Дело №2а-838/2020
УИД 24RS0054-01-2020-000862-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2020 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Аббазовой А.В.,
при секретаре Кожановой Ю.А.,
с участием прокурора - заместителя прокурора Ужурского района Красноярского края Владимировой О.В.,
представителя административного ответчика - Казанцевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Ужурского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 10 Бойченко Константина Александровича к территориальной избирательной комиссии муниципального образования Ужурский район Красноярского края о признании незаконным и отмене решения комиссии от 30.07.2020 № 3/18 о регистрации Головина Артема Андреевича кандидатом в депутаты Ужурского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 10,
УСТАНОВИЛ:
Бойченко К.А., являясь кандидатом в депутаты Ужурского районного Совета депутатов Ужурского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу № 10, обратился в Ужурский районный суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что Решением Ужурского районного Совета депутатов Ужурского района Красноярского края № 48-345р от 23.06.2020 назначены выборы депутатов Ужурского районного Совета депутатов Ужурского района Красноярского края на 13.09.2020. Решением избирательной комиссии муниципального образования Ужурский район Красноярского края № 50/205 от 03.07.2020 полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ужурского районного Совета депутатов по одномандатным избирательным округам с № 1 по № 10 возложены на избирательную комиссию муниципального образования Ужурский район Красноярского края. Решением № 3/18 от 30.07.2020 окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ужурского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 10 Головин А.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Ужурского районного Совета депутатов Ужурского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу № 10. Решением № 9/66 от 07.08.2020 окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Ужурского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 10 Бойченко К.А. зарегистрирован кандидатом в депутаты Ужурского районного Совета депутатов Ужурского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу № 10. Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Головиным А.А. для регистрации предоставлены 14 подписей избирателей. В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом. В силу подпункта «и» пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона недействительными признаются, в том числе, все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Аналогичные положения содержатся в Законе Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае». Кандидат Головин А.А. специальный избирательный счет не открывал, о чем свидетельствует его уведомление в избирательную комиссию со ссылкой на пункт 11 статьи 44 Закона Красноярского края «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», в то время, как в силу пункта 11 статьи 44 указанного Закона Красноярского края создание избирательного фонда только за счет собственных средств кандидата, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают пятнадцати тысяч рублей, без открытия специального избирательного счета предусмотрено лишь на выборах органов местного самоуправления сельских поселений. Таким образом, изготовление подписных листов кандидата Головина А.А. за счет средств соответствующего избирательного фонда не оплачено, все подписи избирателей являются недействительными. Подписные листы не прошиты должным образом и не пронумерованы. В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является, в том числе, недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. В силу статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, предоставляются: копия паспорта, заверенная соответственно кандидатом; заверенные кандидатом или копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Копии документов, представленных Головным А.А., никем не заверены. В соответствии с подпунктом «в1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является, в том числе, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона. В силу пункта 1 статьи 39 указанного Федерального закона все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом. В соответствии с пунктом 6 статьи 76 указанного Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным и отменить Решение административного ответчика от 30.07.2020 № 3/18 о регистрации Головина А.А. кандидатом в депутаты Ужурского районного Совета депутатов Ужурского района Красноярского края по одномандатному избирательному округу № 10.
Административный истец Бойченко К.А., заинтересованное лицо Головин А.А. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще.
Руководствуясь частью 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), предусматривающей, что неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела, судом принято решение о рассмотрении административного искового заявления в отсутствие административного истца и заинтересованного лица.
Представитель административного ответчика - председатель территориальной избирательной комиссии муниципального образования Ужурский район Красноярского края Казанцева Т.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требований отказать, указав на то, что административным истцом пропущен срок обжалования оспариваемого решения, а также пояснив, что регистрация Головина А.А. в качестве кандидата в депутаты Ужурского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 10 Решением избирательной комиссии муниципального образования Ужурский район Красноярского края от 14.08.2020 № 11/75 аннулирована на основании письменного заявления Головина А.А. от 13.08.2020.
Избирательная комиссия Красноярского края о принятии к производству суда рассматриваемого искового заявления проинформирована надлежаще.
Прокурор - заместитель прокурора Ужурского района Красноярского края Владимирова О.В. в заключении полагала, что административным истцом пропущен срок подачи административного искового заявления, а, кроме того, с учетом аннулирования регистрации Головина А.А. кандидатом в депутаты, отсутствует и предмет обжалования.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы дела, полагает исковые требования удовлетворению не подлежащими по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).
Защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации) относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
К числу основных гарантий избирательных прав граждан относится право на обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц в вышестоящие избирательные комиссии или в суд. Данное право является конкретизацией статей 45 (часть 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации о том, что в Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В системе действующего правового регулирования порядок осуществления гражданами права на обжалование решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц в суд установлен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Так, в соответствии с частью 10 статьи 239 КАС Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу. При этом такое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения и данный срок восстановлению не подлежит независимо от причин его пропуска (части 4 и 7 статьи 240 КАС Российской Федерации, пункт 2 статьи 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме»).
Установление федеральным законодателем сокращенных сроков судебного оспаривания отдельных решений избирательных комиссий, принимаемых в рамках конкретных избирательных кампаний предопределено строгими временными рамками избирательного процесса и необходимостью оперативного разрешения соответствующих дел (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2001 года N 17-П и от 26 декабря 2005 года N 14-П).
Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан (определения от 20 декабря 2016 года N 2599-О, от 28 февраля 2017 года N 360-О, от 27 сентября 2018 года N 2494-О и др.).
Согласно части 8 статьи 240 КАС РФ пропуск установленного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не является для суда основанием для отказа в его принятии. Причины пропуска установленного срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании.
Из содержания указанных норм следует, что выяснение вопроса о соблюдении срока на обращение в суд является обязательным при рассмотрении дел данной категории, независимо от заявления административного ответчика.
Начало течения срока обращения за судебной защитой процессуальный закон связывает с моментом, когда лицо обладало достаточным объемом информации о предполагаемом нарушении своих прав. При этом своевременность подачи административного искового заявления зависит исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в установленный законом срок.
В судебном заседании установлено, что 27.03.2013 Решением Избирательной комиссии Красноярского края № 83/517-6 «О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования Ужурский район Красноярского края на территориальную избирательную комиссию Ужурского района Красноярского края» полномочия избирательной комиссии муниципального образования Ужурский район Красноярского края возложены на территориальную избирательную комиссию Ужурского района Красноярского края.
Решением избирательной комиссии Красноярского края от 16.12.2015 № 172/1689-6 «О формировании территориальной избирательной комиссии Ужурского района Красноярского края» сформирована территориальная избирательная комиссия Ужурского района Красноярского края.
Решением Ужурского районного Совета депутатов Красноярского края от 23.06.2020 № 48-345р «О назначении выборов депутатов Ужурского районного Совета депутатов Красноярского края» выборы депутатов Ужурского районного Совета депутатов Красноярского края назначены на 13.09.2020.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Ужурский район Красноярского края от 03.07.2020 № 50/205 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ужурского районного Совета депутатов по одномандатным избирательным округам с № 1 по № 10 на избирательную комиссию муниципального образования Ужурский район Красноярского края» возложены полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Ужурского районного Совета депутатов по одномандатным избирательным округам с № 1 по № 10 на избирательную комиссию муниципального образования Ужурский район.
07.08.2020 Решением избирательной комиссии муниципального образования Ужурский район Красноярского края № 9/66 Бойченко К.А., выдвинутый избирательным объединением Ужурским местным (районным) отделением Красноярского регионального (краевого) отделения политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Ужурского районного Совета депутатов Красноярского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 10. Соответственно, суд признает Бойченко К.А. лицом, обладающим правом подачи рассматриваемого административного искового заявления.
Оспариваемым Решением избирательной комиссии муниципального образования Ужурский район Красноярского края от 30.07.2020 № 3/18 Головин А.А., выдвинувший самовыдвижением свою кандидатуру, зарегистрирован кандидатом в депутаты Ужурского районного Совета депутатов Красноярского края по одномандатному избирательному округу № 10.
22.07.2020 Головин А.А. подал в избирательную комиссию муниципального образования Ужурский район Красноярского края заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Ужурского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 10 как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Кроме того, Головиным А.А. представлены: копия диплома об окончании ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, справка МКУ «Управление культуры, спорта и молодежной политики Ужурского района» о месте, периоде работы и должности Головина А.А., копия паспорта, копия его трудовой книжки. Копии указанных документов заверены надлежаще.
22.07.2020 Головин А.А. путем предоставления письменного заявления уведомил избирательную комиссию муниципального образования Ужурский район Красноярского края по одномандатному избирательному округу № 10 о несоздании избирательного фонда в соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона Красноярского края от 02.10.2003 № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», поскольку им принято решение не создавать избирательный фонд и свою избирательную кампанию не финансировать, в том числе не осуществлять выпуск плакатов, листовок, проведение платной агитации, опубликование печатных материалов за плату в средствах массовой информации.
Сбор подписей избирателей осуществлен Головиным А.А. 22.07.2020.
Число избирателей в избирательном округе № 10 согласно Решения Ужурского районного Совета депутатов от 27.03.2015 № 55-360р (в последней редакции от 09.06.2020 № 47-344р) «Об утверждении границ избирательных округов, образованных на территории муниципального образования Ужурский район по выборам депутатов Ужурского районного Совета» составляет 2475 человек.
Решением избирательной комиссии муниципального образования Ужурский район Красноярского края от 14.08.2020 № 11/75 «Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Ужурского районного Совета депутатов Головина Артема Андреевича по одномандатному избирательному округу № 10» регистрация кандидата в депутаты Ужурского районного Совета депутатов Головина А.А., выдвинувшего самовыдвижением свою кандидатуру в депутаты Ужурского районного Совета депутатов Красноярского края по одномандатному избирательному округу № 10, аннулирована. Основанием для принятия указанного решения послужило заявление Головина А.А. от 13.08.2020 о снятии его кандидатуры как кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 10 в связи с отказом от участия в избирательной кампании.
Исходя из обстоятельств дела и вышеприведенных норм действующего законодательства, следует, что срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии муниципального образования Ужурский район Красноярского края от 30.07.2020 № 3/18 о регистрации Головина А.А. кандидатом в депутаты Ужурского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 10, исходя из положений части 2 статьи 92 КАС РФ, части 3 статьи 93 КАС РФ, истек 10.08.2020.
Согласно почтового штемпеля на конверте, а также исходя из информации АО «Почта России» об отслеживании почтового отправления с идентификатором 66225221866327, почтовое отправление с административным исковым заявлением сдано отправителем в отделение почтовой связи 11.08.2020, то есть с пропуском установленного частью 4 статьи 240 КАС РФ десятидневного срока, восстановлению не подлежащему, для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
В соответствии с частью 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации, если пропущен срок для обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления.
При указанных установленных судом обстоятельствах в удовлетворении административных исковых требований Бойченко К.А. надлежит отказать в полном объеме.
В силу части 5 статьи 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 239-244 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований кандидата в депутаты Ужурского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 10 Бойченко Константина Александровича к территориальной избирательной комиссии муниципального образования Ужурский район Красноярского края о признании незаконным и отмене решения комиссии от 30.07.2020 № 3/18 о регистрации Головина Артема Андреевича кандидатом в депутаты Ужурского районного Совета депутатов по одномандатному избирательному округу № 10 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий А.В. Аббазова
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2020 года