Дело № 2-171/ 2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 марта 2018 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Смирновой М.Н.,
с участием представителя истца ФИО3- ФИО17, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика- администрации Моргаушского сельского поселения <адрес>, в лице главы ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации Моргаушского сельского поселения <адрес> ФИО2 Республики о признании распоряжения об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, незаконным и обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
ФИО3 обратилась в Моргаушский районный суд с иском к администрации Моргаушского сельского поселения <адрес> ФИО2 Республики о признании распоряжения об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, незаконным и обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях. Требования мотивированы тем, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». Проживает по адресу: ФИО2 Республика, <адрес>, в квартире общей площадью 58,4 кв.м, где кроме нее проживают: дочь- ФИО14, внучка- ФИО13, правнук ФИО6, дочь- ФИО15, внучка- ФИО16, являющиеся членами ее семьи. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет 9,73 кв.м, тогда как учетная норма на территории Моргаушского сельского поселения <адрес> составляет - 12 кв.м. В декабре 2017 года ФИО3, как вдова участника Великой Отечественной войны, обратилась в администрацию Моргаушского сельского поселения <адрес> с заявлением о постановке ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, однако распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № в постановке на учет было отказано со ссылкой на ч. 1 ст. 13 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» и в устной форме разъяснено, что не истек пятилетний срок со дня намеренного ухудшения жилищных условий, установленный ст. 16 вышеуказанного закона. Между тем, ее дочь- ФИО15 всегда проживала с ней. Факт регистрации дочери в 2013 году при наличии доказательств фактического проживания ранее указанной даты, по мнению истца не является доказательством совершения намеренных действий, с целью встать ею на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истец ФИО3 в суд не явилась, обеспечила явку своего представителя по доверенности ФИО17
В судебном заседании представитель истца ФИО17 поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, вновь привел их суду, просил удовлетворить.
Представитель ответчика- администрации Моргаушского сельского поселения <адрес> ФИО7 просил в удовлетворении исковых требований отказать, пояснил, что площадь на каждого члена семьи истца ФИО3 превышает установленную в Моргаушском сельском поселении норму площади для принятия граждан на учет - 12 кв.м. Дочь истца- ФИО15 состоит в зарегистрированном браке с ФИО11, проживающим по адресу: <адрес>, в жилом доме площадью 61 кв.м; дочь- ФИО14 состоит в зарегистрированном браке с ФИО8, проживающим по адресу: <адрес>, в жилом доме площадью 75,5 кв.м. Кроме того, с момента регистрации в квартире ФИО15, не истек установленный ст. 53 ЖК РФ 5-летний сорок.
Третьи лица: ФИО14, ФИО13, действующая в своих интересах и <данные изъяты> ФИО6, ФИО15, ФИО16 в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причина неявки не известна.
Не явились также представители третьих лиц: администрации Моргаушского района, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна; Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (Минтруда Чувашии), отдела социальной защиты населения Моргаушского района Казенного учреждения «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающемся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущих граждан (ч. 2 указанной статьи) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч. 3 статьи), признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст. 12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции Российской Федерации.
К компетенции субъектов Российской Федерации согласно ст. 13 ЖК РФ отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст.14 ЖК РФ отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ст.ст. 2, 4 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 21 Федерального закона «О ветеранах». В частности, п. 4 ч. 1 статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Истец ФИО3, являясь женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию Моргаушского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на государственную поддержку в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений».
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Моргаушского сельского поселения, истцу было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на ч. 1 ст. 13 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании жилищных отношений».
В силу ч. 1 ст. 13 Закона ЧР от 17 октября 2005 года N 42 (ред. от 29.08.2017) «О регулировании жилищных отношений» (принят ГС ЧР 27.09.2005) решение об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимается в случаях, если: 1) не представлены документы, предусмотренные частями 3, 4 и 5 статьи 4 настоящего Закона; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 16 настоящего Закона срок; 4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частями 3, 4, 4.1 статьи 4 настоящего Закона, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Так, согласно ст. 56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи.
Суд признает выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, обоснованными.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением главы администрации Моргаушского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв. м. общей площади жилья на человека.
Из материалов дела следует, что истец проживает по адресу: <адрес> Чувашской Республики.
Собственником жилого помещения является ФИО3, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №. Площадь квартиры составляет 58,4 кв.м.
Согласно выписке из похозяйственной книги № Моргаушского сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в квартире зарегистрированы ФИО3, внучка- ФИО16, внучка- ФИО13, дочь- ФИО14, дочь- ФИО15, правнук- ФИО6
Никто из лиц, зарегистрированных в жилом помещении, принадлежащем ФИО3, зарегистрированного на праве собственности иного жилого помещения не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ №, истец ФИО3 зарегистрирована по адресу: Чувашская Республика, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ; внучка- ФИО16- с ДД.ММ.ГГГГ; дочь- ФИО14- с ДД.ММ.ГГГГ; внучка- ФИО13- с ДД.ММ.ГГГГ; дочь- ФИО15- с ДД.ММ.ГГГГ; правнук- ФИО6- с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО3 к администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как вдовы участника Великой Отечественной войны, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО3 о признании решения администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдовы участника Великой Отечественной войны, было отказано.
Суды пришли к выводу о намеренном характере действий истца по ухудшению своих жилищных условий с целью приобрести право состоят на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку до регистрации ФИО14, ФИО13, ФИО16, ФИО15 в квартире истца жилищная обеспеченность истца составляла более учетной нормы.
В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
До регистрации дочери- ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ истец не нуждалась в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью на каждого проживающего составляла 14,6 кв.м, что выше учетной нормы 12 кв.м, установленной по <адрес>.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
С момента регистрации ФИО15 не истек установленный ст. 53 ЖК РФ пятилетний срок.
Судом также установлено и не оспаривалось сторонами, ФИО15 состоит в зарегистрированном браке с ФИО11, ФИО14 – с ФИО8
Из выписки из похозяйственной книги № Орининского сельского поселения Моргаушского района по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> зарегистрированы ФИО8, дочь- ФИО9 <адрес> жилого дома- 75,5 кв.м.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги № Моргаушского сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, были зарегистрированы ФИО10 (записана первой), сын- ФИО11, сноха- ФИО15 (выбыла в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ), внучка- ФИО16, (выбыла в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ). <адрес> жилого дома- 61 кв.м.
Из изложенного следует, что ФИО14, ФИО15 к моменту регистрации на жилплощади ФИО3 были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания по адресу: <адрес>, и <адрес> <адрес>, соответственно.
Доказательств утраты ими права пользования жилыми помещениями по вышеуказанным адресам суду не представлено.
Как указывалось выше, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Следовательно, обеспеченность общей площадью на каждого проживающего по адресу: <адрес>, выше учетной нормы- 12 кв.м, установленной в <адрес> и на территории Моргаушского сельского поселения.
Согласно ст. 31 ЖК РФ, 292 ГК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником и могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения. Следовательно, истец не была лишена возможности выразить свое волеизъявление по вселению в занимаемое жилое помещение третьих лиц.
Ввиду того, что на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, ответчик обоснованно отказал истцу в постановке на учет по этому основанию.
Требования истца о признании распоряжения администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО3 в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации Моргаушского сельского поселения <адрес> ФИО2 Республики о признании распоряжения главы администрации Моргаушского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» незаконным и обязании принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Алексеева
Мотивированное решение составлено 27 марта 2018 года.