Производство 2а-2193/2020
Дело (УИД) 57RS0(номер обезличен)-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 октября 2020 года г. Орёл
Заводской районный суд (адрес обезличен) в составе председательствующего судьи Перепелицы М.В.,
при секретаре судебного заседания Махутдиновой Н.А.
с участием старшего помощника прокурора (адрес обезличен)ёвой Юлии Владимировны,
административного ответчика Никонова Дениса Александровича, представителя заинтересованного лица БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер» - Караиванова Ивана Антоновича, действующего на основании доверенности от (дата обезличена),
рассмотрев в судебном заседании административное исковое заявление прокурора (адрес обезличен) в интересах неопределенного круга лиц к Никонову Денису Александровичу о прекращении действия права управления транспортным средством, и признании водительского удостоверения недействительным
У С Т А Н О В И Л:
прокурор (адрес обезличен) обратился в интересах неопределенного круга лиц к Никонову Денису Александрович (далее - Никонов Д.А.) о прекращении действия права управления транспортным средством и признании водительского удостоверения недействительным.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что прокуратурой (адрес обезличен) проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения с целью и предупреждения совершения ДТП по вине водителей, состоящих на диспансерном наблюдении в БУЗ «Орловский наркологический диспансер». По результатам проведенной сверки установлено, что Никонов Д.А., находится на диспансерном наблюдении в БУЗ ОО «Орловский наркологический диспансер» с июня 2020 года с (информация скрыта) Согласно информации БУЗ ОО «Орловский наркологический диспансер» данных о подтвержденной ремиссии не имеется. Никонов Д.А. имеет водительское удостоверение серии (номер обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена), выданное УГИБДД УМВД России по Орловской области, на право управления транспортными средствами категории «В», со сроком действия до (дата обезличена). Наличие вышеуказанного заболевания является противопоказанием к управлению Никоновым Д.А. транспортными средствами. Действующим законодательством в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя. Если у гражданина имеется противопоказание к управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинскими документами, то возникает непосредственная угроза для безопасности дорожного движения, что является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами. Поскольку все граждане являются непосредственными участниками дорожного движения, как в качестве водителей транспортных средств, так и в качестве пешеходов и пассажиров, они имеют право на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. На основании изложенного, просит суд прекратить право на управление транспортными средствами Никонова Дениса Александровича, (дата обезличена) года рождения, до получения им медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами, прекратить действие водительского удостоверения Никонова Дениса Александровича серии 5714 (номер обезличен) от (дата обезличена), выданное ГИБДД УМВД России по Орловской области, на право управления транспортными средствами категории «В», по вступлении решения суда в законную силу направить решение в УГИБДД УМВД РФ по Орловской области для аннулирования водительского удостоверения и внесения сведений в информационный банк данных.
В судебном заседании старший помощник прокурора (адрес обезличен) Воробьева Ю.В. требования поддержала, просила их удовлетворить, в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании административный ответчик Никонов Д.А. административные исковые требования признал, указал, что не возражает против прекращения действия права управления транспортным средством.
Представитель заинтересованного лица БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер» Караиванов И.А., действующий на основании доверенности от (дата обезличена), не возражал против удовлетворения требований, дополнительно пояснил, что Никонов Д.А. с (дата обезличена) принят на диспансерное наблюдение с (информация скрыта) В связи с постановлением Советского районного суда (адрес обезличен) от (дата обезличена) был обязан пройти диагностику и профилактику у врача-нарколога в БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер». При данном (информация скрыта) срок ремиссии составляет не менее 1 года, при регулярном посещении врача. Если в течение года Никоновым Д.А. будут сданы определенные анализы и явка к врачу, то Никонов Д.А. будет снят с диспансерного наблюдения. Полагал, что в настоящее время оснований для снятия Никонова Д.А. с диспансерного наблюдения не имеется.
В судебное заседание представитель УМВД России по Орловской области Шалаева Л.А. представила суду ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, в представленных суду возражениях от (дата обезличена) полагала, что Никонов Д.А., обладающий правом на управление транспортным средством, которое, в свою очередь, является источником повышенной опасности, не имеет возможности управлять автомобилем с указанным диагнозом, в связи с чем создаёт угрозу жизни, здоровью окружающих пешеходов, водителей других транспортных средств, и иных граждан, а также их имуществу. Полагала, что заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица УМВД России по Орловской области.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к следующему.
Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от (дата обезличена) N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации праве обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со статьёй 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ, использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих. Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от (дата обезличена) № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого в соответствии со статьей 1 являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу статьи 3 Федерального закона от (дата обезличена) № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (ст. 5 указанного Федерального закона).
Согласно статьи 23.1 Федерального закона от (дата обезличена) № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 23 указанного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу статьи 24 названного Федерального закона реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик (ч.1 ст. 28 Федерального закона). Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя. Если у гражданина имеется противопоказание к управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинскими документами, то возникает непосредственная угроза для безопасности дорожного движения, что является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Поскольку все граждане являются непосредственными участниками дорожного движения, как в качестве водителей транспортных средств, так и в качестве пешеходов и пассажиров, они имеют право на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
В силу статей 25, 27 ФЗ «О безопасности дорожного движения» право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам РФ, достигшим установленного настоящей статьей возраста и не имеющим ограничений к водительской деятельности, сдавшим квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами.
Из материалов дела следует, что согласно сведениям карточки операции с водительским удостоверением на имя Никонова Дениса Александровича, (дата обезличена) года рождения (дата обезличена) выдано водительское удостоверение серии 57 14 (номер обезличен) категории «В» сроком действия до (дата обезличена).
По сведениям ОГИБДД УМВД России по Орловской области Никонов Д.А. в период с 2018 года по 2020 год неоднократно привлекался к административной ответственности, в том числе привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 6.9 КоАП РФ - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и по статье 6.9.1 КоАП РФ - уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Согласно заключению наркологической экспертной комиссии БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер» от (дата обезличена) следует, что на момент осмотра, у Никонова Д.А. обнаружен (информация скрыта) без синдрома зависимости, в связи с чем клинико-экспертная комиссия БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер» пришла к заключению взять на диспансерное наблюдение Никонова Д.А.
В судебном заседании обозревалась медицинская карта амбулаторного больного Никонова Д.А., согласно которой он с (дата обезличена) принят на диспансерное наблюдение с (информация скрыта) что является противопоказанием к управлению транспортными средствами, входящим в перечень противопоказаний, указанных в Постановлении Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством».
Согласно сведений медицинской карты амбулаторного больного Никонова Д.А. следует, что (дата обезличена) на приёме для контроля, самостоятельно. Жалоб активно не предъявляет. Внешне опрятен, трезв, без признаков абстиненции. Алкоголизацию отрицает. Установка на трезвый образ жизни имеется. Последний приём наркотика в июне 2020 года. (информация скрыта) синдрома зависимости. Проведена психотерапевтическая беседа. Следующая явка август 2020 года.
Обоснованность постановки на диспансерный учет административным ответчиком в установленном порядке не оспаривалась.
Из материалов дела не усматривается, что Никонов Д.А. был снят с диспансерного учета БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер» в связи со стойкой ремиссией.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О реализации Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утвержден перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому противопоказанием к управлению транспортными средствами являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами.
Согласно пункта 7 Перечня медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, утвержденного Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен), противопоказанием к управлению транспортными средствами являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ F10-F16, F18, F19.
В соответствии с частью 1 и части 4 статьи 24 Федерального закона от (дата обезличена) №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Одним из обязательных требований для лиц, получающих допуск к управлению транспортным средством, является прохождение обязательного медицинского освидетельствования с целью определения степени годности к управлению транспортным средством и выявления медицинских противопоказаний или ограничений к вождению (ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии со статьями 18, 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статьи 5 Федерального закона №196-ФЗ от (дата обезличена) «О безопасности дорожного движения» одним из направлений обеспечения безопасности дорожного движения является проведение комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения. Цель обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования - это определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний, медицинских показаний или ограничений к управлению транспортными средствами (п. 6 ст. 23 Закона).
На основании статьи 28 данного Закона, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Одним из условий участия в дорожном движении названо отсутствие у водителя медицинских противопоказаний (ст. 26 Закона).
По смыслу перечисленных правовых норм, установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о доказанности наличия у Никонова Д.А. заболевания, являющегося противопоказанием к управлению транспортным средством. Наличие указанного диагноза у административного ответчика препятствует безопасному управлению им транспортными средствами.
Учитывая, что имеющееся у административного ответчика заболевание относится к числу противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с источником повышенной опасности для окружающих (использование транспортных средств), то право ответчика на управление транспортным средством не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, может повлечь причинение в будущем вреда жизни, здоровью граждан, а также их имуществу, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам действующего законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
В связи с изложенным суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора (адрес обезличен) в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме.
В соответствии со статьёй 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Так как прокурор, обращаясь с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче настоящего административного иска (п.9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), она подлежит взысканию с административно ответчика в размере 300 руб. с зачислением в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ 5714 (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░».
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░ ░░░░░░░░░░).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░