РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Тулун 10 июня 2022 года
Тулунский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи – Гвоздевской А.А.,
при секретаре – Корневой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 812/2022 УИД 38RS0023-01-2022-001090-91 по исковому заявлению муниципального учреждения «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун» к Омеленчук Галине Константиновне о возложении обязанности очистить земельный участок от строительного и бытового мусора, образовавшегося в результате наводнения, произошедшего в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области,
установил:
истец, муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун», обратились в суд с исковым заявлением к Омеленчук Галине Константиновне о возложении обязанности очистить земельный участок от строительного и бытового мусора, образовавшегося в результате наводнения, произошедшего в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, указав в обоснование, что ответчику Омеленчук Г.К. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская ****.
В результате наводнения, происшедшего в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области дом и постройки, находящиеся по адресу: Иркутская **** повреждены, не пригодны для использования по назначению.
На основании постановления № 3606 от 09.08.2019 о признании жилого помещения непригодным для проживания, жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская **** признано непригодным для проживания.
На основании постановления от 29.06.2019г. № 1047 «Об утверждении зоны чрезвычайной ликвидации» ул.Черняховского г. Тулуна включена в перечень улиц, попавших в зону наводнения на территории МО «город Тулун».
В силу п.2 ст.13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Захламление строительным мусором также приводит к деградации земли, она не используется по назначению.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственник имеет обязанности использовать земельные участки способами, которые не должны приносить вред окружающей среде, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, осуществлять мероприятия по охране земель, в том числе пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно статье 76 Земельного кодекса РФ приведение земельных участков в пригодное для использование состояние при их захламлении, других видах порчи, осуществляется гражданами, виновными в указанных земельных нарушениях или за их счет.
В связи с изложенным, просит суд обязать Омеленчук Галину Константиновну ...... очистить земельный участок расположенный по адресу: Иркутская ****, площадью 760кв.м. (кадастровый ***) от строительного и бытового мусора, образовавшийся в результате наводнения, произошедшего в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.
В судебное заседание представитель истца МУ «Администрация г.Тулун» не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена судом надлежащим образом, просила суд рассмотреть дело без участия представителя истца, на удовлетворении требований иска настаивала.
Ответчик Омеленчук Г.К. судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно отчету об отслеживании почтовых отправлений, извещение вручено адресату 01.06.2022.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца и ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 916 утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещение которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (Правила).
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В силу требований ч. 2 ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Как следует из искового заявления, жилой дом, принадлежащий ответчику, признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, в связи с указанным, ответчиком за утраченное в результате чрезвычайной ситуации жилое помещение, реализовано право в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (приобретено вторичное жилье). Жилой дом уничтожен в результате чрезвычайной ситуации, его эксплуатация по назначению невозможна, ответчик в добровольном порядке убрал остатки дома, кроме того истец в заявлении указывает, что в соответствии с требованиями закона, нормы которого приведены в исковом заявлении, на ответчика должна быть возложена обязанность по осуществлению мероприятий по утилизации мусора (очистке территории земельного участка), оставшегося после сноса жилого дома.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязании субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Судом и материалами дела установлено, согласно постановлению Администрации городского округа от 29.06.2019 № 1047 «Об утверждении зоны чрезвычайной ликвидации» ул.Черняховского г. Тулуна включена в перечень улиц, попавших в зону наводнения на территории МО «город Тулун».
Жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская **** принадлежит на праве собственности Омеленчук Галине Константиновне.
Постановлением Администрации городского округа Муниципального образования «город Тулун» от 09.08.2019 №3606 жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская **** признано непригодным для проживания.
Основаниями для признания спорного жилого помещения непригодным для проживания послужило заключение межведомственной комиссии от 09.08.2019 №2462 согласно которому комиссия пришла к выводу о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.
Из уведомления № 17414 от 28.10.2021 следует, что Омеленчук Г.К. уведомлена о необходимости произвести снос дома в срок до 20.11.2021, в порядке предусмотренном градостроительным законодательством. Данное уведомление направлено по адресу: Иркутская ****. Поскольку требование истца не исполнено, истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно акту визуального осмотра помещения от 14.03.2022 в ходе осмотра установлено, что на участке наличие строительного мусора.
Суд, с учетом требований ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что спорный объект недвижимости, признанный в установленном законом порядке непригодным для проживания, создает угрозу обрушения, подлежит сносу, поскольку доступ к нему неограниченного круга лиц является свободным, следовательно, имеется угроза жизни и здоровью граждан. Данный дом, может являться источником возникновения различных инфекций, местом совершения тяжких и особо тяжких преступлений, негативно воздействовать на окружающую природную среду, при этом, следует отметить, что после сноса объекта, должна быть произведена последующая ликвидация свалки с зачисткой территории от строительного мусора, указанное, в силу требований закона, судом возлагается на собственника объекта недвижимого имущества.
Суд учитывает, что ответчиком какие-либо убедительные доказательства, опровергающие обоснование заявленных требований иска, возражения по существу заявленных требований иска в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлены.
В силу требований ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Судом достоверно установлен факт полной и безвозвратной утраты спорного имущества - жилого дома, доказательств обратного ответчиком суду не представлено, а материалы дела не содержат, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, принимая во внимание все установленные по делу обстоятельства, давая анализ имеющимся в деле доказательствам, каждому в отдельности, а затем в совокупности, учитывая исполнение обязательств ответчиком не в полном объеме, суд приходит к выводу что, необходимо обязать Омеленчук Галину Константиновну являющуюся собственником дома расположенного по адресу: Иркутская **** очистить земельный участок, вывезти строительный и бытовой мусор, образовавшийся в результате наводнения, происшедшего в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.
Согласно ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании ст. ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Таким образом, истец освобожден от уплаты государственной пошлины, и с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек, в соответствии с подп.3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования муниципального учреждения «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун» к Омеленчук Галине Константиновне о возложении обязанности очистить земельный участок и вывезти строительный и бытовой мусор, образовавшийся в результате наводнения, произошедшего в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области, удовлетворить.
Обязать Омеленчук Галину Константиновну ...... очистить земельный участок и вывезти строительный и бытовой мусор, образовавшийся в результате наводнения произошедшего в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области по адресу: Иркутская ****.
Взыскать с Омеленчук Галины Константиновны ...... в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.
Судья А.А. Гвоздевская