Решение по делу № 2а-274/2020 от 13.10.2020

а-274/2020

УИД: 28RS0-03

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Архаринский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

рассмотрев административное исковое заявление администрации Новоспасского сельсовета к управлению федеральной службы судебных приставов по <адрес>, отделу судебных приставов по <адрес>, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава ОСП по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Новоспасского сельсовета обратилась в суд с административным исковым заявлением к управлению федеральной службы судебных приставов по <адрес>, отделу судебных приставов по <адрес>, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава ОСП по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований в административном исковом заявлении указав, что в Отделе судебных приставов по <адрес> УФССП России по <адрес> на исполнении находится исполнительное производство -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбуждённое на основании исполнительного листа ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Архаринским районным судом по гражданскому делу .

Предмет исполнения: возложить обязанность на администрацию Новоспасского сельсовета <адрес> в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории Новоспасского сельсовета специализированную службу по вопросам похоронного дела.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО1 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ -ИП в отношении должника – администрации Новоспасского сельсовета.

Административный истец считает, что должен быть освобожден от взыскания исполнительского сбора по следующим основаниям.

Создание специализированной службы по вопросам похоронного дела – это полномочия органов местного самоуправления сельского поселения.

Бюджет сельского поселения высокодотационный, и создание специализированной службы при таких условиях неисполнимо.

Исходя из этого в январе 2020 года административным истцом совместно с администрацией <адрес> было принято решение о передаче органам местного самоуправления <адрес> отдельного полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, с целью создания одной специализированной службы на территории <адрес>.

Так, депутатами Новоспасского сельского Совета народных депутатов было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления Новоспасского сельсовета органам местного самоуправления <адрес>», согласно которому полномочие по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела было передано органам местного самоуправления <адрес> (в лице администрации <адрес>).

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Советам народных депутатов было принято решение «О согласовании приема органами местного самоуправления <адрес> отдельного полномочия органов местного самоуправления поселений, входящих в состав <адрес>, по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела», согласно которому органы местного самоуправления принимают на себя полномочие по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.

ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные решения были направлены заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО1

В связи с тем, что на территории <адрес> уже имеется специализированная служба по вопросам похоронного дела – МУП «Ритуальные услуги», созданная администрацией рп (пгт) Архара, то главой <адрес> совместно с главой рп (пгт) Архара было принято решение о передачи МУП «Ритуальные услуги» из муниципальной собственности рп (пгт) Архара в муниципального собственность <адрес>.

<адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании приема на безвозмездной основе муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги» как имущественного комплекса» был согласован прием на безвозмездной основе муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги» как имущественного комплекса из муниципальной собственности муниципального образования рабочий поселок (поселок городского типа) Архара в муниципальную собственность муниципального образования <адрес>.

Следовательно, в настоящий момент муниципальное унитарное предприятие «Ритуальные услуги» находится в собственности муниципального образования <адрес>.

Данный шаг был предпринят для того чтобы исполнить решение суда с наименьшими материальными затратами, а именно для того, чтобы администрация Новоспасского сельсовета могла заключить соглашение о передачи отдельного полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения; в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела с главой <адрес> (как собственником МУП «Ритуальные услуги) для исполнения решения суда по гражданскому делу .

В настоящий момент проект соглашения о передаче отдельного полномочия по организации ритуальных услуг находится в стадии согласования с заинтересованными структурными подразделениями администрации <адрес>.

Должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, если он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Считает, что в рамках данного исполнительного производства административный истец предпринял все необходимые действия со своей стороны для исполнения исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ -ИП, возбужденного на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ № ФС 025042738, выданного Архаринским районным судом по гражданскому делу (вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ).

Просит освободить администрацию Новоспасского сельсовета от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ -ИП по постановлению заместителя начальника отделения ~ заместителя старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ .

Представитель административного истца, административный ответчик – заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ОСП по <адрес> ФИО1, представитель административного ответчика – ОСП по <адрес> УФССП по <адрес>, представитель административного ответчика – управления федеральной службы судебных приставов по <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены своевременно надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие сторон.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> на основании исполнительного документа – исполнительного листа № ФС025042738 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Архаринским районным судом по делу , было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации Новоспасского сельсовета о возложении обязанностей в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории Новоспасского сельсовета специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Данным постановлением должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа 5 дней со дня получения должником данного постановления.

Пункт 4 данного постановления содержит предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы, и предложение при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне ее контроля и могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, уведомить об этом судебного пристава-исполнителя в установленный для добровольного исполнения срок.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в отношении должника администрации Новоспасского сельсовета.

На момент вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора, исполнительное производство приостановлено не было. С заявлением о приостановлении исполнительного производства администрация Новоспасского сельсовета не обращалась. Отсрочки исполнения решения также не имелось.

Как следует из материалов исполнительного производства -ИП, решение Архаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Новоспасского сельсовета до настоящего времени не исполнено.

Между тем, из представленного в судебное заседание соглашения, заключенного между администрацией <адрес> и администрацией сельсовета о передаче полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, следует, что фактически решение суда на момент рассмотрения настоящего административного дела исполнено.

Указанным соглашением определено, что администрация <адрес> осуществляет переданные ей полномочия путем заключения соглашения с МУП «Ритуальные услуги» о создании специализированной службы в <адрес> по вопросам похоронного дела на базе МУП «Ритуальные услуги».

Административный ответчик обратился в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, поскольку считает, что все меры для надлежащего исполнения обязательства им были предприняты, а умысла и вины в несвоевременном исполнении решения суда не было.

Статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3 статьи).

В силу части 7 этой же статьи суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении требования исполнительного документа в установленные сроки для добровольного его исполнения.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Аналогичная правовая позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации выражена в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Так, в пункте 78 указано, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно пункту 74 названного постановления суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора. При этом, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что отсутствие вины должника в нарушении сроков, установленных для добровольного исполнения требований исполнительного документа, является основанием для его освобождения судом от взыскания исполнительского сбора.

Основным доказательством наличия вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции – взыскания исполнительского сбора является уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства.

Статья 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» применение меры принуждения в виде взыскания исполнительского сбора связывает с истечением срока, в который должник был вправе исполнить добровольно, но не исполнил требования исполнительного документа. Данный срок в силу статьи 30 названного закона исчисляется с момента получения должником постановления судебного пристава-исполнителя и завершается по прошествии пяти дней.

Суд находит обоснованными доводы административного истца о том, что администрация Новоспасского сельсовета предприняла все меры для надлежащего исполнения обязательства, а также, что с её стороны отсутствовали умысел и вина в несвоевременном исполнении решения суда.

Согласно материалам дела, в январе 2020 года административным истцом совместно с администрацией <адрес> было принято решение о передаче органам местного самоуправления <адрес> отдельного полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, с целью создания одной специализированной службы на территории <адрес>.

Депутатами Новоспасского сельского Совета народных депутатов было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления Новоспасского сельсовета органам местного самоуправления <адрес>», согласно которому полномочие по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела было передано органам местного самоуправления <адрес> (в лице администрации <адрес>).

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Советам народных депутатов было принято решение «О согласовании приема органами местного самоуправления <адрес> отдельного полномочия органов местного самоуправления поселений, входящих в состав <адрес>, по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела», согласно которому органы местного самоуправления принимают на себя полномочие по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.

В связи с тем, что на территории <адрес> уже имеется специализированная служба по вопросам похоронного дела – МУП «Ритуальные услуги», созданная администрацией рп (пгт) Архара, главой <адрес> совместно с главой рп (пгт) Архара было принято решение о передачи МУП «Ритуальные услуги» из муниципальной собственности рп (пгт) Архара в муниципального собственность <адрес>.

<адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О согласовании приема на безвозмездной основе муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги» как имущественного комплекса» был согласован прием на безвозмездной основе муниципального унитарного предприятия «Ритуальные услуги» как имущественного комплекса из муниципальной собственности муниципального образования рабочий поселок (поселок городского типа) Архара в муниципальную собственность муниципального образования <адрес>.

В настоящий момент муниципальное унитарное предприятие «Ритуальные услуги» находится в собственности муниципального образования <адрес>.

Данный шаг был предпринят для того чтобы исполнить решение суда с наименьшими материальными затратами, а именно для того, чтобы администрация Новоспасского сельсовета могла заключить соглашение о передаче отдельного полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения; в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела с главой <адрес> (как собственником МУП «Ритуальные услуги) для исполнения решения суда по гражданскому делу .

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и администрацией сельсовета подписано Соглашение о передаче полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Также судом учитывается довод административного истца о том, что бюджет сельского поселения высокодотационный, и создание специализированной службы при таких условиях неисполнимо, который суд находит обоснованным.

Суд считает, что представленные администрацией Новоспасского сельсовета доказательства подтверждают тот факт, что административный истец в рамках данного исполнительного производства предпринял все необходимые действия со своей стороны для исполнения исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, а также, что срок исполнения исполнительного производства не зависел только от административного истца и не возможно было в установленный законом 5-дневный срок исполнение требований.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в рамках настоящего административного дела представлены доказательства совершения административным истцом действий, направленных на исполнение решения суда, отсутствует вина (противоправного бездействия) административного истца, как должника в неисполнений судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.

Кроме того, поскольку администрация Новоспасского сельсовета не в состоянии была исполнить решение суда в срок, установленный исполнительным производством, то неоднократно обращалась в суд за отсрочкой исполнения решения суда по гражданскому делу.

Таким образом, суд считает установленным, что администрацией Новоспасского сельсовета предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства.

Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по исполнению решения суда, судом не установлено.

Учитывая имущественное положение должника и степень его вины, суд усматривает наличие оснований для освобождения администрации Новоспасского сельсовета от уплаты исполнительского сбора.

В связи с чем, требования административного истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования администрации Новоспасского сельсовета к управлению федеральной службы судебных приставов по <адрес>, отделу судебных приставов по <адрес>, заместителю начальника отдела – заместителю старшего судебного пристава ОСП по <адрес> об освобождении от взыскания, удовлетворить.

Освободить администрацию Новоспасского сельсовета от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ -ИП по постановлению заместителя начальника отделения ~ заместителя старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> УФССП России по <адрес> ФИО1 о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ .

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:             (подпись) Н.С. Дьячкова

Подлинный документ находится в деле а-274/2020 в Архаринском районном суде <адрес>.

Копия верна, судья                         Н.С. Дьячкова

2а-274/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Новоспасского сельсовета
Ответчики
ОСП по Архаринскому району
Заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава ОСП по Архаринскому району Шаруева Н.В.
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области
Другие
ПРокурор Архаринского района
Суд
Архаринский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
arharinskiy.amr.sudrf.ru
02.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее