Дело № 2-7000/31/14
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 29.09.2014 года)
г. Екатеринбург 22 сентября 2014 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Зоновой А.Е., при секретаре судебного заседания Кульментьевой М.Э.,
с участием представителя истца помощника прокурора Кировского района г. Екатеринбурга Замуруевой Н.В., представителя ответчика по доверенности Б.Л.., представителя третьего лица по доверенности О.М..,
рассмотрев в открытом судебном заседаний гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Екатеринбурга, в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному государственному унитарному предприятию «<данные изъяты>» о возложении обязанности по обеспечению отделений почтовой связи средствами беспрепятственного доступа инвалидов к услугам объектов социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Кировский районный суд г. Екатеринбурга с вышеуказанным иском. В обоснование требований истец указал, что в прокуратуру Кировского района г. Екатеринбурга поступило заявление председателя СРООИ «<данные изъяты>» Х.А. о нарушении со стороны ответчика прав неопределенного круга лиц, относящихся к инвалидам, маломобильным группам населения, в связи с несоответствием отделения почтовой связи: <номер обезличен> по адресу: <адрес обезличен> требованиям законодательства. В соответствии со ст.2 ФЗ №181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством мер социальной поддержки, обеспечивающих, инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция). В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 за №297 утверждена Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
Одной из целей указанной программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605 «Об утверждении свода правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012) принят и введен в действие с 1 января 2013 года свод правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" согласно приложению к настоящему Приказу.
В нарушение требований указанного законодательства отделение почтовой связи <номер обезличен> не обеспечено рассчитанной для инвалидов системой средств информации и сигнализации об опасности, предусматривающей визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги.
В результате ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничении жизнедеятельности в жизни общества, поскольку почтовые отделения предназначены для посещения неопределенного круга лиц, являются общедоступным местом. Указанные обстоятельства позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами, маломобильных групп, лиц, пользующихся услугами учреждения.
На основании изложенного истец просит обязать ФГУП "<данные изъяты>" в лице Управления Федеральной почтовой по <данные изъяты> области обеспечить отделение почтовой связи <номер обезличен> адресу: <адрес обезличен> системами средств информации и сигнализации об опасности, предназначенными для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, предусматривающими визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги в соответствии с требованиями ГОСТ P 51671, ГОСТ Р 51264, СП 1.13130.
С аналогичными исковыми требованиями прокурор Кировского района г. Екатеринбурга обратился к ФГУП «<данные изъяты>» в отношении почтовых отделений <номер обезличен> по адресу <адрес обезличен> и <номер обезличен> по адресу <адрес обезличен>
Определением суда от 22.09.2014 года производства по трем указанным делам были объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела истцом были уточнены исковые требования, в соответствии с уточнениями истец просит в отношении почтового отделения <номер обезличен>. Оборудовать отделение почтовой связи следующими видами средств реабилитации инвалидов:
- двухсторонним ограждением пандуса с поручнями на высоте от 0,85 до 0,92 метра и 0,7 метра от уровня пандуса и расстоянием между поручнями от 0,9 до 1,0 метра, с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 5126-99, размещение которых предписано п. 4.1.15 СНиП 35-01-2001;
- поверхность пандуса обеспечить противоскользящей цветоконтрастной накладкой или накладками, в соответствии с требованием п. 4.1.16 СНиП 35-01-2001;
по продольным краям маршей пандусов установить колесоотбойники высотой не менее 0,05 метра, размещение которых предписано п. 5.2.14 СНиП 35-01-2001;
тактильными предупреждающими указателями на участках пола на путях движения, на расстоянии 0,6 метра перед дверными проемами, соответствующие требованиям ГОСТ Р 52875-2007, ГОСТ Р 12.4.026, размещение которых предписано п. 5.2.3 СНиП 35-01-2001;
вход обеспечить системой средств информации и сигнализации об опасности, совмещающие в себе: визуальную в виде свето-маяка или информационного табло, звуковую (акустическую) в виде звукового информатора, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51671-2000, тактильную, в виде тактильно различимой таблички или таблички с применением шрифта Брайля с информацией об учреждении, размещение которых предписано п. 5.5.2 СНиП 35-01-2001;
вестибюль (вход) оборудовать текстофоном или иным устройством, позволяющим получить информацию для посетителей с недостатком слуха, размещение которых предписано п. 5.5.6 СНиП 35-01-2001;
информационной мнемосхемой или аналогичным устройством, отображающим информацию для посетителей - инвалидов по зрению о расположении помещений и схемах движения, расположенной с правой стороны по ходу движения на удалении от входа на расстоянии от 3 до 5 метров, на высоте от 1,2 до 1,6 метров от уровня пола, размещение которых предписано п. 7.1.8 СНиП 35-01-2001;
обеспечить расположение низа одного из окон обслуживания, используемых для обслуживания посетителями на креслах-колясках, таким образом, чтоб расстояние от пола до низа окошка не превышало 0,85 метра, а ширина и высота проема для ног была не менее 0,75 метра, глубина не менее 0,49 метра, как предписано п. 7.1.9 СНиП 35-01-2001;
обеспечить окна обслуживания текстофоном или оборудованием индукционного контура для посетителей с дефектом слуха, размещение которых предписано п. 5.5.6 СНиП 35-01-2001.
В отношении почтового отделения <номер обезличен> истец просит оборудовать отделение почтовой связи следующими видами средств реабилитации инвалидов:
- устранить превышение порогом наружной двери высоты 0,014 метра, в соответствии с ограничением, установленном п. 5.1.4 СНиП 35-01-2001;
- на внутренние двери установить устройство, обеспечивающее задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее пяти секунд, в соответствии с требованием п. 5.1.6 СНиП 35-01-2001;
- установить на внутренней входной двери символ, указывающий на доступность дверей для инвалидов использующих инвалидные коляски, в соответствии с требованием п. 5.1.6 СНиП 35-01-2001;
- тактильными предупреждающими указателями на участках пола на путях движения, на расстоянии 0,6 метра перед дверными проемами, соответствующие требованиям ГОСТ Р 52875-2007, ГОСТ Р 12.4.026, размещение которых предписано п. 5.2.3 СНиП 35-01-2001;
вход обеспечить системой средств информации и сигнализации об опасности, совмещающие в себе: визуальную в виде свето-маяка или информационного табло, звуковую (акустическую) в виде звукового информатора, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51671-2000, тактильную, в виде тактильно различимой таблички или таблички с применением шрифта Брайля с информацией об учреждении, размещение которых предписано п. 5.5.2 СНиП 35-01-2001;
вестибюль (вход) или зал обслуживания оборудовать текстофоном или иным устройством, позволяющим получить информацию для посетителей с недостатком слуха, размещение которых предписано п. 5.5.6 СНиП35-01-2001;
информационной мнемосхемой или аналогичным устройством, отображающим информацию для посетителей - инвалидов по зрению о расположении помещений и схемах движения, расположенной с правой стороны по ходу движения на удалении от входа на расстоянии от 3 до 5 метров, на высоте от 1,2 до 1,6 метров от уровня пола, размещение которых предписано п. 7.1.8 СНиП 35-01-2001;
обеспечить расположение низа одного из окон обслуживания, используемых для обслуживания посетителями на креслах-колясках, таким образом, чтоб расстояние от пола до низа окошка не превышало 0,85 метра, а ширина и высота проема для ног была не менее 0,75 метра, глубина не менее 0,49 метра, как предписано п. 7.1.9 СНиП 35-01-2001;
-обеспечить окна обслуживания текстофоном или оборудованием индукционного контура для посетителей с дефектом слуха, размещение которых предписано п. 5.5.6 СНиП 35-01-2001.
В отношении почтового отделения <номер обезличен> истец просит оборудовать отделение почтовой связи следующими видами средств реабилитации инвалидов:
оборудовать лестничный марш пандусом, с уклоном не круче 1:20, согласно требованиям п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001, с двухсторонним ограждением пандуса с поручнями на высоте от 0,85 до 0,92 метра и 0,7 метра от уровня пандуса и расстоянием между поручнями от 0,9 до 1,0 метра, с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 5126-99, размещение которых предписано п. 4.1.15 СНиП 35-01-2001;
поверхность пандуса выполнить нескользкой, с контрастной маркировкой, относительно прилегающей поверхности, в соответствии с требованием п. 4.1.16 СНиП 35-01-2001;
по продольным краям маршей пандусов установить колесоотбойники высотой не менее 0,05 метра, размещение которых предписано п. 5.2.14 СНиП 35-01-2001;
в помещении установить тактильные предупреждающие указатели на участках пола на путях движения, на расстоянии 0,6 метра перед дверными проемами, соответствующие требованиям ГОСТ Р 52875-2007, ГОСТ Р 12.4.026, размещение которых предписано п. 5.2.3 СНиП 35-01-2001;
вход обеспечить системой средств информации и сигнализации об опасности, совмещающие в себе: визуальную в виде свето-маяка или информационного табло, звуковую (акустическую) в виде звукового информатора, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51671-2000, тактильную, в виде тактильно различимой таблички или таблички с применением шрифта Брайля с информацией об учреждении, размещение которых предписано п. 5.5.2 СНиП 35-01-2001;
вестибюль (вход) оборудовать текстофоном или иным устройством, позволяющим получить информацию для посетителей с недостатком слуха, размещение которых предписано п. 5.5.6 СНиП 35-01-2001;
информационной мнемосхемой или аналогичным устройством, отображающим информацию для посетителей - инвалидов по зрению о расположении помещений и схемах движения, расположенной с правой или с левой стороны после входа в зал обслуживания, на высоте от 1,2 до 1,6 метров от уровня пола, размещение которых предписано п. 7.1.8 СНиП 35-01-2001;
обеспечить расположение низа одного из окон обслуживания, используемых для обслуживания посетителями на креслах-колясках, таким образом, чтоб расстояние от пола до низа окошка не превышало 0,85 метра, а ширина и высота проема для ног была не менее 0,75 метра, глубина не менее 0,49 метра, как предписано п. 7.1.9 СНиП 35-01-2001;
- обеспечить окна обслуживания текстофоном или оборудованием индукционного контура для посетителей с дефектом слуха, размещение которых предписано п. 5.5.6 СНиП 35-01-2001.
В судебном заседании старший помощник прокурора Кировского района г. Екатеринбурга Замуруева Н.В. требования исковых заявлений поддержала, просила их удовлетворить по заявленным основаниям, поскольку инвалиды должны иметь равные со всеми иными группами населения возможности доступа в объекты социальной инфраструктуры без ущемления их достоинства. Просила обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок до 01.07.2015 года. Относительно непосредственно самих требований не возражала, что данные требования должны в своей редакции соответствовать требованиям СНиП и при наличии в них альтернативных способов обеспечения прав инвалидов выбор способа принадлежит ответчику с учетом необходимости его соответствия требованиям СНиП и ГОСТ.
Представитель ответчика по доверенности от 27.02.2014 года Б.Л. требования иска не признала, представила письменные отзывы на исковые заявления, приобщенные к материалам дела. Из отзывов следует, что при буквальном толковании положений законодательства нельзя сделать вывод о том, что не допускается использование зданий и сооружений социальной сферы, построенных до введения в действие закона «О социальной защите инвалидов» без приспособления для беспрепятственного доступа к ним инвалидов.
Свод правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий,которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, (далее - маломобилъных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).
Кроме того, согласно п. 1.2 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления"при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
В настоящее время в отделениях почтовой связи (далее по тексту ОПС) Екатеринбурга 620092, 620049, 620078 не предусмотрена реконструкция или капитальный ремонт. Пороги наружной двери и внутренние двери ОПС 620078 установлены до введения в действия СНиП 35-01-2001.
Между тем, в июле 2014 года УФПС <данные изъяты> области - филиала ФГУП «<данные изъяты>» заключен договор <номер обезличен> от 16.07.2014 об установке и устройстве пандусов в некоторых отделениях почтовой связи Екатеринбургского почтамта. Согласно этому договору, в 4 квартале 2014 года в отделении почтовой связи Екатеринбург 620092, должен быть установлен пандус и поручни. В почтовом отделении 620049 пандусы уже установлены, что подтверждается актом выполненных работ.
Согласно п. 5.5.2 СП 59.13330.2012 в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидовдолжны быть предусмотрены системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51264, а также учитывать требования СП 1.13130.
Отделения почтовой связи Екатеринбурга помещениями временного пребывания, жилым помещением не являются, они не предназначено для временного проживания инвалидов, следовательно, у ФГУП «Почта России» обязанности, предусмотрены п. 5.5.2 и 5.5.3 СП 59.13330.2012, отсутствуют.
Согласно п. 5.5.6 в вестибюлях общественных зданийследует предусматривать текстофонов для посетителей с дефектами слуха. Аналогично должны быть оснащены справочные всех видов, билетные кассы массовой продажи и т.п. В помещениях ОПС вестибюль отсутствует, имеется клиентский зал для оказания услуг почтовой связи.
Глава 7 предусматривает специальные требования к местам обслуживания маломобильных групп населения в общественных местах. При входах в здания массового посещениядля инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. П.7.1.8 СНиП 35-01-2001.
Помещения ОПС Екатеринбурга не являются зданиями массового посещения,в котором должна быть установлена тактильная схема движения. Кроме этого, чтобы получить услугу почтовой связи инвалиду нет необходимости применять тактильную схему движения, поскольку клиентский зал ОПС находится непосредственно за входной дверью.
Пунктом 7.7. СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что предприятия почтовой связи относятся к зданиям объектов по обслуживанию общества и государства,но не как к зданиям массового посещения.
ОПС оснащены единообразными фирменными модулями офисной мебели, отвечающими фирменному стилю <данные изъяты>. Мебель стандартная для всех ОПС Российской Федерации. Низ окошек касс находится на высоте 0,70 м над уровнем пола.
Таким образом, обеспечение требования СНиП п. 7.1.9 существенно ограничит права других пользователей услуг почтовой связи, так как реконструкция и капитальный ремонт отделения почтовой связи приведет к закрытию данного отделения почтовой связи на длительный срок, что противоречит п. 1.6 СНиП 35-01-2001.
Пунктом 8.2 ГОСТ Р 51671-2000 предусмотрено, что в помещениях (зонах) обслуживания при наличии перед местом операциониста, обслуживающего посетителей, сплошных разделяющих конструкций следует предусматривать как минимум одно место, оснащенное средствами двусторонней громкоговорящей связи, обеспечивающей звуковой контакт персонала (операциониста) с посетителями, в том числе посетителями-инвалидами с нарушением функции слуха. Рабочие окна в операционном зале ОПС не оборудованы разделяющими конструкциями (стеклом). Следовательно, установка в отделении почтовой связи текстофона или оборудование индукционного контура для посетителей с дефектом слуха не предусмотрена. Кроме того, инвалиды с дефектом слуха при выходе на улицу и при общении в кругу семьи пользуются слуховыми аппаратами.
Кроме того, в соответствии нормами требования пожарной безопасности, утвержденные Приказом. МЧС РФ от 25.03.2009 N 173, выполняются, ОПС Екатеринбург 620092 оборудовано системой шумовой сигнализации. Имеется информационное табло «ВЫХОД», звуковой информатор: «Внимание пожарная тревога», «Срочно покинуть помещение», имеется пожарная кнопка, датчики.
Места для лиц с дефектами слуха в ОПС Екатеринбург 620078, 620092, 620049 размещены в полном соответствии с п. 7.1.12 СП 59.13330.2012 - на расстоянии не более 3 м от источника звука (от оператора почтовой связи, системы оповещения о пожаре).
Также, перед входом в отделение почтовой связи Екатеринбург 620092, 620049, 620078 установлена кнопка вызова сотрудника, имеющая звуковой сигнал, благодаря которому, сотрудник отделения почтовой связи выйдет и окажет услуги почтовой связи инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения. Екатеринбургским почтамтом УФПС Свердловской области издан приказ от 13.03.2014 № 130 «О назначении ответственных лиц за оказание услуг связи лицам с ограниченными возможностями», устанавливающий ответственность начальника отделения почтовой связи за оказание услуг лицам с ограниченными возможностями. В отделении почтовой связи размещена также визуальная информация о работе отделения.
Поскольку нарушений прав маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, со стороны ФГУП «<данные изъяты>» не имеется, в удовлетворении требований следует отказать.
Представитель третьего лица <данные изъяты> региональной общественной организации инвалидов «<данные изъяты>» по доверенности от 22.07.2014 года О.М. поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что требования иска не связаны с реконструкцией зданий и помещений отделений почтовой связи, для выполнения требований иска не требуется проведение капитального ремонта. Все действия, предписанные СНиП, заявленные в исковых требованиях, вплоть до установки напольных плиток, возможно осуществить без демонтажа напольного покрытия, возможно произвести без помех работе отделений почтовой связи. Указанные правила направлены на социальную интеграцию инвалидов по различным заболеваниям, которые не должны быть ущемлены в сравнении с иными гражданами.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за прокурором закреплено право обратиться в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Федеральной комплексной программой «Социальная поддержка инвалидов», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 59 от 16.01.1995 (в ред. от 05.09.1998 № 1053) установлено, что создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, практические результаты которой обеспечат инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ в ред. 23.10.2003 года «О социальной защите инвалидов» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации), в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов должны осуществлять по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В целях реализации социальных гарантий инвалидам и международных норм был разработан и утвержден Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (далее по тексту СНиП 35-01-2001).
Анализ положений СНиП 35-01-2001 приводит к выводу о несостоятельности доводов ответчика в той части, что его требования подлежат распространению исключительно на вновь создаваемые, реконструируемые здания (помещения) либо на помещения, в которых запланирован ремонт в соответствии с п. 1.1, 1.2 Свода правил. Между тем п. 1.2 СНиП 35-01-2001 предусмотрено, что в случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов. Кроме того, в вводной части Свода правил указано, что он разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 г. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.
Как установлено в судебном заседании заявленные исковые требования не связаны с проведением капитального ремонта или реконструкции отделений почтовой связи, которые требуют прекращения их деятельности или временного закрытия. Требования иска основаны на необходимости в большей части приобретения и установки специализированных устройств для обеспечения функционирования ОПС с учетом потребностей всех групп инвалидов. Переустройство пандусов, поручней и порогов также не является капитальным ремонтом. Доказательств обратного суду ответчиком не представлено. В связи с указанным суд полагает требования истца, основанные на соблюдении СНиП 35-01-2001, к ответчику обоснованными. Несостоятельны доводы ответчика о невозможности осуществления заявленных исковых требований в связи с отсутствием достаточных средств, объемов финансирования, поскольку законодательством не предусмотрена возможность освобождения от обязанности по обеспечению прав инвалидов в виду отсутствия финансирования в достаточном объеме.
Как следует из материалов дела, в прокуратуру Кировского района г. Екатеринбурга поступило заявление председателя <данные изъяты> региональной общественной организации инвалидов «<данные изъяты>» Х.А. о нарушении со стороны ФГУП "<данные изъяты>" в лице УФПС по <данные изъяты> области прав неопределенного круга лиц, относящихся к инвалидам, маломобильным группам населения, в связи с несоответствием отделений почтовой связи 620092 по адресу <адрес обезличен>, 620049 по адресу <адрес обезличен>, 620078 по адресу <адрес обезличен>, -
требованиям законодательства, а именно установлено нарушение требований ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части нарушения прав инвалидов на обеспечение рассчитанной для инвалидов системой средств информации и сигнализации об опасности, предусматривающей визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги, нарушения права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры; требованиям СНиП 35-01-2001.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что заявленные требования истца к ответчику законны, обоснованны и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 4.1.15 СНиП 35-01-2001 установлено, что пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде. Данному требованию не соответствуют ОПС 620049 и 620092, что не оспорено ответчиком.
Пунктом 4.1.14 СНиП 35-01-2001 установлено, чтонаружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м. Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами. Данному требованию не соответствует ОПС 620092, что не оспорено ответчиком.
Пунктом 4.1.16 СНиП 35-01-2001 установлено, что поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. Данному требованию не соответствует ОПС 620049 и ОПС 620092 в части необходимости установления нескользящего пандуса с контрастными маркировками.
Пунктом 5.2.14 СНиП 35-01-2001 установлено, что по продольным краям маршей пандусов для предотвращения соскальзывания трости или ноги следует предусматривать колесоотбойники высотой не менее 0,05 м. Данному требованию не соответствуют ОПС 620049 и 620092.
Пунктом 5.1.4 СНиП 35-01-2001 установлено, что наружные двери, доступные для МГН, могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м. Данному требованию в части несоответствия размера порога не соответствует ОПС 620078. Доводы ответчика о том, что порог на данной двери был установлен до ведения СНиП 35-01-2001 суд полагает несостоятельными по вышеназванным причинам в виду отсутствия необходимости проведения капительного ремонта помещения для устранения данного недостатка.
Пунктом 5.1.6 СНиП 35-01-2001 установлено, что входные двери, доступные для входа инвалидов, должны быть хорошо опознаваемы и иметь символ, указывающий на их доступность. На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" или "закрыто". Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее 5 секунд. Следует использовать распашные двери с доводчиком (с усилием 19,5 Нм). Данному требованию в части отсутствия символа, указывающего на доступность дверей инвалидам и несоответствия конструкции дверей требованиям СНиП не соответствует ОПС 620078.
Пунктом 5.2.3 СНиП 35-01-2001 установлено, что участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь тактильные предупреждающие указатели и/или контрастно окрашенную поверхность в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026. Рекомендуется предусматривать световые маячки. Данному требованию не соответствуют ОПС 620078, 620092, 620049. Однако требования истца в части возложения на ответчика обязанности установить только тактильные предупреждающие указатели не соответствует положениям СНиП, поскольку буквальный анализ данного пункта предусматривает альтернативное выполнение данного требования, выбор способа принадлежит ответчику и может быть реализован в ходе исполнения решения суда.
Пунктом 5.5.2. СНиП 35-01-2001 установлено, что системы средств информации и сигнализации об опасности, размещаемые в помещениях (кроме помещений с мокрыми процессами), предназначенных для пребывания всех категорий инвалидов и на путях их движения, должны быть комплексными и предусматривать визуальную, звуковую и тактильную информацию с указанием направления движения и мест получения услуги. Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51264, а также учитывать требования СП 1.13130. Целесообразно использовать международные символы. Требованиям данного пункта не соответствуют ОПС 620049, 620078, 620092. Однако требования истца в части возложения на ответчика обязанности установить конкретные виды средств информации и сигнализации не соответствует положениям СНиП, поскольку буквальный анализ данного пункта предусматривает альтернативное выполнение данного требования, выбор которого принадлежит ответчику и может быть реализован в ходе исполнения решения суда с учетом особенностей каждого помещения по согласованию с организациями по защите прав инвалидов. Доводы ответчика об отсутствии обязанности соблюдения данного пункта СНиП, поскольку он распространяется только на места пребывания инвалидов, к которым ОПС не относятся, суд полагает несостоятельными, поскольку раздел 5 СНиП распространяется на все здания и сооружения, что следует из его вводной части; требования к жилым помещениям, в том числе к помещениям временного пребывания содержатся в разделе 6 СНиП. В пункте 5.5.2, исходя из системного анализа положений СНиП речь не идет о помещениях временного пребывания в смысле, придаваемом данному понятию в п.6.1.3 СНиП.
Пунктом 7.1.8 СНиП 35-01-2001 установлено, что при входах в здания массового посещения для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м на высоте 1,2 до 1,6 метров от уровня пола. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м. Требованиям данного пункта не соответствуют ОПС 620049, 620078, 620092. Доводы ответчика о том, что помещения ОПС не нуждаеются в дополнительных схемах движения в виду их небольшой площади суд полагает несостоятельными, поскольку данное основание не является опровержением невозможности инвалидов по зрению иным способом в силу своих физических возможностей получить информацию о расположении и движении внутри ОПС. Кроме того, несостоятельны доводы ответчика о том, что ОПС не относятся к зданиям массового посещения, в связи с чем в них не должны быть соблюдены данные требования, поскольку отделения почтовой связи с в силу специфики своей деятельности следует отнести к зданиям социального назначения, указанным в данном пункте.
Пунктом 5.5.6 СНиП 35-01-2001 установлено, что в вестибюлях общественных зданий следует предусматривать установку звуковых информаторов по типу телефонов-автоматов, которыми могут пользоваться посетители с недостатками зрения, и текстофонов для посетителей с дефектами слуха. Аналогично должны быть оснащены справочные всех видов, билетные кассы массовой продажи и т.п.
Не соответствует ОПС 620078, 620092, 620049 в части отсутствия в вестибюлях текстофонов или иных устройств, позволяющих получить информацию, для посетителей с дефектами слуха, исходя из пределов заявленных требований. Также суд полагает обоснованными доводы истца о необходимости соблюдения требований данного пункта и в отношении непосредственно рядом с окнами обслуживания. Несмотря на отсутствие как таковых окон обслуживания в ОПС данное требование истца суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку доступ к надлежащему оказанию услуг почтовой связи должен быть обеспечен всем инвалидам независимо от наличия у них слухового аппарата или его отсутствия, доводы ответчика в данной части не могут быть приняты во внимание.
Поскольку ответчиком не представлено суду доказательств добровольного исполнения требований СНиП 35-01-2001 в полном объеме, суд считает необходимым удовлетворить исковые по указанным выше основаниям.
Однако суд не находит оснований для признания помещения ОПС несоответствующими п. 7.1.9 СНиП, из которого следует, что поверхность столов индивидуального пользования, прилавков, низа окошек касс, справочных и других мест обслуживания, используемых посетителями на креслах-колясках, должна находиться на высоте не более 0,85 м над уровнем пола. Ширина и высота проема для ног должна быть не менее 0,75 м, глубиной не менее 0,49 м.
Требования иска основаны только на возложении на ответчика обязанности по обеспечению расположения низа одного из окон обслуживания в ОПС указанным положениям. Между тем, как следует из пояснений представителя ответчика и представленных им фотографий ОПС, во всех ОПС используется однотипная мебель в зоне обслуживания, которая не предусматривает наличие глухой (или стеклянной) перегородки между оператором и клиентом, окна обслуживания как таковые отсутствуют. Кроме того, из представленных фотографий следует, что в ОПС имеется низкая стойка обслуживания, которая может позволить инвалидам-колясочникам беспрепятственно подъехать к ней для оформления почтовых услуг. Требований о комплектации ОПС соответствующими комплектами мебели (низкими столами) истцом не заявлено. В связи с указанным, учитывая закрепленный в СНиП принцип разумного приспособления используемых помещений для обеспечения доступа инвалидов, принципа целесообразности, в удовлетворении требований истца о реконструкции стоек обслуживания ОПС следует отказать.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, в силу ст. 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Кировского района г. Екатеринбурга, в интересах неопределенного круга лиц, к федеральному государственному унитарному предприятию «<данные изъяты>» о возложении обязанности по обеспечению отделений почтовой связи средствами беспрепятственного доступа инвалидов к услугам объектов социальной инфраструктуры, удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «<данные изъяты>» в лице филиала УФПС <данные изъяты> области в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу оборудовать отделение почтовой связи <номер обезличен>, расположенное по адресу: <адрес обезличен> следующими видами средств информации и сигнализации инвалидов в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51264, СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001, в срок до 01.07.2015 года:
- устранить превышение порогов наружной двери высоты 0,014 метра, в соответствии с ограничением, установленном п. 5.1.4 СНиП 35-01-2001;
- на внутренние двери установить устройство, обеспечивающее задержку автоматического закрывания дверей, продолжительностью не менее пяти секунд, в соответствии с требованием п. 5.1.6 СНиП 35-01-2001;
- установить на внутренней входной двери символ, указывающий на доступность дверей для инвалидов использующих инвалидные коляски, в соответствии с требованием п. 5.1.6 СНиП 35-01-2001;
- тактильными предупреждающими указателями на участках пола на путях движения, на расстоянии 0,6 метра перед дверными проемами и/или контрастно окрашенную поверхность, соответствующие требованиям ГОСТ Р 52875-2007, ГОСТ Р 12.4.026, размещение которых предписано п. 5.2.3 СНиП 35-01-2001;
вход обеспечить системой средств информации и сигнализации об опасности, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51671-2000, а также систему средств с информацией об учреждении, размещение которых предписано п. 5.5.2 СНиП 35-01-2001.Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51264, а также учитывать требования СП 1.13130.
вестибюль (вход) или зал обслуживания оборудовать текстофоном или иным устройством, позволяющим получить информацию для посетителей с недостатком слуха, размещение которых предписано п. 5.5.6 СНиП35-01-2001;
информационной мнемосхемой или аналогичным устройством, отображающим информацию для посетителей - инвалидов по зрению о расположении помещений и схемах движения, расположенной с правой стороны по ходу движения на удалении от входа на расстоянии от 3 до 5 метров, на высоте от 1,2 до 1,6 метров от уровня пола, размещение которых предписано п. 7.1.8 СНиП 35-01-2001;
обеспечить окна обслуживания текстофоном или оборудованием индукционного контура для посетителей с дефектом слуха, размещение которых предписано п. 5.5.6 СНиП 35-01-2001.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «<данные изъяты>» в лице филиала УФПС <данные изъяты> области в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу оборудовать отделение почтовой связи <номер обезличен>, расположенное по адресу: <адрес обезличен> следующими видами средств информации и сигнализации инвалидов в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51264, СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 в срок до 01.07.2015 года:
оборудовать лестничный марш пандусом, с уклоном не круче 1:20, согласно требованиям п. 4.1.14 СНиП 35-01-2001, с двухсторонним ограждением пандуса с поручнями на высоте от 0,85 до 0,92 метра и 0,7 метра от уровня пандуса и расстоянием между поручнями от 0,9 до 1,0 метра, с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 5126-99, размещение которых предписано п. 4.1.15 СНиП 35-01-2001;
поверхность пандуса выполнить нескользкой, с контрастной маркировкой, относительно прилегающей поверхности, в соответствии с требованием п. 4.1.16 СНиП 35-01-2001;
по продольным краям маршей пандусов установить колесоотбойники высотой не менее 0,05 метра, размещение которых предписано п. 5.2.14 СНиП 35-01-2001;
- тактильными предупреждающими указателями на участках пола на путях движения, на расстоянии 0,6 метра перед дверными проемами и/или контрастно окрашенную поверхность, соответствующие требованиям ГОСТ Р 52875-2007, ГОСТ Р 12.4.026, размещение которых предписано п. 5.2.3 СНиП 35-01-2001;
вход обеспечить системой средств информации и сигнализации об опасности, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51671-2000, а также систему средств с информацией об учреждении, размещение которых предписано п. 5.5.2 СНиП 35-01-2001.Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51264, а также учитывать требования СП 1.13130.
вестибюль (вход) оборудовать текстофоном или иным устройством, позволяющим получить информацию для посетителей с недостатком слуха, размещение которых предписано п. 5.5.6 СНиП 35-01-2001;
информационной мнемосхемой или аналогичным устройством, отображающим информацию для посетителей - инвалидов по зрению о расположении помещений и схемах движения, расположенной с правой или с левой стороны после входа в зал обслуживания, на высоте от 1,2 до 1,6 метров от уровня пола, размещение которых предписано п. 7.1.8 СНиП 35-01-2001;
- обеспечить окна обслуживания текстофоном или оборудованием индукционного контура для посетителей с дефектом слуха, размещение которых предписано п. 5.5.6 СНиП 35-01-2001.
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие «<данные изъяты>» в лице филиала УФПС <данные изъяты> области в течении одного месяца со дня вступления решения в законную силу оборудовать отделение почтовой связи <номер обезличен>, расположенное по адресу: <адрес обезличен> следующими видами средств информации и сигнализации инвалидов в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51264, СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 в срок до 01.07.2015 года:
- двухсторонним ограждением пандуса с поручнями на высоте от 0,85 до 0,92 метра и 0,7 метра от уровня пандуса и расстоянием между поручнями от 0,9 до 1,0 метра, с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 5126-99, размещение которых предписано п. 4.1.15 СНиП 35-01-2001;
- поверхность пандуса обеспечить противоскользящей цветоконтрастной накладкой или накладками, в соответствии с требованием п. 4.1.16 СНиП 35-01-2001;
по продольным краям маршей пандусов установить колесоотбойники высотой не менее 0,05 метра, размещение которых предписано п. 5.2.14 СНиП 35-01-2001;
- тактильными предупреждающими указателями на участках пола на путях движения, на расстоянии 0,6 метра перед дверными проемами и/или контрастно окрашенную поверхность, соответствующие требованиям ГОСТ Р 52875-2007, ГОСТ Р 12.4.026, размещение которых предписано п. 5.2.3 СНиП 35-01-2001;
вход обеспечить системой средств информации и сигнализации об опасности, соответствующих требованиям ГОСТ Р 51671-2000, а также систему средств с информацией об учреждении, размещение которых предписано п. 5.5.2 СНиП 35-01-2001.Они должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51671, ГОСТ Р 51264, а также учитывать требования СП 1.13130.
вестибюль (вход) оборудовать текстофоном или иным устройством, позволяющим получить информацию для посетителей с недостатком слуха, размещение которых предписано п. 5.5.6 СНиП 35-01-2001;
информационной мнемосхемой или аналогичным устройством, отображающим информацию для посетителей - инвалидов по зрению о расположении помещений и схемах движения, расположенной с правой стороны по ходу движения на удалении от входа на расстоянии от 3 до 5 метров, на высоте от 1,2 до 1,6 метров от уровня пола, размещение которых предписано п. 7.1.8 СНиП 35-01-2001;
обеспечить окна обслуживания текстофоном или оборудованием индукционного контура для посетителей с дефектом слуха, размещение которых предписано п. 5.5.6 СНиП 35-01-2001.
Взыскать с ФГУП «<данные изъяты>» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента составления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.Е. Зонова