Судья Ивахненко Л.А. Дело № 33-751/2024 (33-9708/2023)
УИД: 76RS0015-01-2021-003107-94
Изготовлено 15.04.2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Черной Л.В.,
судей Бачинской Н.Ю., Маренниковой М.В.
при секретаре Кочетковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
08 апреля 2024 года
гражданское дело по апелляционным жалобам Кобыленкова Александра Сергеевича, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, Следственного комитета Российской Федерации на решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 16 декабря 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Кобыленкова Александра Сергеевича (<данные изъяты>) к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области (ИНН №, ОГРН №), Следственному комитету Российской Федерации (ИНН №, ОГРН №), УФК по Ярославской области (ИНН №, ОГРН №), Министерству финансов Российской Федерации (ИНН №, ОГРН №) об оспаривании решений, обязании поставить на учет для получения жилого помещения в целях предоставления единовременной социальной выплаты, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области № от 13.12.2021 г. и обязать указанную жилищную комиссию рассмотреть по существу заявление Кобыленкова Александра Сергеевича от 01.11.2021 г. о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как лицу, состоящему с членами его семьи на учете для предоставления жилого помещения.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Следственного комитета Российской Федерации от 25.02.2022 №, внести Кобыленкова Александра Сергеевича с составом семьи в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением в целях предоставления единовременной социальной выплаты с даты принятия на учет – ДД.ММ.ГГГГ г.
Взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Следственного комитета Российской Федерации (ИНН №, КПП №, ОГРН №, ОКПО №) за счет казны Российской Федерации в пользу Кобыленкова Александра Сергеевича, ИНН №, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.»
Заслушав доклад судьи Черной Л.В., судебная коллегия
установила:
Кобыленков А.С. обратился в суд с иском к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, Следственному комитету Российской Федерации об оспаривании решения жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области о снятии Кобыленкова А.С. с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и исключении его из списка таких лиц, содержащееся в протоколе № заседания жилищной комиссии от 07.10.2021 г., возложении обязанности на жилищную комиссию Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области восстановить Кобыленкова А.С. на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения и списках таких лиц в соответствии с решением, принятым на заседании жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, выраженном в протоколе № от 09.10.2017, признании незаконным протокола заседания жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации от 25.02.2022 г. №, признании незаконным бездействие жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации по не постановке истца Кобыленкова А.С. на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением в целях предоставления единовременной социальной выплаты с составом семьи из трех человек с датой принятия на учет с 11.01.2018 г., признании незаконным бездействие жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации по не рассмотрению обращения истца от 23.03.2022 г., обязании жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации принять истца на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением в целях предоставления единовременной социальной выплаты с составом семьи из трех человек с датой принятия с 11.01.2018 г., обязании жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации включить Кобыленкова А.С. в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением в целях предоставления единовременной социальной выплаты с датой принятия на учет с 11.01.2018 г., обязании жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации предоставить истцу единовременную социальную выплату в порядке, предусмотренном ст. 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ для приобретения или строительства жилья, признании незаконным протокола и решения жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области № от 13.12.2021 г., возложения на жилищную комиссию Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области обязанности рассмотреть заявление истца от 01.11.2021 г., взыскании расходов, связанных с оплатой услуг представителя, в размере 20000 руб., взыскании компенсации морального вреда в сумме 400000 руб.
Требования мотивированы тем, что 09.10.2017 г. на основании протокола № заседания жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и заявления от 04.09.2017 г. (зарегистрировано в СУ СК РФ по ЯО 05.09.2017 №) истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.
Кобыленков А.С. на основании протокола № от 07.10.2021 г. заседания жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области снят с учета в качестве нуждающегося в обеспечении служебным жилым помещением и исключен из списка нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения службы на основании подпункта «г» пункта 7 Порядка, утвержденного приказом Следственного комитета Российской Федерации от 20.12.2019 № 145, то есть в связи с увольнением из органов Следственного комитета Российской Федерации.
03.11.2021 г. истцом через жилищную комиссию Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области в жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации подано заявление о предоставлении единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и документы, подтверждающие право на получение указанной выплаты.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области № от 13.12.2021 г., рассмотрев заявление Кобыленков А.С. от 01.11.2021 г. с приложениями, члены жилищной комиссии единогласно приняли решение о направлении заявления и документов в соответствии с приказом № от 09.12.2020 г. в жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации для рассмотрения вопроса о принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Истцом 25.03.2022 г. получена выписка из протокола заседания жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации от 25.02.2022 г. №, согласно которому на основании абзаца 4 подпункта «д» пункта 10 и подпункта «г» пункта 12 Порядка № 132 Кобыленков А.С. признан не нуждающимся в жилом помещении и не принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, так как не признан нуждающимся в жилом помещении в период прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации.
Отказ в рассмотрении заявления от 01.11.2021 г. и в предоставлении единовременной выплаты Кобыленкову А.С. обусловлен незаконными действиями, предшествовавшими рассмотрению заявления и связанными с неисполнением членами жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации обязанности обеспечить учет лиц, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений до 11.01.2018 г., в том числе истца.
Не рассмотрение обращения истца в жилищную комиссию Следственного комитета Российской Федерации от 23.03.2022 г. является незаконным.
Кобыленков А.С, принятый на учет до вступления в силу положений ст. 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-Ф3, сохранил право на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.
В соответствии с пунктом 3 Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, утвержденного приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 10.07.2018 №70, за сотрудниками, состоявшими по состоянию на 11.01.2018 г. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на таком учете. В данном случае вынесение решения о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не требуется.
Истец поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в период прохождения службы в Следственном комитете Российской Федерации и до момента введения в действие ст. 35.1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации». При этом ранее никакого другого учета сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, кроме как учета нуждающихся в жилых помещениях, в законодательстве и ведомственных актах Следственного комитета Российской Федерации, не предусматривалось.
Действующий с 26.02.2021 г. Порядок, утвержденный приказом Следственного комитета Российской Федерации от 09.12.2020 №132, в части признания сотрудников нуждающимися в обеспечении жилым помещением распространяется только на тех лиц, которые вступают в данные правоотношения после введения его в действие, то есть с 26.02.2021 г.
В соответствии с Порядком №70 и Порядком №132 обязанность по учету лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, с 11.01.2018 г. возложена на жилищную комиссию Следственного комитета Российской Федерации.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 492-ФЗ, пунктов 2 и 3 Порядка № 70 и положений Порядка № 132, жилищная комиссия Следственного комитета Российской Федерации была обязана обеспечить надлежащий учет лиц, признанных нуждающимися в предоставлении жилого помещения до 11.01.2018 г., в том числе Кобыленкова А.С.
В нарушение требований закона жилищная комиссия центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации указанной обязанности не выполнила, уклонилась от выполнения возложенных на нее обязанностей и нарушила право Кобыленкова А.С. и членов его семьи (включая малолетнего ребенка) на обеспечение жилым помещением в порядке, установленном ст. 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-Ф3.
Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области в отношении Кобыленкова А.С. предоставлена вся необходимая информация с приложением материалов жилищной комиссии Ярославской области, обязанность по постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не была исполнена в результате незаконных действий жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, что также послужило основанием для последующего принятия незаконного решения жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации от 25.02.2022 №.
Неисполнение жилищной комиссией Следственного комитета Российской Федерации требований закона и обязанности обеспечить учет лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий до 11.01.2018 г., нарушает жилищные права истца.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласились Кобыленков А.С., Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и Следственный комитет Российской Федерации, подав на решение суда апелляционные жалобы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 05 июня 2023 года постановлено:
«Решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 16 декабря 2022 года отменить в части признания незаконным решения жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области № от 13.12.2021 и возложения на указанную жилищную комиссию обязанности рассмотреть по существу заявление Кобыленкова Александра Сергеевича от 01.11.2021.
Принять в данной части новое решение об отказе в иске.
Решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 16 декабря 2022 года изменить в части признания незаконным решения жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации.
Абзац третий резолютивной части решения изложить в следующей редакции:
Признать незаконным решение жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации от 25.02.2022 № в части признания Кобыленкова Александра Сергеевича не нуждающимся в жилом помещении и о непринятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Обязать жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации признать Кобыленкова Александра Сергеевича и членов его семьи в составе трех человек: Кобыленков Александр Сергеевич – истец, ФИО1 – супруга, ФИО2 – дочь, нуждающимся в жилом помещении путем предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность и принять их на учет нуждающихся в жилом помещении путем предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность с даты подачи заявления – 11.01.2018.
Решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 16 декабря 2022 года отменить в части взыскания судебных расходов с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Следственного комитета Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Принять в данной части новое решение.
Взыскать со Следственного комитета Российской Федерации в пользу Кобыленкова Александра Сергеевича (ИНН №) расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.
В остальной части решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 16 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кобыленкова Александра Сергеевича в остальной части, апелляционные жалобы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и Следственного комитета Российской Федерации – без удовлетворения.»
Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 21 ноября 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 5 июня 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе Кобыленкова А.С. ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушению норм материального и процессуального права.
В апелляционных жалобах Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и Следственного комитета Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалоб сводятся к несоответствию выводов суда обстоятельствам дела, нарушению норм материального и процессуального права.
Представители Министерства финансов Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Ярославской области, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области, Управления Росреестра по Ярославской области, филиала Публично-правовой компании «Роскадастр» по Ярославской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалоб, обсудив их, заслушав объяснения Кобыленкова А.С. и его представителя по ордеру Каменщикову Т.В., представителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации по доверенностям Ворошилова А.Ю., поддержавших поданные ими жалобы и возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб противоположной стороны, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого решения в связи с допущенными нарушениями норм материального права.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области № от 13.12.2021 г. и наличии оснований для восстановления нарушенного права истца путем возложения на указанную жилищную комиссию обязанности рассмотреть по существу заявление Кобыленкова А.С. от 01.11.2021 г. о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения как лица, состоящего с членами его семьи на учете для предоставления жилого помещения, также признал незаконным решение жилищной комиссии Следственного комитета Российской Федерации от 25.02.2022 № и принял решение о внесении Кобыленкова А.С. с составом семьи в список нуждающихся в обеспечении жилым помещением в целях предоставления единовременной социальной выплаты с даты принятия на учет – 11.01.2018 г.; взыскал с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - Следственного комитета Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку решение жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета по Ярославской области № от 13.12.2021 г. в отношении Кобыленкова А.С. не принималось, рассмотрение заявления сотрудника Следственного комитета России о получении единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность в компетенцию жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета по Ярославской области не входит, дата подачи Кобыленковым А.С. заявления о признании нуждающимся в жилых помещениях и принятия его на учет определена неверно. Правовых оснований для взыскания расходов на оплату услуг представителя с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета – Следственного комитета Российской Федерации за счет казны Российской Федерации у суда не имелось. Выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным решения жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области о снятии с учета нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением Кобыленкова А.С. и исключении из списка нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения службы, признании незаконным бездействие Следственного комитета Российской Федерации в связи с непринятием жилищной комиссией центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации истца на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность и возложении на жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации обязанности принять Кобыленкова А.С. с составом семьи 3 человека на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность в соответствии с датой первоначального обращения и включении истца в список нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность с даты подачи первоначального заявления не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, 05.09.2017 г. Кобыленков С.А., являясь следователем по особо важным делам следственного отдела по Кировскому району г. Ярославля Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, обратился к председателю жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, просил поставить его на учет как нуждающегося в обеспечении жилым помещением (т. 1 л.д. 14).
На момент обращения истец был зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, данное жилое помещение являлось собственность супруга матери истца, членом семьи которого Кобыленков А.С. не являлся.
Кобыленков А.С. имел регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, фактически проживал на основании коммерческого найма в квартире по адресу: <адрес>
Решением жилищной комиссии Следственного управления по Ярославской области от 09.10.2017 (Протокол №) установлено, что от истца поступило заявление о постановке его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, а также заявление о предоставлении компенсации расходов, связанных с наймом жилого помещения; указано, что жилых помещений на праве собственности и предоставленных по основаниям социального найма у истца не имеется. Решением жилищной комиссии постановлено поставить на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением Кобыленкова А.С., а также предоставить ему компенсацию расходов, связанных с наймом жилого помещения (т. 1 л.д. 15-20).
Реализация жилищных прав в виде компенсации расходов, связанных с наймом жилого помещения, на период прохождения службы в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, произведена истцу в полном объеме.
Жилые помещения в собственность и по основаниям социального найма, служебные жилые помещения Кобыленкову А.С. и членам его семьи в период службы не предоставлялись.
11.08.2021 г. Кобыленков А.С. уволен по собственной инициативе в связи с выходом на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 ТК РФ, частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (т. 1 л.д. 21-22).
Кобыленков А.С. на основании решения жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области от 06.10.2021 г., оформленного протоколом №, снят с учета нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением и исключен из списка нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения службы на основании подпункта «г» пункта 7 Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту службы», утвержденного приказом Следственного комитета Российской Федерации от 20.12.2019 № 145, в связи с увольнением со службы в Следственном комитете (т. 1 л.д. 23-29).
03.11.2021 г. истцом через жилищную комиссию Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области в жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации подано заявление о предоставлении единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и документы, подтверждающие право на получение указанной выплаты (поступило в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области 08.11.2021 г.) (т. 1 л.д. 184-191).
Решением жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, оформленным протоколом от 08.12.2021 №, заявление Кобыленкова А.С. от 03.11.2021 г. направлено в жилищную комиссию Следственного комитета Российской Федерации для рассмотрения вопроса о принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность (т. 1 л.д. 202-206).
Решением жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, оформленного протоколом от 25.02.2022 №, Кобыленков А.С. признан не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственности и не принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность (т. 2 л.д. 13).
С доводами апелляционной жалобы Кобыленкова А.С. о незаконности принятого решения жилищной комиссией Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области от 06.10.2021 г., оформленного протоколом №, о снятии истца с учета нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением и исключении его из списка нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения службы судебная коллегия соглашается, поскольку с соответствующим заявлением о признании нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением и принятии на такой учет Кобыленков А.С. в период прохождения службы в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации не обращался. Доводы апелляционных жалоб ответчиков об ином какими-либо доказательствами в нарушение части 1 статьи 56 ГПК РФ не подтверждены. Вывод суда первой инстанции о том, что истец решением жилищной комиссии Следственного управления по Ярославской области от 09.10.2017 (Протокол №) был поставлен на учет по двум основаниям, в том числе для обеспечения служебным жилым помещением по месту службы, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
На дату обращения Кобыленкова А.С. с заявлением о признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением 05.09.2017 г. материальное и социальное обеспечение сотрудников Следственного комитета регламентировалось положениями статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 29.07.2017 г.
В соответствии с положениями частей 21, 22, 23 статьи 35 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) нуждающимися в жилых помещениях с учетом положений настоящей статьи признаются сотрудники Следственного комитета, не обеспеченные жилыми помещениями в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации. Обеспечение сотрудника Следственного комитета жилым помещением осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Следственному комитету, путем предоставления сотруднику служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность по решению Председателя Следственного комитета. Сотрудники Следственного комитета имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Сотрудники Следственного комитета имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания. Размер указанной компенсации и порядок ее предоставления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.
По состоянию на 05.09.2017 г. Кобыленков А.С. и члены его семьи: супруга ФИО1., дочь ФИО2., нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения, ни на территории города Ярославля и Ярославской области, ни на территории Российской Федерации, не являлись.
Решение жилищной комиссии Следственного управления по Ярославской области от 09.10.2017 (Протокол №) содержит прямое указание на то, что истец был поставлен на учет как нуждающийся в обеспечении жилым помещением, что соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ, подпункта «а» пункта 6 Положения о жилищных комиссиях в Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Приказом СК России от 30.09.2011 №. Проверка наличия жилых помещений проводилась не только в пределах города Ярославля по месту службы истца, но и в пределах Российской Федерации в целом.
При таких обстоятельствах доводы жалоб Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и Следственного комитета Российской Федерации о том, что до внесения изменений в Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ и издания организационно-распорядительных документов существовал лишь один вид очереди в целях предоставления служебного жилого помещения из специализированного жилого фонда сотруднику для обеспечения жильем по месту прохождения службы судебной коллегией отклоняются.
Статья 35.1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации», регламентирующая обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями и предусматривающая, что обеспечение сотрудников Следственного комитета жилыми помещениями с учетом совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Следственному комитету, путем предоставления сотрудникам Следственного комитета единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, введена Федеральным законом от 31.12.2017 № 492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 492-ФЗ действие положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется в том числе на лиц из числа прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, принятых на день вступления в силу настоящего Федерального закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях), а также проживающих в служебных жилых помещениях.
Приказом Следственного комитета России 10.07.2018 № был утвержден Порядок принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, который утратил силу в связи с изданием Приказа Следственного комитета России от 09.12.2020 № 132 «Об утверждении Порядка признания сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность, принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или предоставления жилых помещений в собственность и ведения такого учета и об утверждении Порядка принятия решений о предоставлении единовременной социальной выплаты сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации и лицам, указанным в части 21 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», для приобретения или строительства жилых помещений или предоставлении им жилых помещений в собственность».
Согласно пункту 2 названного Порядка, сотрудник принимался на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность по решению жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 35.1 Федерального закона № 403-ФЗ, после представления документов, необходимых для признания сотрудника нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность и принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.
При этом, пунктом 3 Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, утвержденного приказом Следственного комитета Российской Федерации от 10.07.2018 №, было предусмотрено, что за сотрудниками, состоявшими по состоянию на 11.01.2018 на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях (служебных жилых помещениях) в период службы в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации или Следственном комитете, сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность. В данном случае вынесение решения о принятии сотрудника на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность не требуется.
С учетом изложенного, Кобыленков А.С. подлежал принятию на учет в Следственном комитете России с 11.01.2018 в силу положений частей 1, 2 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» и Порядка принятия сотрудников Следственного комитета Российской Федерации на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений или жилых помещений в собственность, утвержденного приказом Следственного комитета России 10.07.2018 №, как состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения нового правового регулирования. Доводы жалоб Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области и Следственного комитета Российской Федерации о том, что постановка на учет в 2017 г. по нормам действующего на тот момент времени законодательства не имеет юридического значения для возникновения у Кобыленкова А.С. права на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
В силу пункта 1 части 21 стать 35.1 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» право на предоставление единовременной социальной выплаты или по решению Председателя Следственного комитета жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными со службы в Следственном комитете с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, за исключением лиц, уволенных в соответствии с пунктами 2 - 6 части 2 статьи 30 и статьей 30.2 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что Кобыленков А.С. по состоянию на 11.01.2018 состоял на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за ним в силу вышеприведенных норм сохранялось право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилых помещений в собственность, вынесения решения о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность не требовалось, решения о снятии истца с учета нуждающихся в жилом помещении ответчиками не принималось, жилым помещением истец обеспечен не был, решение жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, оформленное протоколом от 08.12.2021 №, о направлении в жилищную комиссию Следственного комитета Российской Федерации заявления Кобыленкова А.С. от 03.11.2021, поступившее в жилищную комиссию Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области 08.11.2021, для рассмотрения вопроса о принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, и решение жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, оформленное протоколом от 25.02.2022 №, о признании истца не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственности и о непринятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность, обоснованными не являются и подлежат признанию незаконными.
Нарушенное право истца подлежит восстановлению путем признания незаконным бездействие Следственного комитета Российской Федерации в связи с непринятием жилищной комиссией центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации Кобыленкова А.С. на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность и возложении на жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации обязанности принять Кобыленкова А.С. с составом семьи 3 человека: Кобыленков А.С., ФИО1. - супруга, ФИО2. - дочь, на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность в соответствии с датой первоначального обращения – 05.09.2017 г. и включить истца в список нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность с даты – 05.09.2017 г.
То обстоятельство, что Кобыленков А.С. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Следственного управления по Ленинградской области на основании решения жилищной комиссии от 09.09.2011 г. (т. 3 л.д. 180-182), судебной коллегией при разрешении данного спора не может быть принято во внимание, поскольку как следует из анкеты Кобыленкова А.С. (т. 3 л.д. 53-58) и не оспаривалось им в суде апелляционной инстанции, истец в период после увольнения из Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ленинградской области в апреле 2017 г. по июнь 2017 г. был временно не трудоустроен.
Ответ на заявление Кобыленкова А.С. от 23.03.2022 г., датированный 13.04.2022 г., был представлен представителем Следственного комитета Российской Федерации по доверенности ФИО3. по запросу судебной коллегии и принят в качестве нового доказательства, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции указанные обстоятельства, имеющие значение для дела, не устанавливались. При таких обстоятельствах правовых оснований для признания незаконным бездействие Следственного комитета Российской Федерации в связи с не рассмотрением заявления истца от 23.03.2022 г. у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с частью 15 статьи 35.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется в порядке очередности исходя из даты подачи заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
К категории лиц, предусмотренных частью 15 статьи 35.1 вышеуказанного Федерального закона, которые имеют право на предоставление единовременной социальной выплаты в первую очередь, истец не относится.
Учитывая наличие вступивших в законную силу решений суда по искам ФИО4., ФИО5., которыми на жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации возложена обязанность по принятию указанных лиц на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность с даты первоначального обращения с заявлением – 07.09.2004 г., 19.05.1999 г. соответственно, оснований для удовлетворения требований Кобыленкова А.С. о предоставлении единовременной социальной выплаты не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Кобыленкова А.С. правовые основания для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда в силу положений статьи 151 ГК РФ и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих о причинении истцу физических и нравственных страданий действиями ответчиков, нарушающими их личные неимущественные права, а также причинно-следственную связь между действиями ответчиков и негативными последствиями для истца материалы дела не содержат. При этом, судебная коллегия учитывает, что с учета нуждающихся в жилых помещениях истец снят не был, право на первоочередное предоставление единовременной социальной выплаты у него отсутствует.
Понесенные Кобыленковым А.С. расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб. (т. 4 л.д. 98), подтвержденные представленной квитанцией от 22.08.2022 г. №, в соответствии с положениями статей 98, 100 ГПК РФ подлежат взысканию со Следственного комитета Российской Федерации, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области в равных долях, по 10000 руб. с каждого.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, категорию спора, степень сложности дела, объем заявленных требований, объем фактически оказанных юридических услуг (юридическая консультация, составление искового заявления, участие представителя в судебных заседаниях суда первой инстанции – 22.11.2021, 19.04.2022, 15.06.2022, 17.08.2022, 02.11.2022, 29.11.2022), продолжительность рассмотрения дела, судебная коллегия полагает, что заявленная к взысканию сумма 20000 рублей является разумной, соответствующей объему защищаемого права, а также объему оказанных представителем услуг, не превышает среднюю стоимость юридических услуг (представительство по гражданским делам) в Ярославле и Ярославской области, информация о которой размещена в открытом доступе в сети «Интернет», и составляет от 20000 руб. до 40000 руб.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).
Министерство финансов Российской Федерации, УФК по Ярославской области привлечены к участию в деле в качестве соответчиков по инициативе суда первой инстанции (т. 4 л.д. 116, 117).
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований Кобыленкова А.С.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Фрунзенского районного суда города Ярославля от 16 декабря 2022 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковые требования Кобыленкова Александра Сергеевича (паспорт №) к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области (ОГРН №), Следственному комитету Российской Федерации (ОГРН №) удовлетворить частично.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, оформленное протоколом от 06.10.2021 №, о снятии с учета нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением Кобыленкова Александра Сергеевича и исключении из списка нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением по месту прохождения службы.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, оформленное протоколом от 08.12.2021 №, о направлении в жилищную комиссию Следственного комитета Российской Федерации заявления Кобыленкова Александра Сергеевича от 03.11.2021, поступившее в жилищную комиссию Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области 08.11.2021, для рассмотрения вопроса о принятии заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.
Признать незаконным бездействие Следственного комитета Российской Федерации в связи с непринятием жилищной комиссией центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации Кобыленкова Александра Сергеевича на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.
Обязать жилищную комиссию центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации принять Кобыленкова Александра Сергеевича с составом семьи 3 человека: Кобыленков Александр Сергеевич, ФИО1 - супруга, ФИО2 - дочь, на учет нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность в соответствии с датой первоначального обращения – 05.09.2017 г. и включить Кобыленкова Александра Сергеевича в список нуждающихся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность с даты – 05.09.2017 г.
Признать незаконным решение жилищной комиссии центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации, оформленное протоколом от 25.02.2022 №, о признании Кобыленкова Александра Сергеевича не нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственности и о непринятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в целях предоставления единовременной социальной выплаты или жилого помещения в собственность.
В удовлетворении остальной части исковых требований к Следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, Следственному комитету Российской Федерации отказать.
В удовлетворении исковых требований Кобыленкова Александра Сергеевича к Управлению Федерального казначейства по Ярославской области (ОГРН №), Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН №) отказать.
Взыскать со Следственного комитета Российской Федерации, Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области в равных частях в пользу Кобыленкова Александра Сергеевича расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей, то есть по 10000 рублей с каждого.
В остальной части апелляционную жалобу Кобыленкова Александра Сергеевича, апелляционные жалобы Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ярославской области, Следственного комитета Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи