Дело 2-798 (2015)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2015 года
Решение принято в окончательной форме 15 июня 2015 года
10 июня 2015 года Фокинский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Перминова П.В.,
при секретаре Козейкиной Т.Л.,
с участием представителя военного прокурора Брянского гарнизона по доверенности Кутузова А.В., истца Иванова И.П., третьих лиц Иванова О.И. и представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дрыковой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Иванова И.П. к территориальному отделению в Брянской области Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об исключении из списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» и о восстановлении в прежней очереди в списке граждан-участников этой подпрограммы,
установил:
Военный прокурор Брянского гарнизона в интересах Иванова И.П. обратился в суд с указанным иском к территориальному отделению в Брянской области Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ссылаясь на то, что <дата> начальник Территориального отделения уведомлением № «Об исключении из списков граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011- 2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации», исключил Иванова И.П. и его сына ФИО1 из списка граждан - участников подпрограммы. Основанием для исключения из списка граждан участников подпрограммы послужил выявленный факт наличия у ФИО1 на праве собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м, доля в праве <...>. Между тем, уведомлением Территориального отделения от <дата> № Иванов И.П. вновь признан участником подпрограммы, с датой включения в реестр «<дата>». Полагает уведомление начальника Территориального отделения от <дата> № в части исключения Иванова И.П. из списка граждан - участников подпрограммы незаконным. Пунктом 5 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 08.11.2011 № 2050 «Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, определено, что уполномоченный орган либо структурные подразделения уполномоченного органа при изменении сведений в ранее представленных документах граждан не исключают их из списка граждан - участников подпрограммы, а незамедлительно вносят соответствующие изменения в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков. Таким образом, действующим законодательством при выявлении обстоятельств, влияющих на размер получаемой выплаты определено, что полномочный opган вносит изменения в соответствующий реестр, а не снимает с учета граждан, имеющих безусловное право на участие в программе. Просил суд признать незаконным уведомление начальника Территориального отделения от <дата> №, в части исключения Иванова И.П. из списка граждан - участников подпрограммы «Вылолнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 гг., и обязать ответчика восстановить его нарушенное право.
Представитель военного прокурора Брянского гарнизона по доверенности Кутузов А.В. и истец Иванов И.П. в судебном заседании иск уточнили, просили суд признать незаконным уведомление начальника Территориального отделения от <дата> № в части исключения Иванова И.П. из списка граждан - участников подпрограммы «Вылолнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 гг., восстановить Иванова И.П., в прежней очереди в списке граждан - участников подпрограммы с <дата>.
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Территориальное отделение в Брянкой области - г.Брянск надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, его представитель в судебное заседание не явился. В материалах дела имеется отзыв ответчика о несогласии с иском, в котором содержится заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Территориальное отделение в Брянкой области - г.Брянск.
Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Дрыкова Т.А. в судебном заседании иск не признала. В обоснование возражений указала, что в <дата> Иванов И.П. подал заявление о включении его и члена его семьи ФИО1 в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В заявлении было указано, что Иванов И.П. и член его семьи сын ФИО1 жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеют, тем самым представили недостоверные сведения, поскольку по сведениям единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним ФИО1 с <дата> принадлежит право собственности на <...> долю в жилом помещении общей площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>, что составляет <...> кв.м. Пунктом 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты на семью из двух человек установлен <...> кв.м. Право на получение жилищного сертификата предоставляется только в случае, если при отчуждении гражданином жилого помещения, принадлежащего ему или членам его семьи на праве собственности или принятия решения не отчуждать такое жилое помещение разница между общей площадью жилого помещения, установленного нормативами, и общей площадью отчуждаемого или оставляемого жилого помещения составляет не менее <...> кв.м. С учетом размера доли в жилом помещении, принадлежащей члену семьи Иванова И.П., такая разница составляет <...> кв.м. Поэтому Иванов И.П. неправомерно был признан участником подпрограммы, так как у него отсутствовало право на получение жилищного сертификата. В соответствии с п.6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, в случае выявления неправомерных действий должностного лица органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет граждане снимаются с учета. Заявление о внесении в реестр граждан - участников подпрограммы изменений в составе его семьи Иванов И.П. не подавал, а в отсутствие такого волеизъявления со стороны истца ответчик по своей инициативе не имел права вносить такие изменения. Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» (далее - Правила).
Данными Правилами установлен порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющем право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, указанные в пункте 5 Правил, в том числе и граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в войсковые части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных.
Согласно справке ФКУ войсковая часть № от <дата>, Иванов И.П. работал в войсковой части № с <дата> по <дата>, что подтверждается копий трудовой книжки.
В справке ФКУ войсковая часть № от <дата> указано, что Иванов И.П. проживает на территории закрытого военного городка на жилой площади, принадлежащей Министерству обороны РФ и зарегистрирован по адресу: <адрес> с <дата> по настоящее время (л.д. 57)
В квартире <адрес> зарегистрированы ФИО2 и ее сын ФИО1 по <дата>, что подтверждается справками ремонтно-эксплуатационного участка № ОАО «Славянка» филиала «Калужский» (л.д. 58).
В заявлении Иванова И.П. начальнику 3 отдела Западного регионального обеспечения МО РФ содержатся просьба Иванова И.П. о выдаче жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на состав семьи 2 человека, в том числе сына ФИО1, и сведения об отсутствии у них жилых помещений для постоянного проживания. Так же в заявлении указано, что Иванов И.П. относится к категории граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков и признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с <дата>, согласно учетному делу № (л.д.17-18).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, сын истца Иванов О.И. с <дата> имеет на праве собственности <...> долю в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м. (л.д.94).
<дата> начальником Территориального отделения вынесено уведомление № «Об исключении из списков граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2011- 2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации», согласно которого Иванов И.П. и его сын - ФИО1 исключены из названного выше списка граждан - участников подпрограммы. Основанием для снятия Иванова И.П. из списка граждан участников подпрограммы послужил выявленный факт наличия у его сына - ФИО1 на праве собственности квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м, доля в праве <...> (л.д.12-13).
В соответствии с п.16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере <...> кв. м - на семью из 2 человек.
Подпунктом «в» пункта 16.1 вышеназванных Правил предусмотрено, что норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность.
Пунктом 16.2 Правил установлено право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 16.1 настоящих Правил.
Пунктом 16.2 Правил так же предусмотрено, что размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Доказательств того, что член семьи Иванова И.П. - сын Иванов О.И. принял обязательство о безвозмездном отчуждении принадлежащей ему на праве собственности <...> доли в жилом помещении по делу не имеется, поэтому право на получение сертификата Иванову И.П. и члену его семьи могло быть предоставлено только в случае, если размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее <...> кв. метров.
Разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и площадью принадлежащей ФИО1 доли в жилом помещении составляет менее <...> кв. метров <...>.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что при указанных обстоятельствах истец и член его семьи не имели право на получение жилищного сертификата.
Пунктом 5 Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны РФ и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в вооруженных силах РФ», утвержденного Приказом МО РФот 8 ноября 2011 г. N 2050, зарегистрированного в Минюсте РФ 21 декабря 2011 г. N 22749 (далее - Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы) предусмотрено, что при изменении сведений в ранее представленных документах граждане в течение тридцати дней сообщают в уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа об изменении этих сведений (с предоставлением копий подтверждающих документов). Уполномоченный орган либо структурные подразделения уполномоченного органа незамедлительно вносят соответствующие изменения в реестры, указанные в пункте 4 настоящего Порядка.
Поэтому доводы военного прокурора Брянского гарнизона о том, что при выявлении обстоятельств, влияющих на размер получаемой выплаты, ответчик должен был внести соответствующие изменения, являются необоснованными.
Порядком формирования списков граждан - участников подпрограммы не предусмотрено право или обязанность уполномоченного органа либо структурного подразделения уполномоченного органа, осуществляющего проверку представленных документов, вносить изменения в состав семьи гражданина-участника подпрограммы без соответствующего заявления последнего.
Частью 2 статьи 7 ЖК РФ предусмотрено, что при невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Согласно п.6 ч.1 ст. 56, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При признании Иванова И.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий на состав семьи 2 человека истец предоставил в орган, осуществляющий учет, не соответствующие сведения от том, что его сын не имеет жилого помещения для постоянного проживания на территории Российской Федерации, на основании которых был принят на учет.
При таких обстоятельствах у ответчика имелись основания для исключения Иванова И.П. и члена его семьи из списков граждан-участников подпрограммы, а доводы истца о восстановлении нарушенных прав являются необоснованными, поскольку право на получение сертификата составом семьи 2 человека у Иванова И.П. отсутствовало.
<дата> Иванов И.П. подал заявление в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ о включении его списков граждан-участников подпрограммы составом семьи 1 человек.
На основании вышеуказанного заявления, <дата> Иванов И.П. признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что Иванов И.П. представил в уполномоченный орган сведения, не соответствующие действительности и послужившие основанием принятия на его учет составом семьи 2 человека, с заявлением о внесении изменений в указанные сведения в уполномоченный орган он не обращался, а у ответчика отсутствовали право или обязанность вносить такие изменения в отсутствие заявления гражданина-получателя подпрограммы, истец не имел права на получение сертификата составом семьи 2 человека как на момент постановки его на учет как и на момент исключения его из списка участников подпрограммы, суд приходит к выводу, что иск о признании незаконным решения об исключении Иванова И.П. из списков участников подпрограммы, восстановлении его нарушенных прав путем восстановления в прежней очереди удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления военного прокурора Брянского гарнизона в интересах Иванова И.П. к территориальному отделению в Брянской области Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения об исключении из списка граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» и о восстановлении в прежней очереди в списке граждан-участников этой подпрограммы отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья П.В.Перминов