Решение по делу № 2а-112/2021 от 11.01.2021

Дело № 2а-112/2021

     РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дубовка                                                            24 февраля 2021 года

               Дубовский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Генералова А.Ю.,

при секретаре судебного заседания Курилюк М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Волгоградской области к Примакову Виктору Егоровичу о взыскании пени по транспортному налогу,

установил:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Волгоградской области (далее по тексту Межрайонная ИФНС России № 5 по Волгоградской области) обратился в суд административным иском к административному ответчику Примакову В.Е. с требованиями взыскать пени, начисленные в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога: за 2014 год в размере 5842 рубля 84 копейки; за 2015 год в размере 1368 рублей 68 копеек.

При подаче административного искового заявления в обосновании заявленных требований административным истцом указано, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области состоит административный ответчик Примаков В.Е., который является плательщиком транспортного налога. Объектами налогообложения по транспортному налогу в 2014 году являлись транспортные средства: <данные изъяты> Задолженность по транспортному налогу сложилась по начислениям за 214 год. В налоговом уведомлении № от 19 апреля 2015 года содержалось требование об уплате налога не позднее 01 октября 2015 года, однако Примаков В.Е. данную обязанность не исполнил, в связи с чем ему было направлено требование об уплате налога № 582402 от 09 октября 2015 года, в котором было указано о наличии задолженности в размере 67403 рубля и пени 446 рублей 66 копеек. На момент выставления требования налог оплачен не был, 01 октября 2015 года поступил платёж в размере 10000 рублей, остальная сумма налога была уплачена 10 августа 2017 года. 10 июля 2019 года было сформировано требование об уплате налога № в которое вошло требование об уплате пени в размере 5842 рубля 84 копейки. В 2015 году за Примаковым В.Е. были зарегистрированы транспортные средства: <данные изъяты>. В налоговом уведомлении № от 27 апреля 2017 года содержалось требование об уплате налога не позднее 22 июня 2017 года, однако Примаков В.Е. данную обязанность не исполнил, в связи с чем ему было направлено требование об уплате налога № от 14 сентября 2017 года, в котором было указано о наличии задолженности в размере 31184 рубля и пени 776 рублей 48 копеек. На момент выставления требования налог оплачен не был, сумма налога была уплачена 19 марта 2018 года. 10 июля 2019 года было сформировано требование об уплате налога № в которое вошло требование об уплате пени в размере 592 рубля 20 копеек. Требование об уплате пени налогоплательщик не исполнил. Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области заявление о вынесении судебного приказа подано в установленный НК РФ шестимесячный срок. Определением мирового судьи судебного участка № 125 Волгоградской области от 08 июля 2020 года судебный приказ № отменен в связи с поступившими возражениями налогоплательщика.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

Административный ответчик Примаков В.Е., его представитель- адвокат Примакова И.В. в судебное заседание не явились, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела.

Судом на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ было определено рассмотреть дело в отсутствии представителя административного истца МИ ФНС России № 5 по Волгоградской области, административного ответчика Примакова В.Е., его представителя Примаковой И.В.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу п. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Пунктом 1 ст. 44 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В судебном заседании установлено, что на учёте МИФНС России № 5 по Волгоградской области состоит налогоплательщик Примаков В.Е., который является плательщиком транспортного налога.

Объектами налогообложения, согласно налогового уведомления № <данные изъяты>. Согласно налогового уведомления налог был выставлен за 2014 года и должен был быть уплачен не позднее 01 октября 2015 года (л.д. 20).

Установлено, что Примакову В.Е. в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014 год было направлено налоговое требование № от 09 октября 2015 года с требованием об уплате вышеуказанного транспортного налога и пени со сроком уплаты до 29 октября 2015 года (л.д. 19).

Согласно налогового уведомления № <данные изъяты>. Согласно налогового уведомления налог был выставлен за 2015 года и должен был быть уплачен не позднее 22 июня 2017 года (л.д. 17).

Установлено, что Примакову В.Е. в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2015 год было направлено налоговое требование № от 14 сентября 2017 года с требованием об уплате вышеуказанного транспортного налога и пени со сроком уплаты до 30 октября 2017 года (л.д. 16).

В связи с тем, что транспортный налог за 2014 года был уплачен 10 августа 2017 года, за 2015 года - 19 марта 2018 года административным истцом была исчислена пени: 5842 рубля 84 копейки за 2014 год, 776 рублей 48 копеек и 592 рубля 20 копеек за 2015 год (л.д. 13-15).

Требование об уплате пени № 41929 от 10 июля 2019 года в срок до 5 ноября 2019 года было направлено Примакову В.Е. 23 июля 2019 года (л.д.10-11, 12).

Так как требование об уплате пени Примаковым В.Е. не было исполнено, Межрайонная ИФНС России № 5 по Волгоградской области обратилась 22 июня 2020 года к мировому судье судебного участка № 125 Волгоградской области с заявлением о вынесении судебного приказа (л.д. 34-35), который был вынесен 22 июня 2020 года (л.д.36) и отменён определением от 8 июля 2020 года.

Суд исследовав материалы дела считает, что оснований для взыскания с Примакова В.Е. пени, начисленные в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога: за 2014 год в размере 5842 рубля 84 копейки; за 2015 год в размере 1368 рублей 68 копеек удовлетворению не подлежит в связи со следующими обстоятельствами.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу п. 1, 3 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее одного года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3000 рублей (п.1). Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (п. 3).

Как уже указано выше в требовании об уплате пени № от 10 июля 2019 года был установлен срок уплаты до 5 ноября 2019 года.

Таким образом, срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа истек 6 июня 2020 года, при этом заявление о выдаче судебного приказа было подано 22 июня 2020 года, то есть за пределами установленного шестимесячного срока.

    В силу правовой позиции изложенной в Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утверждённого президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года судам необходимо иметь в виду, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 47 НК РФ) с учетом разъяснений, данных в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Как указано выше транспортный налог транспортный налог за 2014 года был уплачен 10 августа 2017 года, за 2015 года - 19 марта 2018 года, тогда административному истцу стало известно задолженности по пени.

При этом часть задолженности по пени по уплате транспортного налога за 2014 год выставлена требованием № от 09 октября 2015 года, а часть задолженности по пени по уплате транспортного налога за 2015 год выставлена требованием № от 14 сентября 2017 года, общее требование об уплате пени в связи с нарушением срока уплаты транспортного налога по задолженностям за 2014 год и за 2015 года выставлено только 10 июля 2019 года, с нарушением положений срока направления требований об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку, предусмотренного ст. 70 НК РФ.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу правовой позиции нашедшей отражение в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 года « О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Административный истец об уважительном пропуске срока исковой давности не заявлял, пропуск срока на предъявление требований служит самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска при отсутствии уважительных причин к его восстановлению.

Административным истцом не приведены исключительные обстоятельства, которые бы препятствовали налоговому органу обратиться в суд с иском в течение установленного законом срока.

Таким образом, по мнению суда отсутствуют основания для удовлетворения требования о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога, ввиду пропуска истцом срока для предъявления требования о взыскании пени.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290, 293 КАС РФ,

решил:

в требовании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Волгоградской области к Примакову Виктору Егоровичу о взыскании пени, начисленные в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога: за 2014 год в размере 5842 (пять тысяч восемьсот сорок два) рубля 84 копейки; за 2015 год в размере 1368 (одна тысяча триста шестьдесят восемь) рублей 68 копеек, отказать.

На решение в течение месяца может быть подана жалоба в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.

Мотивированный текст решения изготовлен 1 марта 2021 года.

Судья: подпись                                  А.Ю. Генералов

2а-112/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 5 по Волгоградской области
Ответчики
Примаков Виктор Егорович
Другие
Примакова Ирина Валентиновна
Суд
Дубовский районный суд Волгоградской области
Судья
Генералов Александр Юрьевич, 380
Дело на сайте суда
dub.vol.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация административного искового заявления
11.01.2021Передача материалов судье
13.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2021Подготовка дела (собеседование)
28.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2021Судебное заседание
01.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее