2-40/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 23 января 2020 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гельфенштейна В.П.,
при секретаре Марцынюк Е.Н.,
с участием истца Кашмаков А.Ю., представителя ответчика ОМВД России по <адрес> Б.И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашмаков А.Ю. к Министерству внутренних дел по <адрес>, Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Костомукше о взыскании денежных средств,
установил:
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Органах внутренних дел МВД России по <адрес>, в должности начальника отделения дознания ОМВД России по <адрес>. При увольнении ДД.ММ.ГГГГ ответчик не выплатил истцу заработную плату за сверхурочные часы работы в 2017-2018г.<адрес> табелям учета рабочего времени, переработка истца составляет за 2017 год 423 часа и 178 часов за 2018 год. Просил суд взыскать с ответчика заработную плату за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017-2018 г.г. в размере 219717 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено МВД по РК.
В судебном заседании истец увеличил исковые требования. Просит суд взыскать с ответчика в его пользу заработную плату за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2017-2018 г.г. в сумме 247536,86 руб. Полагает, что срок исковой давности им не пропущен, поскольку трудовой спор возник только увольнении из органов внутренних дел в сентябре 2019 года.
Представитель ответчика ОМВД России по <адрес> Б.И.В. исковые требования не признала, заявив о пропуске истцом срока исковой давности.
Представитель ответчика МВД по РК в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв, в котором иск не признает.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 342-ФЗ).
Согласно ст. 53 Закона N 342-ФЗ служебное время - период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени (ч. 1). Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю (ч. 2).
Ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности старшего и высшего начальствующего состава. Правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения ненормированный служебный день может устанавливаться для сотрудников, замещающих иные должности в органах внутренних дел, в соответствии с утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел перечнем должностей в органах внутренних дел, что указывается в контракте. Сотрудникам, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 5 ст. 58 настоящего Федерального закона (ч. 5).
Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется, и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (ч. 6).
В силу ч. 10 указанной статьи Закона N 342-ФЗ порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Приказом МВД России от 19.10.2012 N 961 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха (далее по тексту Порядок), который действовал в спорный период (с 2015 по 2017 гг.).
Согласно п. 9 Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется, и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации (п. 10).
Согласно п. 11 Порядка сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с ч. 5 ст. 58 Закона N 342-ФЗ.
За выполнение сотрудниками служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании графика сменности или при суммированном учете служебного времени в пределах нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха не предоставляется (п. 13).
В соответствии с п. 15 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).
Согласно п. 18 Порядка по просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном Приказом МВД России от 31.01.2013 N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
Согласно п. 56 указанного Порядка обеспечения денежным довольствием, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Порядок учета и расчета для выплаты денежной компенсации установлен п. п. 57 - 63 Порядка обеспечения денежным довольствием.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм компенсации за выполнение сотрудниками органов внутренних дел служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, в виде предоставления дополнительных дней отдыха или денежной компенсации, находящийся за рамками трудовых отношений.
В судебном заседании установлено, что Кашмаков А.Ю. проходил службу в органах внутренних дел в должности начальника отделения дознания ОМВД России по <адрес>.
Истцу в период службы был установлен ненормированный служебный день, что им в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.
С ДД.ММ.ГГГГ Кашмаков А.Ю. был уволен по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет).
Из материалов дела также следует, что выполнение служебных обязанностей в указанный в иске период истец исполнял служебные обязанности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Факт исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени с указанием конкретных дат и продолжительности несения службы отражен в табелях рабочего времени.
Истец, заявляя требования о взыскании денежной компенсации за сверхурочную работу в период 2017 и 2018г.г. указал о том, что о своем нарушенном праве узнал в день окончательного расчета в связи с увольнением летом 2019 года, обратившись к ответчику с заявлением о выплате сверхурочных ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленные требования, суд полагает, что истцом в материалы дела не было представлено доказательств, подтверждающих обращение истца к ответчику с рапортом о выплате денежной компенсации либо с заявлением о предоставлении дополнительных дней отдыха по правилам вышеприведенного законодательства в пределах трехмесячного срока по март 2019 года, и приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании спорных сумм за указанный период времени.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Аналогичные положения предусмотрены ч. 4 ст. 72 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Исходя из п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с ч. 6 ст. 152 ГПК РФ возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть рассмотрено судьей в предварительном судебном заседании. Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абз. 2 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ). Если же ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд после назначения дела к судебному разбирательству, оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
В ходе судебного разбирательства ответчиками заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Из материалов дела следует, что за защитой нарушенных прав истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом трехмесячного срока.
Ходатайств о восстановлении пропущенного срока истцом не заявлено, сведений об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Кашмаков А.Ю. к Министерству внутренних дел по <адрес>, Отделению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Костомукше о взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Костомукшский городской суд РК.
Судья В.П.Гельфенштейн
Мотивированное решение суда составлено 30 января 2020 года.