Решение по делу № 2а-452/2021 от 17.11.2020

Дело № 2А-452/2021

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

14 января 2021 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи ЗАХАРЕНКО Л.В.,

при секретаре Ервандян К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белич И.Л., Карапетьян В.В., Карапетьян Н.Н. к Администрации г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Белич И.Л., Карапетьян В.В., Карапетьян Н.Н. обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что являются собственниками квартиры <адрес> на основании договора на передачу квартиры в долевую собственность от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в УФРС по РО с целью регистрации права общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>. Однако ДД.ММ.ГГГГ года УФРС по РО регистрация была приостановлена, в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРН право оперативного управления за муниципальным казенным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ворошиловского района города Ростова-на-Дону на объект не зарегистрировано. ДД.ММ.ГГГГ года административным истцам было выдано уведомление о прекращении государственной регистрации, по причине, что согласно сведениям ЕГРН запись государственной регистрации права собственности за Муниципальным образованием города на Объект недвижимости отсутствует. Таким образом, для государственной регистрации перехода права на объект, правообладателю объекта (муниципальному образованию г. Ростова-на-Дону необходимо обратится с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости, с приложением соответствующих документов, подтверждающих наличие такого права и заявлением о переходе права к сторонам Договора. Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просят признать бездействие Администрации г. Ростова-на-Дону незаконными, выразившиеся в неподаче заявления о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу: <адрес> с приложением соответствующих документов, подтверждающих наличие такого права и заявлением о переходе права к сторонам Договора, незаконным. Обязать Администрацию г. Ростова-на-Дону обратится в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - квартиру, расположенную по адресу<адрес> с приложением соответствующих документов, подтверждающих наличие такого права и заявлением о переходе права к сторонам Договора.

Административные истцы Белич И.Л., Карапетьян В.В., Карапетьян Н.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебное заседание явилась представитель административных истцов Штумак О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, административные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

В судебное заседание явилась представитель административного ответчика Администрации города Ростова-на-Дону Галкина А.Е., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме.

Заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов, представителя заинтересованного лица в порядке ст. 150 КАС РФ.

Заслушав доводы и пояснения представителя административных истцов, представителя административного ответчика, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административных истцов неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из приведенного выше положения действующего процессуального закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и служащих незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.

Пунктом 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемогодействия(бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пунктом 11 указанной нормы закона закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемыедействия(бездействие).

Частью 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказыватьнезаконностьоспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересыадминистративногоистца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которыеадминистративныйистец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Как видно из материалов дела, Белич И.Л., Карапетьян В.В., Карапетьян Н.Н. являются собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру <адрес> на основании договора на передачу квартиры в долевую собственность от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

При этом, проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства, действовавшего на момент их издания и в месте издания.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ (ред. от 01.07.2017 года) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом о регистрации случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом о регистрации порядке.

В силу ст.ст. 16, 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав носит заявительный характер и проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, а также документов, подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход прав на недвижимое имущество.

ДД.ММ.ГГГГ года Белич И.Л., Карапетьян В.В., Карапетьян Н.Н. обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области с заявлениями о государственной регистрации права долевой собственности на Объект, на основании Договора передачи квартиры в долевую собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ года

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для ее осуществления, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом оснований для приостановления либо для отказа в государственной регистрации прав.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственным регистратором была проведена правовая экспертиза представленных для государственного кадастрового учета документов, по итогам которой было установлено следующее.

Согласно сведениям ЕГРН право оперативного управления за муниципальным казенным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ворошиловского района города Ростова-на-Дону на объект не зарегистрировано.

Положения п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона предусматривают приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, является основанием для приостановления их осуществления по решению государственного регистратора.

С учетом вышеизложенного осуществление действий по государственной регистрации с ДД.ММ.ГГГГ года было приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ года по инициативе регистратора на основании пункта п. 5.44 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

При этом, в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ года указаны причины приостановления государственной регистрации прекращения ограничений прав.

ДД.ММ.ГГГГ года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области было вынесено уведомление о прекращении государственной регистрации по причине, что согласно сведениям ЕГРН запись государственной регистрации права собственности за Муниципальным образованием города на Объект недвижимости отсутствует.

Таким образом, для государственной регистрации перехода права на объект, правообладателю объекта (муниципальному образованию г. Ростова-на-Дону) необходимо обратится с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости, с приложением соответствующих документов, подтверждающих наличие такого права и заявлением о переходе права к сторонам Договора.

В обоснование заявленных требований, административные истцы ссылаются на то, что бездействием Администрации г. Ростова-на-Дону, выразившимся в неподаче заявления о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - квартиру № 88, расположенную по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 12 с приложением соответствующих документов, подтверждающих наличие такого права и заявлением о переходе права к сторонам Договора, нарушены их права.

Вместе с тем, исходя из представленных в материалы настоящего дела документов (доказательств), административными истцами не доказано наличие нарушений их прав со стороны административного ответчика, поскольку в материалы дела не представлено доказательств обращения административных истцов к административному ответчику с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение и получение отказа в совершении указанных юридически значимых действий. Также административными истцами не представлено в материалы дела допустимых, относимых, достаточных и достоверных доказательств неполучения отказа со стороны административного ответчика на соответствующее заявление в установленные законом сроки, что могло быть приравнено к бездействию органа местного самоуправления.

Таким образом, административными истцами не доказано нарушение их прав и законных интересов со стороны административного ответчика, а также наличия либо создания административным ответчиком угрозы нарушения прав и законных интересов административных истцов, как это предусмотрено статьёй 218 КАС РФ.

Кроме того, исходя из предмета заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что Администрация города Ростова-на-Дону является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям в связи со следующим.

В соответствии с Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.2011 года № 138 «Об утверждении Положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону» к исключительным полномочиям Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону, являющегося отраслевым (функциональным) органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции по реализации полномочий по
проведению единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью, земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования «Город Ростов-на-Дону», как в пределах, так и за пределами его границ, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством) в пределах его границ, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в том числе, осуществление мероприятий по обращению в орган регистрации
прав с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении недвижимого имущества (за исключением вновь построенных объектов и жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальными казенными учреждениями «Управление жилищно-коммунального хозяйства» районов города Ростова-на-Дону), а также заявлением о государственной регистрации изменения, перехода, прекращения права муниципальной собственности, о постановке на кадастровый учет, снятии с кадастрового учета и о внесении изменений в сведения кадастрового учета в отношении муниципального недвижимого имущества города Ростова-на-Дону (за исключением жилых помещений, закрепленных на праве оперативного управления за муниципальными казенными учреждениями «Управление жилищно-коммунального хозяйства» районов города Ростова-на-Дону).

При этом со стороны административных истцов не представлено доказательств их обращения в Департамент с заявлением о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение и получение отказа в совершении указанных юридически значимых действий. Также не представлено в материалы дела допустимых, относимых, достаточных и достоверных доказательств неполучения
отказа со стороны Департамента на соответствующее заявление в установленные законом сроки, что могло быть приравнено к бездействию органа местного самоуправления.

С учетом изложенного, суд не находит оснований для признания незаконным бездействия Администрации г. Ростова-на-Дону, выразившиеся в неподаче заявления о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - квартиру , расположенную по адресу: <адрес> с приложением соответствующих документов.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица,государственногоили муниципального служащего иправалибо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая установленные судом фактические обстоятельства настоящего административного дела, а именно: отсутствие нарушения прав и законных интересов административных истцов оспариваемыми действиями (бездействием) Администрации города Ростова-на-Дону суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Белич И.Л., Карапетьян В.В., Карапетьян Н.Н. в данном случае не имеется.

Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Белич И.Л., Карапетьян В.В., Карапетьян Н.Н. к Администрации г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 января 2021 года.

Cудья Л.В. Захаренко

2а-452/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Карапетьян Вячеслав Владимирович
Карапетян Наталья Николаевна
Белич Игорь Леонидович
Ответчики
Администрация Ростова н/Д
Суд
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Захаренко Лариса Валерьевна
Дело на странице суда
leninsky.ros.sudrf.ru
17.11.2020Регистрация административного искового заявления
18.11.2020Передача материалов судье
18.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2020Рассмотрение дела начато с начала
17.12.2020Подготовка дела (собеседование)
25.12.2020Подготовка дела (собеседование)
25.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2021Судебное заседание
14.01.2021Судебное заседание
19.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее