Решение по делу № 33-12343/2023 от 29.06.2023

    Судья Алтынбекова А.Е.    УИД 16RS0050-01-2016-003645-82

        № 33-12343/2023

        учет № 143г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2023 года                                                                            г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Тютчева С.М.,

судей Гайнуллина Р.Г., Курмашевой Р.Э.,

при ведении протокола секретарём судебного заседания Мироновой Е.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе Шайхутдиновой М.Н. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 24 апреля 2023 года, которым постановлено:

иск ООО «Газпром трансгаз Казань» к Шайхутдиновой Минзалифе Назиповне об устранении нарушений прав удовлетворить.

Обязать Шайхутдинову Минзалифу Назиповну в течение трех месяцев со дня вступления настоящего решения в силу за свой счет снести объекты недвижимости – двухэтажный жилой дом, расположенный в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «<данные изъяты>» и магистрального этанопровода «<данные изъяты>» на земельном участке с кадастровым номером .... <адрес>.

В исковых требованиях ООО «Газпром трансгаз Казань» к Яруллину Раелю Фидаиловичу об устранении нарушений прав отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований Шайхутдиновой Минзалифы Назиповны к ООО «Газпром трансгаз Казань», ПАО «Газпром» о переносе магистральных трубопроводов за пределы <адрес> отказать.

Взыскать с Шайхутдиновой Минзалифы Назиповны в пользу ООО «Газпром трансгаз Казань» 6000 рублей в счет возврата государственной пошлины

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Шайхутдинову М.Н. в поддержку доводов жалобы, представителя ООО «Газпром трансгаз Казань» - Халилову Г.Р., возражавшую против отмены решения суда, судебная коллегия

установила:

ООО «Газпром трансгаз Казань» обратилось с иском к Шайхутдиновой М.Н. об устранении нарушений прав.

В обоснование иска указано, что на территории <адрес> частично размещается магистральный газопровод <данные изъяты>, предназначенный для транспорта газа промышленным и коммунально-бытовым потребителям <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и других населенных пунктов, расположенных на его трассе. Строительство газопровода было осуществлено в период с января 1962 года по декабрь 1963 года на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 июля 1958 года №...., приказа Государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР №.... от 30 июня 1960 года. Проектно-сметная документация на строительство газопровода была разработана проектным институтом «Южгипргаз» Газпрома СССР и утверждена начальником Газпрома СССР 3 октября 1961 года. Титульный список капитальных работ был утвержден Главгазом Союза ССР 22 января 1962 года. Постановлением от 25 апреля 1962 года №.... Совет Министров ТАССР произвел отвод земель под строительство газопровода <данные изъяты>. Местоположение трассы газопровода было согласовано всеми землепользователями, органами государственной власти, иными заинтересованными лицами. Размещение газопровода было осуществлено с удалением на 12 метров от существовавшей на тот момент первой нитки газопровода <данные изъяты>, параллельно на трассе, ранее согласованной в установленном порядке. Актом государственной комиссии от 6 декабря 1963 года, утвержденным Председателем государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР 12 декабря 1963 года комплекс магистрального газопровода был принят в эксплуатацию. По заключению государственной комиссии, строительство газопровода было выполнено в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами и отвечало требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов. Собственником газопровода в настоящее время является ПАО «Газпром», ООО «Газпром трансгаз Казань» владеет газопроводом на основании договора аренды имущества от 30 ноября 2016 года.

Параллельно газопроводу, в одном техническом коридоре с ним, проходит магистральный этанопровод <данные изъяты>, принятый в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 10 января 1973 года №..... Строительство этанопровода было произведено на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 мая 1968 года №..... Магистральный этанопровод <данные изъяты> принят в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 10 января 1973 года №..... Принимая этанопровод в эксплуатацию, государственная комиссия установила, что строительно-монтажные работы по этанопроводу выполнены в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами, отвечают требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительных объектов, изложенным в соответствующих главах СНИП Ш-А-10-70, СНИП Ш-Д.10-62, а так же в Правилах, утвержденных Министерством газовой промышленности по согласованию с Госстроем СССР от 11 марта 1969 года. На стадии проектирования было произведено согласование трассы этанопровода на всей его протяженности со всеми райисполкомами, управлениями сельского хозяйства и иными государственными структурами. В частности, 12 декабря 1967 года трасса этанопровода была согласована с Министерством сельского хозяйства ТАССР, 22 декабря 1967 года с главным архитектором города Казани. 27 октября 1970 Пестречинский райисполком согласовал прохождение трассы магистрального продуктопровода <данные изъяты> по землям <адрес> параллельно существующему газопроводу и продуктопроводу, что подтверждается материалами Земельного дела по отводу земель под строительство этанопровода <данные изъяты> по <адрес>, находящемуся в Архивном отделе Исполкома Пестречинского муниципального района Республики Татарстан. Собственником этанопровода является ООО «Газпром трансгаз Казань».

          Трассы газопровода и этанопровода отнесены к категории опасных производственных объектов в соответствии со статьей 2 Закона «О промышленной безопасности производственных объектов».

          Согласно статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

В соответствии с требованиями СНиП 2.05.06-1985* «Магистральные трубопроводы», минимальное расстояние от оси газопровода 1 класса до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений составляет 150 метров, минимально допустимые расстояния до оси этанопровода (газопровод 2 класса) составляет 125 м.

В нарушение действующего законодательного запрета Шайхутдинова М.Н. на недопустимом от газопровода расстоянии на земельном участке с кадастровым номером .... в <адрес> возвела двухэтажный жилой дом.

Данное нарушение зафиксировано Актом определения расположения земельных участков, зданий и строений, находящихся на этих участках от 11 февраля 2015 года, жилой дом на участке . расположен на расстоянии 81,52 м. от оси газопровода и 98,29 м. от оси этанопровода. Возведенное в зоне минимально допустимых расстояний строение обладает признаками самовольного строения.

В соответствии со статьей 32 Закона «О газоснабжении в Российской Федерации» здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Ссылаясь на изложенное ООО «Газпром трансгаз Казань» просило обязать Шайхутдинову М.Н. за свой счет снести двухэтажный жилой дом на земельном участке с кадастровым номером .... в <адрес>.

    Не согласившись с иском, Шайхутдинова М.Н. предъявила встречный иск к ООО «Газпром трансгаз Казань» о возложении обязанности устранить препятствия в пользовании земельным участком путем переноса магистрального газопровода за пределы территории <адрес>.

      Требования мотивировала тем, что жилой дом расположен вне пределов охранной зоны, составляющей 25 метров, между тем расположение магистрального газопровода и магистрального этанопровода нарушает ее права.

      В судебном заседании суда первой инстанции представитель ООО «Газпром трансгаз Казань» - Г.Р. Халилова исковые требования поддержала, встречный иск не признала.

      Шайхутдинова М.Н. иск не признала, встречные исковые требования поддержала.

Иные участвующие в деле лица в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе Шайхутдинова М.Н. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. Выражает несогласие с выводами суда о наличии оснований для сноса жилого дома, ссылаясь на недоказанность нарушения прав истца и наличия реальной угрозы безопасности людей сохранением спорной постройки.

Также указывает, что снос постройки является крайней мерой, судом не устанавливалась возможность сохранения объекта путем приведения его в соответствие с установленными ограничениями.

Указывает, что право собственности на трубопроводы зарегистрировано истцом с нарушением законодательства Российской Федерации.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Шайхутдинова М.Н. поддержала доводы апелляционной жалобы.

Представитель ответчика ООО «Газпром трансгаз Казань» - Халилова Г.Р. возражала против доводов апелляционной жалобы.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о заседании надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к его отмене.

На основании статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункта 2 статьи 260).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу пункта 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку и снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как видно из материалов дела, решением Салмачинского Сельского Совета народных депутатов от 2 октября 1994 года Яруллину Р.Ф. был выделен земельный участок для строительства жилого дома и выращивания сельхозпродукции на территории <адрес>.

Решением Приволжского районного суда г. Казани от 28 марта 2011 года за Яруллиным Р.Ф. признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ...., площадью 0,20 га, расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с договором купли-продажи от 10 июня 2011 года ? доля в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок была приобретена Шайхутдиновой М.Н.

3 ноября 2011 года между собственниками долей вышеуказанного земельного участка был заключен договор реального раздела, согласно которому в собственность Шайхутдиновой М.Н. перешел земельный участок с кадастровым номером ...., общей площадью 500 кв.м.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на момент рассмотрения дела собственником земельного участка с кадастровым номером .... является ответчик.

На принадлежащем ответчику земельном участке с кадастровым номером .... в <адрес> Щайхутдиновой М.З. возведен двухэтажный жилой дом.

Согласно акту, составленному комиссией в составе представителей ООО «Газпром трансгаз Казань» Константиновского ЛПУМГ, ООО «Газпром трансгаз Казань» СПКР ИТЦ, Приволжского управления Ростехнадзора, Средне-Волжского управления ООО «Газпром надзор», Исполнительного комитета г. Казани, администрации Приволжского района города Казани, Палаты имущественных и земельных отношений г. Казани, МЧС России по РТ, а также собственников земельных участков и строений, в <адрес> были осмотрены объекты недвижимости и строения, которые расположены в зоне минимально-допустимых расстояний (согласно СП 36.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы») относительно магистрального газопровода <данные изъяты> и магистрального этанопровода <данные изъяты> на 247-250 км (по трассе газопровода), расстояние от газопровода <данные изъяты> до границы земельного участка - 78,85 м, до строения 81,52 м, от этанопровода <данные изъяты>, до границы земельного участка – 95,57 м, до строения – 98,29 м.

Строительство газопровода <данные изъяты> было осуществлено в период с января 1962 года по декабрь 1963 год, на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 июля 1958 года № ...., приказа Государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР (далее - Газпрома СССР) № .... от 30 июня 1960 года. Проектно-сметная документация на строительство газопровода была разработана проектным институтом «Южгипрогаз» Газпрома СССР и утверждена начальником Газпрома СССР 3 октября 1961 года. Титульный список капитальных работ был утвержден Главгазом Союза ССР 22 января 1962 года.

Актом государственной комиссии от 6 декабря 1963 года, утвержденным Председателем государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР 12 декабря 1963 года, комплекс магистрального газопровода был принят в эксплуатацию. По заключению государственной комиссии, строительство газопровода было выполнено в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами и отвечало требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.

Собственником газопровода в настоящее время является ПАО «Газпром», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 ноября 2007 года, ООО «Газпром трансгаз Казань» владеет газопроводом на основании договора аренды.

Параллельно газопроводу, в одном техническом коридоре с ним, проходит магистральный этанопровод <данные изъяты>, принятый в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 10 января 1973 года № ..... Строительство этанопровода было произведено на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 мая 1968 года № .....

          Магистральный этанопровод <данные изъяты>, принят в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 10 января 1973 года № .....

           Принимая этанопровод в эксплуатацию, государственная комиссия установила, что строительно-монтажные работы по этанопроводу выполнены в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами, отвечают требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, изложенным в соответствующих главах СНИП Ш-А-10-70, СНИП Ш-Д. 10-62, а также в Правилах, утвержденных Министерством газовой промышленности по согласованию с Госстроем СССР от 11 марта 1969 года.

На стадии проектирования было произведено согласование трассы этанопровода на всей его протяженности со всеми райисполкомами, управлениями сельского хозяйства и иными государственными структурами. 12 декабря 1967 года трасса этанопровода была согласована с Министерством сельского хозяйства ТАССР, 22 декабря 1967 года - с главным архитектором г. Казани.

27 октября 1970 года Пестречинский райисполком согласовал прохождение трассы магистрального продуктопровода <данные изъяты> по землям <адрес> параллельно существующему газопроводу и продуктопроводу, что подтверждается материалами Земельного дела по отводу земель под строительство этанопровода <данные изъяты> по <адрес>, находящемуся в Архивном отделе Исполкома Пестречинского муниципального района Республики Татарстан. Согласно заключению от 15 февраля 1971 года управление сельского хозяйства Пестречинского райисполкома считает возможным отвести 15.94 га земли для строительства этанопровода <данные изъяты> из земель <адрес>.

Собственником этанопровода является ООО «Газпром трансгаз Казань», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 июня 2009 года.

Согласно письму «<данные изъяты>» от 5 декабря 1996 года, направленного директору АО «<данные изъяты>», главе администрации Пестречинского района, прокурору Пестречинского района, работниками Казанского линейного производственного управления магистральных газопроводов, было обнаружено, что АО «<данные изъяты>» выделены земельные участки под строительство индивидуальных коттеджей в непосредственной близости (110-110 м) от магистральных газопродуктопроводов <данные изъяты> от магистральных газопродуктопроводов <данные изъяты> на участке 247 км. Выделенные участки находятся в районе бывшего лагеря труда и отдыха подростков. Согласно СНиП 2.05.06-85 расстояние от границ отведенных территорий под строительство коттеджей, с учетом развития территории до магистральных газопроводов должно быть не менее 200 метров, во избежание несчастных случаев при возникновении аварий на них.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ООО «Газпром трансгаз Казань», суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что материалами дела установлено, что принадлежащий истцу газопровод, этанопровод относятся к числу опасных производственных объектов, строительство ответчиком спорного жилого дома без согласования с истцом в зоне минимально допустимых расстояний является нарушением запрета, установленного нормами действующего законодательства, создает угрозу для жизни и здоровья, что в силу закона является основанием для его сноса ответчиком, его возводившим, допустившей такие нарушения.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и правовому регулированию спорного правоотношения.

В силу статьи 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Охранные зоны газопроводов установлены законодательством Российской Федерации в административном порядке, они признаются существующими и юридически действительными с 1975 года (на основании ранее действующих СНиП 11-4578 «Магистральные трубопроводы», правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Совета министров СССР от 12 апреля 1979 года № .... «Об усилении охраны магистральных трубопроводов»). Данные зоны считается фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.

Кроме того, как ранее возникшее до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ограничение по использованию земельного участка является в соответствии со статьей данного Закона, юридически действительными.

Особые условия использования земельных участков, находящихся в пределах минимально допустимых расстояний, установлены в рамках положений статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, одинаковы для всех землепользователей.

Императивные требования, предусмотренные пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса РФ, статьями 1, 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», статьями 2, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пунктами 4.1, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго Российской Федерации 29 апреля 1992 года, Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22 апреля 1992 года № 9), пунктом 3.16 СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года № 30) действуют вне зависимости от наличия или отсутствия в ЕГРН сведений о постановке на учет охранных зон.

В настоящее время зоны минимальных расстояний до магистральных с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», указаны как отдельные зоны с особыми условиями использования территорий (подпункта 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации) и подлежат внесению в ЕГРН не позднее 1 января 2025 года (статья 71.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Ограничения, в использовании земельных участков, находящихся в пределах зон минимальных расстояний магистральных газопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН, по смыслу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», существуют до 1 января 2025 года.

Требования по внесению сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в ЕГРН возникли на основании статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который вступил в силу с 1 января 2017 года.

Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», в редакции, действовавшей до 1 июля 2017 года, территориальные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий ранее относились к объектам землеустройства. В настоящее время, согласно пункту 12 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ, обязательства собственников магистральных газопроводов по внесению сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в ЕГРН должны быть выполнены до 1 января 2025 года.

Пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ установлено, что до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

В соответствии с пунктом 10 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.

Согласно правовой позиции, отраженной в преамбуле и пунктах 1, 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2021 года, до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса положений об охранных зонах трубопроводов и о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами № 9; Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878; Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 года № 1083; Сводом правил «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 года № 108/ГС.

Пунктом 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов). До 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории. В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Строительными нормами и правилами СНиП 2.05.06-85* «Магистральные газопроводы», утверждёнными постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года № 30, таблицей 4, установлены минимальные расстояния от оси газопроводов до различных объектов, зданий и сооружений. В населенных пунктах установлено минимальное расстояние 150 м в обе стороны от оси магистрального газопровода, 125 м в обе стороны от оси магистрального этанопровода.

Аналогичные требования были предусмотрены ранее действующими СНиП II-45-75 «Магистральные трубопроводы», утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 года № 142.

Как видно из материалов дела, собственником газопровода в настоящее время является ПАО «Газпром», строительство газопровода <данные изъяты> было осуществлено истцом вопреки доводам апеллянта в соответствии с нормативными и технологическими требованиями, оснований полагать, что деятельность по промышленной транспортировке на территории населенного пункта осуществляется истцом незаконно, не имеется.

          Также несостоятелен и довод апеллянта об отсутствии информирования населения со стороны истца о прохождении трубопроводов.

           Согласно пунктам 1.4, 3.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ от 29 апреля 1992 года, материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка), с привязкой охранных зон входящих в его состав коммуникаций и объектов, должны быть переданы в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользований.

Предприятия трубопроводного транспорта должны регулярно (не реже 1 раза в квартал) давать информацию через местное радио и печать о местах прохождения трубопроводов.

Трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами-указателями) высотой 1,5-2 м от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500 м, и на углах поворота.

Материалами дела установлено, что 5 августа 2009 года в адрес мэра г. Казани КЛПУ магистральных газопроводов ОАО «Газпром» направлены материалы фактического расположения трубопроводов Константиновского ЛПУМГ (исполнительная съемка), с привязкой охранных зон, входящих в состав коммуникаций и объектов, на основании «Правил охраны магистральных трубопроводов», утвержденных постановлением Гостройтехнадзора Российской Федерации от 22 апреля 1992 года.

Согласно письму ОАО «Газпром» от 24 сентября 2009 года комитету земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани были направлены картографические материалы с нанесенными трассами газопроводов, охранных зон и зон минимально безопасных расстояний, проходящих в черте <адрес> с учетом границ присоединенных территорий <адрес>, <адрес> и <адрес>, обслуживаемых Константиновским ЛПУМГ.

На основании акта, составленного главным инженером Константиновским ЛПУМГ и председателем Пестречинского комитета по земельным ресурсам, переданы географические карты с нанесенными трассами магистральных газопроводов, проходящих по территории <адрес>.

17 сентября 2009 года на основании акта, подписанного представителем МУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани» и начальником Казанской ДЭС Константиновского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Казань», в адрес КЗИО ИКМО г. Казани предоставлены картографические материалы с нанесенными трассами газопроводов, охранных зон и зон минимально безопасных расстояний, проходящих в через <адрес> с учетом границ присоединенных территорий <адрес>, <адрес> и <адрес>.

Согласно материалам дела, ООО «<данные изъяты>» производило информирование населения о прохождении газопродуктопроводов, что подтверждается имеющимися публикациями в общественно-политической газете «Республика Татарстан», которая производилась один раз в квартал с 2009 года.

Между тем, как следует из ответа Управления градостроительных разрешений ИКМО г. Казани, разрешения на строительство (реконструкцию) и на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ...., не выдавались, уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) и об окончании строительства (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства не поступали.

В силу приведенных положений материального закона, до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускается только по согласованию с организацией - собственником трубопровода или уполномоченной им организацией.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 27 мая 2015 года № АКПИ15-360, которым отказано в признании недействующими пункта 3.16 и таблицы 4* Строительных норм и правил СНИП 2.05.06.-85* «Магистральные трубопроводы», строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами, при согласовании с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

В соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до изменений, внесенных Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик должен был направить заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы были следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

При этом, в соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В градостроительном плане земельного участка, в том числе, содержится информация:

о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (часть 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительный план земельного участка выдается органами местного самоуправления (часть 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Шайхутдиновой М.Н. не представлено сведений об обращении за разрешением на строительство спорного объекта.

Установлено, что строительство жилого дома осуществлено ею без получения предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов, соответственно ответчик не предприняла мер для получения информации о границах зон с особыми условиями использования территорий.

Таким образом, материалами дела установлено, что принадлежащие истцу газопровод и этанопровод относятся к числу опасных производственных объектов, строительство спорного жилого дома без согласования с истцом в зоне минимально допустимых расстояний является нарушением запрета, установленного нормами действующего законодательства, создает угрозу для жизни и здоровья, что в силу закона является основанием для его сноса ответчиком, их возводившим, допустившим такие нарушения.

Исходя из материалов дела, возможности приведения спорного жилого дома в соответствие с ограничениями использования земельного участка по указанному адресу не имеется.

Довод апелляционной инстанции об отсутствии факта нарушения прав истца сохранением спорной постройки также несостоятелен.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 1047-р (действовавшим на момент возведения спорного жилого дома) утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Перечень).

Пунктом 40 Перечня предусмотрено, что применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» подлежат следующие части СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы»: разделы 1, 2, 3 (пп. 3.1–3.15, 3.18–3.23, 3.25, 3.27), 4 (пп. 4.1, 4.2, 4.4–4.22), 6 (пп. 6.1–6.7, 6.9–6.31*, 6.34*–6.37), 7– 10, 12 (пп. 12.1*, 12.2*, 12.4*, 12.5, 12.7, 12.12*, 12.15*, 12.16, 12.19, 12.20, 12.30–12.33*, 12.35*).

Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 6 октября 2015 года № 2318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Л.В. Осиповой на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, части шестой статьи 28 и частью четвертой статьи 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы» составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений в случаях планируемого строительства зданий и сооружений на земельных участках, входящих в охранную зону магистральных трубопроводов.

Соответственно истец, являющийся специализированной организацией, осуществляющей эксплуатацию газопроваода и этанопровода, обеспечивает соблюдение нормальной эксплуатации опасных производственных объектов в целях исключения возможности их повреждения путем устранения нарушения охранной зоны объектов системы газоснабжения.

Также судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска о выносе трубопроводов за пределы г. Казани, поскольку наличие подобных конструкций обусловлено, в первую очередь, производственной необходимостью собственника и (или) эксплуатирующей организации. Действующее законодательство Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих обязанность организации - собственника системы газоснабжения или эксплуатирующей организацией уменьшать расстояния охранной зоны и (или) зоны минимально допустимых расстояний магистральных трубопроводов путем переноса магистральных линий трубопроводов.

               При этом вопреки доводам апеллянта уполномоченными контролирующими организациями в сфере эксплуатации опасных производственных объектов нарушений, могущих повлечь приостановление или прекращение эксплуатации трубопроводов, не выявлено, их эксплуатация осуществляется в соответствии с действующей декларацией промышленной безопасности, зарегистрированной в декабре 2012 года Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Принимая во внимание, что в силу приведенных положений закона здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу физическими лицами, их возводившими, допустившими такие нарушения, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности перенести магистральные трубопроводы за пределы г. Казани не имеется, в связи с чем судом также обоснованно отказано в удовлетворении встречного иска.

Доводы апелляционной жалобы оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены законного и обоснованного судебного постановления.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, доводы сторон и представленные ими доказательства надлежащим образом исследованы и оценены. При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Приволжского районного суда г. Казани от 24 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шайхутдиновой М.Н. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) в срок, не превышающий трёх месяцев, через суд первой инстанции.

Резолютивная часть апелляционного определения объявлена 24 августа 2023 года.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 25 августа 2023 года.

    Председательствующий    Тютчев С.М.

    Судьи     Курмашева Р.Э.

         Гайнуллин Р.Г.

33-12343/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ООО Газпром трансгаз Казань
Ответчики
Шайхутдинова Минзалифа Назиповна
Яруллин Раель Фидаилович
Другие
МКУ УАиГ ИКМО Г. Казани
Приволжское Управление Ростехнадзора по РТ
ИК МО г. Казани
ИКМО Пестречинского района РТ
ПАО Газпром
МКУ «УГР ИКМО г. Казани»
ИКМО г.Казани
Ростехнадзор по РТ
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Курмашева Рания Энтусовна
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
06.07.2023Передача дела судье
24.08.2023Судебное заседание
01.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2023Передано в экспедицию
24.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее