№ 16-303/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Челябинск 20 февраля 2023 года
Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Фармасинтез-Тюмень» Асташовой М.А. на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области № 131 от 01 марта 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 21 июля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 21 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фармасинтез-Тюмень»,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области № 131 от 01 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 21 июля 2022 года и решением судьи Тюменского областного суда от 21 сентября 2022 года, общество с ограниченной ответственностью «Фармасинтез-Тюмень» (далее – ООО «Фармасинтез-Тюмень», общество, юридическое лицо) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Асташова М.А. просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, прекращении производства по делу.
В возражениях на жалобу Тюменский межрайонный природоохранный прокурор просит об оставлении принятых по делу постановления и судебных актов без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Проверив доводы жалобы и возражения на жалобу, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из положений пунктов 6, 7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314, следует, что накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп. Накопление поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в герметичной транспортной упаковке, исключающей загрязнение окружающей среды и причинение вреда жизни и здоровью человека. Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов. Не допускается совместное накопление поврежденных и неповрежденных ртутьсодержащих ламп.
Пунктом 216 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» предусмотрено, что накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
В соответствии с пунктом 218 СанПиН 2.1.3684-21 условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Тара для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов должна иметь маркировку, характеризующую находящиеся в ней отходы. Накопление промышленных отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах; III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом; IV - навалом, насыпью, в виде гряд.
Из материалов дела следует, что Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в отношении ООО «Фармасинтез-Тюмень» по соблюдению требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. В ходе проведенной 15 ноября 2021 года проверки мест накопления отходов ООО «Фармасинтез-Тюмень» в контейнере для сбора твердых коммунальных отходов зафиксированы отходы: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства ФККО 47110101521, светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства ФККО 48241501524, частично повреждены, 2 лампы прислонены в угол между двумя металлическими контейнерами.
В связи с изложенным по факту допущенных нарушений законодательства в отношении ООО «Фармасинтез-Тюмень» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Доводы о недоказанности события и состава административного правонарушения, являлись предметом проверки должностного лица и нижестоящих судебных инстанций, были обоснованно отклонены.
Факт совершения ООО «Фармасинтез-Тюмень» административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, которым при рассмотрении дела и пересмотре дела по жалобам на постановление судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка как подтверждающим вину общества в совершении вмененного административного правонарушения.
Вопреки позиции подателя жалобы, представленные в материалы дела доказательства, являются надлежащими, отвечают требованиям относимости и допустимости.
Доказательства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения в действиях общества получены не в рамках проверки, урегулированной Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», не в рамках административного расследования, урегулированного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а в рамках прокурорской проверки. В связи с чем положения статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей требования к осмотру помещений и территорий, на которые ссылается податель жалобы, к рассматриваемой ситуации и проведенной прокурором проверке не применимы.
Прокурор при проведении проверки за исполнением законов руководствуется положениями Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». В силу пункта 1 статьи 21 данного закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
При проведении настоящей проверки прокурором к участию в проверке в целях осуществления экспертно-аналитических функций привлечены специалист Управления Росприроднадзора по Тюменской области (составивший по результатам своего участия соответствующую справку), а также специалист Управления Роспотребнадзора по Тюменской области (представивший письменные пояснения по вопросам соблюдения ООО «Фармасинтез-Тюмень» требований санитарно-эпидемиологического законодательства), что соответствует положениям пункта 13 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не установлены специальные требования к оформлению результатов проверки, несоблюдение которых указывало бы недопустимость полученных в рассматриваемом случае доказательств. Результатом проверки при выявленных прокурором нарушениях явилось возбуждение им дела об административном правонарушении.
Также не урегулирован законом и конкретный способ, которым оформляется участие привлеченных к участию в прокурорской проверке специалистов, в связи с чем представленные в материалы дела справка специалиста Управления Росприроднадзора по Тюменской области, пояснения специалиста Управления Роспотребнадзора по Тюменской области отвечают требованиям допустимости. Указанными лицами отражен факт накопления в контейнере для сбора твердых коммунальных отходов именно ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, ФККО 47110101521; светодиодных ламп, утративших потребительские свойства, ФККО 48241501524, частично поврежденных 2 ламп. Данные сведения о ненадлежащем накоплении ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, подтверждены и письменными объяснениями должностного лица ООО «Фармасинтез-Тюмень» <данные изъяты>. от 16 ноября 2021 года.
Представленная обществом в материалы дела справка ООО «НОВ-Экология» о передаче отходов, в том числе в виде люминесцентных ламп, относящихся к I классу опасности, в период уже после проведения проверки, опровергает приводимые в жалобе доводы ООО «Фармасинтез-Тюмень» о том, что обществом на момент проверки использовались только светодиодные лампы.
Фотоматериалы (с изображением ламп в контейнере) оформлены прямо в тексте справки специалиста, соотносятся с представленными в справке сведениями, источник фотографий с учетом размещения их в справке конкретного специалиста является очевидным, в связи с чем доводы о неотносимости и недопустимости фотографий являются несостоятельными.
Ссылки на разработанный Стандарт предприятия по управлению с отходами предприятия не свидетельствует, с учетом выявленного и не вызывающего сомнения факта нахождения ламп в контейнере в негерметичной упаковке, о его надлежащем соблюдении.
Таким образом, вопреки доводам жалобы факт накопления отходов с нарушением санитарно-эпидемиологических требований установлен в ходе процедуры - прокурорской проверки с привлечением специалистов иных государственных органов, подтвержден необходимой и достаточной совокупностью полученных в ходе ее производства доказательств, отвечающих требованиям относимости, допустимости и достоверности.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае всех возможных мер для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к накоплению отходов ООО «Фармасинтез-Тюмень» не предпринято.
В связи с изложенным, в действиях юридического лица должностным лицом и судебными инстанциями на основании имеющихся в материалах дела доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно установлен факт несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом и судьями обстоятельства выявленных нарушений в раках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Вина общества в совершении административного правонарушения доказана материалами дела, оснований для переоценки которых не усматривается.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Наказание с учетом обстоятельств, оцененных должностным лицом в качестве исключительных, назначено ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией нормы, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьей районного суда, а затем судьей областного суда, дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы представленные в материалы дела доказательства, вынесены законные решения.
Доводы о малозначительности правонарушения являлись предметом проверки, как должностного лица, так и нижестоящих судебных инстанций, были обоснованно отклонены. Вопреки позиции заявителя сам характер совершенного правонарушения, объект посягательства, конкретные обстоятельства дела исключают возможность применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Отсутствие негативных последствий, вызванных имевшими место нарушениями санитарно-эпидемиологических требований, не свидетельствует о малозначительности деяния, состав является формальным, допущенное нарушение санитарно-эпидемиологических требований уже создает реальную угрозу охраняемым интересам (в настоящем случае, учитывая класс опасности отхода, правонарушение не может не создавать такую угрозу).
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области № 131 от 01 марта 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 21 июля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 21 сентября 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фармасинтез-Тюмень» оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Фармасинтез-Тюмень» Асташовой М.А. - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова