РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2019 года г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи А.С. Поляковой,

при секретаре Т.И. Миличенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2670/2019 по административному исковому заявлению Воронцову Алексею Николаевичу к Министерству здравоохранения Иркутской области, Областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Братская городская больница № 5» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом и оказывать бесплатную медицинскую услугу по лечению препаратом в необходимом объеме,

УСТАНОВИЛ:

Воронцов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству здравоохранения Иркутской области, Областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Братская городская больница № 5», в котором просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Иркутской области, выраженное в необеспечении Воронцова А.Н. лекарственным препаратом Терипаратид в необходимом объеме; обязать Министерство здравоохранения Иркутской области по жизненным показателям бесплатно обеспечивать Воронцова А.Н. лекарственным препаратом терипаратид в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями; обязать областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Братская городская больница №5» оказывать Воронцову А.Н. бесплатную медицинскую услугу по лечению препаратом терипаратид в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями.

В обоснование своих требований указал на то, что с 1985 года у него диагностировано тяжелое заболевание <данные изъяты> которое проявляется, в том числе, сильнейшими и очень болезненными судорогами. В качестве лечения в то время ему был назначен препарат паратериодин, выпуск которого был прекращен с 1990 года. По назначению врачей он принимал препараты <данные изъяты>, однако улучшения самочувствия не было. Приступы нестерпимых судорог продолжались постоянно. Лечение в городе Братске (ОГАУЗ «Братская городская больница №5») к улучшению состояния не приводило.

В 2016 году он обратился за медицинской помощью в Иркутскую областную больницу, где ему назначили препарат <данные изъяты>. В июне 2017 года он приехал в Иркутск на повторное обследование. Врач-эндокринолог Л.Ж. ничего нового ему не назначил, порекомендовал увеличить дозу назначенных ранее препаратов в 2-3 раза. Однако, и это ему не помогало. Судороги не переставали.

В 2018 году он принял решение обратиться за помощью в Национальный Исследовательский Центр Эндокринологии Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва, ул. Дмитрия Ульянова,11). В период с 12 по 21 сентября 2018 года находился на обследовании в отделении нейроэндокринологии и остеопатии. В ходе обследования были проведены многочисленные исследования. Вопрос лечения <данные изъяты> тяжелого течения с выраженной <данные изъяты> рассматривался на Врачебной комиссии 20 сентября 2018 года во главе с директором Института клинической эндокринологии, академиком РАН П.Р., на котором было принято решение о необходимости терапии Терипаратидом в дозе <данные изъяты> в сутки подкожно ежедневно в течение не менее двух лет.

Врачебная комиссия ЭНЦ рекомендовала по жизненным показаниям обеспечение препаратом паратгормона - Терипаратид <данные изъяты> за счет средств региона. В выписке *** от 21.09.2018 из протокола заседания врачебной комиссии *** от 20.09.2018, подписанной председателем врачебной комиссии директором института эндокринологии академиком РАН П.Р., прямо указано, что единственно возможным методом лечения является назначение ему препарата Терипаратида в дозе <данные изъяты>, в течение не менее двух лет. Препарат зарегистрирован на территории Российской Федерации. Решение было принято единогласно, особых мнений членов врачебной комиссии не высказано.

По возвращению в город Братск он обратился к лечащему врачу-эндокринологу ОГАУЗ «Братская городская больница №5» Г.О., передал ей копии выписного эпикриза и выписку из протокола заседания врачебной комиссии ФГБУ «Национальный Медицинский Исследовательский Центр Эндокринологии» (Москва), рассказал, что использованный в Москве препарат терипаратид ему очень хорошо помог.

По его вопросу было проведено заседание врачебной комиссии под председательством зам. главного врача по клинико-экспертной работе В.А. Согласно протоколу от 26.10.2018 *** комиссия после изучения рекомендаций ЭНЦ решила назначить ему препарат паратгормона Терипаратид в дозе <данные изъяты>. На прием препарата терипаратид он дал письменное добровольное информированное согласие. Оно было оформлено в этот же день, 26.10.2018. Препарат Терипаратид был приобретен ОГАУЗ «Братская городская больница №5» за бюджетные средства.

Согласно протоколу от 19.11.2018 *** комиссия решила назначить ему препарат Терипаратид (препарат Паратгормона) <данные изъяты>

При этом, в обоих протоколах (от 26.10.2018 и от 19.11.2018) врачебной комиссии указано, на отсутствие стандарта оказания первичной медико-социальной помощи по данному заболеванию для взрослых - такой стандарт не утверждался. В протоколах указывается, что препарат «Терипаратид», входящий в Перечень жизненно необходимых и важнейших доказал свою клиническую эффективность для лечения его заболевания.

После указанных заседаний врачебных комиссий он проходил лечение в дневном стационаре ОГАУЗ «Братская городская больница №5» в период с 19 по 26 ноября 2018 года, в ходе которого врачи вводили ему препарат Терипаратид, что подтверждается заключением лечащего врача-эндокринолога Г.О., за счет бюджетных средств.

Согласно выписке из истории болезни от 26.11.2018 по результатам проведенного недельного лечения, его состояние улучшилось, судорог в мышцах рук и ног не было. Рекомендовано продолжать принимать препарат Терипаратид.

В дальнейшем в протоколе *** от 06.12.2018 комиссия указала, что медицинские работники ОГАУЗ «Братская городская больница №5» не имеют права назначить препарат Терипаратид, поскольку в инструкции по его применению отсутствует его заболевание. Другими словами, несмотря на все ранее принятые этими же врачами решения, несмотря на объективно доказанное улучшение его состояния, несмотря на рекомендации ЭНЦ (Москва), а также на то, что Терипаратид является единственно возможным и жизненно-необходимым для него препаратом, врачи отказали ему в бесплатном лечении данным препаратом. Устно ему пояснили, что деньги на приобретение этого препарата выделяет Министерство здравоохранения Иркутской области и что ему нужно обратиться туда. Причина в этом его высокая стоимость (стоимость препарата около 25 тысяч рублей - на один месяц).

В апреле 2019 года по направлению ОГАУЗ «Братская городская больница №5» он прошел очередное обследование в эндокринологическом отделении ГБУЗ «Иркутская ордена «Знак Почета» Областная клиническая больница» (664079, г. Иркутск, микрорайон Юбилейный, 100). По результатам обследования в выписке из медицинской карты, подписанной заведующим отделением эндокринологии В.С., указано: «В настоящее время медицинская документация пациента Воронцова Алексея Николаевича направлена на повторную консультацию в ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России для получения повторного заключения на подтверждение терапии терипаратидом, после чего медицинская документация пациента будет передана в Министерство здравоохранения Иркутской области для решения вопроса об обеспечении пациента Воронцова Алексея Николаевича препаратом терипаратид. Данная тактика согласована с МЗ Иркутской области».

Однако, указанные выводы ответчика в письме-отказе от 24.05.2019 полностью противоречат нормам материального права. Так, в части 5 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прямо указано: «Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии».

До настоящего времени от врачей ОГАУЗ «Братская ГБ №5», деньги на приобретение для него препарата Министерством здравоохранения так и не выделены, необходимым ему для жизни препаратом не обеспечен.

Таким образом, в течение уже более полугода Министерство здравоохранения бездействует, чем ставит под угрозу его жизнь и здоровье. Его лишь убеждают, что нужно подождать. ОГАУЗ «Братская городская больница №5», в свою очередь, в отсутствие выделенных Министерством здравоохранения Иркутской области средств не оказывает ему необходимую медицинскую услугу по лечению заболевания препаратом терипаратид.

Лекарственный препарат Терипаратид входит в перечень лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 10 декабря 2018 года №2738 «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Он желает, чтобы его обеспечивали препаратом Терипаратид в необходимом объеме, вводили подкожно в больнице по месту его жительства - то есть в ОГАУЗ «Братская ГБ №5» бесплатно, поскольку являясь неработающим пенсионером (ДД.ММ.ГГГГ), он не в состоянии его приобрести за свой счет.

В судебном заседании Воронцов А.Н., его представитель по письменному заявлению Кусков А.В. административный иск поддержали по доводам и основаниям, изложенным в иске, просят суд удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» по доверенности Хохлова М.А. административный иск не признала, в письменных возражениях указала, что пациент Воронцов А.Н. наблюдается в поликлинике ОГАУЗ «Братская городская больница №5» с 1985 года. После самостоятельного посещения ЭНЦ «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» в г. Москва и прохождения стационарного лечения 11.10.2018 пациент Воронцов А.Н. обратился к врачу-эндокринологу Г.О. с заключением ВК и выписным эпикризом из истории болезни *** от 21.09.2018 из «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» (ЭНЦ, г. Москва), в которых было рекомендовано «по жизненным показаниям необходимо обеспечение препаратом паратгормона-терипаратид <данные изъяты> в счет средств региона...». Учитывая рекомендации, указанные в представленном заключении ВК ЭНЦ, выписном эпикризе из истории болезни *** и состояние пациента, заключением врачебной комиссии ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» от 26.10.2018 (протокол ВК ***) по жизненным показаниям пациенту был назначен препарат Терипаратид для лечения заболевания <данные изъяты> в условиях стационара дневного пребывания, где он и прошел курс лечения данным препаратом в период с 19.11.2018 по 26.11.2018.

Для решения вопроса о возможности обеспечить выписку данного препарата для применения в амбулаторных условиях в дальнейшем бесплатно, как инвалиду 3-ей группы, пациент вновь был направлен на врачебную комиссию, заседание которой проведено 06.12.2018 (Протокол ВК ***). На заседании врачебной комиссии было принято во внимание следующее.

Стандарт оказания первичной медико-санитарной помощи при данном заболевании не утверждён, клинические рекомендации в России не утверждены, в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 6.2. ФЗ № 178 от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи», обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения... В отсутствие утверждённого стандарта врач при назначении лечения руководствуется медицинскими показаниями для назначения лекарственных препаратов.

В соответствии с ч. 5 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний...

В соответствии с подп. 6 п. 6.1 Приказа МЗ РФ от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», медицинским работникам запрещается выписывать рецепты на лекарственные препараты при отсутствии медицинских показаний.

Согласно ст. 36.1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственного препарата при отсутствии медицинских показаний, зарегистрированных в официальной инструкции по применению лекарственного препарата, может иметь место в рамках клинической апробации. Медицинская помощь в рамках клинической апробации оказывается при наличии заключений этического комитета и экспертного совета уполномоченного федерального органа исполнительной власти. В адрес ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» заключения этического комитета и экспертного совета на проведение клинической апробации пациентом Воронцовым А.Н. не представлено.

В официальной инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «Терипаратид», размещённой на сайте МЗ РФ в ГРЛС, такое заболевание как <данные изъяты> не включено в показания к применению.

С учетом перечисленных выше требований законодательства, решение о назначении препарата Терипаратид пациенту Воронцову А.Н. врачебной комиссией было изменено. Решение о назначении препарата Терипаратид, принятое ранее на заседании врачебной комиссии от 26.10.2018, отменено и принято решение о направлении письма в адрес ЭНЦ «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» президенту Н.И. в г. Москва.

07.12.2018 письменное обращение было направлено к президенту «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» Н.И. с просьбой пересмотреть лечение, назначенное пациенту Воронцову А.Н., с учётом того, что в медицинской организации по месту жительства могут назначаться лекарственные препараты только в соответствии с показаниями, указанными в официальной инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата.

23.01.2019 получен ответ, из которого следует, препарат должна назначать врачебная комиссия лечебного учреждения.

21.02.2019 было проведено заседание врачебной комиссии по рассмотрению вопроса об оказании медицинской помощи, в том числе о назначении терапии в связи с заболеванием Воронцову А.Н. Врачебной комиссией принято решение об отсутствии правовых оснований в силу действующего законодательства для назначения Воронцову А.Н. препарата терипаратид; с учетом неэффективности проводимой до указанной даты терапии решено направить пациента на консультацию областного специалиста-эндокринолога в поликлинику ГБУЗ «Иркутская ордена «Знак почета» областная клиническая больница», а также направить на госпитализацию в ЭНЦ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии».

11.03.2019 получено приглашение на госпитализацию в отделение эндокринологии ГБУЗ ИОКБ на 08.04.2019. Согласно выписке из медицинской карты *** ИОКБ от 19.04.2019, пациент Воронцов А.Н. прошел обследование и курс лечения с 08.04.2019 по 19.04.2019. Медицинская документация пациента направлена по линии телемедицины на повторную консультацию в ФГБУ ЭНЦ «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» Миздрава России для получения повторного заключения на подтверждение терапии Терипаратидом от 2019 года, после чего медицинская документация пациента будет передана в министерство здравоохранения Иркутской области для решения вопроса об обеспечении пациента препаратом терипаратид.

На сегодняшний день пациент Воронцов А.Н. наблюдается у врача-эндокринолога и регулярно получает на льготных условиях для лечения заболевания «<данные изъяты> лекарственные препараты. В адрес ОГАУЗ «Братская городская больница №5» поступило приглашение на госпитализацию Воронцова А.Н. в ЭНЦ «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» на 11.12.2019.

Полагает, что со стороны ОГАУЗ «Братская городская больница №5» приняты все возможные меры в рамках действующего законодательства по лечению заболевания <данные изъяты> у пациента Воронцова А.Н.

Представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие, согласно письменному отзыву, административный иск не признает, указав в обоснование, что лекарственный препарат Терипаратид входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год (Приложение № 1), и входит в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Приложение № 2) распоряжения Правительства Российской Федерации 10.12.2018 № 2738-р.

Воронцов А.Н., согласно представленным документам является инвалидом 3 группы и согласно ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-Ф3 «О государственной социальной помощи» имеет право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами по рецептам на льготных условиях за счет федерального бюджета в соответствие с Перечнем ОНЛП, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Стандарт оказания первичной медико-санитарной помощи не разработан. Клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи при данном заболевании отсутствуют (не разработаны).

Исходя из анализа документов, лекарственный препарат Терипаратид назначен к применению во время стационарного лечения Воронцова А.Н. в ФГБУ «Национальный исследовательский центр эндокринологии» министерства здравоохранения РФ».

Протоколом ВК ОГАУЗ «Братская городская больница №5» от 26.10.2018 *** пациенту Воронцову А.Н. был назначен лекарственный препарат Терипаратид в условиях стационара дневного пребывания, где он прошел курс лечения в период с 19.11.2018 по 26.11.2018.

В официальной инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «Терипаратид», размешенной на сайте Министерства здравоохранения РФ, такое заболевание как <данные изъяты>» не включено в показания к применению данного препарата.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» стандарт медицинской помощи включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов в соответствия с инструкцией по применению лекарственного препарата, является единственным официальным источником информации о лекарственном препарате, его показаниях, противопоказаниях и иных свойствах, связанных с его применением.Назначение лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата осуществляется при всех формах оказания медицинской помощи: амбулаторной, стационарной (включая круглосуточный и дневной стационар), скорой и неотложной.

Письмом Минздравсоцразвития России от 24.11.2011 года № 14-3/10/2-11668 «О стандартах медицинской помощи» даны разъяснения по назначению лекарственных препаратов, в частности,указано, что лекарственные препараты для медицинского применения, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, назначаются по показаниям, для применения в соответствии с инструкцией по применению лекарственною препарата. При назначении лекарственных препаратов детям доза определяется с учетом массы тела, возраста    и в соответствии    с инструкцией по применению лекарственного препарата. Суточные курсовые дозы лекарственных препаратов могут быть изменены по медицинским показаниям с учетом инструкции по применению.

Согласно пункту 11 Приказа № 37-мпр основаниями для отказа обеспечения лекарственными препаратами являются: а) представление недостоверных сведений и (или) неполного перечня документов, б) несоответствие заявителей категории граждан, указанных в пункте 4 настоящего Положения; в) отсутствие медицинских показаний или наличие медицинских противопоказаний к назначению данного лекарственного препарата, указанных в инструкции по его применению; г) назначение лекарственных препаратов из-за индивидуальной непереносимое, но не обусловленное жизненными показаниями, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи; д) наличие назначаемого лекарственного препарата в соответствующем стандарте оказания медицинской помощи; е) несоответствие представленных документов требованным, указанным в пункте 5 настоящего Положения.

В данном случае, в соответствии действующей официальной инструкцией по
медицинскому применению в официальной инструкции по медицинскому применению
лекарственного препарата «Теринаратит», размещенной на сайге Министерства здравоохранения РФ и ГРЛС, такое заболевание как <данные изъяты> не включено в показания к применению данного препарата.

Учитывая изложенное, обеспечить Воронцова А.Н. лекарственным препаратом Терипаратид за счет средств федерального бюджета (программа ОНЛП) и областного бюджета (Приказ 37-мпр) не предоставляется возможным.

Однако, министерством здравоохранения Иркутской области совместно с ОГАУЗ «Братская городская больница №5» в интересах Воронцова А.Н. по вопросу обеспечения лекарственным препаратом Терипаратид в пределах компетенции проведена следующая работа: направлены письменные обращения министерства здравоохранения Иркутской области, ОГАУЗ «Братская городская больница №5» к Президенту «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» Н.И. с просьбой пересмотреть лечение, назначенное пациенту Воронцову А.Н., с учётом того, что в медицинской организации по месту жительства могут назначаться лекарственные препараты только в соответствии с показаниями, указанными в официальной инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата, Министерством здравоохранения Иркутской области поручено ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» направить пациента на консультацию областного специалиста-эндокринолога в поликлинику ГБУЗ «Иркутская ордена «Знак почета» областная клиническая больница».

Так, 21.02.2019 ОГАУЗ «Братская юродская больница № 5» было проведено заседание Врачебной комиссии по рассмотрению вопроса об оказании медицинской помощи, в том числе о назначении терапии в связи с заболеванием Воронцова А.Н., на котором принято решение об отсутствии правовых оснований в силу действующего законодательства назначения Воронцову А.Н. препарата «Терипаратид»; с учетом неэффективности проводимой до указанной даты терапии комиссии ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» решено направить пациента на консультацию областную специалиста-эндокринолога в поликлинику ГБУЗ «Иркутская ордена «Знак почета» областная клиническая больница» (далее ГБУЗ ИОКБ), а также на госпитализацию в ЭНЦ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии)».

11.03.2019 получено приглашение на госпитализацию в отделение эндокринологии ГБУЗ ИОКБ па 08.04.2019. Согласно выписке из медицинской карты *** ГБУЗ ИОКБ от 19.04.2019, пациент Воронцов А.Н, прошел обследование и курс лечения с 08.04.2019 по 19.04.2019.

Медицинская документация пациента направлена по линии телемедицины на повторную консультацию в ФГБУ ЭНЦ «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» Минздрава России для получения повторного заключения на подтверждение терапии «Терипаратнд» на 2019 год.

В настоящее время пациенту Воронцову А.Н. назначено лечение заболевания, исходя из показаний по медицинскому применению лекарственных препаратов при данном заболевании.

Воронцов А.Н. приглашен на госпитализацию ЭНЦ «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» на 11.12.2019.

16.05.2019 в министерстве здравоохранения Иркутской области состоялось видеоселекторное совещание с Министерством здравоохранения Российской Федерации, в ходе которого было озвучено, что в настоящее время Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с федеральными учреждениями здравоохранения прорабатывается вопрос и возможности назначения и обеспечения пациентов по месту жительства лекарственными препаратами по показаниям, не упомянутым в инструкции по применении) (off-label), включая вопрос о внесении соответствующих и изменений в действующее законодательство.

Представители заинтересованных лиц – Территориального органа Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения по Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явились, будучи извещены.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты предусмотреть определенные гарантии и льготы для отдельных категорий граждан.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан определены в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

В силу ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: … инвалиды.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги, в том числе: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Судом установлено, что Воронцов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом 3 группы по общему заболеванию, бессрочно, в соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ имеет право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами по рецептам на льготных условиях за счет федерального бюджета в соответствие с Перечнем ОНЛП, утвержденным Правительством Российской Федерации. С 1985 года Воронцов А.Н. наблюдается в ОГАУЗ «Братская городская больница №5» с диагнозом «<данные изъяты>». Указанные обстоятельства административными ответчиками не оспаривались.

Как следует из выписного эпикриза из истории болезни *** Воронцов А.Н. находился в ЭНЦ «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» в г. Москва в период с 12.09.2018 по 21.09.2018 в отделении <данные изъяты>. По итогам обследования и лечения рекомендовано: по жизненным показаниям необходимо обеспечение препаратом паратгормона – Терипаратид <данные изъяты> за счет средств региона.

Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии *** от 20.09.2018, врачебная комиссия, рассмотрев назначения пациенту Воронцову А.Н., пришла к выводу, что единственно возможным методом лечения данного пациента является назначение Терипаратида <данные изъяты>, в течение не менее двух лет. Препарат зарегистрирован на территории РФ. Решение принято единогласно. Особых мнений членов врачебной комиссии не высказано.

Протоколами врачебной комиссии ОГАУЗ «Братская городская больница №5» от 26.10.2018 ***, от 19.11.2018 ***, на основании диагноза Воронцова А.Н., неэффективности проводимой ранее терапии большими дозами препаратов <данные изъяты>, клинически доказанной эффективности применения препарата Терипаратид у данного пациента и отсутствия нежелательных явлений при его применении на протяжении с 20.09.2018 по настоящее время, с учетом наличия препарата Терипаратид в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов ля медицинского применения на 2018 года, выписного эпикриза из истории болезни ***, заключения врачебной комиссии *** от 20.09.2018, а также наличия согласия пациента на лечение препаратом Терипаратид при назначении не в соответствии с официальной инструкцией по применению лекарственного препарата, Воронцову А.Н. был назначен препарат Терипаратид <данные изъяты>

Так, на основании указанного решения *** от 20.09.2018 врачебной комиссии ЭНЦ «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» в г. Москва, выписного эпикриза из истории болезни *** от 21.09.2018, в которых Воронцову А.Н. рекомендовано по жизненным показаниям обеспечение препаратом паратгормона-терипаратид <данные изъяты> в счет средств региона, учитывая рекомендации, указанные в представленном заключении ВК ЭНЦ, выписном эпикризе из истории болезни *** и состояние пациента, заключением врачебной комиссии ОГАУЗ «Братская городская больница № 5» от 26.10.2018 (протокол ВК ***) по жизненным показаниям пациенту был назначен препарат Терипаратид для лечения заболевания <данные изъяты> в условиях стационара дневного пребывания, где он и прошел курс лечения данным препаратом в период с 19.11.2018 по 26.11.2018, что подтверждается выпиской из истории болезни ***.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 9 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Обеспечение лекарственными препаратами, в рамках реализации программы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами (далее - ОНЛП), осуществляется в соответствии с утвержденной министерством здравоохранения Иркутской области заявкой медицинских организаций муниципальных образований на лекарственные препараты, при этом ч. 2 статьи 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-Ф3 «О государственной социальной помощи», которая дает отсылочную норму на Приложение № 2 Распоряжения Правительства Российской Федераций от 10.12.2018 № 2738-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2019 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (далее Перечень ОНЛП), утвержденными стандартами оказания медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе лечения при соответствующем заболевании у льготополучателя и рекомендациями врачей - специалистов.

Обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Иркутской области, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, за счет средств областного бюджета осуществляется на основании приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 15.03.2013 № 37-мпр (далее - Приказ № 37-мпр).

Лекарственный препарат терипаратид входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год (Приложение № 1), и входит в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Приложение № 2) распоряжения Правительства Российской Федерации 10.12.2018 № 2738-р.

Правом на обеспечение лекарственными препаратами обладают граждане Российской Федерации, проживающие на территории Иркутской области, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям), имеющие право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 106-оз «О социальной поддержке отдельных групп населения в оказании медицинской помощи в Иркутской области» и (или) Федеральным законом от 17.07.1999 № 171-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Обеспечение лекарственными препаратами на основании приказа № 37-мпр осуществляется в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата, по решению врачебной комиссии медицинской организации при наличии заключения главного (ведущего) специалиста эксперта по профилю заболевания.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе, зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункт 2 части 4 статьи 37 Закона № 323-ФЗ). Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть 5 названной статьи).

В силу части 3 статьи 80 Закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи (пункт 1); назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям (пункт 2).

Пунктом 3 части 5 статьи 80 Закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются, в том числе, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики (часть 7 статьи 80 Закона № 323-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон № 178-ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесены следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 данного закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 1); организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (пункт 3).

Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 4.1 Закона № 178-ФЗ полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 2 указанной статьи).

В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Закона № 178-ФЗ инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается, в том числе, такая социальная услуга, как обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 1 части 1 статьи 6.2 названного закона).

Пунктом 3 примечаний к Стандарту установлено, что граждане, имеющие в соответствии с Законом № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Так, для решения вопроса о возможности обеспечить выписку данного препарата для применения в амбулаторных условиях в дальнейшем бесплатно, как инвалиду 3-ей группы, Воронцов А.Н. вновь был направлен на врачебную комиссию, заседание которой проведено 06.12.2018.

Вместе с тем, как следует из протокола врачебной комиссии *** от 06.12.2018, комиссия пришла к выводу о том, что медицинские работники ОГАУЗ «Братская городская больница №5» не имеют права назначать препарат Терипаратид для лечения заболевания «<данные изъяты>». В обоснование данного решения комиссия указала на то, что в официальной инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «Терипаратид», размещённой на сайте МЗ РФ в ГРЛС, такое заболевание как <данные изъяты>» не включено в показания к применению. Принято решение о направлении письма в адрес ЭНЦ «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» президенту Н.И. в г. Москва.

В ходе судебного заседания по делу в качестве свидетеля была допрошена У.Д. – заместитель главного врача поликлиники, которая указала на то, что она являлась членом врачебной комиссии (протокол от 26.10.2018 ***). У Воронцова А.Н. имеется диагноз: <данные изъяты> он состоит на учете в поликлинике с 1985 года. Лекарственный препарат Терипаратид назначен к применению во время стационарного лечения Воронцова А.Н. в ФГБУ «Национальный исследовательский центр эндокринологии» министерства здравоохранения РФ». Ранее по назначению врачей пациент принимал препараты <данные изъяты>, однако улучшения самочувствия не было. Лечение было неэффективным.

У.Д. подтвердила, что на основании диагноза Воронцова А.Н., неэффективности проводимой ранее терапии большими дозами препаратов <данные изъяты>, клинически доказанной эффективности применения препарата Терипаратид у данного пациента и отсутствия нежелательных явлений при его применении на протяжении с 20.09.2018 по настоящее время, с учетом наличия препарата Терипаратид в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов ля медицинского применения на 2018 года, выписного эпикриза из истории болезни ***, заключения врачебной комиссии *** от 20.09.2018, а также наличия согласия пациента на лечение препаратом Терипаратид при назначении не в соответствии с официальной инструкцией по применению лекарственного препарата, Воронцову А.Н. был назначен препарат Терипаратид в <данные изъяты>. Воронцов А.Н. прошел курс лечения данным препаратом в период с 19.11.2018 по 26.11.2018.

Терипаратид действительно необходим Воронцову А.Н. по жизненным показаниям для лечения заболевания «идиопатический гипопаратиреоз», его применение дает положительную динамику в лечении заболевания Воронцова А.Н., его состояние здоровья действительно улучшается. Однако, решением врачебной комиссии от 06.12.2018 административному истцу было отказано в назначении указанного препарата только на том основании, что в официальной инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «Теринаратит», заболевание - <данные изъяты> не включено в показания к применению данного препарата.

Так, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что действительно, в соответствии действующей официальной инструкцией по медицинскому применению в официальной инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «Теринаратит», размещенной на сайте Министерства здравоохранения РФ и ГРЛС, такое заболевание как <данные изъяты> не включено в показания к применению данного препарата.

В связи с чем, 07.12.2018 административным ответчиком было направлено письменное обращение к президенту «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» Н.И. (исходящий ***) с просьбой пересмотреть лечение, назначенное пациенту Воронцову А.Н., с учётом того, что в медицинской организации по месту жительства могут назначаться лекарственные препараты только в соответствии с показаниями, указанными в официальной инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата.

23.01.2019 получен ответ, из которого следует, согласно п. 4.7 Приказа от 05.05.2012 № 502Н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации» врачебная комиссии принимает решение о назначении лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, при наличии медицинских показаний (по жизненным показаниям).

21.02.2019 (протокол заседания *** от 21.02.2019) было проведено заседание врачебной комиссии по рассмотрению вопроса об оказании медицинской помощи, в том числе о назначении терапии в связи с заболеванием Воронцову А.Н. Врачебной комиссией принято решение об отсутствии правовых оснований в силу действующего законодательства для назначения Воронцову А.Н. препарата терипаратид; с учетом неэффективности проводимой до указанной даты терапии решено направить пациента на консультацию областного специалиста-эндокринолога в поликлинику ГБУЗ «Иркутская ордена «Знак почета» областная клиническая больница», а также направить на госпитализацию в ЭНЦ «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии».

07.03.2019 посредством эл. почты в адрес ГБУЗ «Иркутская ордена «Знак почета» областная клиническая больница» был направлен пакет документов по пациенту Воронцову А.Н.

11.03.2019 получено приглашение на госпитализацию в отделение эндокринологии ГБУЗ ИОКБ на 08.04.2019. Согласно выпискеиз медицинской карты *** ИОКБ от 19.04.2019, пациент Воронцов А.Н. прошел обследование и курс лечения с 08.04.2019 по 19.04.2019. Медицинская документация пациента направлена по линии телемедицины на повторную консультацию в ФГБУ ЭНЦ «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» Миздрава России для получения повторного заключения на подтверждение терапии терепаратидом от 2019г., после чего медицинская документация пациента будет передана в министерство здравоохранения Иркутской области для решения вопроса об обеспечении пациента препаратом терипаратид.

В настоящее время Воронцову А.Н. назначено лечение заболевания, исходя из показаний по медицинскому применению лекарственных препаратов при данном заболевании.

Воронцов А.Н. приглашен на госпитализацию ЭНЦ «Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии» на 11.12.2019.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

Согласно Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» стандарт медицинской помощи включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов в соответствия с инструкцией по применению лекарственного препарата.

Инструкция входит в состав регистрационного досье препарата, согласовывается с Минздравом Российской Федерации в рамках процедуры государственной регистрации, выдается одновременно с регистрационным удостоверением с указанием на ней даты государственной peгистрации и регистрационного номера.

Инструкция лекарственного препарата составляется в соответствии с общей характеристикой лекарственного препарата для медицинского применения, содержащей официальную информацию о лекарственном препарате для медицинского применения, предназначенную для медицинских работников в целях правильного назначения лекарственного препарата и контроля за его применением, являющейся основным источником информации для медицинских работников о безопасном и эффективном использовании лекарственного препарата. Инструкция составляется на основании данных о медицинском применении, полученных в ходе доклинических и клинических
исследований, пост-регистрационного опыта применения.

Письмом Минздравсоцразвития России от 24.11.2011 года № 14-3/10/2-11668 «О стандартах медицинской помощи» даны разъяснения по назначению лекарственных препаратов, в частности, в письме указано, что лекарственные препараты для медицинского применения, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, назначаются по показаниям, для применения в соответствии с инструкцией по применению лекарственною препарата.

Согласно пункту 11 Приказа № 37-мпр основаниями для отказа обеспечения лекарственными препаратами являются: а) представление недостоверных сведений и (или) неполного перечня документов; б) несоответствие заявителей категории граждан, указанных в пункте 4 настоящего Положения; в) отсутствие медицинских показаний или наличие медицинских противопоказаний к назначению данного лекарственного препарата, указанных в инструкции по его применению; г) назначение лекарственных препаратов из-за индивидуальной непереносимое, но не обусловленное жизненными показаниями, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи; д) наличие назначаемого лекарственного препарата в соответствующем стандарте
оказания медицинской помощи; е) несоответствие представленных документов требованным, указанным в пункте 5 настоящего Положения.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Анализируя представленные письменные материалы дела, объяснения сторон, суд приходит к выводу, что административные ответчики в ходе судебного разбирательства не оспаривали, что назначенный Воронцову А.Н. препарат Терипаратид входит в перечень жизненных необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, и назначен решением врачебной комиссии по жизненным показаниям.

Согласно статье 80 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются: 1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; 2) специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.

При оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

Приведенными положениями нормативных правовых актов усматривается, что с учетом наличия инвалидности, лекарственное обеспечение административного истца должно осуществляться из средств федерального бюджета в порядке, предусмотренном специальными актами.

Оказание медицинской помощи такого характера производится на основании Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а на территории субъекта Российской Федерации - в рамках принимаемой территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, формируемую согласно требованиям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Из приведенных норм Закона следует, что в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи бесплатно осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов при оказании специализированной помощи в условиях стационара (статья 80 Закона).

Как указывалось ранее, в данном случае, стандарт оказания первичной медико-санитарной помощи не разработан, клинические рекомендации по оказанию медицинской помощи при данном заболевании отсутствуют (не разработаны).

При этом, Терипаратид входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год (Приложение № 1), и входит в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций (Приложение № 2) распоряжения Правительства Российской Федерации 10.12.2018 № 2738-р.

Как следует из медицинских документов, решений врачебных комиссий, выписок из историй болезней административного истца, Терипаратид, в данном случае, доказал свою клиническую эффективность для лечения его заболевания - <данные изъяты>

Вместе с тем, в официальной инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «Терипаратид», размешенной на сайте Министерства здравоохранения РФ, такое заболевание как <данные изъяты> не включено в показания к применению данного препарата, что явилось основанием для отказа Воронцову А.Н. в назначении и обеспечении даны лекарственным препаратом.

Между тем, в силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Таким образом, в силу прямого указания части 15 статьи 37 Закона № 323-ФЗ, указанное обстоятельство влечет возможность назначения и применения «Терипаратид» по жизненным показаниям и по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 данного закона.

Часть 2 статьи 48 Закона № 323-ФЗ определяет, что врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по

иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н, пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по жизненным показаниям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

В силу пункта 2 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Министерство здравоохранения Иркутской области осуществляет свою деятельность на основании Положения о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2010 года № 174-пп (далее - Положение № 174-пп) и является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, а также управлению в области охраны здоровья граждан на территории Иркутской области.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 178-ФЗ полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.. .

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Воронцовым А.Н. были предприняты необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка назначения ему жизненно важного лекарственного препарата Терипаратид и обеспечения данным препаратом, однако Министерство здравоохранения Иркутской области и ОГАУЗ «Братская городская больница №5» уклонились от действий по решению вопроса о назначении и обеспечении административного истца требуемым лекарственным препаратом бесплатно за счет средств федерального бюджета. В связи с чем, бездействие Министерства здравоохранения Иркутской области, выраженное в необеспечении Воронцова Алексея Николаевича лекарственным препаратом Терипаратид в необходимом объеме следует признать незаконным.

При этом, отсутствие утвержденных Стандартов медицинской помощи для лечения заболевания Воронцова А.Н. - <данные изъяты> отсутствие в инструкции к препарату Терипаратид указаний на лечение данного заболевания при наличии клинически подтвержденных положительных результатов его применения, назначения его пациенту врачебной комиссией по жизненным показаниям не может служить основанием ограничения права административного лица на получение качественной бесплатной медицинской помощи.

На основании изложенного, учитывая, что Воронцов А.Н. являясь инвалидом, подлежит лекарственному обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственные препараты, препарат Терипаратид входит в перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе, лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядка формирования таких перечней, суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения Иркутской области по жизненным показателям бесплатно обеспечивать Воронцова Алексея Николаевича лекарственным препаратом терипаратид в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями, а также обязать областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Братская городская больница №5» оказывать Воронцову Алексею Николаевичу бесплатную медицинскую услугу по лечению препаратом терипаратид в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №5» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                          ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-2670/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронцов Алексей Николаевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Иркутской области
ОГАУЗ "Братская городская больница № 5"
Другие
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии"
Территориальный орган Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения по Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Министерства здравоохранения РФ
Суд
Братский городской суд Иркутской области
Судья
Полякова Анжелика Сергеевна
Дело на сайте суда
bratsky.irk.sudrf.ru
16.07.2019Регистрация административного искового заявления
16.07.2019Передача материалов судье
18.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2019Судебное заседание
02.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2020Регистрация административного искового заявления
31.03.2020Передача материалов судье
31.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.03.2020Судебное заседание
31.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2020Дело оформлено
29.01.2020Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее