Дело №2-1930/2022 17 августа 2022 года
29RS0014-01-2022-002216-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Звереве И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Орловой Анны Андреевны к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении факта нахождения на иждивении, признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца,
установил:
Орлова А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об установлении факта нахождения на иждивении, признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца.
В обоснование требований указала, что является дочерью ФИО1, умершего в сентябре 2021 года. Она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца. Решением ответчика в назначении пенсии отказано. Полагает данное решение незаконным, поскольку с 01 сентября 2021 года является студенткой 1 курса очной формы обучения ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», не имеет возможности трудоустроиться. С рождения до конца августа 2021 года Орлова А.А. проживала совместно с отцом, матерью и сестрами по адресу: ..., .... После поступления в университет она переехала в г. Владимир. ФИО1 в июле-сентябре 2021 года работал неофициально (с испытательным сроком) охранником в магазине ТЦ «Сити» (ЧОП «Статус»). До июля 2021 года он подрабатывал, так как планировал оформлять инвалидность (имел тяжелое заболевание на протяжении более 10 лет). При жизни ФИО1 помогал Орловой А.А. финансово, так как до 01 сентября 2021 года она не была трудоустроена, а после 01 сентября 2021 года ее единственным источником дохода является студенческая стипендия в размере 1953 рубля, которой недостаточно для удовлетворения жизненных потребностей в полном объеме. Размер дохода Орловой А.А. ниже прожиточного минимума на душу населения в г. Архангельске. Мать Орловой А.А. Орлова С.И. не работает, является пенсионером по возрасту с октября 2019 года, ее пенсия составляет 25 856 рублей 95 копеек, также она получает выплату как ветеран труда в сумме 925 рублей в месяц. У матери на иждивении находится еще одна несовершеннолетняя дочь, 2004 года рождения, ФИО2 В связи с этим Орлова С.И. помогать дочери Орловой А.А. финансово не имеет возможности. Получаемая от родителей помощь являлась для Орловой А.А. основным источником средств к существованию. Помощь от отца заключалась в обеспечении ее продуктами питания, приобретении одежды, предоставлении денежных средств. Просит установить факт нахождения Орловой А.А. на иждивении ФИО1, умершего в сентябре 2021 года, признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении социальной пенсии по случаю потери кормильца от 23 ноября 2021 года № 336813/21, возложить на ответчика обязанность назначить социальную пенсию по случаю потери кормильца с 03 ноября 2021 года.
В судебное заседание истец Орлова А.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ее представитель и законный представитель третьего лица ФИО2 - Орлова С.И. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Приходько А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился.
Заслушав представителя истца и законного представителя третьего лица, представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела Орловой А.А., суд приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ФИО1, умерший в сентябре 2021 года, являлся отцом Орловой А.А., <Дата> года рождения.
На день смерти отца истец Орлова А.А. достигла возраста совершеннолетия.
03 ноября 2021 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлениями о назначении страховой и социальной пенсий по случаю потери кормильца.
Решениями от 23 ноября 2021 года № 334923/21 и № 336813/21 ответчик отказал в установлении Орловой А.А. страховой и социальной пенсии по случаю потери кормильца, сославшись на отсутствие документов, подтверждающих факт нахождения на иждивении.
Полагая отказ в назначении пенсии незаконным, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) установлены основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 166-ФЗ) установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 11 Закона № 166-ФЗ право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.
В соответствии со статьей 13 Закона № 166-ФЗ при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона «О страховых пенсиях», регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 10 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
В силу части 2 этой же статьи закона к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца относятся дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
На основании части 3 и части 4 той же статьи закона члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 30 сентября 2010 года № 1260-О-О, понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств к существованию.
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений закона и разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, для признания факта нахождения на иждивении необходимо установление одновременно двух условий: постоянность источника средств к существованию и установление факта того, что такой источник является основным для существования лица.
В соответствии с пунктом 82 перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н, действовавшего на момент обращения истца в пенсионный орган, нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении подтверждается документами, выданными жилищно-эксплуатационными организациями или органами местного самоуправления, документами о доходах всех членов семьи и иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что истец Орлова А.А. на момент смерти отца достигла совершеннолетия.
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) ФИО1 усматривается, что отец истца не работал с декабря 2020 года. При этом по последнему месту работы период трудовых отношений составил всего 16 дней. До этого отец истца имел непродолжительные периоды работы в 2014 и 2015 годах.
Получателем пенсии умерший ФИО1 не являлся.
На дату обращения с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца Орлова А.А. являлась студенткой 1 курса ФГБОУВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», очной формы обучения, период обучения с 01 сентября 2021 года по 30 июня 2026 года (приказ о зачислении от 17 августа 2021 года № 1013-ст).
Согласно части первой статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Принцип состязательности представляет собой правило, по которому заинтересованное в исходе дела лицо вправе отстаивать свою правоту в споре путем предоставления доказательств, участия в исследовании доказательств, представленных другими лицами, путем высказывания своего мнения по всем вопросам, подлежащим рассмотрению в судебном заседании.
Каждая сторона доказывает факты, лежащие в обосновании ее требований и возражений (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Исходя из вышеуказанных положений Закона № 400-ФЗ, для признания факта нахождения на иждивении, как необходимого условия для назначения пенсии по случаю потери кормильца, должны подтверждаться одновременно два условия: постоянность источника средств к существованию, такой источник является основным для существования лица.
Истцом в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено никаких допустимых и достоверных доказательств того, что ее умерший отец имел какой-либо стабильный доход и оказывал ей за счет этого дохода материальную помощь, которая являлась для нее основным и постоянным источником средств к существованию.
В обоснование заявленных требований сторона истца ссылается на то, что отец истца имел стабильный доход, поскольку работал без оформления в ООО «ЧОП Статус-А».
Вместе с тем сведений о работе ФИО1 в какой-либо организации в материалах дела не имеется, индивидуальным предпринимателем он не являлся.
Заявления Герасименко Н.И., Орловой С.И. не подтверждают совокупность указанных выше условий для признания истца находившейся на иждивении у своего отца ФИО1
Доказательств, подтверждающих, какой объем денежных средств расходовался ФИО1 с учетом его собственного материального положения, и мог ли он с учетом собственных нужд оказывать Орловой А.А. такую материальную помощь, которая была бы для нее постоянным и основным источником средств к существованию, в материалах дела не имеется.
Товарный чек на покупку ноутбука об обратном не свидетельствует, поскольку из данного документа невозможно определить покупателя.
Переводы денежных средств 31 декабря 2020 года в общем размере 3 500 рублей доказательством факта нахождения истца на иждивении своего отца также не являются, поскольку совершены разово и имели место задолго до смерти ФИО1
Поскольку иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, оснований для установления факта нахождения истца на иждивении отца до момента достижения возраста 18 лет в судебном порядке не имеется.
Поскольку факт нахождения истца на иждивении умершего отца в период с момента достижения истцом совершеннолетия до момента его смерти не доказан, правовых оснований для назначения истцу пенсии по случаю потери кормильца не имеется.
При таких обстоятельствах настоящего дела в удовлетворении исковых требований Орловой А.А. об установлении факта нахождения на иждивении, признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Орловой Анны Андреевны (СНИЛС <***>) к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1022900514515) об установлении факта нахождения на иждивении, признании решения незаконным, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина