Председательствующий Моркель А.С.
Дело № 33а-379/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Абакан 14 февраля 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Редько Е.П., Соловьева В.Н.,
при секретаре Осиповой Н.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия к Ведерникову В.А. о взыскании задолженности по налогам и пени
по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия на решение Абаканского городского суда от 16 ноября 2018 г., которым отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Редько Е.П., объяснения представителя административного истца Борисенко А.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия (далее - МИ ФНС России № 1 по РХ) обратилась в суд с административным иском к Ведерникову В.А. о взыскании задолженности по земельному налогу в размере 23482 руб., пени за несвоевременную оплату земельного налога в размере 83 руб. 95 коп., а также пени за несвоевременную оплату налога на имущество физических лиц в размере 1 руб. 31 коп., мотивируя требования неисполнением налогоплательщиком обязательств по уплате соответствующего налога.
В судебном заседании представитель административного истца Борисенко А.С. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске. Поясняла, что срок обращения в суд налоговым органом не пропущен.
Административный ответчик Ведерников В.А. в судебное заседание не явился, направил представителя.
Представитель административного ответчика Зауэр Р.Г. требования не признал, ссылаясь на пропуск срока обращения в суд, просил в удовлетворении административного иска отказать.
Определением суда требования налогового органа в части взыскания пени по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 1 руб. 31 коп. оставлены без рассмотрения.
Решением Абаканского городского суда от 16 ноября 2018 г. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия к Ведерникову В.А. отказано в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Борисенко А.С., выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, которым требования удовлетворить. Поясняет, что выводы суда первой инстанции о пропуске срока обращения в суд по требованиям о взыскании задолженности по налогу и пени за 2014 год противоречат обстоятельствам дела и нормам налогового законодательства. Цитируя статьи 23, 45, 48, 52, 58, 69, 398 Налогового кодекса Российской Федерации, излагая обстоятельства дела, указывает, что в установленный законом срок 06 сентября 2017 г. в адрес налогоплательщика было направлено уведомление, сроком уплаты земельного налога за 2014 г. до 01 декабря 2017 г., по истечении указанного срока Ведерникову А.В. 15 декабря 2017 г. направлено требование со сроком уплаты до 23 января 2018 г. В связи с неисполнением требования, 24 января 2018 г. у инспекции возникло право в срок до 23 июля 2018 г. обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа. После отмены судебного приказа 07 июня 2018 г. у налогового органа в срок до 07 декабря 2018 г. возникло право на обращение в суд с настоящим административным иском.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286 КАС РФ).
Часть 4 статьи 289 КАС РФ закрепляет, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 НК РФ).
25 мая 2015 г. Ведерникову В.А. направлено налоговое уведомление от 25 марта 2015 г. № о необходимости не позднее 01 октября 2015 г. уплатить земельный налог за 2014 г. в размере 24339 руб.
В силу пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Поскольку на основании пункта 1 статьи 397 НК РФ (в редакции Федерального закона от 02 декабря 2013 г. № 334-ФЗ) земельный налог физическими лицами подлежал уплате не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть 01 октября 2015 г., следовательно, со 02 октября 2015 г. подлежит исчислению трехмесячный срок, в течение которого в адрес Ведерникова В.А. подлежало направлению требование об уплате земельного налога за 2014 г.
В материалы дела представлено требование № по состоянию на 15 декабря 2017 г., направленное Ведерникову В.А. 19 января 2018 г. (л.д. 12, 13).
Пункт 2 статьи 48 НК РФ предусматривает, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Материалы дела свидетельствуют о том, что заявление о выдаче судебного приказа было предъявлено только в мае 2018 г., а настоящий административный иск подан 12 октября 2018 г., то есть за пределами установленного законом срока, предусмотренного статьей 48 НК РФ.
Уважительных причин пропуска срока подачи административного иска налоговый орган не представил.
Рассмотрев дело, суд первой инстанции, проанализировав нормы закона, обоснованно пришел к выводу о том, что МИ ФНС России № 1 по РХ без уважительных причин пропущен срок обращения в суд о взыскании земельного налога за 2014 год, поскольку требование об уплате земельного налога за указанный период в установленный законом срок направлено не было, иправомерно отказал в удовлетворении административного иска только на этом основании без исследования фактических обстоятельств дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок обращения в суд налоговым органом не пропущен, основан на неверном толковании норм права, поскольку нарушение сроков, установленных статьей 70 НК РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 апреля 2014 г. № 822-О обратил внимание, что в пункте 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику. Иные вопросы, связанные с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов, данное законоположение не регулирует. При этом нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями данного Кодекса.
При таких обстоятельствах решение суда принято при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушений материального и (или) процессуального права, которые могли послужить основанием для отмены судебного постановления, не допущено.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Абаканского городского суда от 16 ноября 2018 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Хакасия – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи |
Страхова О.А. Редько Е.П. Соловьев В.Н. |