УИД24RS0011-01-2024-000224-21
Дело № 2-243/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дзержинское 18 октября 2024 года
Дзержинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Привалихиной Н.В.,
при секретаре Гузовой С.М.,
с участием: представителя процессуального истца – помощника прокурора Дзержинского района Салониной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Дзержинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Курайская средняя школа о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Дзержинского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Курайская средняя школа (МБОУ Курайская СШ) о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой Дзержинского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, о безопасном обращении с отходами и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в деятельности ответчика, в ходе которой установлено следующее. Здание школы расположено в границах земельного участка с кадастровым номером … по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. К…, ул. Н…, д…, которое отапливается модульной котельной, оборудованной двумя автоматическими угольными котлами. Выбросы загрязняющих веществ, образуемых в результате эксплуатации двух автоматических угольных котлов, отводятся в две дымовые трубы. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ), котельная с указанными котлами, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет не поставлена.
Также проверкой установлено, что МБОУ Курайская СШ, в нарушение требований ч.ч. 1, 4 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон № 96-ФЗ), не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, несмотря на эксплуатацию стационарных (организованных) источников выбросов в атмосферный воздух.
28 ноября 2023 года по выявленным нарушениям в адрес директора МБОУ Курайская СШ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха, которое рассмотрено, требования прокурора оставлены без удовлетворения. Учреждением фактически меры, направленные на постановку объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не приняты, свидетельство о постановке объекта на государственный учет не получено, инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена, газоочистное оборудование не установлено. В связи с чем процессуальный истец в интересах неопределенного круга лиц просит возложить на МБОУ Курайская СШ обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу: провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории школы по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. К…, ул. Н…, д…., в границах земельного участка с кадастровым номером…; поставить объекты, расположенные по указанному адресу, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет в соответствии с требованиями ч.ч. 1-3 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В дальнейшем процессуальный истец уточнил требования, просил возложить на МБОУ Курайская СШ обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории школы по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. К…, ул. Н…, д…, в границах земельного участка с кадастровым номером… в соответствии с порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения инвентаризации и корректировки, утвержденного приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.
В судебном заседании помощник прокурора Дзержинского района Салонина Т.И. поддержала исковые требования с учетом поданных уточнений, по изложенным в иске основаниям. Однако полагала, что поскольку требование иска в части инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ответчиком исполнены в настоящее время, в связи с добровольным исполнением к принудительному исполнению не обращать.
Представитель ответчика директор МБОУ Курайская СШ Курбангулова О.В., действующая на основании Устава, доверенности Управления образования администрации Дзержинского района, в судебном заседании против уточнённых исковых требований не возражала, однако пояснив, что инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проведена 13 сентября 2024 года.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Дзержинского района Красноярского края, Министерства экологии Красноярского края, Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, уведомленные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. При этом представитель Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора представил в материалы дела письменный отзыв, в котором просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления, полагал требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников по делу.
Выслушав помощника прокурора Салонину Т.И., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.Согласно ч. 1 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии со ст.210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет его собственник.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) загрязнением атмосферного воздуха является поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха и нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
В силу ч. 1 ст. 22 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона № 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержден Приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Дзержинского района проведена проверка МБОУ Курайская СШ в целях соблюдения требований законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха о безопасном обращении с отходами и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Из представленных материалов следует, что здание Курайской средней школы по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. К…, ул. Н…, д…, отапливается котельной, расположенной на территории школы. В помещении котельной установлены два автоматических котла, отапливаемых углем, выброс загрязняющих веществ производится в атмосферу через дымовую трубу высотой 4,0 м. Документации на котельное оборудование на момент проведения проверки не имелось, котельная, в нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, не поставлена. Также инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проведена.
По результатам проверки прокуратурой района 28 ноября 2023 года в адрес директора МБОУ Курайская СШ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха и непринятие ответчиком соответствующих мер в установленный в течение месяца срок со дня внесения представления послужило основанием для обращения заместителем прокурора района в суд с настоящим исковым заявлением, поскольку несоблюдение законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха влечет за собой безусловное нарушение интересов неопределенного круга лиц и право каждого на благоприятную окружающую среду.
Однако с 1 сентября 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2023 № 622-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в пункт 4 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», предусматривающие, что при постановке на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду (объект НВОС), может быть отнесен к объектам I, II или III категории. Обязанность по постановке на государственный учет объектов, соответствующих критериям отнесения объектам IV категории, исключается. Поскольку объект НВОС хозяйствующего субъекта МБОУ Курайская СШ– котельная соответствует критериям IV категории, постановка его на государственный учет не требуется.
При таких данных суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности заявленных прокурором исковых требований с учетом поданных уточнений.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела после поступления искового заявления в суд ответчиком добровольно исполнены до даты вынесения судебного решения исковые требования в части инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, расположенных на территории Курайской средней школы – котельной, расположенной по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. К…, ул. Н…, д... Указанное подтверждается представленной в материалы дела инвентаризацией выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной директором МБОУ Курайской СШ.
В связи с чем суд полагает необходимым указать в резолютивной части решения на то, что решение считать исполненным, к принудительному исполнению не обращать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Дзержинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Курайская средняя школа (ИНН 2410003136) о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать МБОУ Курайская средняя школа:
- в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу провести инвентаризацию стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, расположенных на территории школы по адресу: Красноярский край, Дзержинский район, с. К…, ул. Н…, д…, в границах земельного участка с кадастровым номером…;
Решение считать исполненным, к принудительному исполнению не обращать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья Н.В. Привалихина