Решение по делу № 2-4451/2024 от 16.09.2024

2-4451/2024

УИД 30RS0002-01-2024-007199-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2024 года город Астрахань

Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Ю.А.Лисицыной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4451/2024 по исковому заявлению Нижне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о признании незаконным бездействия юридического лица, устранении нарушенного права,

УСТАНОВИЛ:

Нижне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обратилось в суд с вышеуказанным иском, указав, что в ходе проверки исполнения предостережения по факту несанкционированных свалок отходов производства и потребления на почве расположенных по адресному ориентиру: <адрес>, в пределах географических координат 46.377544 48.117873, выявлено неисполнение природоохранного законодательства администрацией муниципального образования «<адрес>», обнаружены несанкционированные размещение отходов площадью 260 м?. Межрегиональным управлением <дата обезличена> осуществлен выезд на вышеуказанный адресный ориентир, в ходе которого зафиксирована контейнерная площадка ТКО, состоящая из 4 мусоросборников. Контейнерная площадка не оборудована ограждением, подъездные пути труднодоступные для подъезда спецтехники, контейнеры повреждены, в непосредственной близости к контейнерной площадке на почве выявлен несанкционированный навал твердых коммунальных отходов, строительных отходов, растительных отходов, а также крупногабаритных отходов, отработанных автомобильных шин. Площадь захламления составила 270 м?. В адрес администрации муниципального образования «Город Астрахань» <дата обезличена> объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований природоохранного законодательства Российской Федерации, однако необходимых мер по ликвидации несанкционированных свалок ответчиком не принято.

Просят признать бездействие юридического лица-Администрации МО «Городской округ Город Астрахань» (ИНН: 3015009178/ОГРН1033000821809) по неисполнению обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, площадью 370 м? на территории земельного участка, расположенного по адресному ориентиру « <адрес>, в пределах географических координат <№> незаконным, Обязать юридическое лицо- Администрацию МО «Городской округ Город Астрахань» (ИНН: 3015009178/ОГРН1033000821809) принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, площадью 370 м? на территории земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, в пределах географических координат <№>, обязать юридическое лицо провести указанные природоохранные мероприятия в течение 6-ти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Определением суда от <дата обезличена> в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление по коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», ООО «Экоцентр».

В судебном заседании представитель истца Нижнее-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, действующая на основании доверенности ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО «Городской округ город Астрахань» на основании доверенности ФИО3 просила отказать в удовлетворении исковых требований, указав, что на данный момент ведутся работы по ликвидации несанкционированной свалки.

Представитель третьего лица Управления по коммунальному хозяйству администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань», представитель третьего лица ООО «Экоцентр» в судебное заседание не явились, каких либо заявлений и ходатайств не поступало. Судом неоднократно направлялись извещения в адрес ответчика и третьего лица.

Суд, с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 поименованного кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а потому, если собственника данных бытовых отходов установить невозможно, именно органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования обязаны осуществлять ликвидацию несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на его территории, а перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей, поскольку конституционное предназначение местного самоуправления, приоритет которого - решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется, вместе с тем, целями наиболее эффективной реализации вытекающих из статей 2, 7 (часть 1) и 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека, использованию и охране земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; органы же местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов (Постановление Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район").

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П о недопустимости расширительного толкования пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой содержащееся в указанной норме положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе правового регулирования не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на землях, находящихся в федеральной собственности, расположенных на территории этих городских округов, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Как следует из материалов дела, Межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена проверка по факту несанкционированных свалок отходов производства и потребления по адресному ориентиру: <адрес>, в пределах географических координат 46.377544 48.117873, выявлено неисполнение природоохранного законодательства администрацией муниципального образования «Городской округ город Астрахань», обнаружены несанкционированные свалки.

Земельный участок имеет общедоступный (открытый для посещения неограниченным кругом лиц доступ, зафиксирована контейнерная площадка ТКО, состоящая из 3 мусоросборников, в непосредственной близости к контейнерной площадке на почве выявлено несанкционированная свалка ТКО, строительных, растительных отходов, автомобильных отработанных шин площадь захламления составила 370 м?, контейнерная площадка не оборудована ограждением, подъездные пути труднодоступные для подъезда спецтехники в неблагоприятные погодные условия, контейнеры повреждены, что подтверждается актом осмотра территории от <дата обезличена>.

Согласно данным с публичной кадастровой карты, территория по адресу: <адрес>, в пределах географических координат 46.377544 48.117873, где зафиксирована свалка отходов производства и потребления, не разграничена и не имеет собственника.

<дата обезличена> администрации МО «Городской округ город Астрахань» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований природоохранного законодательства РФ <№>. Необходимые меры по ликвидации несанкционированной свалки необходимо было принято в срок до <дата обезличена>.

С целью проверки выполнения предостережения, сотрудниками Росприроднадзора осуществлен повторный выезд на местность и установлено, что несанкционированная свалка не ликвидирована.

Не могут быть приняты во внимание доводы стороны ответчика, что работы по ликвидации несанкционированной свалки ведутся, в связи с тем, что срок для ликвидации был установлен до <дата обезличена>, на момент разрешения спора по существу не проведены в полном объеме. Кроме того, представленные ответчиком фотографии имеют иные адресные ориентиры, и не относятся к рассматриваемой свалке ТКО.

Поскольку ответчиком не выполнены требования законодательства о ликвидации несанкционированных свалки отходов, что влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки на администрацию муниципального образования «Городской округ город Астрахань».

В соответствии с статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Исходя из фактических обстоятельств дела, а также объема и характера работ, подлежащих выполнению, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления заочного решения суда в законную силу

При этом, ответчик не лишен права обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предоставив в суд соответствующие доказательства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Нижне-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к администрации муниципального образования «Городской округ город Астрахань» о признании незаконным бездействия юридического лица, устранении нарушенного права- удовлетворить.

Признать бездействие юридического лица-Администрации МО «Городской округ Город Астрахань» (ИНН: 3015009178/ОГРН1033000821809) по неисполнению обязанности по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, площадью 370 м? на территории земельного участка, расположенного по адресному ориентиру « <адрес>, в пределах географических координат <№> незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ город Астрахань» (ИНН: 3015009178/ОГРН1033000821809) принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, площадью 370 м? на территории земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, в пределах географических координат <№>, в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Астраханский областной суд через районный суд, вынесший решение.

Резолютивная часть решения вынесена и отпечатана в совещательной комнате.

Судья Ю.А.Лисицына

Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2024 года

Судья

2-4451/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Нижне-Волжское Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчики
АМО "Городской округ г. Астрахань"
Другие
ООО "ЭКОЦЕНТР"
Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству админитсрации МО "Город Астрахань"
Суд
Ленинский районный суд г. Астрахань
Судья
Лисицына Юлия Анатольевна
Дело на странице суда
leninsky.ast.sudrf.ru
16.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.09.2024Передача материалов судье
19.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2024Подготовка дела (собеседование)
14.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2024Судебное заседание
12.11.2024Судебное заседание
20.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее