ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-14268/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Саратов 05 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А.,
судей Матросовой Г.В., Юдиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Кошелева В.А. к военному комиссариату Липецкой области о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет и возложении обязанности выплатить пенсию,
по кассационной жалобе представителя военного комиссариата Липецкой области Чепрасова М.Н.
на решение Правобережного районного суда города Липецка от 03 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 февраля 2021 года,
заслушав доклад судьи Матросовой Г.В.,
у с т а н о в и л а:
Кошелев В.А. обратился в суд к военному комиссариату Липецкой области о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет и возложении обязанности выплатить пенсию.
Решением Правобережного районного суда города Липецка от 03 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 февраля 2021 года, исковые требования Кошелева В.А. удовлетворены, военный комиссариат Липецкой области обязан возобновить Кошелеву В.А. выплату пенсии за выслугу лет с 28 января 2020 года, произвести выплату пенсии за период с 01 июня 2019 года по 27 января 2020 года.
В кассационной жалобе представителем военного комиссариата Липецкой области Чепрасовым М.Н. изложена просьба об отмене решения Правобережного районного суда города Липецка от 03 ноября 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 февраля 2021 года в связи с существенными нарушениями норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Кошелев В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства в Российской Федерации по адресу: <адрес>, проходил службу старшим офицером отделения кадров войсковой части №.
Приказом командира войсковой части № от 22 февраля 1994 года № капитан Кошелев В.А., старший офицер отделения кадров воинской части №, на основании приказа Командующего НГУ от 31 января 1994 года № уволен с действительной военной службы в запас Вооруженных Сил по ст.65 п. «В» (по состоянию здоровья).
Исходя из материалов дела, Кошелев В.А. является получателем пенсии по выслуге лет. Согласно справке Пенсионного фонда Украины от 04 апреля 2013 года № Кошелев В.А. состоял на учете в Главном управлении пенсионного фонда Украины в Киевской области и получал пенсию согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц по линии Министерства обороны» по 31 декабря 2012 года. Снят с учета с 01 января 2013 года в связи с переездом на новое место жительства.
Киевским областным военным комиссариатом в адрес военного комиссариата Липецкой области направлено для учета и назначения пенсии пенсионное и личное дела в связи с переездом Кошелева В.А. на новое место жительства по адресу: <адрес>.
29 июля 2013 года Кошелев В.А. обратился в военный комиссариат Липецкой области с заявлением о назначении пенсии, указав, что желает получать пенсию по месту регистрации, в дальнейшем планирует путешествовать по Европе.
15 июня 2015 года Кошелев В.А. обращался в военный комиссариат Липецкой области с заявлением о том, что не проживает постоянно по месту регистрации, поскольку путешествует по странам Европы, обязуется каждые полгода представлять справки о нахождении в живых.
31 мая 2018 года и 22 мая 2019 года он являлся в военный комиссариат Липецкой области с целью продления выплаты назначенной пенсии, подавая заявления о выплате пенсии за прошедшие периоды.
17 июня 2019 года распоряжением заместителя начальника центра социального обеспечения приостановлены все выплаты Кошелеву В.А. с 01 июня 2019 года в связи с уточнением места жительства. В этот же день военным комиссариатом Липецкой области в адрес истца направлено уведомление о приостановлении выплаты пенсии с 01 июня 2019 года со ссылкой на то, что по данным загранпаспорта в течение 2018 года Кошелев В.А. въезжал на территорию Российской Федерации только для оформления заявления на получение пенсии, постоянно на территории Липецкой области не проживает, указать адрес фактического проживания в Российской Федерации отказался. Дальнейшая выплата пенсии на территории Липецкой области будет осуществляться только при условии предоставления документов, подтверждающих фактическое проживание.
09 января 2020 года ответчиком принято распоряжение о прекращении выплаты пенсии Кошелеву В.А. с 01 июня 2019 года в связи с уточнением места жительства.
13 января 2020 года Кошелеву В.А. направлено сообщение о том, что в результате проведенных ежеквартальных проверок по факту постоянного проживания пенсионеров Министерства обороны Российской Федерации, прибывших на постоянное место жительства из стран СНГ, на территории Липецкой области выяснилось, что фактически по месту регистрации истец не проживает, в связи с чем ранее приостановленная пенсия с 01 июня 2019 года прекращена.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на положения Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, статью 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1), статьи 24, 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обоснованно указали, что вывод военного комиссариата Липецкой области о переезде Кошелева В.А. из Российской Федерации на территорию Республики Украина является преждевременным и предположительным. У ответчика отсутствовали законные основания для принятия решения о прекращении выплаты пенсии, поскольку в соответствии с законодательством Российской Федерации истец имеет право на свободу передвижения.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Российская Федерация является участником Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года) и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее также - Соглашение от 15 мая 1992 года).
В соответствии со статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил государств-участников Содружества Независимых Государств регулируется специальным Соглашением.
Таким соглашением является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества, а также пенсионного обеспечения семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.
Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств-участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.
В силу названных положений Соглашений от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств-участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
В Российской Федерации основным законодательным актом, регулирующим пенсионное обеспечение военнослужащих, является Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I.
Исходя из положений пункта «а» части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.
Организация работы по пенсионному обеспечению, в том числе военнослужащих, регулируется статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, которая определяет, что такая работа осуществляется применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами в области пенсионного обеспечения.
Основания приостановления, прекращения и восстановления выплаты пенсии предусмотрены соответственно в статьях 24 и 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), подлежащего применению при разрешении настоящего спора в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I.
Приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы (пункт 5 части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Прекращение выплаты страховой пенсии производится, в частности, в случае истечения шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 5 и 6 части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок (пункт 2 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ восстановление выплаты страховой пенсии производится по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Часть 7 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ содержит норму о том, что при обращении лица, выплата страховой пенсии которому была прекращена в соответствии с пунктом 2 или 4 части 1 данной статьи, при наличии у него права на указанную пенсию в период после прекращения выплаты этой пенсии до обращения решение о прекращении выплаты страховой пенсии отменяется, а суммы страховой пенсии, определенные в порядке, установленном частью 3 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.
Исходя из приведенного нормативного правового регулирования, в случае выезда пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым у Российской Федерации заключен договор, предусматривающий обязательства по пенсионному обеспечению проживающих на его территории пенсионеров, и при условии отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, выплата ему пенсии приостанавливается. Последующее прекращение выплаты пенсии пенсионеру допускается по истечении шести месяцев со дня приостановления выплаты пенсии.
Вместе с тем, в случае обращения пенсионера, выплата пенсии которому была прекращена, в пенсионный орган с заявлением о восстановлении ему выплаты пенсии при наличии у него права на данную пенсию в период с момента прекращения ее выплаты до подачи такого заявления решение о прекращении выплаты пенсии отменяется, а суммы пенсии выплачиваются пенсионеру за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения.
Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении судами норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что Кошелев В.А. не проживает на территории Липецкой области по адресу регистрации, его регистрация является фиктивной по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Правобережного районного суда города Липецка от 03 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 24 февраля 2021 года оставить без изменений, кассационную жалобу представителя военного комиссариата Липецкой области Чепрасова М.Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: