Судья Савинова О.А Дело [номер]
Дело [номер] УИД [номер]
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Нижний Новгород 03 сентября 2024 года Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Серова Д.В.
судей Фролова А.Л., Александровой Е.И.
при секретаре судебного заседания Ефимовой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Ленинского районного суда г.Нижний Новгород от 08 апреля 2024 года
по иску ФИО1 к отделению фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области об отмене решения, об обязании предоставить ежемесячное пособие,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Фролова А.Л., объяснения истца, ФИО1, третьего лица - ФИО2
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском области об отмене решения, обязании предоставить ежемесячное пособие, указав, что [дата] истец подала заявление о назначении ежемесячного пособия, однако решением от [дата] ей было отказано в назначении ежемесячного пособия, поскольку у истца находятся в собственности земельные участки, суммарная площадь которых составляет 0,415 га, что превышает установленную законом норму – 0,25 га. Считает, что решение отделения фонда пенсионного и социального страхования является незаконным.
Просила суд отменить решение ответчика от [дата] об отказе в назначении ежемесячного пособия, обязать ответчика предоставить ежемесячное пособие на ребенка за июнь 2023 года, июль 2023 года.
Решением Ленинского районного суда г.Нижний Новгород от 08 апреля 2024 года в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснила, что на момент подачи заявления она была зарегистрирована по месту жительства на территории [адрес]. На территории [адрес], где расположен принадлежащий ей жилой дом, она зарегистрирована по месту пребывания не была.
ФИО2 доводы апелляционной жалобы ФИО1 поддержал, пояснил, что с августа 2023 года он являлся получателем выплаты на общего ребенка.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.
Постановленное по делу решение суда соответствует вышеприведенным требованиям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ устанавливается равенство всех перед законом и недопустимость нарушения прав граждан.
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что [дата] ФИО1 лично подала заявление на установление ежемесячного пособия на ФИО3, [дата] года рождения, в клиентскую службу Фонда пенсионного и социального страхования РФ, как одному из родителей ребенка в возрасте до 17 лет.
Решением ОСФР по Нижегородской области от [дата] истцу отказано в назначении ежемесячного пособия ввиду наличия у заявителя и членов ее семьи земельных участков, площадь которых (суммарная площадь) определяется по месту жительства заявителя или по месту пребывания, в случае отсутствия подтверждённого места жительства и не должна превышать 0,25 га., а для территории сельских поселений, сельских населенных пунктов или межнаселенных пунктов 1 га.
Ответчиком при рассмотрении заявления установлено наличие у истца и членов ее семьи в собственности трех земельных участков, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (0,415 га), что превышает установленные 0,25 га.
Обращаясь в суд с иском, ФИО1 указала, что указанное решение органа является незаконным и необоснованным, и нарушает ее права на получение пособие на ребенка.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных по делу требований, исходя из установленного факта наличия у заявителя и членов ее семьи земельных участков, общая площадь которых (суммарная площадь) по месту жительства заявителя превышает установленную законом площадь 0,25 га.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения. Нарушения распределения бремени доказывания судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.
Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет введена с 1 апреля 2022 г. Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175 "О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей", утратившим свое действие с 1 января 2023 г. в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 12 "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки семьям, имеющим детей".
Статьей 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, [адрес], федеральной территории "Сириус".
Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются: одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия.
При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.12.2022 №2330, которым утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее Правила №2330).
Согласно п. 23 Правил № 2330 документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330 "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка" (далее соответственно - документы (сведения), перечень), запрашиваются органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации).
Согласно под. «з» п. 31 Правил №2330 основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия являются: наличие земельного участка (земельных участков) (за исключением земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", земельных участков, которые предоставлены уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования в рамках государственной социальной поддержки семьи, в том числе многодетной, или стоимость приобретения которых в полном объеме оплачена за счет денежных средств, предоставленных в рамках целевой государственной социальной поддержки на приобретение недвижимого имущества, земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), площадь которого (суммарная площадь которых) определяется по месту жительства (пребывания) заявителя или месту его фактического проживания в случае отсутствия подтвержденного места жительства (пребывания) и не должна превышать 0,25 гектара, а для территории сельских поселений, сельских населенных пунктов или межселенных территорий, - 1 гектар.
Согласно п. 45 Правил №2330 в состав семьи, определяемый на дату подачи заявления о назначении ежемесячного пособия и учитываемый при определении права на получение ежемесячного пособия и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).
Из материалов дела следует и судом установлено, что ФИО1 имеет ребенка – ФИО3 [дата] года рождения.
[дата] ФИО1 подала заявление на установление ежемесячного пособия как одному из родителей ребенка в возрасте до 17 лет на ФИО3, [дата] года рождения, в клиентскую службу Фонда пенсионного и социального страхования РФ.
В заявлении ФИО1 был указан адрес места жительства: [адрес], и приложены документы: сведения о доходах, сведения о недвижимом имуществе, сведения о семейном положении. Также в заявлении указаны члены семьи: муж и дети.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что ФИО1 является собственником трех земельных участков, а именно:
- Земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: [адрес], для ведения личного подсобного хозяйства,
- Земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: [адрес]
- Земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: [адрес], (доля в праве ?).
Право собственности ФИО1 на указанные земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке.
При этом, несмотря на то, что земельные участки площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: [адрес] и площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: [адрес], относятся к землям сельскохозяйственного назначения, действие Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" на указанные земельные участки не распространяется (п.2 ст.1 указанного Федерального закона), в связи с чем, площадь данных земельных участков не подлежит исключению из подсчета суммарной (общей) площади земельных участков истца.
Таким образом, ФИО1 имеет в собственности земельные участки, суммарная площадь которых составляет <данные изъяты> кв.м. (0,415 га) (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> (1/2 от <данные изъяты>) = <данные изъяты> кв.м.).
Установленная Правилами [номер] суммарная площадь земельных участков, определяемая по месту жительства ФИО1 не должна превышать 0,25 гектара.
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что суммарная площадь принадлежащих ФИО1 земельных участков превышает установленную Правилами №2330 площадь в размере 0,25 га, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 по делу требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что место ее пребывания является [адрес], что относится территории сельских поселений, кроме того, земельные участки также расположены в сельской местности, в связи с чем, подлежат применению положения о том, что площадь участков не должна превышать 1 га, являются несостоятельными, указанные доводы являлись предметом проверки и исследования суда первой инстанции и были им обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в оспариваемом судебном акте.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия принимает во внимание, что юридически значимым обстоятельством в данном случае является место жительства (пребывания) заявителя, а не место нахождения принадлежащих заявителю земельных участков; предельная площадь принадлежащих заявителю земельных участков определятся в зависимости от того, где проживает (пребывает) заявитель, а не где расположены земельные участки.
Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: [адрес].
В заявлении, поданном истцом в пенсионный орган, указан тот же адрес места жительства истца: [адрес] (л.д.54).
Адрес для получения информации истцом указан тот же: [адрес] (л.д.57).
Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 11.09.2009 года № 6703 «О перечне муниципальных образований Нижегородской области» г.Н.Новгород является городским округом, в котором сельские поселения отсутствуют.
Каких-либо сведений о том, что местом пребывания истца является [адрес], ФИО1 при подаче заявления в пенсионный орган, не сообщала, соответствующих документов, свидетельствующих о том, что место пребывания (проживания) у заявителя иное чем место регистрации, ФИО1 при подаче заявления в отделение фонда пенсионного и социального страхования не предоставляла.
Таким образом, предел суммарной площади земельных участков - 0,25 га, правомерно определен ответчиком исходя из места жительства заявителя – [адрес].
Представленные в материалы дела справки администрации Ветлужского муниципального района от [дата] и от [дата] выводов суда первой инстанции не опровергают и самостоятельным основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не являются, поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что истец при подаче соответствующего заявления о назначении ей пособия предоставляла в уполномоченный государственный орган соответствующие документы, подтверждающие факт ее пребывания (проживания) в сельской местности.
Кроме того, ФИО1 не представлены соответствующие доказательства, в частности свидетельство о регистрации по месту временного пребывания на территории сельского поселения на момент подачи заявления о назначении пособия, и суду апелляционной инстанции.
Как пояснила ФИО1 суду апелляционной инстанции, на момент подачи документов в июне 2023 года, она по какому-либо другому адресу по месту фактического пребывания зарегистрирована не была
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на неправильное применение судом норм материального права также подлежат отклонению, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере назначения и выплаты социальных пособий.
Аргументы заявителя жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неверно произведенной судом оценке доказательств, выражают общее несогласие с выводами суда и основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не являются.
В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела соблюдены принципы состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ), в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 ГПК РФ созданы необходимые условия для реализации прав сторон, всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела.
Все доказательства по делу получили надлежащую оценку, результаты которой приведены в оспариваемом судебном акте с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.
Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Нижний Новгород от 08 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Определение изготовлено в окончательной форме [дата].
Председательствующий
Судьи