Решение по делу № 33-2880/2019 от 14.02.2019

Судья Шабалина Н.В. Дело № 33-2880/2019

А-209г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 апреля 2019 года    г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Макаровой Ю.М.

судей Харитонова А.С., Русанова Р.А.

при секретаре Мядзелец Е.А.

выслушав в открытом судебном заседании по докладу Макаровой Ю.М. дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «КЛМ-ЭКО» об устранении нарушений лесного законодательства

по апелляционной жалобе ООО «КЛМ-ЭКО»

на заочное решение Центрального районного суда г. Красноярска от 18 октября 2018 года, которым постановлено:

«Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «КЛМ-ЭКО» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу доукомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства в рамках договора аренды от 01.09.2009 № 6-и, следующим оборудованием и инвентарем: мобильные средства пожаротушения – 2 шт.; пожарная мотопомпа с подачей от 100 до 800 л/мин, укомплектованная пожарно-техническим вооружением – 1 шт.; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием – 1 шт.; съемные цистерны, резиновые емкости для воды объемом 1000 – 1500 л. – 1 шт.; комплект напорных пожарных рукавов (с характеристиками, предусмотренными документацией на мотопомпу) – 100 пог.м.; воздуходувки – 3 шт., бензопилы – 5 шт., ранцевые лесные опрыскиватели – 15 шт., топоры – 5 шт., лопаты – 20 шт., емкость для доставки воды объемом 10-15 литров – 2 шт., электромегафоны – 1 шт.; радиостанции носимые, возимые ультракоротковолнового (УКВ) и коротковолнового (КВ) диапазон – 2 шт.; смачиватели, пенообразователи – 10 шт.; зажигательные аппараты 2 шт., бидоны или канистры для питьевой воды – 3 шт., бортовой автомобиль повышенной проходимости или вездеход – 1 шт.

Приостановить деятельность Общества с ограниченной ответственностью «КЛМ-ЭКО» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 01.09.2009 года № 6-и, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства, до выполнения мероприятий по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Запретить Обществу с ограниченной ответственность «КЛМ-ЭКО» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 01.09.2009 года №6-и иным лицам до выполнения мероприятий по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «КЛМ-ЭКО» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 18 000 рублей».

Выслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском к ООО «КЛМ-ЭКО» об устранении нарушений лесного законодательства.

Требования мотивированы тем, что на основании договора аренды лесного участка от 01.09.2009 ООО «КЛМ-ЭКО» является арендатором лесного участка, площадью 180 498 га расположенный по адресу: Красноярский край, Богучанский район, КГБУ «Хребтовское лесничество»; Красноярский край, Туруханский район, КГБУ «Борское лесничество»; перечень лесных участков приведен в приложении №1 к договору аренды от 01.09.2016 года №6-и, предоставлен для заготовки древесины.

Нарушения требований пожарной безопасности в лесах создает угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов, в случае возникновения лесных пожаров. Невыполнение мероприятий по противопожарному обустройству лесов, затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.

По информации лесничества пункт сосредоточения противопожарного инвентаря не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативами обеспеченности и нормами средств предупреждения и тушениях лесных пожаров при использовании лесов, утв. Приказом Минприроды России от 28.03.2014 года № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».

Просит суд обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим оборудованием и инвентарем: мобильные средства пожаротушения – 2 шт., пожарная мотопомпа с подачей от 100 до 800 л/мин, укомплектованная пожарно-техническим вооружением – 1 шт., тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием – 1 шт.; съемные цистерны, резиновые емкости для воды объемом 1000 – 1500 л. – 1 шт.; комплект напорных пожарных рукавов – 100 пог.м.; воздуходувки – 3 шт., бензопилы – 5 шт., ранцевые лесные опрыскиватели – 15 шт., топоры – 5 шт., лопаты – 20 шт., емкость для доставки воды объемом 10-15 литров – 2 шт., электромегафоны – 1 шт.; радиостанции носимые, возимые ультракоротковолнового (УКВ) и коротковолнового (КВ) диапазон – 2 шт., смачиватели, пенообразователи – 10 шт.; зажигательные аппараты 2 шт., бидоны или канистры для питьевой воды – 3 шт., бортовой автомобиль повышенной проходимости или вездеход – 1 шт.; приостановить деятельность общества на территории лесного участка, арендуемого по договору от 01.09.2009 № 6-и до выполнения мероприятий по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства; запретить ответчику передавать права и обязанности по договору аренды иным лицам до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Судом постановлено приведенное выше заочное решение.

В апелляционной жалобе представитель ООО «КЛМ-ЭКО» Хасанов В.О. просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно ч. 1, 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

В соответствии с п. 3, 5 ст. 53.1. Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя в том числе иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

В силу части 3 названной статьи указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно п.п. «в» п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

В соответствии с ч. 7 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, Приказом Минприроды РФ от 28.03.2014 г. № 161 установлены нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов. Эти нормы обязаны соблюдать юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов.

В силу части 2 статьи 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

По смыслу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ указанные нормы выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь одним из способов защиты гражданских прав.

Как следует из материалов дела, Агентство лесной отрасли Красноярского края заключило договор аренды лесного участка № 6-и от 01.09.2009 года, согласно которому ООО «КЛМ-ЭКО» принял во временное пользование, сроком на 49 лет, лесные участки, общей площадью 180 498 га, расположенные в Красноярском крае, Туруханском районе, на территории государственного лесного фонда КГБУ «Борское лесничество», в Красноярском крае, Богучанском районе, КГБУ «Хребтовское лесничество». Согласно договору ООО «КЛМ-ЭКО» использует арендуемый лесной участок для заготовки древесины.

Согласно п. 13 договора арендатор обязан обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и др.).

Согласно сведениям лесничества, пункт сосредоточения противопожарного инвентаря ООО «КЛМ-ЭКО» не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с Нормативами обеспеченности и нормами средств предупреждения и тушениях лесных пожаров при использовании лесов, утв. Приказом Минприроды России от 28.03.2014 года № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».

Из акта осмотра (сведения о наличии противопожарного инвентаря) от 10.01.2018 года следует, что пункт сосредоточения противопожарного инвентаря ООО «КЛМ-ЭКО» фактически укомплектован следующим оборудованием и инвентарем: бортовой автомобиль повышенной проходимости – 1 шт., лесопожарное модульное оборудование – 1 шт., бульдозеры – 1 шт., напорные пожарные рукава – 300 пог.м., смачиватели и пенообразователи – 30 шт., мотопомбы, бензопилы и воздуходувки – по 1 шт., электромегафоны – 1 шт., ведро – 5 шт., пожарные емкости – 1 шт., ранцевые лесные огнетушители – 10 шт., топоры-мотыги – 10 шт., радиостанции – 2 шт., бидоны и канистры для питьевой воды – 2 шт.

Разрешая спор, с учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком меры по предупреждению и недопущению лесных пожаров на арендованном лесном участке не предприняты в полной мере, пункт сосредоточения противопожарного инвентаря средствами пожаротушения, оборудованием, техникой и инвентарем полностью не был оборудован, в связи с чем возложил на ООО «КЛМ-ЭКО», как арендатора лесного участка, обязанность доукомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря.

С выводом суда о необходимости доукомлектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря бензопилой в количестве 1 шт. и воздуходувками в количестве 3 шт. судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на фактических обстоятельствах и материалах дела и соответствует требованиям вышеприведенных правовых норм.

Вместе с тем, с выводом суда о возложении обязанности доукомплектовать пункт инвентарем: мобильные средства пожаротушения – 2 шт.; пожарная мотопомпа с подачей от 100 до 800 л/мин, укомплектованная пожарно-техническим вооружением – 1 шт.; тракторы с плугом или иным почвообрабатывающим орудием – 1 шт.; съемные цистерны, резиновые емкости для воды объемом 1000 – 1500 л. – 1 шт.; комплект напорных пожарных рукавов (с характеристиками, предусмотренными документацией на мотопомпу) – 100 пог.м.; бензопилы – 4 шт., ранцевые лесные опрыскиватели – 15 шт., топоры – 5 шт., лопаты – 20 шт., емкость для доставки воды объемом 10-15 литров – 2 шт., электромегафоны – 1 шт.; радиостанции носимые, возимые ультракоротковолнового (УКВ) и коротковолнового (КВ) диапазон – 2 шт.; смачиватели, пенообразователи – 10 шт.; зажигательные аппараты 2 шт., бидоны или канистры для питьевой воды – 3 шт., бортовой автомобиль повышенной проходимости или вездеход – 1 шт., судебная коллегия согласиться не может, поскольку из представленных ответчиком суду апелляционной инстанции сведений о наличии противопожарного инвентаря и техники от 25.02.2019 следует о наличии указанного выше инвентаря в пункте сосредоточения противопожарного инвентаря. Отчет составлен заместителем руководителя КГБУ «Борское лесничество» и согласован с его руководителем.

Руководствуясь правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абз. 4, 5 п. 28 Постановления Пленума от 19 июня 2012 года № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», абз. 2 ч. 2 ст. 327 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции принимает акт о наличии противопожарного инвентаря и техники в качестве дополнительного (нового) доказательства, поскольку он подтверждает юридически значимые обстоятельства по делу и не представлено в суд первой инстанции по уважительной причине.

При таких обстоятельствах, решение суда в указанной части подлежит изменению.

С учетом того, что установлено незначительное нарушение ООО «КЛМ-ЭКО» в укомплектовании пункта сосредоточения противопожарного инвентаря (ПСПИ), коллегия полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения требований в части приостановления деятельности Общества на территории арендуемого лесного участка, а также не имеется оснований для запрета ООО КЛМ-ЭКО» передачи прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 01.09.2009 года №6-и иным лицам до выполнения мероприятий по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря. Последнее требование, по мнению судебной коллегии, является по своему смыслу обеспечительным требованием в целях возможности будущего исполнения судебного решения. Вместе с тем, с учетом того, что обязанность по укомплектованию ПСПИ на территории Борского лесничества практически полностью исполнена, за исключением двух пунктов, судебная коллегия не находит оснований для ограничения деятельности юридического лица в виде запрета на передачу прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от 01.09.2009 года №6-и иным лицам.

С учетом изложенного требования в указанной части подлежат отмене, с вынесением в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении требований в указанной части.

Доводы жалобы о том, что настоящий спор подведомственен арбитражному суду, подлежат отклонению ввиду следующего.

По общим правилам подведомственности, критериями отнесения споров к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав и характер правоотношений, которые должны быть связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в пункте 30 постановления от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещении ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (статья 126 Конституции РФ, пункт 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ).

Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.

К таким делам относятся дела по искам о возмещении вреда окружающей среде, дела по искам об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности, осуществляемой с нарушениями требований в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности дела по искам о приостановлении размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, дела по заявлениям прокуроров в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и иные гражданские дела (статья 45 ГПК РФ, пункт 2 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Так из материалов дела следует, что требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края направлены на устранение нарушений лесного законодательства, что не носит экономического характера, и поэтому, в силу статьи 22 ГПК РФ, заявленные требования подлежат разрешению в суде общей юрисдикции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене правильного по существу решения суда, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Центрального районного суда г. Красноярска от 18 октября 2018 года отменить в части удовлетворения требований о приостановлении деятельности ООО «КЛМ-ЭКО» на территории арендуемого лесного участка, а также в части запрета Обществу с ограниченной ответственность «КЛМ-ЭКО» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 01.09.2009 года №6-и иным лицам до выполнения мероприятий по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря. В указанной части постановить новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.

Это же решение изменить в части возложения на ООО «КЛМ-ЭКО» обязанности в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу доукомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства в рамках договора аренды от 01.09.2009 № 6-и.

Изложить резолютивную часть решения в следующем виде:

«Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «КЛМ-ЭКО» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу доукомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства в рамках договора аренды от 01.09.2009 № 6-и, следующим оборудованием и инвентарем: воздуходувки – 3 шт., бензопилы – 1 шт.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «КЛМ-ЭКО» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 18 000 рублей.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать».

Председательствующий

Судьи

33-2880/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Ответчики
ООО КЛМ-ЭКО
Другие
КГБУ Борское Лесничество
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Макарова Юлия Михайловна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Судебное заседание
26.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2020Передано в экспедицию
04.08.2020Судебное заседание
04.08.2020Судебное заседание
04.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Передано в экспедицию
17.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее