Дело № 2–544/2024
УИД 25RS0013-01-2024-000486-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2024 г. <адрес>
Партизанский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Приказчиковой Г.А., при секретаре судебного заседания ФИО15, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11, ФИО12, действующей за себя и в интересах детей: ФИО13, <Дата> года рождения, ФИО14 Фёдоровны, <Дата> года рождения, к администрации Партизанского городского округа <адрес>, третьи лица: ФИО1, ФИО2, ФИО3, <Дата> года рождения, ФИО4, <Дата> года рождения, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, <Дата> года рождения, ФИО9, <Дата> года рождения, ФИО10, <Дата> года рождения, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд данным исковым заявлением к администрации Партизанского городского округа <адрес>, указав в обоснование, что ФИО11 является нанимателем квартиры по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения №___ от <Дата>
Вместе с нанимателем в договоре социального найма вселены следующие члены семьи: ФИО6, ФИО1, ФИО6, ФИО5, ФИО5, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО16, ФИО17
В настоящее время в указанной квартире зарегистрированы следующие лица: ФИО6 - с <Дата>, ФИО11 - с <Дата>, ФИО6 - с <Дата>, ФИО5 - с <Дата>, ФИО2 - с <Дата>, ФИО1 - с <Дата>, ФИО5 - с <Дата>, ФИО7 - с <Дата>, ФИО9 - с <Дата>, ФИО10 - с <Дата>, ФИО3 - с <Дата>, ФИО14 - с <Дата>, ФИО8 - с <Дата>, ФИО4 - с <Дата>.
В соответствии с Актом обследования помещения №___ от <Дата> и заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом №___ от <Дата>, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу на основании акта экспертизы №___Н от <Дата>.
В соответствии выводами Акта экспертизы №___Н от <Дата>, проведенной <Дата> ООО «Приморский экспертно-правовой Центр» по определению общего текущего технического состояния и процента физического износа жилого <адрес> в <адрес> края на предмет определения категории аварийности, ветхости и пригодности проживания, - в ходе проведения экспертного исследования установлено, что процент физического износа жилого <адрес> в <адрес> края составляет 75 %.
Исходя из совокупности признаков (по характерным дефектам, повреждениям), общее техническое состояние несущих конструкций (фундамента, стен и перекрытий) жилого <адрес> в <адрес> края, согласно «Рекомендаций по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам», оценивается как аварийное состояние, при котором существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций. Требуется немедленная разгрузка конструкций и устройство временных креплений, стоек, подпорок, ограждений опасной зоны. Ремонт в основном проводится с замены аварийных конструкций.
Техническое состояние ненесущих конструкций оценивается как ветхое.
В целом техническое состояние жилого <адрес> в <адрес> края в соответствии с положениями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» оценивается как аварийное. Категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
В соответствии с п. 33 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» в квартирах жилого <адрес> края наблюдается наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Нарушения санитарно-гигиенических требований к условиям проживания граждан (образование мохового налета, нарушение влажностных, температурных характеристик, повышенная теплопроводность).
Таким образом, в ходе проведения экспертного исследования установлено, что жилой <адрес> в <адрес> края в настоящий момент является непригодным для проживания, так как исследуемый дом находится в аварийном техническом состоянии, при котором наблюдается значительное снижение несущей способности дома и существует реальная угроза обрушения конструктивных элементов.
Согласно таблице №___ «Рекомендаций по оценке надежности строительных конструкций зданий и сооружений по внешним признакам», при аварийном техническом состоянии здания, стоимость восстановительного ремонта составляет 91%-130% от стоимости аналогического строения. Таким образом, восстановление исследуемого жилого дома путем проведения капитального ремонта, экономически нецелесообразно.
Ответчиком с момента признания спорного дома аварийным и подлежащим сносу и автоматического не включения его системой АИС «Реформа ЖКХ» в действующую аварийную программу, не предоставлено сведений о проводимых ими действиях с целью расселения жильцов данного аварийного дома. Кроме того, не включение спорного дома в действующую аварийную программу не снимает с ответчика обязанности по предоставлению проживающим в нем гражданам жилья в связи с признанием их жилья непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Из указанного ранее Акта экспертизы установлено, что жилой многоквартирный дом по адресу: <адрес>, представляют опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния.
Истцы просят предоставить им жилое помещение площадью не менее 49 кв.м, поскольку предоставление жилого помещения обусловлено признанием занимаемого по договору социального найма жилого помещения непригодным для проживания, истцам должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, то есть общей площадью не менее 49 кв.м.
Правовых оснований для освобождения администрации Партизанского городского округа <адрес> от исполнения законодательно возложенной обязанности не усматривается, поскольку сам факт проживания в аварийном доме является нарушением права истцов на жизнь и здоровье.
В <Дата> году истцы пытались собрать пакет документов для постановки в очередь в качестве малоимущих нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения, но поскольку третьи лица предоставили не полный пакет документов, они так и не смогли встать в очередь на учет. На их просьбы предоставить полный пакет документов, третьи лица самоустранились, игнорируют, имеют свою семью, проживают отдельно на съемных квартирах, отношения с истцами не поддерживают.
Полагают, что сам по себе факт того, что истцы не состоят в очереди в качестве малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, не может являться основанием для отказа в иске, учитывая имеющуюся реальную угрозу для жизни и здоровья истцов, продолжительное, практически 5 лет бездействие органа местного самоуправления, выразившееся в неосуществлении мер по переселению истцов из опасного для жизни жилого помещения.
В судебное заседание истцы не явились, просили рассмотреть дело в своё отсутствие, поддерживают исковые требования в полном объёме.
Представить ответчика – администрации Партизанского городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, посредством телефонограммы просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Партизанского городского округа <адрес>, поддерживает письменные возражения на иск, просит в удовлетворении иска отказать, так как дом по <адрес> в <адрес> был обследован межведомственной комиссией, на основании акта и заключения от <Дата> №___ указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___-па «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу», дом по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Срок расселения граждан был установлен до <Дата>.
В связи с тем, что указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу после <Дата>, он не вошел в Перечень домов, подлежащих переселению в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории Партизанского городского округа» на <Дата> годы, утвержденной постановлением администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___-па.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, значится в реестре муниципального жилого фонда Партизанского городского округа.
Заключением межведомственной комиссии №___ от <Дата> жилое помещение ФИО11 было признано непригодным для проживания и рекомендовано предоставить в администрацию Партизанского городского округа документы для постановки на учет в качестве малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения.
Ни ФИО11, ни кто-либо из членов ее семьи с вопросом о постановке на учет ни в <Дата> г., ни в <Дата> г., ни позже не обращались, документы не предоставляли, на учет поставлены не были.
В настоящее время предоставить благоустроенное жилое помещение ФИО11 на состав семьи из 14-ти человек, так как именно это количество зарегистрировано по указанному адресу и должно быть обеспечено жильем, не предоставляется возможным, т.к. в соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Никто из 14 человек на учете в качестве малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, не состоит. Объективная нуждаемость указанных граждан, зарегистрированных по указанному адресу, документально не подтверждена.
Третьи лица: ФИО5, ФИО6 ФИО7, действующая за себя и в интересах детей: ФИО8, <Дата> г.р., ФИО9, <Дата> г.р., ФИО10, <Дата> г.р., посредством телефонограмм просили рассмотреть дело в своё отсутствие.
Иные третьи лица в судебное заседание не явились при надлежащем извещении и времен и месте слушания дела.
Суд, исследовав материалы дела, в т.ч. письменные возражения, оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что <Дата> администрацией Партизанского городского округа (Наймодателем) с ФИО11 (Нанимателем) на основании выписки из протокола городской общественной комиссии по жилищным вопросам от <Дата> №___ заключен договор социального найма жилого помещения №___, согласно которому администрация Партизанского городского округа <адрес> предоставила ФИО11 и членам ее семьи квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 49,0 кв.м.
Согласно п.п. б п. 6 указанного договора, наниматель вправе вселить в установленном законодательством порядке в занимаемое жилое помещение иных лиц, разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов, сдавать жилое помещение в поднаем, осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения.
Из выписки из поквартирной карточки от <Дата> №___ следует, что в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрированы: ФИО11, <Дата> рождения, – с <Дата>, ФИО6, <Дата> рождения, – с <Дата>, ФИО6, <Дата> рождения, - с <Дата>, ФИО2, <Дата> рождения – с <Дата>, ФИО1, <Дата> рождения – с <Дата>, ФИО5, <Дата> рождения, – с <Дата>, ФИО7, <Дата> рождения, – с <Дата>, ФИО9, <Дата> рождения, – с <Дата>, ФИО10, <Дата> рождения, – с <Дата>, ФИО3, <Дата> рождения, – с <Дата>, ФИО14, <Дата> рождения, – с <Дата>, ФИО8, <Дата> рождения, – с <Дата>, ФИО4, <Дата> рождения, – с <Дата>
Квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности.
Согласно акту обследования помещения от <Дата> №___ межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, межведомственная комиссия посчитала, что на основании п. 33 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата> №___, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, следует признать аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, от <Дата> №___ межведомственная комиссия посчитала, что на основании п. 33 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата> №___, обследованный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, следует признать аварийным и подлежащим сносу, принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Истцы на учёте ни в качестве нуждающихся в жилом помещении как малоимущая категория граждан, ни в качестве внеочередного обеспечения жилым помещением в администрации Партизанского городского округа не состояли и не состоят.
Жилья в собственности истцы не имеют, равно как и не имеют права пользования иными жилыми помещениями.
Согласно акту экспертизы №___Н от <Дата> ООО «Приморский экспертно-правовой Центр», была проведена строительно-техническая экспертиза с целью определения общего текущего технического состояния жилого <адрес> в <адрес> края на предмет определения категории аварийности, ветхости, пригодности проживания, из выводов которой следует, что в ходе проведения экспертного исследования установлено, что процент физического износа жилого <адрес> в <адрес> края составляет 75%. Исходя из совокупности признаков (по характерным дефектам, повреждениям), общее техническое состояние несущих конструкций (фундамент, стены и перекрытия) жилого <адрес> в <адрес> края, оценивается как аварийное состояние, при котором существующие повреждения свидетельствуют о возможности обрушения конструкций. Требуется немедленная разгрузка конструкций и устройство временных креплений, стоек, подпорок, ограждений опасной зоны. Ремонт в основном проводится с заменой аварийных конструкций. Техническое состояние ненесущих конструкций оценивается как ветхое. В целом, техническое состояние жилого <адрес> в <адрес> края, оценивается как аварийное.
В соответствии с п. 33 «Положения о признании помещения жилым помещениям, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Постановлением Правительства РФ от <Дата> №___) в квартирах жилого <адрес> в <адрес> края наблюдается наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; нарушения санитарно-гигиенических требований к условиям проживания граждан (образование мохового налета, нарушение влажностных, температурных характеристик, повышенная теплопроводность).
Таким образом, установлено, что жилой <адрес> в <адрес> края, в настоящий момент является непригодным для проживания. При аварийном техническом состоянии здания, стоимость восстановительного ремонта составляет 91-130% от стоимости аналогичного строения. Таким образом, восстановление исследуемого жилого дома путем проведения капитального ремонта экономически нецелесообразно.
Постановлением администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___-па «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» дом по <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. Срок расселения граждан был установлен до <Дата>.
В связи с тем, что указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу после <Дата>, он не вошел в Перечень домов, подлежащих переселению в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проживающих на территории Партизанского городского округа» на <Дата> годы, утвержденной постановлением администрации Партизанского городского округа от <Дата> №___-па.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2).
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан Федеральный закон от <Дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Федеральный закон № 185-ФЗ) устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда является одним из условий участия субъекта в реализации указанного федерального закона и получения финансовой поддержки на её реализацию за счёт средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (п. 11 ч. 1 ст. 14, ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ).
Частью 3 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с данным федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населённого пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст.ст. 86 - 89 Жилищным кодексом РФ.
В силу ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 – 88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на таком учёте, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Федеральный закон № 185-ФЗ не относится к числу законов, на которые указывает отсылочная норма ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> №___ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, предоставление гражданам в связи с аварийностью занимаемого дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённом Президиумом Верховного Суда РФ <Дата>, также разъяснено, что в случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
При рассмотрении дела установлено, что <адрес> сам <адрес> в <адрес> края представляют опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния, вследствие чего суд считает заявленные требования подлежат удовлетворению.
Правовых оснований для освобождения администрации Партизанского городского округа <адрес> от исполнения законодательно возложенной обязанности суд не усматривает, поскольку сам факт проживания в аварийном доме является нарушением права истцов на жизнь и здоровье.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО11, ФИО12, действующей за себя и в интересах детей: ФИО13, <Дата> года рождения, ФИО14 Фёдоровны, <Дата> года рождения, - удовлетворить.
Обязать администрацию Партизанского городского округа <адрес> (ИНН №___) предоставить вне очереди ФИО11 (паспорт гражданина <данные изъяты>), ФИО12 (<данные изъяты>), ФИО13, <Дата> года рождения (свидетельство о рождении ФИО29 №___), ФИО14 Фёдоровне, <Дата> года рождения (свидетельство о рождении №___ №___), на состав семьи: ФИО11 (<данные изъяты>), ФИО12 (паспорт <данные изъяты>), ФИО13, <Дата> года рождения (свидетельство о рождении №___ №___), ФИО14 ФИО28, <Дата> года рождения (свидетельство о рождении №___ №___), ФИО1 (паспорт гражданина №___), ФИО2 <данные изъяты>), ФИО3, <Дата> года рождения (свидетельство о рождении №___ №___), ФИО4, <Дата> года рождения (свидетельство о рождении №___ №___), ФИО6 (<данные изъяты>), ФИО7 (<данные изъяты>), ФИО8, <Дата> года рождения (свидетельство о рождении №___ №___), ФИО9, <Дата> года рождения (свидетельство о рождении №___ №___), ФИО10, <Дата> года рождения (свидетельство о рождении №___ №___), благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 49,0 кв.м, расположенное на территории <адрес> городского округа <адрес>, взамен аварийного и подлежащего сносу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Партизанский городской суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Приказчикова Г.А.
Мотивированное судебное решение составлено <Дата>