УИД 55RS0033-01-2021-000176-19
Дело № 12-13/2021г.
РЕШЕНИЕ
15 марта 2021 года р.п. Таврическое
Таврический районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Гартунг Н.И.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Обходской Т.В.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ООО «Огородное» Колесник О.Г. на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Колесник О.Г. по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, Колесник О.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
В жалобе на принятое начальником Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области постановление, Колесник О.Г. указала на несогласие с ним, неверное применение норм материального права, а именно положений Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле». Также, допущено нарушение правил назначения наказания, предусмотренных статьей 4.1.1 КоАП РФ, которое привело к неправильному разрешению дела и не отвечает требованиям статьи 24.1 КоАП РФ. При вынесении решения по делу об административном правонарушении МИФНС № 6 также не учтен факт отсутствия причинения Обществом вреда охраняемым общественным отношениям, а также на причинении какого-либо ущерба бюджету. Считает необходимым признать незаконным и отменить постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 6 по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Колесник О.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель Межрайонной ИФНС № 6 по Омской области в судебном заседании участия не принимал, в письменном отзыве полагает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, постановление законно и обоснованно.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами за пределами территории Российской Федерации, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории Российской Федерации, а также валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля).
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резидентами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 части 1 настоящей статьи.
Ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций установлены статьей 14 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Случаи, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, также перечислены в части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", - перечень этих случаев является исчерпывающим.
Расчеты по выплате работодателем - резидентом работнику - нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках, либо без использования переводов электронных денежных средств.
Согласно статье 25 Федерального закона от 10.12.2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (абзац первый).
ООО «Огородное» (Работодатель) в <адрес> заключило трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином Таджикистана Рахмонов Ю.С. (Работник). В соответствии с указанным договором Работник принимается в ООО «Огородное» в качестве овощевода. Договор заключен до окончания срока действия патента – по ДД.ММ.ГГГГ.
ООО «Огородное» (Работодатель) в <адрес> заключило трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ с гражданином Таджикистана Бозоров Т.Б. (Работник). В соответствии с указанным договором Работник принимается в ООО «Огородное» в качестве овощевода. Договор заключен до окончания срока действия патента – по ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение обязательств по трудовому договору ООО «Огородное» осуществляло выплату заработной платы в кассе организации наличными денежными средствами по платежной ведомости № от ДД.ММ.ГГГГ Рахмонов Ю.С. в сумме 4500 рублей, Бозоров Т.Б. в сумме 3600 рублей.
Согласно решения № единственного участника ООО «Огородное» от ДД.ММ.ГГГГ, решено: назначить на должность директора ООО «Огородное» Колесник О.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Административный орган, установив, что валютные операции в виде выплаты заработной платы осуществлены без открытия счета физическим лицам в уполномоченном банке, сделал вывод о нарушении руководителем общества требований статьи 14 Федерального закона от 10.12.2013 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", составил протокол по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела инспекцией вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Колесник О.Г. по вышеуказанной норме КоАП с назначением административного наказания в виде административного штрафа.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Колесник О.Г., как руководитель предприятия, надлежаще исполнила свои обязанности по соблюдению требований валютного законодательства и ею проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения. Доказательств, подтверждающих отсутствие у должностного лица реальной возможности соблюсти требования действующего валютного законодательства, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах в действиях должностного лица усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Совокупность условий для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ отсутствует.
Также оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не установлено, признание малозначительным правонарушения, посягающего на законодательство о валютном регулировании в части порядка расчетов между резидентами и нерезидентами, не представляется возможным, поскольку совершение такого правонарушения подрывает основы государственности, влечет наступление общественно опасных последствий, обусловленных невозможностью осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в пределах санкции ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о законности постановления и назначении наказания в виде административного штрафа.
При указанных выше обстоятельствах, оснований для отмены либо изменения постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении к административной ответственности Колесник О.Г. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии данного решения с подачей жалобы через Таврический районный суд Омской области.
Судья Н.И. Гартунг