Дело № 2а-1193/2022 (2а-6963/2021)
22RS0068-01-2021-010925-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2022 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего Васильевой Г.М.
при секретаре Ширяевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО3, к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Центрального района города Барнаула, администрации Центрального района города Барнаула, председателям комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Центрального района г.Барнаула ФИО4, ФИО1 о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 к комиссии по делам несовершеннолетних администрации Центрального района г.Барнаула о признании незаконным постановления № от 02.09.2021.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в соответствии с обжалуемым постановлением коллегиальным органом установлено, что в действиях несовершеннолетней ФИО3 формально усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.1 КоАП РФ, однако на момент совершения административного правонарушения ФИО3 не достигла возраста, с которого наступает административная ответственность, в связи с чем ФИО3 была отнесена категории несовершеннолетних, предусмотренных п.6 ч.1 ст.5 ФЗ от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в отношений которой необходимо проводить индивидуальную профилактическую работу. Указывает, что административное производство в отношений ФИО3 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, не согласны с мотивировочной частью определения, где указано, что в действиях ФИО3 формально усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.1 КоАП РФ. При этом обжалуемое постановление от 02.09.2021 основано на незаконных выводах определения о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.1 КоАП РФ. Несовершеннолетняя ФИО3 и её законный представитель ФИО2 не присутствовали на заседании комиссии.
Судом в процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены администрация Центрального района г.Барнаула, председатели комиссии по делам несовершеннолетних администрации Центрального района г.Барнаула ФИО4, ФИО1, в качестве заинтересованных лиц – прокуратура Алтайского края.
В судебном заседании административный истец ФИО2, ее представитель ФИО7 поддержали заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Административные ответчики: комиссия по делам несовершеннолетних администрации Центрального района г.Барнаула, администрация Центрального района г.Барнаула, председатели комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Центрального района г.Барнаула ФИО4, ФИО1, в судебное заседание не вились, извещены надлежащим образом. От председателей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Центрального района г.Барнаула ФИО4, ФИО1 представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Центрального района г.Барнаула в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором полагал, что не является заинтересованным лицом по делу.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом определено о рассмотрении административного дела при имеющейся явке.
Заслушав пояснения участников по делу, исследовав письменные материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление принято 02.09.2021, административное исковое заявление подано в суд посредством почтовой связи 01.12.2021, то есть в установленный законом срок.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Согласно части 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае» (далее – Закон Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС) в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае в соответствии с федеральным законодательством входят расположенные на его территории комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В силу статьи 5 Закона Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС деятельность системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается, в том числе на принципе законности.
Согласно части 1 статьи 7 комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Алтайского края осуществляют полномочия в соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995, законодательством Российской Федерации и законодательством Алтайского края.
Согласно пункту 5 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2013 № 995, порядок рассмотрения комиссиями материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, определяется законодательством субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законодательством.
Порядок рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Алтайского края материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях утвержден постановлением Правительства Алтайского края от 10.04.2018 № 114 (далее – Порядок).
Согласно пункту 10 Порядка о времени и месте заседания муниципальной комиссии извещаются несовершеннолетние, их родители или законные представители, прокурор, иные заинтересованные лица, в том числе инициировавшие рассмотрение материалов (дел), не менее чем за 2 дня до дня заседания.
При рассмотрении материалов (дела) муниципальная комиссия обязана всесторонне и полно исследовать материалы (дело), уточнить возраст несовершеннолетнего, условия его жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, послужившие поводом для рассмотрения материалов (дела), иные обстоятельства, относящиеся к данному делу и имеющие значение для принятия законного и объективного решения (пункт 11 Порядка).
В силу пункта 12 Порядка перед началом рассмотрения материала (дела) в ходе заседания муниципальной комиссии устанавливаются:
явка членов муниципальной комиссии на заседание в целях установления кворума, необходимого для принятия решения муниципальной комиссией;
явка лиц, участвующих в деле.
Принимается решение о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, в надлежащем порядке уведомленных о проведении заседания муниципальной комиссии, в том числе о возможности вынесения итогового решения (постановления) в заочном порядке.
Согласно пункту 14 Порядка рассматривая поступившие материалы (дело), муниципальная комиссия заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей, законных представителей, иных лиц.
Таким образом, по общему правилу муниципальная комиссия рассматривает материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях, в присутствии несовершеннолетних и их законных представителей.
При этом в силу пункта 13 Порядка материалы (дело) могут быть рассмотрены в отсутствие лиц, в отношении которых они поступили, при условии повторного надлежащего извещения указанных лиц.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 16 Порядка по результатам рассмотрения материалов (дела) муниципальная комиссия принимает решение об отложении рассмотрения материалов (дела).
Решение муниципальной комиссии принимается в форме постановления (пункт 20 Порядка).
Между тем, как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 02.09.2021 комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Центрального района г.Барнаула проведено заседание по рассмотрению материала в отношении несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ее семьи, проживающей по адресу: .....
По результатам рассмотрения принято постановление №, которым несовершеннолетняя ФИО3 и ее семья признаны находящимися в социально опасном положении и организации с ними комплексной индивидуальной профилактической работы, органам и учреждениям системы профилактики постановлено организовать с несовершеннолетней и ее семьей индивидуальную программу реабилитации и адаптации семьи и несовершеннолетней.
Согласно представленным материалам, рассмотрение проводилось в отсутствии несовершеннолетней и ее законного представителя.
Как следует из ответов комиссии по делам несовершеннолетних администрации Центрального района г.Барнаула на запросы суда, законный представитель несовершеннолетней ФИО3 – ФИО2 о заседании комиссии по рассмотрению вышеуказанного материала извещалась письмом № от 23.08.2021, которое было направлено ей посредством почтовой связи и получено 31.08.2021, то есть менее чем за 2 дня до заседания комиссии.
В извещении о времени и месте заседания комиссии по делам несовершеннолетних администрации Центрального района г.Барнаула указано, что ФИО2 вызывается для рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 04.06.2021 № в отношении несовершеннолетней ФИО3
Вместе с тем, из содержания данного извещения не следует, что ФИО2 вызывалась для рассмотрения вопроса о признании несовершеннолетней ФИО3 и ее семьи находящимися в социально опасном положении и организации с ними комплексной индивидуальной профилактической работы.
Сведения об извещении несовершеннолетней ФИО3 в материалах отсутствуют.
Несмотря на указанные обстоятельства, комиссией не было отложено заседание по рассмотрению материалов с целью повторного надлежащего извещения участвующих лиц.
Таким образом, судом установлено, что комиссией по делам несовершеннолетних администрации Центрального района г.Барнаула при рассмотрении 02.09.2021 материалов в отношении несовершеннолетней ФИО3 допущены существенные нарушения Порядка рассмотрения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных районов и городских округов Алтайского края материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях, утвержденного постановлением Правительства Алтайского края от 10.04.2018 №.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Вынесение оспариваемого постановления в отсутствии несовершеннолетней и ее законного представителя безусловно влечет нарушение их прав, поскольку данные лица были лишены права на защиту, подвергнуты мерам профилактики.
При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии по делам несовершеннолетних администрации Центрального района г.Барнаула № от 02.09.2021 является судом незаконным.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в полном объеме.
Признание постановления незаконным приведет к восстановлению прав административного истца, поскольку повлечет невозможность его исполнения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░ № ░░ 02.09.2021.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░