Дело № 2-637/2022
УИД 33RS0018-01-2022-000951-25
Решение
именем Российской Федерации
город Судогда 21 сентября 2022 года
Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Староверовой Т.И.,
при секретаре судебного заседания Мишановой В.А.,
с участием представителя прокуратуры Судогодского района Арапова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Судогодского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Комстройсервис» о возложении обязанности оборудовать люки выхода на кровлю запирающим устройством в многоквартирных жилых домах,
установил:
прокурор Судогодского района, действуя в защиту неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации обратился в суд с исковыми требованиями к Обществу с ограниченной ответственностью «Комстройсервис» (далее по тексту – ООО «Комстройсервис») об обязании оборудовать люк выхода на кровлю запирающим устройством в многоквартирных жилых домах по адресу: ..., д. Ильино, ... ..., ... (подъезд 1).
В обоснование заявленных требований указал, что собственники многоквартирного жилого дома по вышеуказанным адресам исполнили свою обязанность по организации управления домом и избрали способ управления посредством управляющей организации ООО «Комстройсервис», которая по договору управления приняла на себя обязательства осуществлять любую направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч.1, ч.1.1. ст.161, ч.2 ст.162 ЖК РФ). В ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства, направленного на противодействие терроризму в жилых домах, было установлено, что юридическим лицом – ООО «Комстройсервис», как управляющей организацией, не выполнены в полной мере требования Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, в первом подъезде многоквартирного жилого ... во втором подъезде жилого ..., люк выхода на кровлю не оборудован запорным устройством (отсутствует замок), имеется свободный доступ посторонних лиц на кровлю жилого дома. Требование о необходимых мерах для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения предусмотрено п.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и положениями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Выявленные в ходе проверки нарушения не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, что вызвало обращение прокурора в суд. Просил обязать ООО «Комстройсервис» оборудовать в многоквартирных жилых домах по адресу: ..., ..., ... ..., ... (подъезд 1) люки входа на кровлю запирающим устройством.
В судебном заседании представитель прокуратуры Судогодского района Арапов И.С. поддержал заявленные исковые требования и просил удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в иске. Дополнительно подтвердил обстоятельства, установленные в ходе проверки о нарушении требований жилищного законодательства в деятельности управляющей организации при исполнении своих обязанностей, и обосновал необходимость их устранения.
Представитель ответчика – директор ООО «Комстройсервис» Прокопенко И.В., имеющий право действовать от имени юридического лица без доверенности, в судебное заседание не явился, представив письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, признав исковые требования прокурора в полном объеме.
Заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 и п. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Обязанность по выполнению указанных мероприятий возлагается на собственников жилья в многоквартирном доме, которые исполняют её посредством избрания одного из следующих способов управления: непосредственное управление собственниками, управление товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом, управление управляющей организацией.
Собственники жилья в вышеуказанных домах исполнили свою обязанность по организации управления домом и избрали способ управления посредством управляющей организации ООО «Комстройсервис».
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 приняты Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, определяющие требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда (далее по тексту –Правила).
Согласно пункту 3.3.5 Правил входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке. При этом вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении. Наличие свободного доступа к чердакам и подвалам многоквартирного дома допускает возможность проникновения неограниченного круга лиц.
Между тем, в нарушение указанных требований федерального законодательства в многоквартирных жилых домах по адресу: ... (подъезд 2), ... (подъезд 1), люки выхода на кровлю не оборудованы запорными устройствами (отсутствует замок), имеется свободный доступ посторонних лиц на кровлю многоквартирного дома.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390 - ФЗ «О безопасности» одним из основных принципов обеспечения безопасности является приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя: прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности; правовое регулирование в области обеспечения безопасности; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности; организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности; осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В силу положений пункта 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
На основании п.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующий требований: 1) в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных,… учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; 2) в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Данные меры направлены на защиту прав неопределённого круга лиц, так как на основании ст. 27 Конституции РФ и ст.1 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», реализуя право на свободное определение места жительства или пребывания в многоквартирных жилых домах, вправе на законных основаниях находится граждане, круг которых не может быть установлен. Указанное нарушение создает угрозу террористической опасности для лиц, находящихся не только в данном жилом доме, но и в районе близлежащей застройки. Отсутствие ограничений свободного доступа на кровлю посторонних лиц создает опасность для жизни здоровья граждан.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела.
Согласно ст.ст. 39, 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск, письменное заявление о признании иска ответчиком приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Судья разъясняет сторонам последствия признания иска. Представителю ответчика требования о признании иска понятны, письменное заявление приобщено к материалам дела.
Суд принимает признание иска представителем ответчика, имеющего надлежащие полномочия на признание иска, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При этом обстоятельства дела, установленные судом, и доказательства не приводятся (п. 4 ст. 198 ГПК РФ).
Таким образом, представленные прокурором письменные документы свидетельствуют о несоблюдении ответчиком требований жилищного законодательства и законодательства, направленного на противодействие терроризму в многоквартирном доме, данный факт ответчиком признан и не оспаривался, в связи с чем исковые требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Судогодского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью «Комстройсервис» о возложении обязанности оборудовать люки выхода на кровлю запирающим устройством в многоквартирных жилых домах, удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Комстройсервис» (ИНН 3324120134, ОГРН 1063337004730), зарегистрированное по адресу: ... оборудовать в многоквартирных жилых домах по адресу: ..., ..., ... (подъезд 2), ..., ... (подъезд 1) люки входа на кровлю запирающим устройством.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий Т.И. Староверова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 сентября 2022 года.