Дело № 2-860/2023
10RS0017-01-2023-001284-58
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 декабря 2023 г. г.Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Буш В.Е.
при секретаре Стрибук О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Сортавальского городского поселения об обязании совершить определенные действия,
установил:
иск заявлен по тем основаниям, что в п.Заречье, п.Красная Горка, п.Ламберг, п.Нукутталахти, п.Оявойс, п.Рантуэ, п.Токкаралахти Сортавальского городского поселения отсутствует централизованное питьевое водоснабжение. В п.Раутакангас и п.Мюллюкюля осуществляется подвоз воды. В качестве источников питьевого водоснабжения в указанных населенных пунктах населением используются колодцы и скважины. В собственности ответчика отсутствуют источники централизованного водоснабжения. Жители населенных пунктов получают питьевую воду неизвестного качества в связи с тем, что контроль за обустройством нецентрализованных источников водоснабжения и качеством воды никем не осуществляется. Ответчик не обеспечивает население питьевой водой безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу, благоприятной по органолептическим свойствам. Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просил обязать ответчика в срок до <Дата обезличена> устранить нарушения требований санитарного законодательства в части необеспечения населения вышеуказанных поселков питьевой водой надлежащего качества в постоянном режиме в соответствии с требованиями п. 12 СанПиН 3.3686-21, а именно: для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.
В судебном заседании представитель истца Милюкова И.В. поддержала заявленные требования, пояснив, что водоснабжение в населенных пунктах отсутствует. Имеющиеся колодцы фактически являются бесхозяйными, за их устройством нет контроля. Проверить качество воды, которую подвозят на машинах, невозможно, поскольку отсутствуют нормативы. Такой подвоз является временной мерой. В случае отсутствия централизованного водоснабжения необходимо решать проблему с имеющимися ресурсами, выбор конкретного способа исполнения остается за ответчиком.
Представитель ответчика Корсакова Е.А. иск не признала, указав, что исковые требования непонятны и неисполнимы. Доказательств необеспечения населения водой не представлено. В п.Раутакангас и п.Мюллюкюля осуществляется подвоз воды. В остальных населенных пунктах люди проживают в основном в частном секторе, самостоятельно обеспечивают себя водой. Часть поселков находится на скалистом острове, где технологически невозможно организовать централизованное водоснабжение. От населения жалоб на водоснабжение не поступало. Из иска не понятно, какой объем воды необходимо предоставить.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Домстройсервис», администрация Сортавальского муниципального района, ООО «Карелводоканал» представителей в суд не направили, извещены о рассмотрении дела.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится организация водоснабжения населения.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2007 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под нецентрализованной системой водоснабжения понимаются сооружения и устройства технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2007 № 416-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 9 ст. 7 Федерального закона 07.12.2007 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 п. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Пунктом 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, предусмотрено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют централизованное холоднее водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры (п. 72 Правил).
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73 Правил).
В соответствии с п. 12 СанПиН 3.3686-21 для предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней население должно обеспечиваться безопасной в эпидемиологическом отношении питьевой водой в количествах, достаточных для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека.
По делу установлено и не оспаривается сторонами то обстоятельство, что в п.Заречье, п.Красная Горка, п.Ламберг, п.Нукутталахти, п.Оявойс, п.Рантуэ, п.Токкаралахти Сортавальского городского поселения отсутствует централизованная система холодного водоснабжения. Также на территории указанных населенных пунктов отсутствуют источники нецентрализованного водоснабжения, состоящие на балансе органа местного самоуправления.
В п.Раутакангас и п.Мюллюкюля осуществляет подвоз воды ООО «Домстройсервис», жители остальных поселков обеспечивают себя питьевой водой самостоятельно.
Таким образом, ответчиком не организовано водоснабжение населения в п.Заречье, п.Красная Горка, п.Ламберг, п.Нукутталахти, п.Оявойс, п.Рантуэ, п.Токкаралахти в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством Российской Федерации, не обеспечено право граждан на удовлетворение их жизненных потребностей и сохранение здоровья.
В этой связи на ответчика должна быть возложена обязанность по организации снабжения жителей данного поселка питьевой водой в объемах, достаточных для удовлетворения бытовых нужд граждан в соответствии с п. 12 СанПиН 3.3686-21.
В данной части требований иск подлежит удовлетворению.
Относительно аналогичных требований в части п.Раутакангас и п.Мюллюкюля суд отмечает следующее.
На основании п.п. 71, 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению № 3.
По данным, представленным ООО «Домстройсервис», в п.Раутакангас и п.Мюллюкюля каждый вторник по заранее приобретенным талонам осуществляется подвоз воды, в отношении которой соблюдается производственный контроль качества. ООО «Домстройсервис» регулярно проводит лабораторные исследования проб питьевой воды.
Истцом не представлено доказательств того, что организация подвоза воды осуществляется ненадлежащим образом. В дело не представлено сведений о том, что объема воды, предоставляемого ООО «Домстройсервис», недостаточно для удовлетворения потребностей населения, а также о том, что качество воды не соответствует каким-либо критериям или показателям.
При этом истцу неоднократно разъяснялось бремя возложенного на него доказывания. Не было представлено также доказательств поступления от населения поселков жалоб на качество водоснабжения. Направленные судом в адрес прокурора г.Сортавала запросы о наличии таких обращений от граждан оставлены без ответа.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для возложения на администрацию обязанности обеспечить снабжение населения п.Раутакангас и п.Мюллюкюля питьевой водой, поскольку такое снабжение осуществляется. Оснований для вывода о ненадлежащем качестве данного снабжения не имеется. В данной части требований суд отказывает.
От уплаты государственной пошлины ответчик освобожден в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Сортавальского городского поселения (ИНН <Номер обезличен>, ОГРН <Номер обезличен>) обязанность в срок до <Дата обезличена> обеспечить снабжение населения п.Заречье, п.Красная Горка, п.Ламберг, п.Нукутталахти, п.Оявойс, п.Рантуэ, п.Токкаралахти питьевой водой в объемах, достаточных для удовлетворения бытовых нужд граждан в соответствии с п. 12 СанПиН 3.3686-21.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Е.Буш
Мотивированное решение в порядке ч. 2 ст. 199 ГПК РФ
изготовлено 08 декабря 2023 г.