Дело № 2а - 783/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 сентября 2021 года г. Снежинск
Снежинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего – судьи Круглова Л.А.,
при секретаре - Каримовой С.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Челябинской области к Карпову Сергею Юрьевичу о взыскании земельного налога физических лиц и пени,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Челябинской области (далее по тексту - МР ИФНС №20) обратилась в суд с иском к Карпову С.Ю. о взыскании недоимки за 2019 год:
- 58 862,0 руб. - земельного налога с физических лиц, обладающим земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2019 год;
- 116,74 руб. - пени по земельному налогу с физических лиц, обладающим земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за период с 02.12.2020 по 15.12.2020.
В обоснование требований указывает, что ответчик является собственником земельных участков, самостоятельно обязанность по уплате налоговых платежей в установленный для этого срок не исполнил, требование №34955 от 16.12.2020 о погашении задолженности оставил без удовлетворения, определением мирового судьи судебный приказ о взыскании с Карпова С.Ю. налоговой недоимки и пени был отменен, налоги в бюджет не уплачены.
Судом к участию в деле был привлечен финансовый управляющий Рыбникова А.В. (л.д.70).
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 20 по Челябинской области в судебное заседание своего представителя не направила, просили рассмотреть дело без их участия, о дате и времени рассмотрения настоящего административного дела извещена (л.д.71,76).
Административный ответчик Карпов С.Ю. в судебное заседание не прибыл, о дате слушания настоящего дела извещен надлежащим образом (л.д.71,72,75). В своем заявлении просил рассмотреть дело без его участия (л.д.130). Предоставил в суд ходатайство об оставлении административного искового заявления без рассмотрения, поскольку определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.10.2018 по делу №А76-22482/2017 в отношении него введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утвержден Шорохов А.В. (л.д.60-62), который определением от 13.05.2019 освобожден от исполнения обязанностей финансового управляющего Карпова С.Ю. и определением от 22.08.2019 финансовым управляющим должника назначена Рыбникова А.В. (л.д.65), поэтому требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, кроме текущих, могут быть предъявлены только в рамках дела о банкротстве (л.д.131).
Финансовый управляющий Рыбникова А.В. (л.д.68-69) в судебное заседание не прибыла, о дате слушания настоящего дела извещена надлежащим образом (л.д.74), свое отношение по административному исковому заявлению не высказала.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников.
Исследовав материалы административного дела, суд полагает следующее.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Карпов С.Ю. в спорный налоговый период 2019 год являлся собственником земельных участков:
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>;
- Земельный участок, <данные изъяты>.
Согласно налоговому уведомлению № от 03.08.2020 Карпову С.Ю. рассчитан земельный за 2019 в размере 58 862,0 руб., установлен срок их уплаты - не позднее срока установленного п.1 ст.397 НК РФ.
Срок уплаты земельного налога установлен пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В связи с неуплатой налога в установленный срок Карпову С.Ю. направлено требование № от 16.12.2020 об уплате 58 862,0 руб. и суммы начисленных пеней в сумме 116,74 руб., налогоплательщику предложено погасить задолженность в срок до 12.01.2021.
Факт направления налогового уведомления и требования подтверждается представленными в дело доказательствами (л.д.129), не отрицается налогоплательщиком.
Определением мирового судьи судебного участка №1 г. Снежинска Челябинской области от 03.06.2021 был отменен судебный приказ №2а-417/2021 от 14.05.2021 о взыскании с Карпова С.Ю. указанной налоговой недоимки и задолженности по пеням (л.д.45).
За ответчиком числится задолженность: сумма земельного налога в размере 58 862,0 руб., пени за период с 02.12.2020 по 15.12.2020 в сумме 116,74 руб..
Обязанность по уплате налоговых платежей до настоящего времени Карповым С.Ю. не исполнена, что не оспаривается административным ответчиком.
Наряду с этим, при рассмотрении административного дела судом было установлено, что заявление о признании Карпова С.Ю. несостоятельным (банкротом) принято к производству Арбитражного суда Челябинской области 04.09.2017. Определением Арбитражного суда Челябинской области от 10.10.2018 по делу №А76-22482/2017 Карпов С.Ю. признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура реализации имущества сроком на четыре месяца (л.д.60-62). Финансовый управляющий Шорохов А.В. определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.05.2019 освобожден от исполнения обязанностей финансового управляющего Карпова С.Ю. и определением от 22.08.2019 финансовым управляющим должника назначена Рыбникова А.В., продлен срок реализации имущества Карпова С.Ю. на три месяца (л.д.65). Определением Арбитражного суда Челябинской области от 13.05.2021 продлен срок реализации имущества Карпова С.Ю. на шесть месяцев (л.д.66).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ и проанализировав доводы административного иска и возражения налогоплательщика применительно к требованиям законодательства регламентирующего рассматриваемые правоотношения, суд исходит из того, что спорная налоговая недоимка и задолженность по пеням как установленная в налоговом уведомлении №24510761 от 03.08.2020 относится к текущим платежам, в связи с чем банкротство гражданина не освобождает от их исполнения; они подлежат взысканию с административного ответчика в соответствии с пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ, поскольку налогоплательщиком добровольно не исполнена предусмотренная налоговым законодательством обязанность по уплате налоговых платежей за 2019 год.
При таких данных, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению; произведенный налоговым органом расчет суммы налогов и пеней признал правильным.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 №20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Однако в ряде случаев (при уплате, в том числе земельного налога налогоплательщиком - физическим лицом) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган.
В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 Налогового кодекса РФ).
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип платности землепользования.
Одной из форм платы за использование земли является земельный налог. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах или досрочно, причем налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр.
Согласно статье 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ).
В пункте 3 статьи 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно статье 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Вместе с тем, в соответствии с частью 5 указанной статьи требования кредиторов по текущим платежам сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 5 указанного Федерального закона №127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом после отмены судебного приказа приняты надлежащие меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке и сроки, выражена воля на взыскание в принудительном порядке неуплаченной суммы налогов; обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания задолженности, административным истцом исполнена, полномочия на обращение в суд с указанными требованиями подтверждены; расчет задолженности проверен и оснований полагать его неправильным не имеется, так как он сделан на основании сведений компетентных органов о кадастровой стоимости объектов, с учетом верных величин налоговой ставки и коэффициента, которые налогоплательщиком не оспариваются.
Принимая во внимание, что представленный административным истцом расчет административным ответчиком не оспорен, доказательства погашения образовавшейся задолженности не представлены, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Административный истец при подаче настоящего административного иска в суд не оплачивал государственную пошлину, поскольку в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд.
Поскольку требования административного истца с учетом их уточнения, удовлетворены судом, при этом административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска в суд, то государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины в доход федерального бюджета в размере 1 969,0 руб. (58 862 + 116,74 – 20 000,0 ) х 3% + 800).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174 - 180 и 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 20 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 20 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 58 978 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 74 ░░░., ░░ ░░░░░░░:
- 306 (░░░░░░ ░░░░░) ░░░. 00 ░░░. – ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░░ ░░░ 18210606043101000110 <░░░░░░ ░░░░░░>;
- 00 ░░░. 61 ░░░. - ░░░░ ░░░ 18210606043102100110 <░░░░░░ ░░░░░░> ;
- 58 453 (░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░) ░░░. 00 ░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░░ ░░░ 18210606043101000110 <░░░░░░ ░░░░░░>;
- 115 (░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░. 93 ░░░. - ░░░░ ░░░ 18210606043102100110 <░░░░░░ ░░░░░░>;
- 103 (░░░ ░░░) ░░░. 00 ░░░. - ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2019 ░░░░ ░░░ 18210606043101000110 <░░░░░░ ░░░░░░>;
- 00 ░░░. 20 ░░░. - ░░░░ ░░░ 18210606043102100110 <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 969 (░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░. 00 ░░░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.