УИД 77RS0№-93
Дело №
№
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 августа 2023 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда
общей юрисдикции в составе
председательствующего Анненковой К.К.
судей Шамрай М.С., Курлаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Артеменко Виктора Григорьевича к Федеральной службе судебных приставов России о признании отказов незаконными, обязании включить в выслугу лет периоды в календарном и льготном исчислении, внести изменения в приказ в части указания формулировки основания увольнения и продолжительности выслуги лет, произвести выплаты единовременного пособия при увольнении и иные выплаты, произвести расчет пенсии за выслугу лет и назначить пенсию за выслугу лет,
по кассационной жалобе ответчика Федеральной службы судебных приставов России в лице представителя Федоровой Татьяны Юрьевны на решение Мещанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ,
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
У С ТА Н О В И Л А:
Артеменко Виктор Григорьевич обратился в суд с иском к Федеральной службе судебных приставов России, с учетом уточнения требований по правилам статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил признать ответы Федеральной службы судебных приставов России от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными и отменить, обязать ответчика включить в подсчет его выслуги лет, дающей право на назначение пенсии в соответствии с п.4 ч.2 ст.80 Федерального закона № 328-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – прохождения службы в налоговой милиции Украины (Крым) в календарном и льготном исчислении; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучения в Днепродзержинском индустриальном техникуме по очной форме из расчета 1 год обучения за 6 месяцев выслуги, обязать Федеральную службу судебных приставов России внести изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с в части указания основания его увольнения и продолжительности выслуги лет с учетом указанных выше периодов, произвести выплату единовременного пособия при увольнении и иных причитающихся ему выплат из расчета выслуги лет с учетом указанных периодов, назначить ему пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет размера пенсии с учетом включения указанных выше периодов в подсчет его выслуги.
В обоснование заявления указал, что приказом директора Федеральной службы судебных приставов России от ДД.ММ.ГГГГ Артеменко В. Г. был уволен со службы в соответствии с п.2 ч.1 ст.80 Федерального закона № 328-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (по достижению предельного возраста пребывания на службе), однако, в подсчет выслуги истца, не были включены указанные выше периоды, как истец полагает незаконным, противоречащим требованиям действующего законодательства, в том числе положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ. Полагая свои права нарушенными, истец обратился с данным иском в суд.
Решением Мещанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Артеменко В. Г. к Федеральной службе судебных приставов России удовлетворены частично. Постановлено: обязать ФССП России включить в выслугу лет период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, внести изменения в приказ от ДД.ММ.ГГГГ № л/с в части указания основания увольнения Артеменка В. Г. и продолжительности выслуги лет с учетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произвести выплату единовременного пособия при увольнении и иных причитающихся Артеменко В. Г. выплат из расчета выслуги лет с учетом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить Артеменко В. Г. пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ и произвести перерасчет размера пенсии с учетом включенного в выслугу лет периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении остальной части исковых требований Артеменко В. Г. - отказано.
В кассационной жалобе представителя ФССП России по доверенности Федоровой Т.Ю., поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, кассатор просит отменить судебные постановления как вынесенные с нарушениями норм материального права в той части, в которой требования истца были удовлетворены. В обоснование своей позиции, указывает, что согласно приказу об увольнении выслуга лет по состоянию на 15 июня 2022 г. составила в календарном исчислении 15 лет 10 месяцев 28 дней, в льготном исчислении - 17 лет 2 месяца 18 дней, при расчете выслуги лет Артеменко В. Г. не включены периоды службы истца в налоговой милиции Украины (ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ), по причине того, что соглашение о пенсионном обеспечении между Российской Федерацией и Украиной, предусматривающее взаимный зачет в выслугу дет для назначения пенсии периодов службы в налоговых органах, не заключалось, и зачет периодов службы истца в налоговой милиции Украины Государственной налоговой администрации <адрес> и налоговой милиции Украины Государственной налоговой администрации в Автономной <адрес> в выслугу лет для назначения пенсии в органах принудительного исполнения, в настоящее время нормативно не урегулирован.
В суде кассационной инстанции участвующие в судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам посредств ВКС, представитель ГУ ФССП России по Республики Крым и <адрес>, доводы кассационной жалобы ФССП России поддержал, истец ФИО1 просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу ответчика без удовлетворения
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается сведениями почтового идентификатора, кроме того, указанная информация размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, оснований для отложения судебного разбирательства не усматривает.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Артеменко В. Г., принят на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов специализированного отделения по обеспечению установленного порядка деятельности Верховного Суда Республики Крым, Арбитражного суда Республики Крым и Крымского гарнизонного военного суда Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, что подтверждается контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Выпиской из приказа №-лс от ДД.ММ.ГГГГ истец назначен с ДД.ММ.ГГГГ в специализированное отделение по обеспечению установленного порядка деятельности Верховного Суда Республики Крым, Арбитражного суда Республики Крым и Крымского гарнизонного военного суда.
Согласно ответу ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес истца, поданный им рапорт об увольнении со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по основанию, предусмотренному п.4 ч.2 ст.80 Федерального закона № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, оставлен без реализации, ввиду отсутствия оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в налоговой полиции Украины (Крым) (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом Федеральной службы судебных приставов России от ДД.ММ.ГГГГ №-лс, с Артеменко В. Г. прекращен контракт, с увольнением ДД.ММ.ГГГГ со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации по достижению сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения; выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила: в календарном исчислении – 15 лет 10 месяцев 28 дней, в льготном исчислении – 17 лет 2 месяца 18 дней; выслуга лет для выплаты единовременного пособия при увольнении составляет – 17 лет 2 месяца 18 дней.
Согласно справки об исчислении стажа службы (выслуги лет) Артеменко Виктора Григорьевича, в выслугу лет истца были включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучения в Днепродзержинском индустриальном техникуме (из расчета 2 месяца обучения за 1 месяц службы); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – службы в Вооруженных силах СССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – службы в органах Министерства внутренних дел Украины, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – службы в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – службы в главное следственное управление Следственного комитета России по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – службы в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – службы в Управлении Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, - а всего по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ стаж службы (выслуги) ФИО1 был учтен продолжительностью 17 лет 2 месяца 8 дней.
Разрешая требования истца о включении в выслугу лет периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – обучения истца в Днепродзержинском индустриальном техникуме (из расчета 2 месяца обучения за 1 месяц службы), суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении указанных требований, поскольку указанные периоды включены ответчиком в выслугу лет, в связи с чем оснований для их повторного включения не имелось.
Также суд отказал в удовлетворении требований истца о признании писем ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными и их отмене, поскольку данные письма не являются нормативными актами, не порождают каких-либо прав и обязанностей для участников процесса.
В указанной части решение суда предметом проверки суда апелляционной инстанции не являлось.
Судом первой и второй инстанции при разрешении требований истца включены в подсчет выслуги лет Артеменко Виктора Григорьевича периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении - прохождения службы в налоговой милиции Украины (Крым).
Разрешая заявленные истцом требования в указанной части, суд первой инстанции, руководствуясь ч. 1 ст.4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. №941, Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2016 г. №614 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 1158 «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», ст.4 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы сторон, пришел к выводу о правомерности требований истца в указанной и производной от них части и наличии оснований для их удовлетворения.
Приходя к такому выводу, суд первой инстанции исходил из того, что период прохождения истцом службы с 25 июня 1998 г. по 23 февраля 2004 г. в налоговой милиции Украины (Крым) подлежит включению в подсчет его выслуги лет, дающий право на пенсию, поскольку положениями Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ предусмотрено включение в подсчет стажа работы соответствующих видов, также учел, указанный период службы в налоговой милиции Украины (Крым) включен в выслугу лет истца в целях определения ежемесячной денежной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и подлежал включению в подсчет выслуги лет в целях назначения пенсии по законодательству, действовавшему на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 г., по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда, их правовым и фактическим обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы нижестоящих судов верными и оснований для отмены судебных актов в оспариваемой части по доводам кассационной жалобы ответчика не усматривает.
Нормы материального и процессуального права при рассмотрении дела судами применены правильно, а выводы судебных инстанций, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 г. включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 г. включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 г. включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941, предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается, в числе прочего, служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2016 г. №614 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» Правила исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. №1158 «О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», были дополнены пунктом 2(1) следующего содержания:
"2(1). В стаж службы (выслугу лет) сотрудникам, замещающим на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя должности в органах внутренних дел, органах и подразделениях налоговой милиции Украины на территориях Республики Крым и г. Севастополя, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, включается выслуга лет (стаж службы), исчисленная (исчисленный) на день поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке, действовавшем на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 18 марта 2014 г.".
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 01 декабря 2014 г. № 398-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» при назначении гражданам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», пересмотру не подлежат:
1) периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, учтенные при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в связи с прохождением гражданином военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 г., по состоянию на 31 декабря 2014 г.;
2) выслуга лет, исчисленная (в том числе на льготных условиях) при расчете ежемесячной надбавки (процентной надбавки) за выслугу лет на день увольнения гражданина с военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы.
При назначении гражданам, указанным в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в целях пенсионного обеспечения учитываются периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, которые подлежали бы учету при назначении пенсий в связи с прохождением гражданами военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2015 г.
С учетом вышеизложенного, суды нижестоящих инстанций, вопреки доводам кассационной жалобы, правомерно пришли к выводу о том, что период прохождения истцом службы с 25 июня 1998 г. по 23 февраля 2004 г. в налоговой милиции Украины (Крым) подлежит включению в подсчет его выслуги лет, дающий право на пенсию, поскольку положениями Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ предусмотрено включение в подсчет стажа работы соответствующих видов.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, соответствующими установленным по делу доказательствам, сделанными при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения сторон, судами верно определены юридически значимые обстоятельства, представленные доказательства являлись предметом исследования и оценки.
Доводы, приведенные ответчиком в рассматриваемой кассационной жалобе, полностью повторяют его правовую позицию в нижестоящих судах, являлись предметом всесторонней проверки судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием. Указанные доводы кассатора не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства и фактических обстоятельств дела. Мотивы, по которым суды признали заявленные истцом требования необоснованными и отклонили доводы его апелляционной жалобы, исчерпывающе подробно приведены судами в обжалуемых судебных постановлениях и дополнительной аргументации не требуют. Суд кассационной инстанции с выводами нижестоящих судов соглашается.
Приведенные заявителем кассационной жалобы доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
решение Мещанского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Федеральной службы судебных приставов России в лице представителя Федоровой Татьяны Юрьевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи