Дело № 33-4421/2022 (2-143/2022)
Судья – Андрианова Ю.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь |
25 мая 2022 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Смирновой М.А.,
судей Мехоношиной Д.В., Братчиковой М.П.,
при секретаре Калмыковой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на решение Добрянского районного суда Пермского края от 14.02.2022, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу к Оборину Сергею Васильевичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером **128 в части наложения его на земельный участок из состава земель лесного фонда в выделе ** квартала ** Шеметевского участкового лесничества (СПК «Прикамье») Добрянского лесничества площадью 31531 кв.м., признании недействительными результаты межевания и постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером **128, снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером **128, отказать».
Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения представителя Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Бородулина Д.С., пояснения Оборина С.В., представителя Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Кучукбаевой М.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Департамент лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу обратился в суд с иском к Оборину Сергею Васильевичу о признании отсутствующим права собственности на земельный участок с кадастровым номером **128 в части наложения его на земельный участок из состава земель лесного фонда в выделе ** квартала ** Шеметевского участкового лесничества (СПК «Прикамье») Добрянского лесничества площадью 31531 кв.м., признании недействительными результатов межевания и постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером **128, снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером **128.
В обоснование исковых требований указано, что согласно выписке из ЕГРН от 07.10.2021 земельный участок с кадастровым номером **128 отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, и находится в собственности Оборина С.В., право собственности зарегистрировано 21.09.2009. Указанный земельный участок расположен в кадастровом квартале ** и имеет площадь 32000 кв.м. Согласно действующим материалам лесоустройства Добрянского лесничества, земельный участок с кадастровым номером **128 накладывается на участок лесного фонда в выделе **, квартала ** Шеметевского участкового лесничества (СПК «Прикамье») Добрянского лесничества. На участок лесного фонда зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство от 16.01.2006 №**). Площадь наложения на земли лесного фонда составила 31531 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером **128 в той части, в которой он налагается на земли лесного фонда, не может относиться к категории земель сельскохозяйственного назначения. Право собственности РФ на земельный участок из состава земель лесного фонда, расположенный по адресу: ****, на который произошло наложение земельного участка с кадастровым номером **128 является зарегистрированным, действующим и в настоящий момент никем не оспорено.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит третье лицо Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции отсутствие обстоятельств, указанных в п. 3 ч. 6 ст. 5 Закона № 280-ФЗ, не исследовалось, в том числе мотивированное решение суда и материалы дела не содержат каких-либо относимых и допустимых доказательств ведения сельскохозяйственного производства на спорном земельном участке в соответствии с Положением об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 года № 1509. В оспариваемом решении оценка использования земельного участка в сельскохозяйственных целях судом не дана, в связи с чем вывод суда первой инстанции о применении норм закона № 280-ФЗ к рассматриваемым отношениям является необоснованным. Суд первой инстанции необоснованно принял информацию, предоставленную в информационном письме З. от 18.01.2022, поскольку З. является заинтересованным лицом в силу предъявленных к нему аналогичных требований.
Со стороны третьего лица ГКУ «Управление лесничествами Пермского края» поступили письменные возражения, в которых выражено согласие с доводами, изложенными в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу Б., представитель Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края К. поддержали доводы апелляционной жалобы, Оборин С.В. возражал против отмены решения суда.
Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в силу ст.167 ГПК РФ процессуальных препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, участок лесного фонда общей площадью 481350000,0 кв.м., в том числе ОАО «***», общая площадь 77070000,0 кв.м.; СП «***», общая площадь 173260000,0 кв.м.; Сельхоз-артель «***», общая площадь 48170000,0 кв.м.; ООО «***», общая площадь 28470000,0 кв.м.; СПК «***», общая площадь 55470000,0 кв.м.; СПК «**», общая площадь 32900000,0 кв.м.; СПК «****», общая площадь 56860000,0 кв.м.; подсобное хозяйство «***», общая площадь 9150000,0 кв.м., расположенный по адресу: ****, на основании ст.19 Лесного Кодекса РФ принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 59 ** от 16.01.2006 (л.д. 12).
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером **199 по состоянию на 09.08.2011 года местоположение участка : **** (СПК «***» кварталы **; СПК «***» кварталы **; СПК «***» кварталы **; П/х «***» кварталы **; СПК «***» кварталы **; СПК «**» кварталы **; ООО «***» кварталы **; СПК «****» кварталы **), разрешенное использование: использование лесов в соответствии с Лесным кодексом РФ, дополнительные сведения: лесной участок в составе земель лесного фонда; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д.13).
По данным ЕГРН, описания земельного участка, земельный участок с кадастровым номером **128, площадью 32000+/- 1068,75 кв.м., расположен в кадастровом квартале **, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поставлен на ГКУ 25.02.1992 года на основании описания земельного участка №**, подготовленного МУ «ДГИЦ» 12.01. 2009 года, находится в собственности Оборина С.В., право собственности зарегистрировано 21.09.2009 (л.д.8-10, 28-29).
Согласно заключению кадастрового инженера Т. от 12.11.2021 земельный участок с кадастровым номером **128 имеет пересечение (наложение) с землями лесного фонда по адресу: ****, площадью 31531 кв.м. (л.д.11).
Выписка из государственного лесного реестра от 18.11.2021 №641-2021-11 содержит сведения о лесах, местоположение: **** (л.д.15).
Таксационное описание в квартале ** производилось в 2013 году (л.д.17-18), при этом из пояснений представителя истца в суде апелляционной инстанции следует, что сведения о границах Добрянского лесничества впервые утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства в 2016 году, внесены в ЕГРН в ходе рассмотрения дела в 2021 году.
Постановлением администрации Добрянского района Пермской области от 25.02.1992 №14 Оборину С.В. предоставлен в пожизненно наследуемое владениеземельный участок общей площадью 48 га, в т.ч. изымаемых из землепользования колхоза «***», в т.ч. пашни 10,5 га из фонда перераспределения (бывшие земли колхоза «***») 37,5 га, в т.ч. пашни 37,5 га **** для организации крестьянского хозяйства растениеводческого, мясо-молочного направления, с правом строительства (л.д. 124).
Постановлением администрации Добрянского района Пермской области от 26.11.1992 №855 Оборину С.В. в собственность предоставлен из земель запаса (бывший колхоз «***») для расширения крестьянского хозяйства земельный участок общей площадью 3,2 га в постоянное пользование, с правом проведения культурно-технических работ (л.д.125).
Согласно Государственному акту на право собственности на землю №**, Оборину С.В., решением от 25.02.1992 №14 Главы администрации Добрянского района, в собственность предоставлено 48,0 га и 3, 2 га земель в границах, указанных на чертеже, для ведения крестьянского хозяйства (л.д. 117-123).
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 21.09.2009 серии ** №**, Оборину С.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером **128, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, общая площадь 32000 кв.м., адрес объекта: ****; документ-основание: постановление администрации Добрянского района Пермской области от 26.11.1992 №855 (л.д.116).
Информационное письмо ГКФХ З. от 18.01.2022 №1 содержит информацию о том, что ГКФХ З. совместно с КФХ «***», КФХ Оборин С.В. осуществляют сельскохозяйственную деятельность с 1992 года. Основным направлением деятельности является производство молока и мяса, продуктов растениеводства на кормовые цели, в пчеловодческий сезон разведение пчёл и мёдосбор. Указанный участок используется хозяйствами в сельскохозяйственных нуждах на постоянной основе – организован выпас КРС и МРС с помощью электроизгороди (л.д.131).
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», пришел к выводу, что поскольку Оборин С.В. является добросовестным приобретателем спорного земельного участка с 1992 года, его правоустанавливающие документы никем не оспорены и не признаны недействительными, то оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных Департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу, не имеется.
Судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с приведенными выводами суда первой инстанции, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, названным положениям закона, основаны на правильной оценке доказательств по делу, доводами апелляционной жалобы они не опровергнуты.
В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Таким образом, в законодательстве установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21 сентября 2017 г. № 1795-О указал, что Закон N 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона № 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков.
Следовательно, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Исключения из данного правила установлены в ч. 6 ст. 14 закона № 172-ФЗ - положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Следовательно, исходя из буквального толкования норм п. 3 ч. 6 ст. 14 Закона № 172-ФЗ для того, чтобы отсутствовали основания применения ч. 3 ст. 14 Закона № 172-ФЗ в отношении земель сельхозназначения необходимо доказать наличие у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Поскольку доказательств проведения государственного земельного надзора в отношении спорного земельного участка, которым бы подтверждались факты неиспользования данного участка по целевому назначению или использования его с нарушением законодательства РФ, в материалы дела стороной истца в нарушение ч. 1 ст.56 ГПК РФ не представлено, на указанные обстоятельства истец в ходе рассмотрения дела также не ссылался, следовательно, довод апелляционной жалобы со ссылкой на положения ч. 3 ст. 14 Закона № 172-ФЗ судебной коллегией признается необоснованным.
Поскольку обстоятельства неиспользования либо использования земельного участка с нарушением его разрешенного использования истцом в ходе рассмотрения дела не подтверждены, представленное Обориным С.В. письмо от 18.01.2022 года №1 на опровергнуто, добросовестность Оборина С.В. при владении им земельным участком **128 в силу положений п.5 ст.10 ГК РФ предполагается, поскольку иное не доказано.
В целом, предусмотренные ст.330 ГПК РФ основания для отмены решения суда отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Добрянского районного суда Пермского края от 14.02.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий: |
/подпись/ |
|
Судьи: |
/подписи/ |
|
|
|
Мотивированное определение изготовлено 01.06.2022 года