушает прав административных истцов на владение объектом недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Даценко О.А., полагавшую требования административного истца не подлежащими удовлетворения, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 ФЗ N 131-ФЗ).
Частью 3 статьи 43 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В силу части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК РФ (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе).
Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении Правил землепользования и застройки в судебном порядке (ч. 4 ст. 32 ГрК РФ).
Законом Красноярского края от 25.02.2005 N 13-3122 муниципальное образование город Назарово наделено статусом городского округа.
Назаровский городской Совет депутатов Красноярского края в соответствии с Уставом муниципального образования город Назарово Красноярского края (утвержден решением Назаровского городского Совета Красноярского края от 31.10.1997 N 3-10) является представительным органом местного самоуправления города Назарово, который вправе принимать обязательные для исполнения на территории этого городского округа муниципальные правовые акты в форме решений (статьи 18, 25 Устава).
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 7 и подпункта 15 пункта 1 статьи 21 Устава города Назарово к вопросам местного значения муниципального образования город Назарово относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
Таким образом, обжалуемый нормативный правовой акт принят административным ответчиком в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что подтверждается представленными в материалы дела ответчиком документами.
Нарушений процедуры при его принятии судом не установлено, что не оспаривается и административными истцами.
Как следует из материалов дела, Абрамов В.В. и Федосеева В.Г. являются собственниками земельного участка площадью 1 472 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 20.02.2016 сделана запись регистрации (л.д. 14-15).
Также Абрамов В.В. и Федосеева В.Г. являются собственниками жилого дома площадью 44 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного на указанном выше земельном участке (<данные изъяты>), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 20.02.2016 сделана запись регистрации (л.д. 16-17).
Согласно схеме границ жилых образований и промышленно-коммунальных зон приложения к Генеральному плану г.Назарово земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> располагается в зоне жилой многоэтажной застройки (Ж3) (л.д. 145).
Согласно схеме территориального зонирования приложения к Правилам землепользования и застройки г.Назарово земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> располагается в зоне жилой многоэтажной застройки (Ж3) (л.д. 147).
Из содержания градостроительного плана земельного участка, подготовленного отделом градостроительства администрации г.Назарово, также следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> располагается в зоне жилой многоэтажной застройки (л.д. 19).
Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано определение правил землепользования и застройки как документа градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 6 и 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, содержащую границы территориальных зон, градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7, 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Как выше уже было отмечено, Генеральный план города Назарово утвержденный решением Назаровского городского Совета депутатов от 25.12.2008 № 25-247, отнес земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> к функциональной зоне жилой многоэтажной застройки (Ж3).
Следовательно, установление оспариваемыми Правилами для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> иной территориальной зоны (не Ж3), означало бы несоответствие нормативного правового акта Генеральному плану города Назарово и противоречило бы требованиям Градостроительного кодекса РФ.
При этом Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в документах территориального планирования муниципального образования в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие (изменение) в будущем.
Действительно, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем названные нормы необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
Ввиду этого не может быть принят во внимание довод истцов о противоречии Правил в оспариваемой части пункту 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так же истцы указали на то, что нормативным правовым актом созданы препятствия к дальнейшей эксплуатации вышеуказанного земельного участка и расположенного на нем капитального строения, невозможности произвести реконструкцию жилого дома.
Однако и данные обстоятельства не являются основаниями для признания нормативного правового акта недействующим.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Из вышеприведенных норм следует, что федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
При этом, частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, отнесение вышеназванного земельного участка к зоне жилой многоэтажной застройки (Ж3) не противоречит действующему градостроительному и земельному законодательству и не может нарушать права и законные интересы правообладателя земельного участка и объекта капитального строительства.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административных истцов и признания недействующими Правил землепользования и застройки г.Назарово, утвержденных решением Назаровского городского Совета депутатов от 27.12.2013 № 18-142 «Об утверждении проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Назарово», в части установления территориальной зоны жилой многоэтажной застройки (Ж3) в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
решил:
в удовлетворении административного иска Абрамова Валерия Викторовича и Федосеевой Валентины Георгиевны о признании недействующими Правил землепользования и застройки г.Назарово, утвержденных решением Назаровского городского Совета депутатов от 27.12.2013 № 18-142 «Об утверждении проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г.Назарово», в части установления территориальной зоны жилой многоэтажной застройки (Ж3) в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.И. Пашковский