РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2022 года г. Королёв
Королёвский городской суд Московской области в составе:
судьи Касьянова В.Н.
при секретаре Калентьевой Т.В.,
с участием прокурора Лукьяновой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-379/22 по иску ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России к ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России обратилось в суд с иском к Мыздрикову О.А., Сыткиной В.О., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, в котором просит признать ответчиков утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований истец указывает, что приказом Директора Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> закреплен на праве оперативного управления за ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ. Истцом установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства, но фактически не проживают Мыздриков О.Ан., Сыткина В.О., Сыткина С.А., финансово-лицевой счет открыт на Минобороны России. Имеются основания для признания ответчиков утратившими право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> и снятия с регистрационного учета по данному адресу.
Представитель истца в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
ФИО3 просил в удовлетворении иска отказать и указал, что комната ему была предоставлена в связи с военной службой, с которой он был волен в связи с организационно-штатными мероприятиями, иного жилья в связи со службой ему не предоставлялось, он проживал в спорной комнате до 2020 года, временно перестал в ней проживать поскольку ухаживал за больным отцом, но его вещи оставались в комнате, впоследствии он обнаружил, что комната опечатана, в связи с чем он лишен возможности в ней проживать, он производил коммунальные платежи за комнату до того как её опечатали.
Выслушав ответчика, заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения иска, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, является Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (преамбула) (далее - Закон о статусе военнослужащих).
Согласно пункту 2 статьи 3 Закон о статусе военнослужащих правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 названной статьи).
Право военнослужащих на жилище закреплено в статье 15 Закона о статусе военнослужащих, согласно которой государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1).
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона (абзац двенадцатый пункта 1 статьи 15).
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства (положения абзаца третьего пункта 1 статьи 15).
Исходя из положений пункта 13 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства (абзац первый пункта 14 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 этого же федерального закона военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Из приведенных правовых норм следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Как установлено судом, Мыздриков О.А. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В том числе Мыздриков О.А. проходил военную службу в 4 ЦНИИ Министерства обороны РФ. Комната №63 в общежитии №1, расположенном по адресу: <адрес> находившимся на балансе ГУ Болшевская КЭЧ района КЭУ г. Москвы, была предоставлена Мыздрикову О.А. и членам его семьи согласно рапорту Мыздрикова О.А. на основании решения зам. командира <данные изъяты>, как военнослужащему по месту прохождения военной службы.
Приказом Главнокомандующего РВСН от 15.08.98г. №0391 Мыздриков О.А. был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, т.е. по сокращению штатов.
Как указывает ответчик и не опровергнуто истцом (в том числе не даны ответы на соответствующие судебные запросы, неоднократно направлявшиеся судом в адрес истца) на момент увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, Мыздриков О.А. жилой площадью обеспечен не был.
Согласно сведениям ЕГРН иных жилых помещений Мыздриков О.А. в собственности не имеет.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом "О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебных помещений без предоставления им другого жилья.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункта 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии с пунктом 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Учитывая, что Мыздриков О.А. проходил военную службу на основании контракта, заключенного до 1 января 1998 г., то имея выслугу на момент вступления Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2015 г.) более 10 лет, при отсутствии у него иного жилого помещения, он имеет дополнительную жилищную гарантию, предусмотренную пунктом 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР, в связи с чем ответчики не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, и соответственно не могут быть признаны утратившими право пользования данным жилым помещением. Оснований для вывода о добровольном отказе ответчиков от спорного жилого помещения не имеется. В этой связи суд принимает во внимание не опровергнутые истцом доводы Мыздрикова О.А. о том, что он проживал в спорной комнате до 2020 года, временно перестал в ней проживать поскольку ухаживал за больным отцом, но его вещи оставались в комнате, впоследствии он обнаружил, что комната опечатана, в связи с чем он лишен возможности в ней проживать, он производил коммунальные платежи за комнату до того как её опечатали. При этом, бремя доказывания данных обстоятельств, а также наличия у ответчиков иного жилого помещения в силу статьи 56 ГПК РФ лежит на истце.
Более того, данные обстоятельства уже являлись предметом проверки судом, при вынесении Королёвским городским судом решения от 27 марта 2008 г. по делу №2-114/08 по иску Болшевской КЭЧ района КЭУ г.Москвы Министерства обороны РФ к Мыздрикову О.А., Мыдриковой И.В. и Мыздриковой В.О. о выселении, которым истцу было отказано в выселении ответчиков из спорного жилого помещения. При рассмотрении дела по настоящему иску иных доказательств, свидетельствовавших бы о не сохранении (утрате) ответчиками права пользования спорным жилым помещением.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России в удовлетворении исковых требований к ФИО3, ФИО4, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 о признании утратившими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Королевский городской суд в течение месяца с даты принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Н. Касьянов
Решение изготовлено в окончательной форме 22.03.2022 г.