Решение по делу № 2-967/2018 от 27.02.2018

Дело №2-967/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 августа 2018 года г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., с участием представителя истца Данько В.Е., представителя ответчика Погодиной Н.А., представителя третьего лица Павловой Н.В., при секретаре Беженар Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шепеля В. А. к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании права на включение в список нуждающихся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Шепель В.А. обратился в Кстовский городской суд с настоящим иском, в обоснование которого ссылается на то, что он был уволен с военной службы 07 мая 1996 г. в связи с организационно-штатными мероприятиями (приказ командующего фронтовой авиацией № ОНО от 07.05.1996), а с 18 июня 1996 года исключен из списков личного состава войсковой части 22560 (приказ командира в/ч 22560 от 04.06.1996 г.).

На момент окончания военной службы его выслуга лет в календарном исчислении составляла 12,5 лет.

Согласно п. 6 ст. 15 Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (действовал на момент окончания военной службы) граждане, уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при обшей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Таким образом, при увольнении с военной службы он имел право на получение жилого помещения от органов местного самоуправления по избранному месту жительства в силу действовавшего на тот момент законодательства.

Местом жительства он избрал Кстовский район Нижегородской области, что подтверждается наличием соответствующей регистрации по месту жительства.

Вместе с тем, документы, подтверждающие его право на обеспечение жильем, не сохранились (письмо военного комиссариата Нижегородской области от 29.06.201" № 32/2562). Восстановить их не представляется возможным, так как войсковая часть, из которой он увольнялся, в настоящий момент ликвидирована.

Полагает, что право на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении в очередь офицеров запаса у него не утрачено.

В п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 1999 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.12.1999) отражено, что из п. 4 ст. 6 указанного выше Закона не следует, что правом выбора постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ военнослужащие обладают только непосредственно при увольнении. В данной норме не указано, что такое заявление должно быть подано в период наличия статуса военнослужащего и с соблюдением какого-либо срока на подачу заявления.

Таким образом, реализовать свои жилищные права он может не только при увольнении с военной службы, но и через несколько лет после увольнения.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.

Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших словия контракта, также имеющего публично-правовой характер (п.2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.10.2012 N 21-П).

В настоящий момент порядок обеспечения жильем бывших военнослужащих изменился. Вместе с тем, Конституционный Суд РФ неоднократно отмечал, что «вводя новое правовое регулирование, законодатель должен был исходить как из недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан, так и из требования предсказуемости законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса и действенности государственной защиты наполняющих его прав, т.е. в том, что возникшее у них на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2000 года N 13-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П и от 5 апреля 2007 г. N 5-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 года М 415-0, от 27 июня 2005 года N 231-0 и от 1 декабря 2005 года М 428-0).

Таким образом, произошедшие изменения в правовом регулировании не умоляют его права на постановку на учет нуждающихся в жилом помещении в очередь офицеров запаса.

Согласно п. 7 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей (утв. Постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 N 193) до 1998 года право на получение бывшими военнослужащими льгот по жилищному обеспечению подтверждалось удостоверениями, которые выдавались воинскими частями или местными органами военного управления. Вместе с тем, как указано в последнем абзаце п. 7 названного Положения о льготах, «в случаях, когда льготы могут быть предоставлены на основании имеющихся данных, они должны предоставляться и без указанных удостоверений».

Таким образом, отсутствие у него указанного удостоверения не умоляет его жилищных прав.

Жильем по линии Минобороны РФ или от органов местного самоуправления он не обеспечивался, какого-либо жилья не имеет.

Полагает, что для дальнейшей реализации его жилищных прав необходимо признание за ним права на включение в список нуждающихся в улучшении жилищных условий офицеров запаса по избранному им месту жительства - Кстовский муниципальный район Нижегородской области.

Истец просит признать за Шепелем В. А. право на включение в список нуждающихся в улучшении жилищных условий офицеров запаса по избранному месту жительства - Кстовский муниципальный район Нижегородской области.

Истец Шепель В.А. в судебное заедание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его представитель Данько В.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Погодина Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. На основе рапорта и представленных в соответствии с п. 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Указанные условия не соблюдены, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица Павлова Н.В. в судебном заседании поддержала доводы ответчика.

Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие и об отказе в удовлетворении иска.

Представители ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения», ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения», Администрации Ближнеборисовского сельсовета, Министерства социальной политики Нижегородской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела Шепель В.А. проходил военную службу в ВС РФ с 10.08.1983 года.

Приказом Командующего фронтовой авиацией от 07.05.1996 года в соответствии с Законом «О воинской обязанности Ии военной службе» досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по ст. 49 ч.2 п. «а» в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Согласно представлению к увольнению выслуга лет по состоянию на 01.01.1996 года составляет календарная 12 лет 6 месяцев, в льготном исчислении 19 лет 6 месяцев.

Исключен из списков личного состава части с 18.06.1996 года.

В соответствии со ст.33 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» поступил на военную службу по контракту 28.11.1996 года, с 21.08.1997 года исключен из списков личного состава в/части по п. «в» ч.2 ст.49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Шепель В.А. с 19.12.1996 года зарегистрирован по адресу: (адрес обезличен).

Согласно сведениям Министерства обороны РФ в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, Шепель В.А. не состоит.

В имеющейся в Департаменте автоматизированной базе «Учет» расформированного 159 Управления (жилищного обеспечения) ГлавКЭУ Министерства обороны Российской Федерации сведений о принятии Шепеля В.А. в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении ему жилья не имеется.

Дополнительно сообщается, что какие-либо документы (справки, протоколы, сопроводительные письма), связанные с жилищным обеспечением Шепеля В.А. в Департамент не передавались.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за достойную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Жилищное обеспечение военнослужащих ввиду их особого правового статуса осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

Государство рассматривает военнослужащих как специальных субъектов жилищных правоотношений. Право на обеспечение жилыми помещениями военнослужащих- специальное право военнослужащих на жилище, обусловленное действием норм специального (военного) законодательства в области обеспечения жилищных прав военнослужащих, установлением в законодательстве (в том числе и на конституционном уровне) в отношении военнослужащих особого (специального) порядка реализации права на жилище, распространяющегося только на них, наличием у военнослужащего особого правового положения (статуса), заключающегося в снабжении данной категории граждан жильем на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством.

Федеральный закон от 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также предусматривает, как ряд государственных гарантий и компенсаций, так и ряд ограничений, в том числе в сфере реализации жилищных прав указанных лиц.

Право на жилище военнослужащих закреплено статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с указанной статьей данного Закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок реализации военнослужащим права на обеспечение жилым помещением на момент увольнения Шепеля В.А. с военной службы был урегулирован Законом РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», Законом СССР от 12.10.1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности», Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденным Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 г. № 285, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20.01.1960 № 74 «О трудоустройстве и материально - бытовом обеспечении военнослужащих, увольняемых из Вооруженных Сил СССР в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР», Положением о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.02.1981 № 193, а также совместным постановлением ЦК КПСС.

Согласно пункта 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», пункта 12 Приказа Министра обороны СССР от 10.11.1975 г. № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», действовавшим на период увольнения истца в запас, функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства осуществляли органы местного самоуправления. Соответственно учет нуждающихся в получении жилого помещения и последующее обеспечение жильем возлагались на местные органы власти, куда уволенному в период до 1 января 2005 г. военнослужащему необходимо было обратиться для реализации своих жилищных прав.

Шепель В.А. был уволен из рядов вооруженных сил и исключен из списков части до 01.01.2005 года (21.08.1997 года).

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в этом пункте, определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила).

Согласно пп. «а» п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации (п. 13 Правил).

На основе рапорта и представленных в соответствии с п. 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (п. 14 Правил).

Военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (п. 17 Правил).

Таким образом, необходимым условием реализации права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства является обращение военнослужащего в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий и постановка военнослужащего на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Судом принимается во внимание, что истцом в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о подаче им рапорта до увольнения с военной службы о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения в избранном месте жительства, и постановки его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения (нуждающегося в улучшении жилищных условий) по избранному месту жительства.

В соответствии с действующим законодательством ни одно имущественное право, провозглашенное Конституцией РФ, в том числе и право на жилище, не является безусловным. Данное право регламентировано и реализуется в соответствии с действующим законодательством.

При таких обстоятельствах исковые требования Шепеля В.А. удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, данные обстоятельства не препятствуют реализации прав истца на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления по месту жительства.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Шепелю В. А. в удовлетворении иска к администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области о признании права на включение в список нуждающихся в улучшении жилищных условий офицеров запаса по избранному месту жительства отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья(подпись) А.Х.Водяницкая

Копия верна:

Судья:

Секретарь:

2-967/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шепель В.А.
Шепель Виктор Андреевич
Ответчики
администрация Кстовского муниципального района
Другие
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения"
Войсковая часть 3797
Данько В.Е.
Министерство социальной политики Нижегородской области
ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения"
Данько Виктор Евгеньевич
Министерство Обороны РФ
Военный комиссариат Нижегородской области
администрация Ближнеборисовского сельсовета
Суд
Кстовский городской суд Нижегородской области
Дело на сайте суда
kstovsky.nnov.sudrf.ru
27.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2018Передача материалов судье
01.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2018Подготовка дела (собеседование)
13.03.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.04.2018Предварительное судебное заседание
17.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2018Судебное заседание
14.06.2018Судебное заседание
08.08.2018Судебное заседание
06.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Подготовка дела (собеседование)
30.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.04.2020Предварительное судебное заседание
30.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее