Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
26 мая 2022 года г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Лосевой Н.В.
при секретаре Дубицкой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отдела лицензионно-разрешительной работы по Одинцовскому району Главного управления Росгвардии по Московской области к Белотелову Павлу Александровичу о прекращении права собственности, признании оружия бесхозяйным и его уничтожении,
УСТАНОВИЛ:
Истец Отдел лицензионно-разрешительной работы по Одинцовскому району Главного управления Росгвардии по Московской области обратился в суд с иском к ФИО2 о прекращении права собственности на оружие марок: «Т0З-34ЕР» кал. № №, № г.в. и признании указанного оружия бесхозяйным имуществом, с последующим уничтожением.
В обоснование требований указывал, что ФИО2 является владельцем гражданского оружия марок: № г.в., в соответствии с выданными Отделом лицензионно-разрешительной работы по АДРЕС Главного управления Росгвардии по АДРЕС ДД.ММ.ГГГГ разрешениями на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия серии №
Руководствуясь требованиям статьи 27 ФЗ «Об оружии», принадлежащее гражданину ФИО2 оружие, в связи с аннулированием его разрешений серии № до принятия решения об отчуждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации помещено на ответственное хранение в УМВД России по Одинцовскому г.о., а далее передано на хранение на склады ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по АДРЕС», где и хранится в настоящее время. Оружие в течение продолжительного времени находится на складах ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по АДРЕС».
В 2020 году ФИО2 вручено предписание об устранении причин и условий, послуживших основанием для изъятия оружия, либо принятие решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке, однако никаких действий до настоящего времени ФИО4 совершено не было. В целях отчуждения в установленном законом порядке ФИО2 не обращался. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным, истец был вынужден обратиться в суд.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, настаивал на заявленных требованиях, пояснив, что Росимущество не может заниматься реализацией оружия, поскольку отсутствуют условиях для их хранения.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, путем направления судебного извещения, о причинах неявки суду не сообщил, своих возражений относительно заявленных требований, не представил.
Третье лицо Росимущество в судебное заедание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Изучив письменные материалы дела, выслушав объяснение представителя истца, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Одно из таких оснований предусмотрено ст. 238 ГК РФ, согласно которой если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Статьей 9 Федерального Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 226 "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" установлено, что Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия (п. 16).
Правоотношения, возникающие при обороте оружия, боеприпасов и патронов к оружию на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии", положения которого, как следует из его преамбулы, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии" хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия. Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и (или) регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия.
В соответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии" право на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, охотничьего оружия, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 21 года, граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 21 года, прошедшие либо проходящие военную службу, а также граждане, проходящие службу в государственных военизированных организациях и имеющие воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции. Граждане Российской Федерации, относящиеся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами в местах традиционного проживания, а также граждане, занимающиеся профессиональной деятельностью, связанной с охотой, и работники юридических лиц с особыми уставными задачами имеют право приобретать охотничье оружие по достижении возраста 18 лет. Право на приобретение газового оружия, спортивного оружия, охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия и охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом для занятий спортом, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.";
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, его территориальные органы и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации. В рамках контроля за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации не проводится проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемый вид деятельности, указанный в пункте 9 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Проверка соблюдения указанных лицензионных требований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В соответствии с абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 27 ФЗ "Об оружии" изъятие оружия и патронов к нему производится в случае нарушения гражданами правил хранения грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения;
Исходя из системного толкования положений п.2 ст. 129 ГК РФ, ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии" огнестрельное оружие относится к объектам гражданских прав, ограниченным в обороте, то есть может находиться во владении, пользовании и распоряжении лица только на основании специального разрешения, выдаваемого органами внутренних дел.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2 является владельцем гражданского - оружия марок: «Т0З-34ЕР» кал. 12/70 № ШЯ5043, 1980 г.в.; Сайга-410К кал. 410 №, 2007 г.в.., в соответствии с выданными Отделом лицензионно-разрешительной работы по АДРЕС Главного управления Росгвардии по АДРЕС ДД.ММ.ГГГГ разрешениями на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия серии РОХа №№, 17860685.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечен к административной ответственности по ст.20.1 ч.4 КоАП РФ за нарушение правил хранения гражданского оружия.
На основании заключения отдела лицензионно-разрешительной работы по АДРЕС Главного управления Росгвардии по АДРЕС от ДД.ММ.ГГГГ разрешения серии РОХа №№, 17860685 со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданные ФИО2, аннулированы. ( л.д.13)
Принадлежащее ФИО2 оружие марок: № г.в. изъяты ДД.ММ.ГГГГ, в связи с аннулированием его разрешений серии №, 17860685 до принятия решения об отчуждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и помещено на ответственное хранение в УМВД России по Одинцовскому г.о., а далее передано на хранение на склады ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по АДРЕС». ( л.д.9-10)
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 вручено предписание об устранении причин и условий послуживших основанием для изъятия оружия, либо принятие решения об отчуждении оружия в установленном законом порядке, однако никаких действий до настоящего времени ФИО4 совершено не было.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями статей 235, 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ "Об оружии" суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения права собственности ФИО2 на оружие, в связи с аннулированием ДД.ММ.ГГГГ и отсутствии у ответчика в настоящее время разрешения на право хранения и ношения оружия и патронов, т.к. в соответствии с требованиями ст. ст. 13, 22 Федерального Закона "Об оружии" право граждан на приобретение оружия и патронов, его хранение и ношение ограничено соблюдением ряда условий, в том числе обязательным наличием лицензии на приобретение конкретного вида оружия, разрешения на хранение и ношение оружия и патронов, выдаваемых органами внутренних дел (Росгвардией) по месту жительства гражданина.
Вместе с тем, суд не находит оснований для признания оружия бесхозяйным и его уничтожении, поскольку порядок изъятия и уничтожения оружия и патронов к нему регламентирован Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 79 Правил оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, либо в органы внутренних дел.
Пунктом 82 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Таким образом, указанная норма предусматривает исключительно лишь уничтожение подобного оружия.
При этом, суд разъяснял право уточнить исковые требования, выбрать иной способ защиты своего права, истец настаивал на заявленных требованиях.
Порядок подачи заявления о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь установлен статьей 290 Гражданского процессуального кодекса.
Согласно части 1 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса заявление о признании движимой вещи, изъятой федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, бесхозяйной подается в суд финансовым органом по месту нахождения этой вещи.
Таким образом, с заявлением о признании бесхозяйным движимого имущества вправе обратиться определенные нормативными актами государственные органы.
Из пункта 6.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 432, следует, что с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным имеет право обращаться в суды с исками и в правоохранительные органы Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности.
Таким образом, у истца отсутствуют полномочия обращения в суд с требованием о признании вещи бесхозяйной, поскольку Отдел лицензионно-разрешительной работы по АДРЕС Главного управления Росгвардии по АДРЕС не входит в число финансовых органов государственной власти.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Прекратить право собственности ФИО2 на оружия марок: № г.в., в соответствии с выданными Отделом лицензионно-разрешительной работы по АДРЕС Главного управления Росгвардии по АДРЕС ДД.ММ.ГГГГ разрешениями на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия серии №
В удовлетворении требований о признании оружия бесхозяйным и его уничтожении, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Н.В.Лосева