гр.д.№2(1) -726/2021
УИД 56RS0007-01-2021-001051-08
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 мая 2021 года г. Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Макуровой М.Н.,
при секретаре Теняевой Е.Е.,
с участием представителя истца помощника Бугурусланского межрайонного прокурора Башкатовой Кристины Юрьевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах Безруковой Ирины Александровны к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Коровинская СОШ» Бугурусланского района о понуждении к проведению специальной оценки условий труда,
установил:
Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах Безруковой И.А. обратился в суд с исковым заявлением, указывая на то, что прокуратурой по обращению Безруковой И.А. проведена проверка исполнения трудового законодательства в части охраны труда в МБОУ «Коровинская СОШ» Бугурусланского района (далее - Учреждение).
Установлено, что обществом трудовое законодательство в части охраны труда исполняется ненадлежащим образом.
Безрукова И.А. работает в учреждении с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ Безрукова И.А. обратилась в межрайонную прокуратуру с заявлением об отсутствии специальной оценки условий труда на ее рабочем месте.
В ходе проверки установлено, что специальная оценка условий труда учреждением проведена 1 февраля 2016 года. По состоянию на 31 марта 2021 года очередная специальная оценка условий труда не проведена..
В результате непринятия мер по проведению специальной оценки условий труда мест создаются препятствия в реализации гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Просил обязать МБОУ «Коровинская СОШ» Бугурусланского района в срок до 1 сентября 2021 года провести специальную оценку условий труда рабочего места Безруковой И.А., с результатами проведения специальной оценки условий труда ознакомить Безрукову И.А. в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании помощник Бугурусланского межрайонного прокурора Башкатова К.Ю. заявление поддержала.
Истец Безрукова И.А., представитель ответчика в суд не явились, о времени и месте были извещены надлежащим образом, обратились в суд с заявлениями о рассмотрении дела.
Суд в соответствии со ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика.
Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу ч. 2 ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В том числе, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01.01.2014 года (с изменениями и дополнениями).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой по обращению Безруковой И.А. проведена проверка исполнения трудового законодательства в части охраны труда в учреждении. Проверкой установлено, что Безрукова И.А. работает в МБОУ «Коровинская СОШ» с 15 августа 1990 года в должности учителя начальных классов. В ходе проверки выявлено, что специальная оценка условий труда рабочего места Безруковой И.А. была проведена 1 февраля 2016 года. По состоянию на 31 марта 2021 года очередная специальная оценка условий труда не проведена, 29 апреля 2021 года ответчиком заключен договор на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда.
Доказательств, подтверждающих, что учреждением на момент рассмотрения дела проведена специальная оценка условий труда рабочего места истца в соответствии с требованиями действующего законодательства, ответчиком суду не представлено.
Однако проведение ответчиком оценки условий труда рабочего места Безруковой И.А. является обязанностью организации, неисполнение которой может привести к нарушению трудовых прав истца в сфере трудовых отношений, а именно в областях регулирования безопасности условий труда, предоставления льгот, социальных гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных либо опасных условиях труда.
Поэтому требования прокурора, предъявленные к МБОУ «Коровинская СОШ» Бугурусланского района, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок для устранения выявленных нарушений законодательства отвечает принципу разумности и является достаточным для исполнения решения.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░ 2021 ░░░░.