Решение по делу № 2-693/2022 от 05.08.2022

УИД 61RS0061-01-2022-001031-07

Дело № 2-693/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

10 октября 2022 года ст. Вешенская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Романова С.А.,

при секретаре Власовой О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Шолоховского района Лопарева А.А.,

представителя ответчика МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» - Тимофеевой Л.Н.,

представителя ответчика – Администрации Шолоховского района Русакова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шолоховского района Ростовской области Белевцова В.В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Белогорский детский сад №4 «Ивушка», Администрации Шолоховского района Ростовской области, заинтересованному лицу - отделу образования администрации Шолоховского района Ростовской области – «Об обязании МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» принять меры по антитеррористической безопасности объекта образования»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шолоховского района Ростовской области Белевцов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Белогорский детский сад №4 «Ивушка», Администрации Шолоховского района Ростовской области, заинтересованному лицу - отделу образования администрации Шолоховского района Ростовской области – «Об обязании МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» принять меры по антитеррористической безопасности объекта образования»,

В исковом заявлении указано, что прокуратурой Шолоховского района во исполнение задания прокуратуры области от 25.03.2022 № 27-22/ВнН4522-22 проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными организациями района требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся и воспитанников в образовательных организациях района, в том числе в части соблюдения требований законодательства об антитеррористической безопасности объектов образования.

В ходе проверки в деятельности МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» выявлены факты непринятия мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта в соответствии с установленной категорией опасности.

В ходе проверки установлено, что МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» по результатам проведения категорирования объектов образования присвоена 4 категория опасности. При этом, что вопреки требованиям подп. «д» и «м» п. 24 Требований образова­тельные объекты (территории) названной школы не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также не оснащены системами наружного освещения.

С целью устранения перечисленных нарушений прокурором района в адрес заведующего отделом образования администрации Шолоховского района 25.04.2022 внесено представление, из ответа на которое следует, что работа по устранению недостатков антитеррористической безопасности ведется в рамках выделенного финансирования (ответ на представление от 25.05.2022 № 480).

Вместе с тем согласно информации отдела образования администрации Шолоховского района от 01.08.2022 № 104.09.0/515 выявленные прокуратурой района нарушения фактически не устранены.

Также в ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» резервный источник электроснабжения отсутствует, электроснабжение осуществляется лишь через электросеть от одного внешнего источника, что может повлиять на устойчивую и бесперебойную работу технических средств безопасности.

При этом отсутствие в образовательной организации второго независимого резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии может привести к чрезвычайным ситуациям, массовому нарушению прав обучающихся и персонала учреждения на защиту жизни, здоровья и имущества.

С целью устранения перечисленных нарушений прокурором района в адрес заведующего отделом образования администрации Шолоховского района 23.06.2022 внесено представление, из ответа от 22.07.2022 № 104.09.0/470 на которое следует, что при разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт объектов образования в обязательном порядке будет предусматриваться резервный источник питания.

Согласно информации отдела образования администрации Шолоховского района от 01.08.2022 № 104.09.0/515 выявленные прокуратурой района нарушения фактически не устранены.

Воспитанники МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» в силу возраста самостоятельно не могут защитить свои интересы в целях обеспечения безопасных условий обучения, в связи с чем прокурор пользуется своим правом на обращение в суд в защиту прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц, учащихся в школе.

В связи с изложенным прокурора Шолоховского района Белевцов В.В. просил:

1. Обязать МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» в срок до 01.03.2023 обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористичес­кой защищенности объектов (территории) путем:

- оборудования объектов (территории) образовательного организации системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,

- оснащения объектов (территории) школы системами наружного освещения;

- оборудования объектов образовательной организации резервным источником электроснабжения.

- 2. Обязать администрацию Шолоховского района принять меры к финансированию мероприятий по оборудованию объектов (территории) МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащению объектов (территории) школы системами наружного освещения; оборудованию объектов образовательного организации резервным источником электроснабжения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шолоховского района Ростовской области Лопырев А.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» Тимофеева Л.Н. в судебном заседании признала исковые требования в части, указав, что МБОУ «Вёшенская СОШ» в настоящее время принимаются меры к устранению выявленных нарушений, но в связи с тем, что для выполнения данных работ необходимы значительные денежные средства, к 01.03.2022 году они не смогут выполнить данное требование и просила установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2022. Кроме того, по их мнению они не обязаны обеспечивать МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» резервным источником электроснабжения.

Представитель ответчика Администрации Шолоховского района Русаков С.А. судебном заседании признал исковые требования в части, указав, что МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» в настоящее время принимаются меры к устранению выявленных нарушений, но в связи с тем, что для выполнения данных работ необходимы значительные денежные средства, к 01.03.2022 году они не смогут выполнить данное требование и просил установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2022. Кроме того, по их мнению они не обязаны обеспечивать МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» резервным источником электроснабжения.

Заинтересованное лицо - отдел образовании администрации Шолоховского района, будучи уведомленным о дате и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствии, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, установил следующее.

Прокуратурой Шолоховского района во исполнение задания прокуратуры области от 25.03.2022 № 27-22/ВнН4522-22 проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными организациями района требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся и воспитанников в образовательных организациях района, в том числе в части соблюдения требований законодательства об антитеррористической безопасности объектов образования. (л.д. 9-13)

В ходе проверки в деятельности МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» выявлены факты непринятия мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта в соответствии с установленной категорией опасности, а именно отсутствуют системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения; системы наружного освещения; резервный источник электроснабжения.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ).

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в
том числе, на принципе приоритета мер предупреждения терроризма
(ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии
терроризму».

Согласно п. 6 ст. 3 Закон №35-Ф3 антитеррористическая защищенность
объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения,
сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей,
препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом
массового пребывания людей понимается территория общего пользования
поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек.

В силу п. п. 18, 19 ст. 2 Закона № 273-Ф3 под образовательной
организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на
основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая
организация создана; под организацией, осуществляющей обучение, -
юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Согласно пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-Ф3 к компетенции
образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся
материально-техническое обеспечение образовательной деятельности,
оборудование помещений в соответствии с государственными и местными
нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, федеральными
государственными требованиями, образовательными стандартами, создание
необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно ч. 7 указанной статьи образовательная организация несет
ответственность в установленном законодательством Российской Федерации
порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной
организации.

В силу п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Закона № 273-Ф3 охрана здоровья
обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во
время пребывания в организации, осуществляющей образовательную
деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением
оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к вопросам местного значения
муниципального района относится участие в профилактике терроризма и
экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий
проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закон № 131-Ф3 в целях решения
вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений,
муниципальных районов, городских округов, городских округов с
внутригородским делением и внутригородских районов обладают
полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений,
осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных
казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской
Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009,
следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является
обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности
потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе
критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также
мест массового пребывания людей.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения относятся материально - техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование - помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В силу с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. п. 1,7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации» (далее - Требования).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5 Требований).

Подпунктами «д» и «м» п. 24 Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, помимо прочего, следующие мероприятия:

д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;

Помимо этого в силу с пп. «б», п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2019 № 1243 «Об утверждении требований к антитеррористи­ческой защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и подведомственных ей организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоен­ной им категории опасности осуществляется оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204 утверждены Правила устройства электроустановок (далее - Правила), согласно пункта 1.2.18 которых, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории, при этом, к электроприемникам второй категории отнесены электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

В силу п. 1.2.20 Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Пунктом 5.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003, утвержденным постановлением Госстроя России от 26.11.2003 № 194, установлено, что электроустановки учреждений образования, воспитания, подготовки кадров относятся ко второй категории по надежности электроснабжения.

В соответствии с п. 1.8 Устава МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» учредителем и собственником детского сада является муниципальное образование «Шолоховский район». Функции и полномочия Учредителя организации осуществляет орган местного самоуправления - администрация Шолоховского района Органом, координирующим деятельность школы, а также осуществляющим в отношении нее функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами Шолоховского района, является отдел образования администрации Шолоховского района.

Пунктом п. 5.1 Устава предусмотрено, что учредитель, в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами Шолоховского района, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с учетом: расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за организацией или приобретенных организацией за счет средств, выделенных ей Учредителем на приобретение такого имущества, учитываемого на обособленном учете; расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки; расходов на мероприятия, направленные на развитие организации в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,
муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 264, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Белогорский детский сад №4 «Ивушка», Администрации Шолоховского района Ростовской области, заинтересованному лицу - отделу образования администрации Шолоховского района Ростовской области – «Об обязании МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» принять меры по антитеррористической безопасности объекта образования» - удовлетворить.

1. Обязать МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» в срок до 01.09.2023 обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористичес­кой защищенности объектов (территории) путем:

- оборудования объектов (территории) образовательной организации системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,

- оснащения объектов (территории) школы системами наружного освещения;

- оборудовать МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» резервным источником электроснабжения.

2. Обязать администрацию Шолоховского района принять меры к финансированию мероприятий по оборудованию объектов (территории) МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащению объектов (территории) школы системами наружного освещения, резервным источником электроснабжения.

Резолютивная часть решения оглашена 10.10.2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 14.10.2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца после изготовления мотивированного решения.

Судья: С.А. Романов

УИД 61RS0061-01-2022-001031-07

Дело № 2-693/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

10 октября 2022 года ст. Вешенская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Романова С.А.,

при секретаре Власовой О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Шолоховского района Лопарева А.А.,

представителя ответчика МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» - Тимофеевой Л.Н.,

представителя ответчика – Администрации Шолоховского района Русакова С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шолоховского района Ростовской области Белевцова В.В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Белогорский детский сад №4 «Ивушка», Администрации Шолоховского района Ростовской области, заинтересованному лицу - отделу образования администрации Шолоховского района Ростовской области – «Об обязании МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» принять меры по антитеррористической безопасности объекта образования»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шолоховского района Ростовской области Белевцов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Белогорский детский сад №4 «Ивушка», Администрации Шолоховского района Ростовской области, заинтересованному лицу - отделу образования администрации Шолоховского района Ростовской области – «Об обязании МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» принять меры по антитеррористической безопасности объекта образования»,

В исковом заявлении указано, что прокуратурой Шолоховского района во исполнение задания прокуратуры области от 25.03.2022 № 27-22/ВнН4522-22 проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными организациями района требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся и воспитанников в образовательных организациях района, в том числе в части соблюдения требований законодательства об антитеррористической безопасности объектов образования.

В ходе проверки в деятельности МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» выявлены факты непринятия мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта в соответствии с установленной категорией опасности.

В ходе проверки установлено, что МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» по результатам проведения категорирования объектов образования присвоена 4 категория опасности. При этом, что вопреки требованиям подп. «д» и «м» п. 24 Требований образова­тельные объекты (территории) названной школы не оборудованы системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также не оснащены системами наружного освещения.

С целью устранения перечисленных нарушений прокурором района в адрес заведующего отделом образования администрации Шолоховского района 25.04.2022 внесено представление, из ответа на которое следует, что работа по устранению недостатков антитеррористической безопасности ведется в рамках выделенного финансирования (ответ на представление от 25.05.2022 № 480).

Вместе с тем согласно информации отдела образования администрации Шолоховского района от 01.08.2022 № 104.09.0/515 выявленные прокуратурой района нарушения фактически не устранены.

Также в ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства в МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» резервный источник электроснабжения отсутствует, электроснабжение осуществляется лишь через электросеть от одного внешнего источника, что может повлиять на устойчивую и бесперебойную работу технических средств безопасности.

При этом отсутствие в образовательной организации второго независимого резервного источника электропитания в случае прекращения подачи электроэнергии может привести к чрезвычайным ситуациям, массовому нарушению прав обучающихся и персонала учреждения на защиту жизни, здоровья и имущества.

С целью устранения перечисленных нарушений прокурором района в адрес заведующего отделом образования администрации Шолоховского района 23.06.2022 внесено представление, из ответа от 22.07.2022 № 104.09.0/470 на которое следует, что при разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт объектов образования в обязательном порядке будет предусматриваться резервный источник питания.

Согласно информации отдела образования администрации Шолоховского района от 01.08.2022 № 104.09.0/515 выявленные прокуратурой района нарушения фактически не устранены.

Воспитанники МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» в силу возраста самостоятельно не могут защитить свои интересы в целях обеспечения безопасных условий обучения, в связи с чем прокурор пользуется своим правом на обращение в суд в защиту прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц, учащихся в школе.

В связи с изложенным прокурора Шолоховского района Белевцов В.В. просил:

1. Обязать МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» в срок до 01.03.2023 обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористичес­кой защищенности объектов (территории) путем:

- оборудования объектов (территории) образовательного организации системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,

- оснащения объектов (территории) школы системами наружного освещения;

- оборудования объектов образовательной организации резервным источником электроснабжения.

- 2. Обязать администрацию Шолоховского района принять меры к финансированию мероприятий по оборудованию объектов (территории) МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащению объектов (территории) школы системами наружного освещения; оборудованию объектов образовательного организации резервным источником электроснабжения.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шолоховского района Ростовской области Лопырев А.А. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» Тимофеева Л.Н. в судебном заседании признала исковые требования в части, указав, что МБОУ «Вёшенская СОШ» в настоящее время принимаются меры к устранению выявленных нарушений, но в связи с тем, что для выполнения данных работ необходимы значительные денежные средства, к 01.03.2022 году они не смогут выполнить данное требование и просила установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2022. Кроме того, по их мнению они не обязаны обеспечивать МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» резервным источником электроснабжения.

Представитель ответчика Администрации Шолоховского района Русаков С.А. судебном заседании признал исковые требования в части, указав, что МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» в настоящее время принимаются меры к устранению выявленных нарушений, но в связи с тем, что для выполнения данных работ необходимы значительные денежные средства, к 01.03.2022 году они не смогут выполнить данное требование и просил установить срок для исполнения решения суда до 01.09.2022. Кроме того, по их мнению они не обязаны обеспечивать МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» резервным источником электроснабжения.

Заинтересованное лицо - отдел образовании администрации Шолоховского района, будучи уведомленным о дате и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствии, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, установил следующее.

Прокуратурой Шолоховского района во исполнение задания прокуратуры области от 25.03.2022 № 27-22/ВнН4522-22 проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными организациями района требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности обучающихся и воспитанников в образовательных организациях района, в том числе в части соблюдения требований законодательства об антитеррористической безопасности объектов образования. (л.д. 9-13)

В ходе проверки в деятельности МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» выявлены факты непринятия мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта в соответствии с установленной категорией опасности, а именно отсутствуют системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения; системы наружного освещения; резервный источник электроснабжения.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в
Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ).

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в
том числе, на принципе приоритета мер предупреждения терроризма
(ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии
терроризму».

Согласно п. 6 ст. 3 Закон №35-Ф3 антитеррористическая защищенность
объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения,
сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей,
препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом
массового пребывания людей понимается территория общего пользования
поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находится более пятидесяти человек.

В силу п. п. 18, 19 ст. 2 Закона № 273-Ф3 под образовательной
организацией понимается некоммерческая организация, осуществляющая на
основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая
организация создана; под организацией, осуществляющей обучение, -
юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Согласно пп. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273-Ф3 к компетенции
образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся
материально-техническое обеспечение образовательной деятельности,
оборудование помещений в соответствии с государственными и местными
нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, федеральными
государственными требованиями, образовательными стандартами, создание
необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Согласно ч. 7 указанной статьи образовательная организация несет
ответственность в установленном законодательством Российской Федерации
порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной
организации.

В силу п. 8 ч. 1, ч. 2 ст. 41 Закона № 273-Ф3 охрана здоровья
обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во
время пребывания в организации, осуществляющей образовательную
деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением
оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к вопросам местного значения
муниципального района относится участие в профилактике терроризма и
экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий
проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закон № 131-Ф3 в целях решения
вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений,
муниципальных районов, городских округов, городских округов с
внутригородским делением и внутригородских районов обладают
полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений,
осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных
казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Из п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской
Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009,
следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является
обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности
потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе
критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также
мест массового пребывания людей.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что при осуществлении деятельности в области образования не могут ущемляться права ребенка.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения относятся материально - техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование - помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В силу с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 273-ФЗ, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с п. п. 1,7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены «Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности министерства просвещения Российской Федерации» (далее - Требования).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (п. 5 Требований).

Подпунктами «д» и «м» п. 24 Требований установлено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, помимо прочего, следующие мероприятия:

д) оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения;

Помимо этого в силу с пп. «б», п. 18 постановления Правительства Российской Федерации от 24.09.2019 № 1243 «Об утверждении требований к антитеррористи­ческой защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и подведомственных ей организаций, а также формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоен­ной им категории опасности осуществляется оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий).

В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Приказом Минэнерго России от 08.07.2002 № 204 утверждены Правила устройства электроустановок (далее - Правила), согласно пункта 1.2.18 которых, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории, при этом, к электроприемникам второй категории отнесены электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

В силу п. 1.2.20 Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

Пунктом 5.1 Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003, утвержденным постановлением Госстроя России от 26.11.2003 № 194, установлено, что электроустановки учреждений образования, воспитания, подготовки кадров относятся ко второй категории по надежности электроснабжения.

В соответствии с п. 1.8 Устава МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» учредителем и собственником детского сада является муниципальное образование «Шолоховский район». Функции и полномочия Учредителя организации осуществляет орган местного самоуправления - администрация Шолоховского района Органом, координирующим деятельность школы, а также осуществляющим в отношении нее функции и полномочия учредителя, переданные данному органу в соответствии с правовыми актами Шолоховского района, является отдел образования администрации Шолоховского района.

Пунктом п. 5.1 Устава предусмотрено, что учредитель, в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами Шолоховского района, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания с учетом: расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за организацией или приобретенных организацией за счет средств, выделенных ей Учредителем на приобретение такого имущества, учитываемого на обособленном учете; расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки; расходов на мероприятия, направленные на развитие организации в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с
заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации,
муниципальных образований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 264, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Белогорский детский сад №4 «Ивушка», Администрации Шолоховского района Ростовской области, заинтересованному лицу - отделу образования администрации Шолоховского района Ростовской области – «Об обязании МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» принять меры по антитеррористической безопасности объекта образования» - удовлетворить.

1. Обязать МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» в срок до 01.09.2023 обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористичес­кой защищенности объектов (территории) путем:

- оборудования объектов (территории) образовательной организации системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации,

- оснащения объектов (территории) школы системами наружного освещения;

- оборудовать МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» резервным источником электроснабжения.

2. Обязать администрацию Шолоховского района принять меры к финансированию мероприятий по оборудованию объектов (территории) МБОУ «Белогорский детский сад №4 «Ивушка» системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; оснащению объектов (территории) школы системами наружного освещения, резервным источником электроснабжения.

Резолютивная часть решения оглашена 10.10.2022 года.

Мотивированное решение изготовлено 14.10.2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в течение месяца после изготовления мотивированного решения.

Судья: С.А. Романов

2-693/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шолоховского района в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних граждан
Ответчики
Администрация Шолоховского района
МБОУ "Белогорский детский сад № 4 "Ивушка""
Другие
отдел образования администрации Шолоховского района
Суд
Шолоховский районный суд Ростовской области
Судья
Романов Сергей Анатольевич
Дело на странице суда
sholohonsky.ros.sudrf.ru
05.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2022Подготовка дела (собеседование)
16.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2022Судебное заседание
26.08.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
10.10.2022Судебное заседание
14.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее