Решение по делу № 33-1731/2024 от 13.06.2024

33-1731/2024                                                                                                                 № 2-179/2023

                                   УИД 62RS0003-01-2022-002109-16

                       судья Рыбак Е.А.

                          А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

                                                                  г.Рязань

1 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего Споршевой С.В.,

судей Масловой О.В., Царьковой Т.А.,

при секретаре Савинкиной О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам прокуратуры Рязанской области и Жука Виктора Викторовича на решение Октябрьского районного суда г.Рязани от 21 августа 2023 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Рязанской области к Жуку Виктору Викторовичу, Жук Оксане Викторовне, Жук Ирине Викторовне о признании прекратившими право пользования и выселении из служебного жилого помещения и частично удовлетворены исковые требования Жука Виктора Викторовича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре Рязанской области о признании недействительными договоров найма в части, признании незаконными решений жилищной комиссии.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., объяснения представителя прокуратуры Рязанской области Морозовой В.В., представителя Жука В.В. – Янина Р.А., судебная коллегия

                                        У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Рязанской области обратился в суд с иском к Жуку В.В., Жук О.В., Жук И.В. о признании прекратившими право пользования и выселении из служебного жилого помещения.

В обоснование исковых требований истец указал, что приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 01.08.2008 Жук В.В. назначен на должность Рязанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области.

В период прохождения службы Жук В.В. был поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях прокуроров по месту службы в г. Рязани, на основании решения жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области от 30.04.2008 с ним был заключен договор найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 и предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 57,1 м2.

В дальнейшем договор найма был перезаключен с Жуком В.В. 04.04.2017 за .

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.4 заключенного и перезаключенного с ответчиком договора найма служебного жилого помещения указанное помещение предоставлялось ответчику и членам его семьи (супруге Жук О.М., дочери Жук О.В., дочери Жук И.В.) для временного проживания в нем, в связи с прохождением службы и на время прохождения службы в органах прокуратуры Рязанской области.

Договор прекращал свое действие в связи с прекращением службы в органах прокуратуры Рязанской области (п. 4.3 договора).

В случае прекращения службы в органах прокуратуры наниматель служебного жилого помещения и члены его семьи должны освободить жилое помещение; в случае отказа освободить жилое помещение указанные лица подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, установленных ЖК РФ (п. 4.4 договора).

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.07.2018 Жук В.В. освобожден от должности прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области в связи с истечением полномочий.

На основании приказа и.о. прокурора Рязанской области от 06.08.2018 Жук В.В. уволен из органов прокуратуры Рязанской области в связи с выходом на пенсию за выслугу лет с 16.08.2018.

Решением жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области от 21.09.2018 ответчик снят с учета нуждающихся в жилых помещениях прокуроров в связи с увольнением из органов прокуратуры Рязанской области.

Поскольку с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении в период прохождения службы ответчик не обращался, то нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 44.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», признан не был. Таким образом, с момента увольнения из органов прокуратуры у Жука В.В. и членов его семьи отсутствует право пользования служебным жилым помещением.

Согласно сведениям, предоставленным управляющей компанией «Зеленый сад – мой дом», по состоянию на 03.07.2019 в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы: Жук В.В., Жук О.В. (дочь), Жук И.В. (дочь).

Уведомлением областной прокуратуры ответчикам предложено в срок до 01.09.2019 освободить служебное жилое помещение, которое возвращено отправителю с отметкой почтовой организацией «за истечением срока хранения».

До настоящего времени жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ответчиками не освобождено, с регистрационного учета они не сняты.

Прокурор Рязанской области просил суд признать Жука В.В., Жук О.В., Жук И.В. прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; выселить Жука В.В., Жук О.В., Жук И.В. из указанного жилого помещения; снять ответчиков с регистрационного учета по месту жительства: <адрес>.

Жук В.В. обратился со встречным исковым заявлением к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре Рязанской области о признании недействительным договоров найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 и от 04.04.2017 в части указания в них на найм служебного жилого помещения; признании незаконными решений жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области от 21.09.2018 и от 23.09.2022 в отношении Жука В.В.; признании за Жуком В.В. права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Встречные исковые требования мотивированы тем, что в период с 01.06.1995 по 18.08.2018 Жук В.В. проходил службу в органах прокуратуры.

После назначения истца по встречному исковому заявлению на должность прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области он обратился к прокурору Рязанской области с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении по месту работы в г. Рязани в связи с отсутствием жилья по месту службы.

30.04.2008 жилищной комиссией прокуратуры Рязанской области принято решение о постановке Жука В.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условия с 07.04.2008.

На основании распоряжения прокурора Рязанской области от 29.10.2008 квартира, расположенная по адресу: <адрес>, передана в пользование Жуку В.В. на семью из 2-х человек.

30.10.2008 между прокуратурой Рязанской области (наймодатель) и Жуком В.В. (наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения , согласно условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, для временного проживания в связи с прохождением службы в органах прокуратуры.

В тот же день Жук В.В. с дочерью Жук О.В. вселился в указанное жилое помещение, где числятся зарегистрированными по настоящее время, а с 24.07.2012 по указанному адресу зарегистрирована еще одна дочь истца по встречному исковому требованию – Жук И.В. (25.01.2011 года рождения).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.10.2008 серии жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> на праве оперативного управления закреплено за прокуратурой Рязанской области на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.12.2007. Государственный контракт участия в долевом строительстве от 10.10.2006 зарегистрирован Управлением Росрегистрации по <адрес> 13.10.2006 за . Право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за Российской Федерацией на основании свидетельства о государственной регистрации права от 21.10.2008 серии . Распоряжением ТУ Росимущества в Рязанской области от 28.12.2016 указанная квартира отнесена к специализированному жилищному фонду, присвоен статус служебного жилого помещения.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.07.2018 Жук В.В. освобожден от должности прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области в связи с истечением полномочий.

На основании приказа и.о. прокурора Рязанской области от 06.08.2018 Жук В.В. уволен из органов прокуратуры Рязанской области в связи с выходом на пенсию за выслугу лет с 16.08.2018.

Решением жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области от 21.09.2018 Жук В.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях прокуроров в связи с увольнением из органов прокуратуры Рязанской области.

Между тем, извещение о рассмотрении вопроса о снятии Жука В.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях истец по встречному исковому требованию не получал, в связи с чем он был лишен возможности своевременно оспорить вышеуказанное решение.

О снятии с учета Жук В.В. узнал лишь в августе 2022 года при ознакомлении с материалами настоящего дела.

14.09.2022 им подано заявление на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Генерального прокурора Российской Федерации сохранении жилого помещения в собственность (п. «а» ч. 17 ст. 44.1 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1). Однако, решением жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области, оформленным протоколом от 23.09.2022, Жуку В.В. было отказано в передаче в собственность квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с указанием на то, что истец ранее не обращался с заявлением, и не дано оценки решению жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области от 15.12.2016 о принятии истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Между тем, 16.12.2016 заместитель председателя жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области Жихарев И.А. письменно сообщил Жуку В.В., что согласно указанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации решением жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области Жук В.В. вновь принят на учет нуждающихся в жилых помещениях.

На момент увольнения истца по встречному исковому заявлению со службы он прослужил в органах прокуратуры 23 года в календарном исчислении и в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденного Приказом Генпрокуратуры России от 12.11.2014 № 616 (действовавшего на момент спорных правоотношений), имел право на получение в собственность жилого помещения, предоставленного лицам, уволенным из органов прокуратуры с правом на пенсию, проживающим на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета. Таким образом, Жук В.В. имеет право на получение жилья.

Кроме того, прокуратурой Рязанской области не представлено сведений в части отнесения спорного жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, к специализированному жилищному фонду, поскольку на момент передачи спорной квартиры Жуку В.В. и членам его семьи для проживания жилое помещение не обладало статусом «служебного», а приобрело его лишь 28.12.2016 на основании распоряжения Территориального управления Росимущества в Рязанской области , в связи с чем договоры найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 и от 04.04.2017 (который не отменяет договор от 30.10.2008 , а лишь подтверждает его) в части указания в них на найм служебного жилого помещения являются незаконными.

Истец по встречному иску просил суд признать недействительными договоры найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 и от 04.04.2017 в части указания в них на найм служебного жилого помещения; признать незаконными решения жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области от 21.09.2018 в отношении Жука В.В. о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях и от 23.09.2022 о несогласовании и не направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации заявления и материалов для признания Жука В.В. нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления занимаемого служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность; признать за Жуком В.В. право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Определением суда от 21.08.2023 исковое требование Жука В.В. во встречном исковом иске о признании за ним права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, выделено в отдельное производство.

Протокольным определением суда от 26.12.2022 к участию в деле в качестве третьего лица привлечены органы опеки и попечительства Управления образования и молодежной политики администрации г. Рязани.

Протокольным определением суда от 26.01.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Решением суда исковые требования прокурора Рязанской области оставлены без удовлетворения, встречные исковые требования Жука В.В. удовлетворены частично: признан недействительным договор найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 в части указания в нем на найм служебного жилого помещения, в удовлетворении остальной части встречных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе прокуратура Рязанской области просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований прокуратуры и отказе в удовлетворении встречных исковых требований Жука В.В., ссылаясь на незаконность и необоснованность вывода суда о сохранении за Жуком В.В. права на предоставление по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность; на незаконность вывода суда о том, что на 30.10.2008 спорное жилое помещение не относилось к специализированному жилому фонду.

В апелляционной жалобе Жук В.В. просит решение суда от 21 августа 2023г. и определение суда от 21 августа 2023г. отменить и встречные исковые требования удовлетворить в полном объеме, указывая на то, что он согласен с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Рязанской области о прекращении права пользования его и его детей и выселении из служебного жилого помещения, а также с признанием недействительным договора найма служебного жилого помещения от 30.10.2008г., вместе с тем не согласен с отказом в удовлетворении его встречных исковых требований о признании незаконным решений жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области от 21.09.2018 протокола о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении и от 23.09.2022 протокола об отказе в признании Жука В.В. и его детей нуждающимися в жилом помещении в целях предоставления ему в собственность занимаемого жилого помещения, о признании недействительным договора найма служебного помещения от 04.04.2017 в части указания в нем на наем служебного жилого помещения и с определением суда о выделении в отдельное производство искового требования в части признания права собственности на квартиру, ссылаясь на то, что резолютивная часть решения не соответствует описательной части, вывод суда о пропуске им срока исковой давности по исковому требованию об оспаривании решения жилищной комиссии от 21.09.2018г. незаконный, поскольку уведомления об этом ему не вручалось и он не знал об этом решении, суд необоснованно применил срок исковой давности, поскольку письменного заявления о применении срока исковой давности не имелось, а об устном заявлении о сроке исковой давности не было известно ни ему, ни другим лицам; на необоснованность вывода суда об отнесении к исключительной компетенции принятия решения о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления в собственность занимаемого служебного жилого помещения Генеральной прокуратуры, указанный вопрос не исследовался судом; на необоснованность вывода суда о самостоятельности договора найма от 04.04.2017г.; на необоснованность выдела в отдельное производство требований истца по встречному иску.

Определением суда от 10 октября 2023г. исправлена описка в решении суда.

Определением суда от 7 февраля 2024г. прокурору Рязанской области восстановлен срок на подачу апелляционной жалобы.

Апелляционным определением Рязанского областного суда от 15 мая 2024г. определение Октябрьского районного суда г.Рязани от 7 февраля 2024г. оставлено без изменения, частная жалоба Жука В.В. – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции не явились: Жук В.В., Жук О.В., Жук И.В., представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации, представитель МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, представитель Управления образования и молодежной политики г.Рязани, о слушании дела извещены, судебные извещения в адрес Жук О.В., Жук И.В., МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях возвращены за истечением сроков хранения, и в соответствии со ст.165.1 ГК РФ и п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" они считаются извещенными о слушании дела. На основании ч.3 ст.167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.

Обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

    Из материалов дела усматривается, что Жук В.В. с 01.06.1995 по 15.01.2019 проходил службу в органах прокуратуры Российской Федерации на различных должностях. В том числе с 24.03.2008 по 01.08.2018 в прокуратуре Рязанской области. В дальнейшем с 28.08.2018 по 15.01.2019 в прокуратуре Вологодской области.

    7 апреля 2008г. Жук В.В. обратился к прокурору Рязанской области с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием жилья в г.Рязани.

    Решением жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области от 30.04.2008 в связи с отсутствием у Жука В.В. жилья в г.Рязани и возникновением у него права на получение специализированного жилого помещения Жук В.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 07.04.2008.

Приказом Генерального прокурора РФ от 01.08.2008г. Жук В.В. назначен на должность Рязанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области.

    Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 21 октября 2008г. квартира по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации и в оперативном управлении прокуратуры Рязанской области.

    Согласно распоряжению прокурора Рязанской области от 28.10.2008г. на основании п.13 «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006г. № 42, ст.ст.92, 100 ЖК РФ, включена в специализированный жилищный фонд и признана служебной квартира по адресу: <адрес>, распоряжение направлено в Управление Федеральной регистрационной службы по Рязанской области.

    Распоряжением прокурора Рязанской области от 29.10.2008г. -р в связи с выделением Генеральной прокуратурой РФ бюджетных средств по федеральной целевой программе «Жилище» на приобретение жилья прокурорам и следователям прокуратуры Рязанской области на 2008 год, согласно Государственного контракта от 10.10.06г., купли-продажи одной 2-х комнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, вышеуказанная квартира передана в пользование назначенному на должность прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях советнику юстиции Жуку В.В. на семью из 2 человек.

    30 октября 2008г. между прокуратурой Рязанской области и Жуком В.В. заключен договор найма служебного жилого помещения согласно которому Жуку В.В. и члену его семьи: дочери Жук О.В. передана квартира, находящаяся в оперативном управлении прокуратуры Рязанской области, отнесенная распоряжением прокурора Рязанской области к специализированному жилищному фонду от 28 октября 2008г. , общей площадью 57,1 кв.м, по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем. Квартира предоставлена в связи с назначением на должность Рязанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Договор заключен на время прохождения службы и прекращается с окончанием срока службы. В случае прекращения договора с истечением срока окончания службы, наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение, а в случае отказа освободить жилое помещение, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

    Приказом Генерального прокурора РФ от 08.06.2015г. Жуку В.В. продлен срок полномочий Рязанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области до 1 августа 2018 года.

    Решением жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области от 15.12.2016г. в связи с поступившим из Генеральной прокуратуры РФ указанием о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях прокурорских работников, ранее получивших от прокураторы области служебное жилье по договору найма, Жук В.В. поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях прокуроров.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области от 28 декабря 2016г. она включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебному жилому помещению.

04 апреля 2017г. между прокуратурой Рязанской области и Жуком В.В. заключен договор найма служебного жилого помещения на жилое помещение, являющееся собственностью Российской Федерации и находящееся в оперативном управлении прокуратуры Рязанской области, отнесенное распоряжением ТУ Росимущества в Рязанской области к специализированному жилищному фонду, по адресу: <адрес>, для временного проживания в нем, в связи с прохождением службы и на время прохождения службы в органах прокуратуры Рязанской области совместно с членами семьи: Жук О.М., жена, Жук О.В., дочь, Жук И.В., дочь. Договор прекращается с прекращением службы в органах прокуратуры Рязанской области, ив этом случае наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение, а в случае отказа освободить подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, а исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом РФ.

    Приказом Генерального прокурора РФ от 26.07.2018г. Жук В.В. освобожден 1 августа 2018г. от должности Рязанского прокурора по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях Рязанской области в связи с истечением срока полномочий.

    Приказом и.о.прокурора Рязанской области от 27.07.2018 № 506-04 объявлен приказ Генерального прокурора РФ от 26 июля 2018г. об освобождении Жука В.В. от должности Рязанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рязанской области.

Приказом и.о.прокурора области от 06.08.2018 Жук В.В. уволен 16 августа 2018 года из органов прокуратуры по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет.

Решением жилищной комиссии от 21.09.2018г. Жук В.В. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, отделу материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта поручено проконтролировать освобождение с составлением всех необходимых документов в связи с увольнением Жука В.В. ранее предоставленной ему по договору найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>.

Согласно книге учета прокуроров, нуждающихся в жилых помещениях, Жук В.В. принимался на учет дважды: протоколом от 10.04.2008 и протоколом от 15.12.2016г. и дважды снимался с учета: протоколом от 12.12.2008 в связи с предоставлением служебного жилья, и протоколом от 21.09.2018г. в связи с увольнением.

Жуку В.В. и членам его семьи неоднократно направлялись уведомления об освобождении служебной квартиры и передаче ее по акту приема-передачи прокуратуре, в том числе по месту службы Жука В.В. в прокуратуру Вологодской области.

    Решением мирового судьи судебного участка № 13 судебного района Октябрьского районного суда г.Рязани от 22 апреля 2019 года, вступившим в законную силу 27 мая 2019г., расторгнут брак Жука В.В. и Жук О.М, зарегистрированный 03.08.2013.

    Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости по состоянию на 30.03.2023г. у Жука В.В. в собственности не имеется жилых помещений, у Жук О.В. имеется в собственности 2/3 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 48,9кв.м на основании договора дарения доли квартиры от 12.03.2008г. и договора на передачу квартиры в собственность граждан от 01.07.1994, у Жук О.М. имеется жилое здание по адресу: <адрес>, площадью 26.6 кв.м, на основании договора купли-продажи от 13.02.2015, квартира по адресу: <адрес> на основании договора дарения от 01.11.2018; у Жук И.В. не имеется в собственности жилых помещений.

    Также согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, как имеющимся в материалах гражданского дела, так и имеющихся в приложении к учетному делу Жука В.В., представленного для обозрения в суд апелляционной инстанции прокуратурой Рязанской области: Жук В.В. имел в собственности: квартиру по адресу: <адрес>, площадью 38,8 кв.м, дата регистрации права 30.06.2006, на основании договора дарения квартиры от 11.02.2006, дата государственной регистрации прекращения права 08.12.2017;

Жук О.В. имеет в собственности: 1/3 долю в квартире по адресу: <адрес>, площадь 48,9 кв.м, на основании договора дарения от 12.03.2008, и 1/3 долю в указанной квартире по договору на передачу квартиры в собственность граждан от 01.07.1994.

    Согласно справке ООО «УЖК «Зеленый сад – мой дом» в спорной квартире в настоящее время зарегистрированы: Жук В.В., Жук О.В., Жук И.В.

    14 сентября 2022г. Жук В.В. обратился с заявлением к Генеральному прокурору о признании его нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность и принять на учет нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

    Жилищная комиссия прокуратуры Рязанской области решением от 23 сентября 2022 (протокол ) постановила не выходить с предложением прокурору области о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации заявления и материалов для признания Жука В.В. нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления занимаемого служебного жилого помещения общей площадью 57,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

    На указанное решение Жуком В.В. подавались жалобы в порядке подчиненности, на которые Жуку В.В. сообщалось об отсутствии у него права для признания и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность и необходимости освобождения служебного жилого помещения.

    Разрешая исковые требования прокуратуры Рязанской области и встречные исковые требования Жука В.В., суд первой инстанции со ссылкой на положения Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», Временное положение о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденное приказом Генерального прокурора РФ от 12.11.2014 № 616, на ст.92 ЖК РФ, Положение о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников органов прокуратуры Рязанской области и предоставлении им служебных помещений, утвержденное прокурором Рязанской области от 28.08.2008, ст.199 ГК РФ, пришел к выводу о том, что оснований для выселения и прекращения права пользования служебным жилым помещением Жука В.В. с членами его семьи не имеется, к встречным исковым требованиям Жука В.В. о признании незаконным решения жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области от 21.09.2018 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях прокуроров подлежит применению срок исковой давности по заявлению представителя ответчика по встречному иску, имеются основания для удовлетворения исковых требований о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения от 30.10.2008 в части указания в нем на найм служебного жилого помещения, оснований для признания в такой же части недействительным договора найма служебного жилого помещения от 04.04.2017 и решения жилищной комиссии от 23.09.2022 не имеется.

    Судебная коллегия по гражданским делам находит выводы суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Рязанской области о признании прекратившими право пользования и выселении из служебного жилого помещения и в части удовлетворения встречных исковых требований Жука В.В. о признании недействительным договора найма жилого помещения от 30.10.2008 в части указания в нем на найм служебного жилого помещения не соответствующими нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам, а решение суда в остальной обжалуемой части не подлежащими отмене по следующим основаниям.

    В соответствии с положениями ч.4 ст.44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент постановки истца на учет жилищной комиссией прокуратуры Рязанской области 30.04.2008, прокуроры и следователи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемыми на эти цели органам Прокуратуры Российской Федерации, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются прокуроры и следователи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.

Какого-либо специального порядка признания прокуроров нуждающимися в улучшении жилищных условий на тот момент разработано не было.

Согласно положениям ч.1 ст.51 ЖК РФ, в редакции, действовавшей на тот момент времени, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства РФ от 21.03.2008 № 192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями» установлено, что до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2008г. № 632-О-О, тем самым предполагается, что те лица, которые состоят в отношениях с органами прокуратуры Российской Федерации, обеспечиваются жилыми помещениями, относящимися к специализированному жилищному фонду.

    В соответствии с положениями п.2.1 Положения о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников органов прокуратуры Рязанской области и предоставлении им служебных жилых помещений, утвержденного прокурором Рязанской области 28 августа 2008г., принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшение жилищных условий сотрудников и членов их семей производится в связи с их необеспеченностью жилыми помещениями в населенных пунктах Рязанской области, на территории которых они проходят службу или осуществляют свою трудовую деятельность, а также по основаниям, предусмотренным п.4 ст.44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

    Согласно п.3.1 вышеуказанного Положения служебные жилые помещения предоставляются сотрудникам прокуратуры, необеспеченным жилыми помещениями в населенных пунктах Рязанской области, на территории которых они проходят службу или осуществляют свою трудовую деятельность, назначенные на должности приказами Генерального прокурора РФ и прокурора области. Лицам, ранее состоявшим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Положением порядке и условиях.

    В соответствии с п.3.5 Положения договор служебного найма с нанимателем служебного жилого помещения заключается с прокурором области на период прохождения государственной службы, трудовых отношений.

    При освобождении служебного жилого помещения наниматель обязан сдать его комиссии, назначаемой прокурором области, в надлежащем состоянии по акту (п.3.7 Положения).

    Пользование служебными жилыми помещениями осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством и договором найма служебного жилого помещения (п.3.9 Положения).

Согласно п.2.17 Положения сотрудники снимаются с учета в случае увольнения из органов прокуратуры, если они состояли на учете по месту службы (работы) и никто из членов из их семей не проходит службу в органах прокуратуры Рязанской области.

В соответствии с ч.2 ст.92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Как усматривается из материалов дела, до передачи истцу спорного служебного помещения по адресу: <адрес>, указанное жилое помещение, приобретенное за счет бюджетных средств по федеральной целевой программе «Жилище» на приобретение жилья прокурорам и следователям прокуратуры Рязанской области на 2008 год согласно государственному контракту от 10.10.2006г., было признано служебным с включением в специализированный жилищный фонд распоряжением прокурора области с направлением такого распоряжения в Управление Федеральной регистрационной службы по Рязанской области, в связи с чем оснований для признания договора найма служебного жилого помещения от 30.10.2008г. в части указания в нем на найм служебного жилого помещения у суда первой инстанции не имелось.

Выводы суда первой инстанции об обоснованности указания в договоре служебного найма от 04.04.2017г. на найм служебного жилого помещения соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.

На указанную дату правоотношения по обеспечению прокуроров жильем регулировались Временным положением о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденным Приказом Генпрокуратуры России от 12.11.2014 N 616 (ред. от 26.04.2016).

В силу п.5 Временного положения нуждающимися в жилых помещениях признаются прокуроры:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

5) проживающие в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

6) проживающие в смежной неизолированной комнате, а также в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе в составе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке.

В соответствии с п.6 Временного положения при наличии у прокурора и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из всех указанных жилых помещений.

Для определения нуждаемости прокурора в служебном жилом помещении учитывается суммарная общая площадь только тех жилых помещений, занимаемых прокурором и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, которые расположены по месту службы прокурора.

Согласно п.7 Временного положения прокурорам предоставляются служебные жилые помещения.

В соответствии с подпунктом 5 п.12 Временного положения прокурор снимается с учета нуждающихся в жилых помещениях, в случае увольнения прокурора со службы (за исключением случаев, когда право на получение жилого помещения в соответствии с настоящим Положением сохраняется после увольнения).

    На дату заключения с Жуком В.В. договора найма служебного жилого помещения , статус служебного жилья и отнесение его к специализированному жилищному фонду не изменился, в связи с чем оснований для признания его недействительным в указанной части не имеется.

    Также обоснованным является вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований истца об отказе в признании решения жилищной комиссии прокуратуры Рязанской области от 21.09.2018г. о снятии Жука В.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях прокуроров в связи с пропуском истцом по встречному иску срока исковой давности.

    В соответствии с положениями п.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

    Как установил суд первой инстанции о принятии жилищной комиссией решения протоколом от 21.09.2018 о снятии Жука В.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, ему по адресу регистрации по месту жительства было сообщено письмом от 25.09.2018, которое возвратилось адресату 08.11.2018г. за истечением сроков хранения.

В соответствии с п.    1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон (п.2 ст.165.1 ГК РФ).

    Как разъяснено в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ).

Согласно разъяснениям в п.67 того же постановления, юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Кроме того, районным судом установлено, что     был Жук В.В. уведомлен об указанном решении и через последнее место службы – прокуратуру Вологодской области письмом от 01.11.2018г.

С иском об оспаривании данного решения жилищной комиссии Жук В.В. обратился 16 мая 2023г., то есть по прошествии более четырех лет, в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания для отказа в удовлетворении данных исковых требований.

Также обоснованным является вывод суда о законности решения суда о законности решения жилищной комиссии от 14.09.2022г. по заявлению Жука В.В. о признании его нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления ему в собственность занимаемого служебного жилого помещения.

На момент обращения истца по встречному иску с заявлением о признании нуждающимся в жилых помещениях в целях предоставления занимаемого служебного жилого помещения в собственность – 14 сентября 2022г. действовали положения ст.44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», введенные в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации", вступившим в силу с 11.01.2018.

В соответствии с п.2 ст.44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» решение о предоставлении занимаемого служебного помещения в собственность принимается только Генеральным прокурором Российской Федерации.

Согласно п.4 ст.44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность нуждающимся в жилом помещении признается прокурор:

а) не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

б) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;

в) проживающий в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;

г) являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

д) проживающий в коммунальной квартире независимо от размера занимаемого жилого помещения;

е) проживающий в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размера занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с прокурором совершеннолетние дети, состоящие в браке.

При наличии у прокурора и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 5 ст.44.1 Федерального закона №2202-1).

При определении уровня обеспеченности прокуроров общей площадью жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, в том числе при оценке действий, повлекших ухудшение их жилищных условий, под членами семьи понимаются лица, указанные в качестве членов семьи в Жилищном кодексе Российской Федерации (ч.6 той же статьи).

Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 N 492-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" действие положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется в том числе на лиц из числа прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, принятых на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях.

Процедура реализации указанного права установлена Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 02 октября 2018г. № 624.

Пунктами 3.5 и 3.8 «Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п.17 ст.44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность», утвержденного приказом Генерального прокурора РФ № 624, предусмотрены условия реализации права на получение занимаемого жилого помещения в собственность.

Положения, аналогичные нормам, содержащимся в «Положении о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в п.17 ст.44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность», утвержденном приказом Генерального прокурора РФ № 624, о порядке предоставления занимаемого служебного помещения в собственность по решению Генерального прокурора РФ содержались ранее в п.п.13, 16 «Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений», утвержденного приказом Генпрокуратуры России от 12.11.2014 N 616.

Поскольку Жук В.В. в период прохождения службы в жилищную комиссию по основаниям, предусмотренным ст.44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не обращался, нуждающимся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным ч.4 указанной статьи не признавался, жилищная комиссия пришла к обоснованному выводу об отсутствии оснований для обращения прокурора области с предложением о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ заявления и материалов для признания Жука В.В. нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления занимаемого служебного помещения.

В соответствии с ч.1 ст.103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Принимая во внимание, что спорная квартира является служебной и предоставлена Жуку В.В. и членам его семьи в связи со службой в органах прокуратуры по договору найма служебного жилого помещения, Жук В.В. из органов прокуратуры уволен, снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, предусмотренных ч.2 ст.103 ЖК РФ оснований не имеется, судом подлежали применению положения ч.3 ст.104 ЖК РФ, в соответствии с которыми договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности; прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В силу п.3.11 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорам и работникам, замещающим в научных и образовательных организациях прокуратуры Российской Федерации должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов также предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются прокурорским работникам на время прохождения службы. Расторжение трудового договора с прокурорским работникам является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Прокурорский работник и проживающие совместно с ним члены его семьи, за исключением случаев, указанных в части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации и в пунктах 23 и 24 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязаны освободить служебное жилое помещение в течение одного месяца после расторжения трудового договора.

В случае отказа освободить служебное жилое помещение прокурорские работники и лица, указанные в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", проживающие (проживавшие) совместно с ними члены семьи, подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в абзаце втором пункта 3.11 и абзаце втором пункта 3.13 Положения (п. 3.15 вышеуказанного Положения).

    При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении исковых требований прокуратуры Рязанской области у суда первой инстанции не имелось.

Кроме того, вывод суда об отсутствии у членов семьи Жука В.В. других жилых помещений в собственности в настоящее время, а также о том, что указанные лица не использовали право на приватизацию жилого помещения противоречит Выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах на объекты недвижимости.

Доводы апелляционной жалобы Жука В.В. относительно его несогласия с выводами суда в части отказа ему в удовлетворении исковых требования не могут являться основанием для отмены обжалуемой части решения суда, по основаниям изложенным в данном определении выше, и основанными на неверном толковании норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы Жука В.В. относительно пропуска им срока исковой давности противоречат установленным обстоятельствам дела, в связи с чем не являются поводом к отмене указанной обжалованной части решения суда.

Ссылки в апелляционной жалобе указанного лица о необоснованности применения судом срока исковой давности на основании устного заявления ответчика по встречному иску, не могут служить основанием к отмене обжалуемой части решения суда, поскольку в соответствии с разъяснениями в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 22.06.2021) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" пунктом 2 статьи 199 ГК РФ не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания.

Каких-либо доказательств и обоснованных возражений по заявлению ответчика по встречному иску о применении срока исковой давности истцом по встречному иску Жуком В.В. представлено не было ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.

Доводы апелляционной жалобы Жука В.В. о необоснованности вывода суда об отнесении к исключительной компетенции принятия решения о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления в собственность занимаемого служебного жилого помещения жилищной комиссией Генеральной прокуратуры, противоречит нормам материального права, в связи с чем не является основанием для отмены обжалуемой части решения суда.

Другой довод апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда о самостоятельности договора найма служебного жилого помещения , не является поводом к отмене обжалуемого решения суда, поскольку оба договора, заключенных Жуком В.В. в отношении спорного жилого помещения, являются договорами найма служебного жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду, статус которого не изменен до настоящего времени.

В отношении доводов апелляционной жалобы Жука В.В. о необоснованности выдела в отдельное производство требований истца по встречному иску о признании права собственности на квартиру и незаконности определения суда от 21 августа 2023г., судебная коллегия по гражданским делам исходит из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.331 ГПК РФ определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление в случае, если:

1) это предусмотрено настоящим Кодексом;

2) определение суда исключает возможность дальнейшего движения дела.

В п.67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 331 ГПК РФ в суд апелляционной инстанции обжалуются определения суда первой инстанции, возможность обжалования которых специально предусмотрена ГПК РФ, а также определения, которые исключают возможность дальнейшего движения дела.

К определениям, которые исключают возможность дальнейшего движения дела, относятся, в частности, определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа (статья 125 ГПК РФ), определение о прекращении производства по делу (статья 220 ГПК РФ), определение об оставлении заявления без рассмотрения (статья 222 ГПК РФ).

Определения, обжалование которых не предусмотрено ГПК РФ специально в отдельных нормах и которые не исключают возможность дальнейшего движения дела, исходя из положений части 3 статьи 331 ГПК РФ не могут быть обжалованы отдельно от решения суда первой инстанции. К таким определениям относятся, в частности, определения о принятии искового заявления (заявления) к производству суда первой инстанции, о подготовке дела к судебному разбирательству, об истребовании доказательств, об объединении дел в одно производство, о выделении требования в отдельное производство, об отложении судебного разбирательства, об оставлении искового заявления без движения. Возражения относительно указанных определений суда первой инстанции могут быть включены, соответственно, в апелляционные либо частную жалобу, представление (например, доводы о незаконном оставлении искового заявления без движения могут быть включены в частную жалобу на определение о возвращении искового заявления).

Таким образом, определение суда о выделении требования в отдельное производство не подлежит обжалованию в порядке апелляционного производства.

Согласно разъяснениям в п.59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", при подаче апелляционных жалобы, представления на судебное постановление, не подлежащее обжалованию в порядке апелляционного производства, суд апелляционной инстанции на основании части 4 статьи 1, пункта 1 части 1 статьи 134 и абзаца второго статьи 220 ГПК РФ прекращает производство по апелляционным жалобе, представлению.

    При таких обстоятельствах апелляционное производство по апелляционной жалобе Жука В.В. в части обжалования им определения суда от 21.08.2023г. о выделении искового требования Жука В.В. о признании права собственности на квартиру в отдельное производство подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

                                   О П Р Е Д Е Л И Л А:

Прекратить производство по апелляционной жалобе Жука Виктора Викторовича на определение Октябрьского районного суда г.Рязани от 21.08.2023г.

Решение Октябрьского районного суда г.Рязани от 21 августа 2023 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Рязанской области и частичного удовлетворения исковых требований Жука Виктора Викторовича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации и прокуратуре Рязанской области о признании недействительным договора найма служебного жилого помещения от 30.10.2008г. отменить и вынести в указанной части новое решение.

Удовлетворить исковые требования прокурора Рязанской области к Жуку Виктору Викторовичу, Жук Оксане Викторовне, Жук Ирине Викторовне о признании прекратившими право пользования и выселении из служебного жилого помещения.

Признать Жука Виктора Викторовича, Жук Оксану Викторовну, Жук Ирину Викторовну прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

Выселить Жука Виктора Викторовича, Жук Оксану Викторовну, Жук Ирину Викторовну из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Снять Жука Виктора Викторовича, Жук Оксану Викторовну, Жук Ирину Викторовну с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований Жука Виктора Викторовича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации и прокуратуре Рязанской области о признании недействительным в части договора найма служебного жилого помещения от 30.10.2008г. отказать.

        То же решение в остальной обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Жука Виктора Викторовича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 2 августа      2024г.

33-1731/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Рязанской области
Ответчики
Жук Виктор Викторович
Жук Оксана Викторовна
Информация скрыта
Другие
Янин Роман Александрович
МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях
Управление образования и молодежной политики администрации г. Рязани
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Споршева Светлана Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
17.06.2024Передача дела судье
10.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Судебное заседание
01.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2024Передано в экспедицию
01.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее