Решение по делу № 2-341/2020 от 07.02.2020

11RS0003-01-2020-000233-97

Дело № 2-341/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Вежниной Н.А.

при секретаре Суровицыной А.А.,

с участием прокурора Эйхмана А.А.,

истца Панченко Л.В.,

представителя ответчика администрации МОГО «Инта» Донцовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 16 июня 2020 года дело по иску Панченко Л. В. к администрации муниципального образования городского округа «Инта», МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством», индивидуальному предпринимателю Алимову А. В. о взыскании денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Панченко Л.В. обратился в суд с иском к ответчику о взыскании компенсации морального вреда в размере <....> В обоснование иска указал, что __.__.__ около <....> утра проходил по ____ и на него резко набросилась стая собак. Собаки покусали ногу истца. Сразу после происшествия истец обратился к врачу травматологу, в настоящее время проходит курс лечебно-профилактической антирабической вакцинации.

Определением от __.__.__ судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством», ИП Алимов А.В.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика Донцова М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что администрация МОГО «Инта» не является надлежащим ответчиком по делу, считает, что обязанность по возмещению морального вреда причиненного укусом собаки должна быть возложена на стороны муниципального контракта ИП Алимова А.В. и МКУ «УЖКХ», вина администрации МОГО «Инта» в причинении истцу вреда отсутствует.

Ответчик МКУ «УЖКХ» ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Извещение, направленное в адрес ИП Алимова А.В., вернулось в суд за истечением срока хранения.

Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие соответчиков ИП Алимова А.В. и представителя МКУ «УЖКХ», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Панченко Л.В. __.__.__ около <....> возле ____ в ____ подвергся нападению безнадзорной (бродячей) собаки.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3,4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30.03.2015 №64-ФЗ, вступившего в силу 10.04.2015) мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 №4979-1 «О ветеринарии» к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-Эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1.7.2627-10, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.05.2010 №54 установлено, что регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2, 9.5).

На основании ст.19 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местными бюджетами субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п.3 ст.20 названного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Статьями 1,5,10 Закона Республики Коми от 01.01.2015 №115-ФЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми, в том числе по организации проведения на территории соответствующего муниципального образования мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, по принятию муниципальных правовых актов по вопросам осуществления государственных полномочий на неопределенный срок.

Кроме того, пунктом 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

    Таким образом, начиная с 01.01.2016 исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Коми наделены отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обязаны осуществлять мероприятия по отлову безнадзорных животных, а в случае неисполнения такого обязательства нести ответственность.

Во исполнение положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Коми от 01.12.2015 №115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» постановлением администрации МОГО «Инта» от 21.10.2013 № 10/3566 утвержден порядок отлова и содержания безнадзорных животных на территории МО ГО «Инта» и определено, что безнадзорные животные подлежат отлову. Отлов осуществляется в целях недопущения в том числе и причинения вреда здоровью и (или) имущества граждан и организаций. В целях отлова безнадзорных животных администрация МОГО «Инта» размещает заказы на выполнение работ по отлову безнадзорных животных в соответствии с федеральным законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на основании письменных заявок юридических и физических лиц.

Постановлением руководителя администрации МОГО «Инта» № 147 от 15.01.2020 утвержден комплексный план по снижению численности животных на территории МОГО «Инта» на 2020 год. Контроль за исполнением постановления возложен на первого заместителя руководителя администрации МОГО «Инта» <....>

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является компенсация морального вреда.

В соответствии с п.1 ст. 1064 ГК РФ, вред причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Статья 1069 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статьи 1064, 1069 помещены в параграфе 1 "Общие положения о возмещении вреда" главы 59 "Обязательства вследствие причинения вреда" Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 1099 ("Общие положения"), находящаяся в параграфе 4 "Компенсация морального вреда" той же главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержит общие нормы об основаниях и размере компенсации морального вреда. Следовательно, основания и размер компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ.

При таком положении, на правоотношения, возникающие вследствие причинения морального вреда, полностью распространяются общие правила параграфа 1 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, и для возложения ответственности за причинение морального вреда необходимо установление состава правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 1100 ГК РФ).

Таким образом, требование о возмещении вреда, в том числе и морального, должно предъявляться и разрешаться с учетом положений ст. ст. 16, 1064, 1069 ГК РФ. Применительно к рассматриваемым правоотношениям возможность возмещения морального вреда в соответствии с приведенными нормами права связывается с необходимостью представления истцом доказательств причинения вреда, а также с наличием причинно - следственной связи между незаконными (виновными) действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц этих органов и наступившим вредом.

Как следует из материалов дела, __.__.__ между МКУ «УЖКХ» и ИП Алимовым А.В. был заключен муниципальный контракт №__ на выполнение работ по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории МОГО «Инта». Срок выполнения муниципального контракта с __.__.__ по __.__.__.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МОГО «Инта» пояснила, что ранее в 2019 году с иными исполнителями заключались контракты по отлову и содержанию безнадзорных животных. Все контракты были расторгнуты в связи с ненадлежащим исполнением. Последний контракт расторгнут в декабре 2019 года.

Таким образом, установлено, что на момент получения истцом телесных повреждений __.__.__ муниципальным органом не исполнялись обязанности по организации и проведению мероприятий по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, что обусловило нападение на истца бродячей собаки и причинение ему вреда здоровью. Муниципальный контракт между МКУ «УЖКХ» и ИП Алимовым А.В. по отлову и содержанию безнадзорных животных заключен только __.__.__.

Отсутствие вины в причинении вреда Панченко Л.В. администрацией МОГО «Инта» не доказано.

Довод ответчика о том, что обязанность по возмещению морального вреда причиненного укусом собаки должна быть возложена на заказчика по муниципальному контракту МКУ «УЖКХ» суд считает несостоятельным, поскольку МКУ «УЖКХ» выполняет функции лишь муниципального заказчика на выполнение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, но не наделено функцией осуществления государственных полномочий в соответствующей сфере.

Также не может такая обязанность быть возложена на ответчика ИП Алимова А.В., поскольку с данным лицом муниципальный контракт заключен после получения истцом травмы.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что ответственность за вред, причиненный Панченко Л.В., должен быть возложен на администрацию МОГО «Инта», как на орган местного самоуправления, осуществляющий государственные полномочия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.

В соответствии со статьей 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151ГКРФ.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с положениями статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В силу ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Пунктом 32 постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 №1 разъяснено, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания факт причинения ему морального вреда предполагается.

Так, в соответствии с п.2 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 №10 «Некоторые опросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.). Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с физической болью, связанной с причинением увечьем, иным повреждением здоровья.

Как следует из материалов дела, 05.02.2020 в результате нападения безнадзорной (бродячей) собаки истец получил укушенную рану правой голени. Пациенту оказана помощь в ГБУЗ РК «Интинская ЦГБ», вводилась антирабическая вакцина по схеме, последний укол сделан 06.05.2020.

Таким образом, рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда в размере <....>, суд считает необходимым взыскать с ответчика администрации МОГО «Инта» в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в сумме <....>, которая, соответствует принципам справедливости и разумности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

Взыскать с администрации муниципального образования городского округа «Инта» за счет средств казны муниципального образования городского округа «Инта» в пользу Панченко Л. В. компенсацию морального вреда в размере <....> (сорок тысяч рублей).

Панченко Л. В. в удовлетворении исковых требований к МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством», индивидуальному предпринимателю Алимову А. В. о взыскании денежной компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено __.__.__.

    Судья Н.А. Вежнина

2-341/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Панченко Леонид Васильевич
Прокурор г. Инта
Ответчики
МКУ "Управление жилищно-коммунальным хозяйством"
ИП Алимов Алексей Владимирович
Администрация муниципального образования городского округа «Инта»
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Вежнина Надежда Анатольевна
Дело на странице суда
intasud.komi.sudrf.ru
10.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2020Передача материалов судье
11.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.02.2020Предварительное судебное заседание
17.03.2020Судебное заседание
11.06.2020Производство по делу возобновлено
11.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее