Дело № 2а-178/2020 УИД №22RS0024-01-2020-000215-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2020 года с. Ключи
Ключевский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Шевченко В.И., при секретаре Рощиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ключевского района Алтайского края в интересах Мельникова Леонида Федоровича к Администрации Ключевского района Алтайского края о признании незаконным действий (бездействия) и о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Ключевского района обратился в суд с административным иском в интересах Мельникова Л.Ф. к Администрации Ключевского района о признании незаконным действий (бездействия) и о возложении обязанности.
В обоснование своих требований прокурор указал, что материальный истец – Мельников Л.Ф. отец погибшего ветерана боевых действий – Мельникова Ю.Л., подтверждается удостоверением №675080 от 21.07.1997 года. 11 июня 2003 года Мельников Л.Ф. обратился в администрацию Ключевского района с заявлением о постановке его на учет как гражданина – отца погибшего ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий. В эту же дату заявление удовлетворено и Мельников поставлен на учет за №2 в соответствии со ст.7 Закона, абз.1 п.1 и п.п.1 п.п.2 ст.21 Федерального закона №5-ФЗ. Истец имеет на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 42,1 кв.м., из которой 30,8 кв. метров – жилая площадь. Указанный юридический факт подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.03.2020 года, справками БТИ. Согласно справке администрации Ключевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ б/н Мельников Л.Ф. проживает по вышеуказанному адресу и в составе семьи имеет сына – ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также внуков – ФИО14 Юлию, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО14 Данилу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые вместе со снохой ФИО1 – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. приобрели гражданство РФ в июне 2004 года, то есть ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (соответственно). Из этого следует, что на момент постановки ФИО1 на учет его семья по документам органов местного самоуправления состояла из 4 человек, в связи с чем заявитель был обеспечен жилой площадью свыше нормы – в размере 7,7 кв.метров на одного человека, что являлось основанием для отказа в постановке истца на учет. При этом по данным домовой книги ТП УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 зарегистрирован по адресу: <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 – ДД.ММ.ГГГГ. Опрошенный ФИО1, его сожительница Степина, а также племянники – ФИО9 и ФИО10 пояснили, что в марте 2003 года ФИО14 признал членами своей семьи детей своего сына – ФИО6, ФИО7, а также сноху – ФИО8, в связи с чем вселил их в свой дом в качестве таковых для проживания, они ведут с ним общее хозяйство, занимаются домашними делами, несут общие расходы на содержание семьи и дома, своего жилья не имеют. Таким образом, факт проживания вышеуказанных лиц совместно с ФИО1 и признания последним их членами его семьи как минимум с ДД.ММ.ГГГГ (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ). в ходе проверки подтвержден и собственником жилого дома, а также администрацией <адрес>, не оспаривается. Из приведенных фактов следует, что с ДД.ММ.ГГГГ и на сегодняшний день на жилой площади в 30.8 кв.м. по адресу: <адрес> проживает семья из 5 человек, а именно: ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, т.е. на одного члена семьи приходится 6,16 кв. м. жилого помещения, что менее учетной нормы, установленной ст. 7 Закона – 7,5 кв.м. Кроме этого ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление на имя главы района в связи нарушением ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ЗС, Методических рекомендаций по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных приказом Росархива от ДД.ММ.ГГГГ №, выразившихся в том, что в учетном деле ФИО1 отсутствуют номера телефонов, заверенные надлежащим образом копии документов, необходимых для ведения учетного дела, в заверяющих надписях отсутствует дата заверения, нарушена сквозная нумерация страниц, отсутствуют полные копии паспортов заявителя и членов его семьи, на момент принятия решения о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий отсутствуют копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи, справки БТИ, выписки из домовой книги, правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение. Ненадлежащее исполнение должностными лицами администрации <адрес> обязанности по осуществлению учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, повлекло за собой отсутствие достоверной информации о семье ФИО1, в частности, о конкретном составе его семьи, количества человек, проживающих по <адрес>, а также о жилищных условиях, в которых проживает его семья. Наряду с этим в результате формального подхода должностных лиц администрации района к решению вопроса о социальном статусе граждан ДД.ММ.ГГГГ ФИО14 и его семья вследствие ненадлежащего ведения учета граждан и номенклатурного дела ФИО14 необоснованно снята с учета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (последний день, предшествующий вселению ФИО8) и ДД.ММ.ГГГГ (последний день перерегистрации) перерегистрация лиц, состоящих на учете, должностными лицами администрацией района не производилась, вследствие чего факт необоснованной постановки ФИО14 на учет не выявлен. В свою очередь, с ДД.ММ.ГГГГ (дата официального вселения ФИО8) основания для снятия ФИО14 с учета уже отсутствовали, поскольку с этой даты в семье проживало 5 человек с нормой площади менее 7.5 кв.м. на одного человека, при этом ФИО14 имел право обратиться с заявлением о постановке на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а администрация района, в свою очередь, до этой же даты могла произвести перерегистрацию и легитимировать ФИО6, ФИО7, ФИО8 как членов семьи ФИО1 и произвести расчет жилой площади уже исходя из 5 человек. Таким образом, факт дальнейшего законного нахождения ФИО14 на учете, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, не принят во внимание должностными лицами администрации <адрес> при решении вопроса о снятии ДД.ММ.ГГГГ его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данные обстоятельства существенно нарушили конституционное право ФИО14 и членов его семьи на обеспечение жильем в установленном законом порядке. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <адрес> внесено представление, которое осталось без удовлетворения, вследствие чего гражданин ФИО1 на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не восстановлен. Указанный факт явился основанием для обращения прокуратуры района в суд для защиты интересов ФИО1
В судебном заседании помощник прокурора Недосеков А.Е. и истец Мельников Л.Ф. иск поддержали, просили его удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Ключевского района Алтайского края Дятченко Е.А. иск не признала и показала, что 08 апреля 2020 года Главой Ключевского района Алтайского края вынесено постановление об утверждении протокола жилищной комиссии о снятии с учета Мельникова Л.Ф. – члена семьи погибшего военнослужащего, состоящего в списке имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Алтайском крае, по Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», основанием послужило то, что на основании проведенной проверки Министерства социальной защиты Алтайского края, предписание от 28.02.2020 года №2704, в делах отдельных категорий граждан были выявлены нарушения при постановке на учет. В деле ФИО1 установлено, что в администрацию с заявлением и пакетом документов для постановки на учет, для получения субсидии для приобретения жилья он обратился ДД.ММ.ГГГГ. В справке, выданной Ключевским сельским советом основание книги № л/с 209ДД.ММ.ГГГГ год о составе семьи на ФИО1 указано, что он имел следующий состав семьи: ФИО5 – сын, ФИО7- внук, ФИО6 – внучка. В 2003 году в <адрес> норма для признания гражданина нуждающимся и постановке на учет была 12 кв. метров, на человека, значит на тот момент ФИО1 не нуждался в улучшении жилищных условий, так как общая площадь его жилья составляла 42,1 кв. метров, на каждого члена семьи заявителя фактически выходило 21,05 кв. метров. Таким образом, в ходе проверки дел вышестоящим органом власти и органом местного самоуправления из представленных документов выявлено, что ФИО1 не подтверждено право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списках имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов в <адрес>. На основании п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Министерство социальной защиты Алтайского края не прибыл, представил отзыв и полагают, что Мельников Л.Ф. снят с учета отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года правомерно.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ «О ветеранах») органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по обеспечению жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года.
В соответствии со ст.21 ФЗ «О ветеранах» членам семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, вставшим на учет до 01.01.2005 года, предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Полномочия по обеспечению жильем указанных категорий граждан возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов согласно закону Алтайского края от 14.09.2006 года №92-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее – закон №92-ЗС) и постановлению Администрации Алтайского края от 06.10.2006 года №407 «Об утверждении Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 8 Положения формирование списков ветеранов инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 года осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно ст.29 ЖК РСФСР и ст.7 закона Алтайского края от 10.04.1999 года №16-ЗС «О предоставлении жилых помещений в Алтайском крае» основанием для признания гражданина нуждающимися в улучшении жилых условий до 01.01.2005 года являлась обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 7,5 кв. метров и менее.
В соответствии со ст.11 закона Алтайского края от 09.12.2005 года №115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» решение о снятии с учета принимается органом местного самоуправления, на основании решения которого гражданин был принят на учет.
В соответствии с пунктом 6 части 1 ст.56 ЖК РФ в случае выявления в представленных документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
11.06.2003 истец обратился в администрацию Ключевского района с заявлением о постановке его на учет как гражданина – отца погибшего ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий. В эту же дату заявление удовлетворено и Мельников поставлен на учет за № 2 в соответствии со ст. 7 Закона, абз. 1 п. 1 и пп. 1 пп. 2 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ.
Истец (Мельников Л.Ф.) имеет на праве собственности жилой дом по адресу: <адрес>, площадью 42.1 кв.м., из которой 30.8 кв.м. – жилая площадь. Указанный юридический факт подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.03.2020, справками из БТИ.
Согласно справке администрации Ключевского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ б/н ФИО1 проживает по вышеуказанному адресу и в составе семьи имеет сына – ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также внуков – ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р., которые вместе со снохой ФИО1 – ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ г.р. приобрели гражданство Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
Таким образом, на момент постановки ФИО1 на учет его семья по документам органов местного самоуправления состояла из 4 человек, в связи с чем заявитель был обеспечен жилой площадью свыше нормы - в размере 7,7 кв.м. на одного человека, что являлось основанием для отказа в постановке ФИО1 на учет.
При этом по данным выписки из домовой книги ТП УФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 зарегистрирован по адресу: <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 – ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 – ДД.ММ.ГГГГ.
Допрошенные в судебном заседании свидетели – ФИО13, а также племянники – ФИО9 и ФИО10 пояснили, что с 2002 года истец ФИО1 стал жить одной семьей со свои сыном ФИО5, женой сына и их совместными детьми – ФИО8, ФИО14 Юлей и ФИО14 Данилой.
Истец ведет с ними общее хозяйство, занимаются домашними делами, несут общие расходы на содержание семьи и дома, своего жилья сын, сноха и их дети не имеют.
Таким образом, факт проживания вышеуказанных лиц совместно с Мельниковым Л.Ф. и признания последним их членами его семьи судом установлен с 28.06.2004 года (т.е. до 01.01.2005 года).
Данные обстоятельства в совокупности подтверждаются показаниями Мельникова Л.Ф., свидетелей и справками о том, что Мельников Данила с августа 2002 года по 31 мая 2007 года посещал детский сад в селе Ключи, а с 01 сентября 2002 года по 31.05.2012 года Мельникова Юлия обучалась в Ключевской СОШ №2.
С ДД.ММ.ГГГГ (до ДД.ММ.ГГГГ) и до марта 2019 года на жилой площади в 30.8 кв.м. по адресу: <адрес> проживала семья из 5 человек, а именно: ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, т.е. на одного члена семьи приходилось 6.16 кв. м. жилого помещения, что менее учетной нормы, установленной ст. 7 Закона – 7,5 кв.м).
С апреля 2019 года и по настоящее время на общей площади 42,1 квадратный метр, жилой площади в 30.8 кв.м. по адресу: <адрес> проживает семья из 4 человек, а именно: ФИО1, ФИО5, ФИО8 и ФИО7, т.е. на одного члена семьи приходится 10,52 квадратных метров общей площади помещения, что менее учетной нормы (общей площади на одного члена семьи) в <адрес>, установленной – 12 кв.м. – Решение № от ДД.ММ.ГГГГ при этом суд учитывает, что иных решений об утверждении минимальной учетной нормы площади помещения на одного члена семьи в <адрес> не принималось с марта 2005 года по настоящее время).
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона Алтайского края от 09.12.2005 N 115-ЗС «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон № 115-ЗС), п. 10 Положения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Алтайском крае, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 06.10.2006 N 407, орган местного самоуправления ежегодно проводит перерегистрацию лиц, состоящих на учете, уточняет списки и представляет их до 20 декабря в Министерство социальной защиты Алтайского края (Минсоцзащита Алтайского края) по форме согласно приложениям 1 - 3 к настоящему Положению. Перерегистрация проводится ежегодно, в период с 1 октября по 30 ноября. Граждане должны быть проинформированы о времени прохождения перерегистрации не позднее чем за две недели до ее начала в порядке, установленном органом местного самоуправления.
Из учетного дела на Мельникова Л.Ф. перерегистрация находящегося на учете данного гражданина и его семьи производилась в 2014, 2016, 2017, 2018, 2019 годах, такое право за ним было сохранено, и истец продолжал стоять на учете, что не было учтено ответчиком при принятии решения 08.04.2020 года.
Доводы заинтересованного лица о том, что для снятия с учета по такому основанию не имеют правового значения, вновь возникшие обстоятельства, возникшие в период с 28.06.2004 года по 31.12.2005 года, по мнению суда, основаны на неверном толковании закона и без учета фактических обстоятельств имеющих значения по делу.
Суд приходит к выводу, что с 28.06.2004 года и до принятия настоящего решения основания для снятия Мельникова Л.Ф. с учета отсутствуют, поскольку с этой даты в семье проживало 5 человек с нормой площади менее 7.5 кв.м. на одного человека, при этом Мельников Л.Ф. имел право обратиться с заявлением о постановке на учет до 01.01.2005 года.
Администрация района, в свою очередь, до 01.01.2005 года этой же даты, то есть в 2004 году обязана была произвести перерегистрацию и легитимировать Мельникову Ю.А., Мельникова Д.А., Мельникову О.П. как членов семьи Мельникова Л.Ф. и произвести расчет жилой площади уже исходя из 5 человек.
Таким образом, факт дальнейшего законного нахождения Мельникова Л.Ф. на учете, начиная с 28.06.2004 года, не принят во внимание должностными лицами администрации Ключевского района при решении вопроса о снятии 08.04.2020 года истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Данные обстоятельства существенно нарушили конституционное право Мельникова Л.Ф. и членов его семьи на обеспечение жильем в установленном законом порядке, в связи с чем требования истца надлежит удовлетворить в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Ключевского района в интересах Мельникова Леонида Федоровича удовлетворить.
Признать незаконным действия администрации Ключевского района, выразившиеся в снятии 08.04.2020 года с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Мельникова Леонида Федоровича, 01.10.1948 года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: улица Делегатская, д.32, село Ключи, Ключевского района Алтайского края.
Обязать администрацию Ключевского района Алтайского края восстановить на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с правом прежней календарной и списочной очередности на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем Мельникова Леонида Федоровича, 01.10.1948 города рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: улица Делегатская, д.32, село Ключи, Ключевского района Алтайского края.
Установить администрации Ключевского района Алтайского края срок для исполнения решения 1 месяц с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Ключевский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в мотивированной форме.
Председательствующий судья: В.И. Шевченко
Решение в мотивированной форме изготовлено 13 июля 2020 года.
Председательствующий судья: В.И. Шевченко